Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Казахстан в первой половине 18в. Казахско-джунгарские взаимоотношения
Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Прежитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов. Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношение мясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам-мардикар. Принемали на постой войска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек-черной кости. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов « Жеты Жаргы» Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юредически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки. Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы. В конце XVII- начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе- (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе- Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства. Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с северо-сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств. Об этой сложной исторической эпохе Ч.Уалиханов писал: « Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами.». В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнения своего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическая цель джунгарских правителей была - подчинение огромных просторов Казахстана. Итак, отсутствие устойчевых политических и экономических связей между жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшие бедствия и лишения. В начале XVIII в. международные отношения в Центральной Азии обостряли агрессивные действия Джунгарского ханства. Наиболее значительное влияние на международные отношения в Центральной Азии в этот период оказывало джунгаро-казахское противоборство. Наибольшая угроза для казахов в первой половине XVIII в. нависла со стороны Джунгарского ханства. Основная цель нашествий джунгарских правителей на территорию Казахского ханства заключалась в подчинении казахских степей своей власти, в захвате кочевий и пастбищ. В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии. Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у русских оружейников. В конце XVII — начале XVIII вв. хан Тауке направил главные усилия страны на отражение ойратских набегов, восстановил государственность и сохранил территориальную целостность Казахского ханства. В первой четверти XVIII в. к объединению трех жузов казахов побудили вторжения джунгар. Летом 1710 г. с целью создания единого ополчения против джунгар, в районе Каракумов состоялся первый курултай трех казахских жузов. По решению курултая единое ополчение казахов против джунгар возглавил Богенбай батыр. После смерти Тауке хана, из- за обособления трех жузов, внутреннее положение в Казахском ханстве становилось напряженным и противоречивым. Используя не согласованные действия казахов и свое военное превосходство джунгарские войска в 17114717 гг. оккупировали часть Жетысу. В 1718 году близ Аягуза в трехдневном сражении с джунгарами из-за того, что казахские султаны действовали разрозненно, казахские ополчения потерпели поражение. 1723 - 1727 гг. вошли в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия», в этот период особенно пострадала территория Жетысу. Основной причиной трагедии 1723-1727 гг. является отсутствие в казахском обществе политического единства. 1724-25 гг. джунгарами были захвачены в города Туркестан и Ташкент. В организации освободительной борьбы казахских жузов против ойратской агрессии важную роль сыграл хан Абулхаир, На него было возложено общее командование объединенными силами Трех казахских жузов. В районе горы Ордабасы и в их сражениях, казахское войско было, организовано и рассредоточено по принципу принадлежности к жузам. Первая победа казахского народа в борьбе с Джунгарами одержана у р- Буланты в 1726 г. Место сражения и победы казахского ополчения над джунгарами в 1726 г. в ной памяти сохранилась под названием «Калмак кырылган» Выдающуюся роль в объединении казахских родов для освободительной воины с джунгарами сыграли Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий. Самое крупное сражение между казахским ополчением и джунгарами в местности Анракай в 1730 г. закончилось разгромом джунгарских войск, главной причиной " победы казахов над джунгарами в этом сражении является выступление Казахских жузов единым фронтом. Но разногласия среди султанов стали причиной того, что казахи не воспользовались благоприятной ситуацией и результатами победы в Анракайском сражении.. В 30-40-х годах XVIII в. угроза над казахами нависла со стороны Иранского правителя Надир шаха захвативший южные районы Казахстана. По своим последствиям не менее тяжелым чем «Годы Великого бедствия» оказалось нашествие на Средний и Старший жузы Галдан-Цэрэна в 1741-1742 гг. Агрессивная политика Джунгарского ханства представляла собой реальную угрозу не только для казахов, но и для России. Защищая свои экономические интересы, Россия в 1742 г. потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии. На дипломатические протесты России в 1742 г. о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов Галдан-Цэрэн не только не реагировал, а требовал уничтожения русских крепостей в Верхнем Прииртышье В 40-е годы XVIII в. Россия для защиты своих экомических интересов от джунгар возводила новые крепости и форпосты в Верхнем Прииртышье. Казахи не препятствовали их строительству полагая, что крепости станут опорой в борьбе с татарами и они сыграли заметную роль в защите казахов в период джунгарской агрессии в первой половине XVIII в. Главной силой противодействия джунгарской агрессией осталась освободительная борьба народа
Творчество биев Вторую половину XVII и первую половину XVIII веков не зря называют сгустком казахской истории. В те давние времена во главе Казахского ханства стояли Джангер, Тауке, Абулхаир, Абылай. Этот хронологический период отмечен борьбой с внешней агрессией, тенденцией к территориальному росту, многочисленными миграциями внутри Казахстана, развитием этнической общности, изменением в социальном и политическом строе казахов, на историческую арену в этот момент выдвигается институт казахских биев. Конечно, по обычному праву казахов бии решали и уголовные дела. Но более важное значение имело решение гражданских дел, межродовых взаимоотношений, сношений с другими народами. Для них важно было знание норм права ханов, султанов. Отсюда бии должны были обладать памятью и знанием примеров решения различных дел в прошлом, свои доводы бий обязан был подкрепить фольклором, а при состязательности сторон — своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. Вот такими неординарными качествами должны были обладать бии. А так как не каждый бий мог в достаточно полной мере продемонстрировать всю полноту этих качеств, то и значение их было различно. Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би, Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке и пользовался авторитетом и широкой известностью. Одним из известных биев был Айтеке. Он родился между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сейткул в горах Нурата. Отцом его был батыр Акжа, дядя Жаланжос, дед Сеиткул — все известные в истории батыры. До 12 лет воспитывался у отца хана Акжа. Учился с детьми Жалаяжоса в медресе в Бухаре. В 24 года стал бием рода торткара, а в 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза. Другим известным деятелем был Казыбек би. Выходец из рода аргын (каракисек), Казыбек находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Абылае. Один из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Абылая. Вместе с Семеке принимал клятву на верность России. В 60-х годах Цины пытались привлечь его на свою сторону. Однако он отказался от подданства Китаю и, более того, ориентировал в этом смысле хана Абылая. Бий Толе Алибек-улы прожил долгую жизнь, и его деятельность протекала при Тауке, Абулхаире, Абылае. Он принимал участие во всех крупных событиях казахского общества, как во внутренней жизни, так и во внешнеполитических событиях. Усилиями биев, и, прежде всего, Толе би, Казыбек би, Айтеке би, был создан свод норм обычного права «Жеты-Жаргы». В нем удачно соединились старые обычаи ханов Касыма и Ишима с новыми нормами. Сформулированные кратко и точно в форме изречений и афоризмов, положения этого закона сравнительно легко запоминались и бии обязаны были их знать при судебных разбирательствах. В народе они получили известность как «Жеты-Жаргы» (семь установлений) или «Законы Тауке-хана». Толе происходит из дулатовского рода жаныс Поэзия жырау 16-18вв. Идеи гуманизма, воспитания образованного и честного гражданина находят отражение в произведениях казахских жырау 15 -17 вв. Родоначальником казахской поэзии считается Хасан Сабит-улы, известный в народе под именем Асан-Кайгы ( Асана Печального), который родился предположительно между 1361-1370 годами в Поволжье. Другой казахский жырау того времени Шалкиыз Тленши-улы ( 1465 -1560 г.г) Поэт входил в свиту правителя Большой Орды князя Темира. Ряд стихов Шалкиыза-жырау представляют поучения, советы властителю, князю Темиру. В них отражено представление людей далекого средневекового времени о ханах, о достоинствах человека, о порядочности. Акын-жырау выступает как бы посредником между правителем и народом, убеждая себя в том, что если правитель будет прислушиваться к его советам, назиданиям, то между людьми и властью будут установлены согласие, мир, единство. В его толгау всесторонне раскрывается психология кочевника, его эмоция, ум и воля. В своих размышлениях он выявляет характерные черты людей различных сословий (батыра, бия, хана и т.д.) и отдельные стороны их личностных качеств (скромность, смелость, подлость, хвастовство, отвага и др.). Акын призывал народ к единению, близости, родству. Видным деятелем духовной культуры казахского народа 18 века является Бухар-жырау Калкаман-улы (1693-1781 гг). Духовное наследие Бухар-жырау затрагивает почти все стороны социально-политической жизни казахского общества 18 столетия. Он был влиятельным лицом в ставке хана Аблая, одним из его советников и придворных. В своей долгой, почти столетней жизни Бухар-жырау пришлось быть свидетелем многих бедствий, которые терпел казахский народ в результате джунгарского нашествия, феодальной раздробленности и внутренних междуусобиц. Поэтому в его творчестве значительное место занимает призыв к единству, к мирной жизни. Поэт смело вмешивается в политику хана Аблая, в отношения его с казахскими родами и соседними странами. В истории казахской литературы, просвещения известны имена и многих других акынов, сказителей, в творчестве которых центральное место занимал человек, проблемы воспитания и развития личности, его совершенствования. ЭтоКазтуган и Доспамбет жырау (15 век), Жиембет и Маркаска жырау (17 век), Умбетей жырау (18 век) Татикара и Жанак акыны (18 век) и многие другие. В своих произведениях они призывали казахский народ к единению, преодолению межродовой борьбы, воспитанию у детей и молодёжи патриотизма, мужества, трудолюбия, духовно-нравственных, эстетических и физических качеств. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы