Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3 ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯСтр 1 из 11Следующая ⇒
Глава 3 ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ История Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим. Таблица 9. Этапы развития врачевания и медицины в Древней Греции
Сорокина Периодизация истории и врачевания. История Древней Греции' насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют пять основных периодов: 1) крито-ахейский, или эгейский (конец 3-го — конец 2-го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (XI —IX вв. до н.э.); 3) полисный (VIII—VI вв. до н.э.); 4) классический (V—IV вв. до н.э.); 5) эллинистический (30-е годы IV в. — 30 г. до н.э.). Их характеристика приведена в соответствующих разделах главы. В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты (табл. 9). Источники по истории и врачеванию — письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др. Мифология и врачевание Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко 2-му тысячелетию до н. э. Боги в Древней Элладе мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в Древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем — театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) первоначально были предназначены для прославления богов и являлись религиозными церемониями. Культ бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе в VII в. до н. э. Прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) — царь Фессалии и глава семейной врачебной школы Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде». Когда Менелай — «многославный царь» Спарты был ранен в бою, его брат — микенский царь Агамемнон — повелел разыскать Махаона: Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, Мужа, родитель которого — врач безупречный Асклепий, Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса... 1 Древнее название Греции — Эллада (греч. Hellas, Hellados). Самоназвание народа Эллады — эллины (греч. Hellen). Согласно «Илиаде» Гомера так называли себя жители южной части Фессалии (северные древнегреческие территории). Впоследствии это название распространилось на всех греков. У Гомера все греки называются ахейцами. Ахейцы — одно из древнегреческих племен материковой Греции (в Фессалии, Пелопоннесе).
Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину И попытался стрелу из атридова пояса вынуть; Но заостренные зубья обратно ее не пускали. Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник С медной повязкой, — немало над ней кузнецы потрудились. Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,
Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал, Как дружелюбно родитель его был обучен Хироном1. Впоследствии «врач безупречный Асклепий», прославившийся своим врачебным искусством, был признан полубогом и сыном Аполлона — целителя богов, а к VI в. до н.э. — богом врачевания (в Афинах — к 420 г. до н.э.). Иными словами, Асклепия стали считать богом только после того, как Гомер прославил это имя в своих сказаниях. Итак, в греческой мифологии Асклепий почитался как сын Аполлона — бога солнечного света, музыки и поэзии, врачевателя богов и покровителя врачевателей. Согласно мифологической традиции Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев Аида — бога подземного мира и царства мертвых. По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров врачебных знаний Древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (т.е. потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (около 460 г. до н. э.) и считавший себя семнадцатым потомком Асклепия. Наиболее почитаемыми детьми бога Асклепия были: Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, Подалирий, прославившийся врачеванием внутренних болезней, Гигиен — богиня здоровья (греч. Hygieia, лат. Hygia — здоровье) и всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания (от греч. Panacea — средство от всех болезней) (рис. 48). Согласно легенде все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (по преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию, сохранению здо- 1 Гомер. Илиада: Пер. с древнегреч. В.В.Вересаева. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1949. — С. 87-88.
ровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась так же как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос (сын богини ночи Ник-ты и брат-близнец бога смерти Тана-тоса) олицетворял сон (рис. 49); ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова «гипноз»: hypnos — сон). Греческая мифология глубоко проникла не только в древнегреческое искусство и литературу, — и по сей день она остается источником вдохновения. Без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки приемов народного врачевания. В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия (в древнем Риме — Эскулап) и его дочери Гигиен (в Древнем Риме — Салус: лат. salus — здоровье) была змея, которая почиталась в древности как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий изображался с посохом (т.е. палкой для ходьбы), обвитым змеей (рис. 50), а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике с диадемой и шеей, которую она держала в руке и поила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством). Змеи входили также в символику Рис. 50. Асклепий и Гигиея. бога Гермеса (греч. Hermes), который Античная скульптура. Мрамор. олицетворял прибыль, обмен и торгов- Рим. Ватикан лю, был покровителем странников и купцов. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых (греч. Hermes—Psychopompos — Гермес—проводник душ). В его руке всегда был кадуцей (лат. caduceus) — жезл, обвитый двумя змеями, смотрящими одна на другую (что весьма напоминает эмблему вавилонского бога Нингишзиды, см. с. 43, 44). Кадуцей Гермеса считался магическим и служил ему средством усыпления, поэтому Гермес почитался так же как бог сновидений. Позднее кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины. Самым обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Врачебные школы Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины. Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н. э. Ее основные тезисы: 1) организм есть единство противоположностей; 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие) одной из них есть причина болезни; 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу). Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н. э.) (рис. 60) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезы-ванию тел /животных/» (Халкидий)1. Он открыл перекрест зрительных нервов и 1 МаковельскийА. О. Досократики. В 3 ч. — Казань: Изд. кн. магазина М.А. Голубева, 1914—1919. — С. 210.
слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (На основе учения о соках организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.; см. с. 353.) Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnostica; от греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плеврети-ческого трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник Гиппократа. Сицили йская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпе- доклом из Акраганта (Empedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.) в V в. до н. э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отчеканена монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое). Сорокина Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса (Nevros, VI в. до н. э.) с о. Кос и его сына Хрисоса (Chrisos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, по преданию, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные целительные силы — физис (греч. physis — природа). Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияния всей окружающей природы и нарушения питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг»1. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе) направления в медицине. Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того как Гиппократ покинул о. Кос, на самом высоком холме острова, где раньше располагалось скромное святилище Аполлона, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся. Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н. э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма). Сведения о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Достижения этой эпохи не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных врачебных школ, разных направлений, равновеликих по достижениям, естественно-научное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей разных полисов Древней Греции. Гиппократ Почти две с половиной тысячи лет отделяют нас от эпохи, когда жил легендарный врачеватель Древней Греции Гиппократ (V— IV вв. до н. э.) (рис. 61). Это 1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. — М.: Биомедгиз, 1936. — С. 495 — 500. 130
был период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был век Перикла (ок. 444 — 429 гг. до н.э.), в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Лев-киппа, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии — век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества — век Поли-клета, Праксителя и Фидия, в области медицины — век Гиппократа, Эв-рифона, Праксагора...
Дошедшие до нас достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates — укротитель коней) были составлены несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы — врач Соран с о. Кос (ок. II в.); знаменитый лексикограф X в. Свида и филолог, прозаик и поэт XII в. И. Цеце. Все они не были его современниками, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врачевателя. Так, Свида в своем «Лексиконе» («Suida Lexikon») представляет Гиппократа следующими словами: «Гиппократ — косский врач, ...стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства... Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимб-рии и Горгия из Леонтины, ритора и философа, по утверждению некоторых — также Демокрита из Абдер... Проживал он в Македонии, будучи большим другом царя Пер-дикки. Имея двух сыновей Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоронен в Лариссе Фессалийской»1. Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос в первый год 20-й Олимпиады. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия, являясь его семнадцатым потомком. По матери, которую звали Фенарета, Гиппократ происходил из знатного рода Геракл ид ов (т.е. потомков Геракла) и находился в родственных связях с могучими властителями Фессалии и Македонским двором. Медицинскому искусству он обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия (483 — 376 гг. до н.э.). Будучи странствующим врачевателем (греч. periodeutes), Гиппократ много путешествовал по Восточному Средиземноморью (по странам Азии, Африки и Европы). Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жиз- ' Карпов В. П. Вступительная статья // Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог, 1994. — С. 14. ни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер около 370 г. до н.э. в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н.э. показывали ее путешественникам: Здесь погребен Гиппократ, фессалиец, рожденный на Косе, Феба' он был самого, корня бессмертного ветвь. Много болезни врачуя, трофеев воздвиг Гигиее, Много похвал заслужил — знаньем не случаем он2. Неизвестный поэт. (Перевод Ю. Ф. Шулъца) Этим и ограничиваются достоверные биографические сведения о жизни Гиппократа. Однако в дошедших до нас трудах его выдающихся современников несколько раз встречается упоминание имени Гиппократа: дважды в диалогах Платона (427 — 347 гг. до н.э.), однажды у Диокла из Каристы (IV в. до н.э.) и у Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.), причем всегда с неизменным пиететом. Так, в диалоге Платона «Протагор» Сократ спрашивает юношу, пришедшего в Афины для того, чтобы за плату обучаться искусству софистики у знаменитого Протагора: «.'..ты намерен теперь идти к Протагору и заплатить ему за себя деньги; но знаешь ли ты, к какому человеку идешь и чем желаешь сделаться? Вот если бы вздумал ты, например, идти к...Гиппократу с о. Кос из фамилии Асклепиадов, с намерением платить ему за себя, и кто-нибудь спросил бы тебя: какому человеку в лице Гиппократа хочешь ты платить деньги, Что отвечал бы ты? — Врачу, сказал бы я. — А чем думаешь сделаться сам? — Врачом. — Если бы равным образом ты пошел к Поликлету из Аргоса или Фидию из Афин, желая платить им за себя, и кто-нибудь спросил бы тебя: каким людям в лице Поликлета и Фидия намерен ты платить деньги? Как следовало бы отвечать тебе? — Ваятелям, сказал бы я»3. Сравнение Гиппократа с великими скульпторами Древней Эллады Поли-клетом и Фидием ставит знаменитого врачевателя в один ряд с величайшими людьми той блистательной эпохи. Интересно и другое сравнение, которое Аристотель привел в своем труде «Политика». Рассуждая о величии государства, он, желая привести веский аргумент, говорит о Гиппократе: «По численному количеству жителей считают (государство) великим, а следует обращать внимание не на количество, а на силу. Ведь существует дело, свойственное государству, так что то государство, которое в наибольшей степени способно его выполнить, и следует считать величайшим, подобно тому, как о Гиппократе скажут, что он не как человек, а как врач более велик, чем тот, который превосходит его величиной тела»4. 1 Феб — прозвище бога Аполлона. 2 Медицина в поэзии греков и римлян / Сост., вступ. статья, примеч. Ю.Ф.Шульца. — М.: 3 Карпов В. П. Вступительная статья // Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог, 1994. — С. 18. 4 Там же. — С. 21. Рис. 62. Статуя Гиппократа, найденная на о. Кос. Период позднего эллинизма (II—I вв. до н.э.). О. Кос (Греция). Музей Анализ биографий Гиппократа и древнегреческих источников классического периода, в которых есть упоминания о предках или потомках Гиппократа, позволяет восстановить генеалогическое дерево его рода до 17-го колена: Асклепий, Подалирий, Гиппо-лох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клео-миттад, Феодор, Сострат II, Хризамис II, Феодор II, Сострат III, Небр, Гно-сидик, Гиппократ I, Гераклид, Гиппократ II (Великий). В роду потомков Асклепия все были врачевателями. Среди них известно семь Гиппократов. Первым был дед великого Гиппократа — Гиппократ I. Его внук Гиппократ II Великий Косский (вошедший в историю как Гиппократ) «превзошел своего деда, так как стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства». У Гиппократа II было двое сыновей — Фессал и Дракон (известные врачи) и дочь, муж которой Полибий также был врачом. Один из внуков Гиппократа II — Гиппократ IV, сын Дракона, лечил Роксану, жену Александра Македонского. И все семь Гиппократов из рода асклепиадов писали о врачебном искусстве. В асклепейоне на о. Кос найдена статуя Гиппократа (рис. 62), которая хранится в Археологическом музее острова. «Гиппократов сборник» Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста", где бы значилось авторство Гиппократа. Дело в том, что в глубокой древности медицинские знания в Элладе сохранялись и передавались в семейных врачебных школах, т.е. от родителей — детям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство врачевания. В результате это искусство сохранялось внутри узкого круга посвященных. Об этом свидетельствует и фрагмент Клятвы древнегреческих врачевателей:
«...наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому». Первоначально знания передавались устно. Устная традиция сохранялась в Древней Элладе вплоть до VI в. до н. э. (именно в VI в. до н. э. была впервые записана «Илиада» Гомера — первый дошедший до нас памятник древнегреческой (и европейской) письменности). Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяснить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домашнего пользования» и автора просто «знали в лицо». Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей (г. Александрия, Царство Птолемеев), основанном Птолемеем I Сотером (323 — 282 гг. до н.э.) — диадохом (греч. diadochos — последователь) и преемником Александра Македонского, первым правителем эллинистического Египта (см. с. 145). По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тыс. папирусных свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, записанные по-гречески, на ионийском диалекте в V—IV вв. до н. э. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Более того, все они различались по стилю изложения, манере письма, глубине изложения, по философской и врачебной позиции, вплоть до полемики и прямо противоположных мнений, т.е. были написаны различными авторами. Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все эти безымянные (анонимные) медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник» (греч. Hyppokratiki Sillogi; позднее, в латинском переводе — «Corpus Hippocraticum»). Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения древнегреческих врачей, живших в V—III вв. до н. э. В течение 18-ти столетий текст Сборника переписывался от руки на греческом, латинском, арабском и других языках. И только в 1525 г. (после изобретения книгопечатания) он впервые был издан в Риме на латинском языке, через год — в Венеции на греческом и стал одним из самых издаваемых произведений в Европе (рис. 63). Глубокий научный анализ древнегреческих медицинских текстов начался лишь в XIX в., когда французский энциклопедист, филолог и врач Эмиль Литтре (Е. Littre, 1801 — 1881) опубликовал свое грандиозное исследование «Гиппократова сборника» в 10 томах (1839— 1861). Какие труды этого сборника могут принадлежать Гиппократу, до сих пор неясно. «Едва ли найдется два—три сочинения, на которых можно было бы с абсолютной уверенностью выставить имя Гиппократа, ибо этим именем собственно не обозначено ни одно из них», — отмечал С.Г.Ковнер еще в 1883 г.1 1 Ковнер С. Г. Очерки истории медицины. Вып. 2: Гиппократ. — Киев, 1883. — С. 209. 134
Большинство исследователей предполагают, что Гиппократу могли принадлежать самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника». Прежде всего это «Афоризмы» и сходные с ними «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», а возможно, и некоторые другие.
«Афоризмы» (лат. «Aphorismi»; от греч. aphorismos — законченная мысль) во все времена пользовались наибольшей известностью. Они состоят из восьми разделов, в которых собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению Это, пожалуй, единственное произведение «Гиппократова сборника», которое большинством исследователей (Диокл из Каристы, Э.Литтре, Ч. Дарам -бер) признается как подлинное сочинение Гиппократа. Начинается оно следующими словами:
«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности»1. «Чтобы изложить так кратко, — писал автор русского перевода (1840) врач С. Ф. Вольский, — потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человечеству... Если бы Иппократ во всю свою жизнь не написал ничего более, как один этот афоризм, — и тогда врачи должны были бы признать его великим»2. «Прогностика» (греч. prognostike; от греч. pro — перед, gnosis — знание; лат. Prognosticum) представляет выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения и лечения у постели больного. Многие изречения, приведенные в «Прогностике», стали классическими, например, описание лица умирающего больного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый»3. 1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева. Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар 2 Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. — СПб., 1840. — С. 166. 3 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар «Эпидемии в семи частях» (лат. «Epidemiorum Libri VII») по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в Древней Греции понимали не эпидемические (т.е. не инфекционные или заразные), а широко распространенные среди народа заболевания (от греч. epi — над и demos — народ). Это эндемические (от греч. endemos — местный) болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение. «О воздухах, водах, местностях» (лат. «De aere, aquis, locis») — первое дошедшее до нас сочинение, в котором разные формы воздействия окружающей природы на человека обобщены с позиций натурфилософии. Значительное место в этом сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т.е. с условиями окружающей их природы, временем года и т. п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении. Впоследствии (в периоды Поздней античности и Средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных типах людей сформировалось учение о четырех темпераментах (см. с. 251, 252), каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип; слизи (греч. phlegma) — флегматический; желтой желчи (греч. chole) — холерический; черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический (названия этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis — слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло). В наши дни учение о четырех типах телосложения и темперамента у людей, разработанное И.П.Павловым (см. с. 513), базируется на соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и имеет экспериментальное научное обоснование. Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы: 1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные, определяемые образом жизни каждого: «Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всем и чем все мы пользуемся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием». «...Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого...»1. Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, 1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Карпова. — М.: Биомедгиз, 1936. — С. 204. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 3813; Нарушение авторского права страницы