Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Медицина эллинистического периода



(IV в. до н.э. — I в. до н.э.)

История

Эллинистический период является заключительным этапом развития древ­негреческой цивилизации1 — ее «высочайшим внешним расцветом» (К.Маркс). Он охватывает три столетия истории Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и связан с царствованием Александра Македонского.

К середине IV в. до н. э. греческие полисы, ослабевшие в результате длитель­ной междоусобной борьбы, утратили политическую независимость и в 337 г. до н.э. оказались под властью Македонии. После убийства македонского царя Филиппа II (336 г. до н.э.) на престол взошел его двадцатилетний сын Алек­сандр Македонский (356 — 323 гг. до н.э.). Ученик Аристотеля, он уже в сем­надцатилетнем возрасте замещал на престоле отца на период его походов, а в 18 лет командовал македонской конницей во время военных действий. Весной 335 г. до н.э., возобновив союз эллинских государств и Македонии, Александр начал свои завоевания на Востоке, одержимый идей объединения в одном государстве всех народов Европы и Азии.

После смерти Александра его огромная держава, которая простиралась от Сицилии до Гималаев, от Черного моря до Индии и включала значительные территории Европы, Азии и Африки, раскололась на несколько эллинисти­ческих государств (рис. 65), которые существовали еще почти три столетия. Самым процветающим среди них было греко-египетское Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ливия) со столичным городом Александрией — крупным центром мировой торговли и культуры Средиземноморья, основан­ным Александром в дельте Нила в 331 г. до н.э.

Закончилась эпоха эллинизма в 30 г. до н.э., когда последнее эллинистиче­ское государство — Египет, завоеванное римлянами, вошло в состав Великой Римской империи.

Беспрецедентная по своим масштабам колонизация и «эллинизация» Вос­тока способствовали распространению достижений греческой полисной куль­туры, философии и искусства далеко за пределами Эллады. В результате похо­дов Александра осуществилось плодотворное взаимодействие культур Древней Греции и стран Востока (Египта, Сирии, Парфии, Палестины, Армении, Аравии, Индии). «Эллинистическая культура стала синтезом греческой поли­сной и древневосточной культуры, но в этом синтезе структурообразующую роль играла греческая культура, именно она определяла облик эллинистичес­кой культуры, — отмечает В. И. Кузищин, ведущий в нашей стране специа­лист по истории Древнего мира, — Греческий облик эллинистической культу­ры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства

1 В некоторых старых учебниках эллинистический период излагается отдельно от истории Древней Греции. В современной исторической науке эпоха эллинизма рассматривается как неотъем­лемая часть истории Древней Греции (см. «История Древней Греции: Учебник для вузов / Под ред. В. И.Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. — С. 273 — 371). По словам К.Маркса, это был «высочайший внешний расцвет Греции». Греческая философия, греческий язык и греческая культура распространились далеко за ее пределами. В Александрийском Мусей-оне трудились греческие ученые (Архимед, Птолемей, Зенон, Герофил, Эразистрат).


 


 


Условные обозначения: Государства:

© - ГРЕЦИЯ; © - МАКЕДОНИЯ; Ф - БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО; ® - ПЕРГАМ;

© - ВИФИНИЯ; © - ФРИГИЯ; ® - КАППАДОКИЯ; ® - АНТРОПАТЕНА

210 0 210 420 км

Города: 1 — Афины; 2 — Пергам; 3 — Пантикапей

границы эллинистических государств к концу III в. до н.э.

Рис. 65. Распад державы Александра Македонского. IV в. до н.э.

культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало)»1.

Философские основы

Большое значение для развития естественно-научного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристо­теля из Стагиры (Aristoteles, 384 — 322 гг. до н.э.) — «эпоха Александра была эпохой Аристотеля» (К.Маркс). Отец Аристотеля был придворным врачевате­лем македонского царя и считал себя потомком Махаона. В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушате­лем, преподавателем и равноправным членом содружества философов-плато­ников. После смерти Платона Аристотель оставил Академию и много путе­шествовал, затем в течение трех лет был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. Аристотель основал свою самую знаменитую в то время школу перипатетиков (греч. peripatos — место для прогулок).


1 История Древней Греции: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. — С. 355.


3-е изд., перераб.


Рис. 66. Аристотель и его представления о соотношении четырех первоначал и че­тырех телесных соков. Бюст римского времени. Бронза. Рим. Национальный музей терм

Желтая желчь Огонь
Сухость \

В своих натурфилософских воз­зрениях Аристотель как бы соеди­нил положения учения Демокрита с философией Платона. Он принял платоновскую «идею» (и вместе с тем пытался преодолеть ее), так же как принял и механистический ма­териализм Демокрита. Однако ато­мистика Демокрита не могла объяс­нить его телеологию (греч. teleologia; от telos — цель), т.е. целесообраз­ную организованность живых су­ществ. Позднее перипатетики раз­вивали каузальные (лат. causalis; от causa — причина), т.е. причинно-следственные принципы вместо телеологических. Их представления о природе нарушали сложившиеся представления о боге.

и о. U
Влажность
Холод
Вода Флегма

Аристотель верил в бессмертие души, что позднее было использо­вано средневековой схоластикой (см. с. 257). По его представлениям Земля покоится в центре Вселен­ной, которая вечна. В земной при­роде существует иерархия разных

форм субстанций (от минералов до человека); все они состоят из огня, возду­ха, воды и земли (рис. 66) и являются вечными и неизменными.

Труды Аристотеля по логике, политике, риторике, психологии, этике, фи­зике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнитель­ной анатомии животных и медицине представляют энциклопедию античной науки конца классического периода. Они оказали огромное влияние на философские направления эпохи эллинизма, Средневековья и Нового времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2097; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь