Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские основы древнегреческой медицины



В Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого фи­лософского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis; греч. philosophia — любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были философами, и наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.

Формировалась греческая философия в VII—VI вв. до н. э. главным образом в Ионии — греческих поселениях на Малоазиатском побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Книд и др.

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их мнению, «ни одна вещь не возникает... и не исчезает, так как всегда сохраняется одна и та же природа» (Аристотель). Каждый из них пытался найти первоначало мира, т.е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Thales, 624 — 546 гг. до н.э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля.

Последователь Фалеса — Анаксимандр из Милета (Anaximandros, ок. 611 — 546 гг. до н. э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая перво-материя — апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный), т.е. вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Он первый сде­лал попытку всеобъемлющего и рационального объяснения жизни и мира, включая естественное толкование происхождения звезд, облаков и землетря­сений.

Другой последователь Фалеса — Анаксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585 — 525 гг. до н. э.) считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряже­нии образуется огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (т.е. количество первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).

Гераклит из Эфеса (Herakleitos, ок. 554 — 483 гг. до н.э.) видел сущность бытия в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и веч­ной борьбе противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В отличие от первых ионийских натурфилософов, которые иска­ли устойчивое первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех пре­вращений является огонь.


Левкипп из Милета или Абдер (Leu-kippos, ок.500 —440 гг. до н.э.) объяс­нял все происходящее в мире движе­нием мельчайших частиц — атомов (греч. atomos — неделимый) в абсолют­ной пустоте.

Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (Demdkritos, 460 — 371 гг. до н. э.), взяв за основу атомистическую доктри­ну своего учителя, создал целостную систему античной атомистики.

Будучи человеком энциклопедиче­ских знаний, Демокрит оставил множе­ство философских и естественно-науч­ных сочинений, из которых до нас дош­ли лишь фрагменты. В них встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, ли­хорадке, прогностике, собачьем бешен­стве, лекарствах и т.п. Он считал, что все жизненные процессы, даже мышле­ние, можно объяснить движением и свя­зями атомов. Философия Демокрита была направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воп­лощением явлений природы:

«Здоровья просят у богов в своих мо­литвах люди, а того не знают, что они сами


Рис. 59. Платон в окружении величайших греческих философов: Зенона, Аристотеля, Пифагора, Эпикура, Сократа и Теофраста.

Мозаика из Помпеи.

Неаполь. Национальный археологический музей


имеют в своем распоряжении средства к этому. Невоздержностью своею противодей­ствуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям»1.

Философские воззрения Демокрита представляют вершину естественно­научного знания античности.

Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал Платон из Афин (Plato, 427 — 347 гг. до н.э.), один из вы­дающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его первоначальном смысле. Главное философское ядро учения Платона — тео­рия идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей (греч. idea — первообраз, самая суть). Потрясенный су­дом и казнью своего учителя Сократа, Платон направил все усилия на разра­ботку проекта справедливого государственного устройства и в результате соз­дал философию объективного идеализма (начала этого учения заложили еще пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые отношения). Таким образом, основными составляющими учения Платона являются: уче­ние о государстве и теория идей, а также этика и гносеология — учение о познании (от греч. gnosis — познание и logos — учение).

1 Маковельский А. О. Демокрит. — Баку: Изд-во Азерб. ГУ, 1926. — С. 22.


В 388 г. до н. э. Платон основал в Афинах собственную философскую школу «Академия Платона» (греч. Akademia; от названия местности в Афинах — Ака-дема, где Платон собирал своих учеников) (рис. 59). Академия имела правовой статус культового союза. Ее члены платили ежемесячные членские взносы, проживали совместно с учителями и занимались главным образом математи­кой и построенной на ней своеобразной диалектикой (греч. dialektike — 1) искусство вести спор; 2) наука об общих законах развития природы, об­щества и мышления).

Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформиро­вались две основные классические системы античной философии: естественно­научное (материалистическое) атомистическое учение, сформулированное в трудах Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они по­влияли на формирование медицины, которая в Древнем мире была неотделима от философии. Ионийская натурфилософия стала инструментом познания основ­ных причин заболеваний и процесса болезни. Характерная для античных философ­ских систем тенденция к систематизации знаний способствовала развитию систем­ных представлений и в медицине, вела к созданию теорий болезни и зарождению самостоятельных направлений (анатомия и хирургия периода эллинизма).

Врачебные школы

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передо­вые врачебные школы, которые в классический период располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Афри­ке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появив­шиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н. э. Ее основные тезисы: 1) организм есть единство противоположностей; 2) здоро­вый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влаж­ного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие) одной из них есть причина болезни; 3) противо­положное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н. э.) (рис. 60) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезы-ванию тел /животных/» (Халкидий)1. Он открыл перекрест зрительных нервов и

1 МаковельскийА. О. Досократики. В 3 ч. — Казань: Изд. кн. магазина М.А. Голубева, 1914—1919. — С. 210.


 

слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о голов­ном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причи­нах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

Рис. 60. Бюст Алкмеона из Кротона. Обожженная красная глина

Книдская врачебная школа стала пред­метом гордости своего города и принес­ла ему широкую известность. В этой шко­ле развивалось учение о четырех теле­сных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблаго­приятное (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (На основе учения о соках организма сфор­мировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с неко­торыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.; см. с. 353.) Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnostica; от греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плеврети-ческого трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевате­лем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник Гиппократа.

Сицили

йская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпе- доклом из Акраганта (Empedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.) в V в. до н. э. и про­должала существовать во времена Платона и Аристотеля.

Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевате­лем и жрецом.

Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непозна­ваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются механически; многообразие мира есть результат различных про­порций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы клас­сического учения об элементах.

Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему припи­сывают спасение г. Селинунта от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отчека­нена монета.

Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояния­ми (горячее, холодное, влажное и сухое).


Сорокина



Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса (Nevros, VI в. до н. э.) с о. Кос и его сына Хрисоса (Chrisos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свиреп­ствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, по преданию, исполнили ее наилучшим обра­зом: эпидемия была прекращена.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы вос­принимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные це­лительные силы — физис (греч. physis — природа). Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияния всей окружающей природы и наруше­ния питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь свя­щенною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг»1.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях; утверждали основы вра­чебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели боль­ного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе) направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Велико­го (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того как Гиппократ поки­нул о. Кос, на самом высоком холме острова, где раньше располагалось скром­ное святилище Аполлона, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н. э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрий­ской врачебной школы (период эллинизма).

Сведения о врачевателях Древней Греции классического периода достаточ­но ограничены. Достижения этой эпохи не сводятся только к имени Гиппокра­та (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных врачебных школ, разных направлений, равновеликих по достижениям, естественно-на­учное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели боль­ного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевате­лей разных полисов Древней Греции.

Гиппократ

Почти две с половиной тысячи лет отделяют нас от эпохи, когда жил леген­дарный врачеватель Древней Греции Гиппократ (V— IV вв. до н. э.) (рис. 61). Это

1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. — М.: Биомедгиз, 1936. — С. 495 — 500. 130


 

был период высочайшего расцвета Древней Греции и эллинской культу­ры, когда каждая отрасль человечес­кой деятельности имела своих выдаю­щихся представителей. В политике это был век Перикла (ок. 444 — 429 гг. до н.э.), в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Лев-киппа, Демокрита, Эмпедокла, Анак­сагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии — век Пиндара, Эсхила, Со­фокла, Еврипида и Аристофана, в об­ласти ваяния и зодчества — век Поли-клета, Праксителя и Фидия, в облас­ти медицины — век Гиппократа, Эв-рифона, Праксагора...

Рис. 61. Бюст Гиппократа. Римская копия с греческого оригинала II в. до н.э. Мрамор. Найден в Остии. Рим. Museo della Via Ostience

Дошедшие до нас достоверные све­дения о жизни Гиппократа весьма ог­раничены. Первые биографии Гиппо­крата (греч. Hippokrates — укротитель коней) были составлены несколько сто­летий спустя после его смерти. Их авто­ры — врач Соран с о. Кос (ок. II в.); знаменитый лексикограф X в. Свида и филолог, прозаик и поэт XII в. И. Це­це. Все они не были его современника­ми, и потому их повествование носит отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врачевателя. Так, Свида в своем «Лексико­не» («Suida Lexikon») представляет Гиппократа следующими словами:

«Гиппократ — косский врач, ...стал звездой и светом полезнейшего для жизни вра­чебного искусства... Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимб-рии и Горгия из Леонтины, ритора и философа, по утверждению некоторых — также Демокрита из Абдер... Проживал он в Македонии, будучи большим другом царя Пер-дикки. Имея двух сыновей Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоро­нен в Лариссе Фессалийской»1.

Таким образом, известно, что Гиппократ родился на о. Кос в первый год 20-й Олимпиады. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия, являясь его семнадцатым потомком. По матери, которую звали Фенарета, Гиппократ происходил из знатного рода Геракл ид ов (т.е. потомков Геракла) и находился в родственных связях с могучими властителями Фессалии и Македонским двором. Медицин­скому искусству он обучался у своего деда и отца, позднее в Книде, а затем у Геродика и софиста Горгия (483 — 376 гг. до н.э.). Будучи странствующим вра­чевателем (греч. periodeutes), Гиппократ много путешествовал по Восточному Средиземноморью (по странам Азии, Африки и Европы). Слава о его врачеб­ном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жиз-

' Карпов В. П. Вступительная статья // Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог, 1994. — С. 14.


ни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер около 370 г. до н.э. в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни.

Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н.э. показыва­ли ее путешественникам:

Здесь погребен Гиппократ, фессалиец,

рожденный на Косе,

Феба' он был самого, корня бессмертного ветвь. Много болезни врачуя, трофеев воздвиг Гигиее, Много похвал заслужил — знаньем не случаем он2.

Неизвестный поэт.

(Перевод Ю. Ф. Шулъца)

Этим и ограничиваются достоверные биографические сведения о жизни Гиппократа.

Однако в дошедших до нас трудах его выдающихся современников несколь­ко раз встречается упоминание имени Гиппократа: дважды в диалогах Платона (427 — 347 гг. до н.э.), однажды у Диокла из Каристы (IV в. до н.э.) и у Арис­тотеля (384 — 322 гг. до н.э.), причем всегда с неизменным пиететом.

Так, в диалоге Платона «Протагор» Сократ спрашивает юношу, пришедше­го в Афины для того, чтобы за плату обучаться искусству софистики у знаме­нитого Протагора:

«.'..ты намерен теперь идти к Протагору и заплатить ему за себя деньги; но знаешь ли ты, к какому человеку идешь и чем желаешь сделаться? Вот если бы вздумал ты, например, идти к...Гиппократу с о. Кос из фамилии Асклепиадов, с намерением платить ему за себя, и кто-нибудь спросил бы тебя: какому человеку в лице Гиппокра­та хочешь ты платить деньги, Что отвечал бы ты? — Врачу, сказал бы я. — А чем думаешь сделаться сам? — Врачом. — Если бы равным образом ты пошел к Поликлету из Аргоса или Фидию из Афин, желая платить им за себя, и кто-нибудь спросил бы тебя: каким людям в лице Поликлета и Фидия намерен ты платить деньги? Как следо­вало бы отвечать тебе? — Ваятелям, сказал бы я»3.

Сравнение Гиппократа с великими скульпторами Древней Эллады Поли-клетом и Фидием ставит знаменитого врачевателя в один ряд с величайшими людьми той блистательной эпохи.

Интересно и другое сравнение, которое Аристотель привел в своем труде «Политика». Рассуждая о величии государства, он, желая привести веский ар­гумент, говорит о Гиппократе:

«По численному количеству жителей считают (государство) великим, а следует обращать внимание не на количество, а на силу. Ведь существует дело, свойственное государству, так что то государство, которое в наибольшей степени способно его вы­полнить, и следует считать величайшим, подобно тому, как о Гиппократе скажут, что он не как человек, а как врач более велик, чем тот, который превосходит его величи­ной тела»4.

1 Феб — прозвище бога Аполлона.

2 Медицина в поэзии греков и римлян / Сост., вступ. статья, примеч. Ю.Ф.Шульца. — М.:
Медицина, 1987. — С. 24.

3 Карпов В. П. Вступительная статья // Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог, 1994. — С. 18.

4 Там же. — С. 21.


Рис. 62. Статуя Гиппократа, найденная на о. Кос.

Период позднего эллинизма (II—I вв. до н.э.).

О. Кос (Греция). Музей

Анализ биографий Гиппократа и древнегреческих источников класси­ческого периода, в которых есть упо­минания о предках или потомках Гиппократа, позволяет восстановить ге­неалогическое дерево его рода до 17-го колена: Асклепий, Подалирий, Гиппо-лох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клео-миттад, Феодор, Сострат II, Хризамис II, Феодор II, Сострат III, Небр, Гно-сидик, Гиппократ I, Гераклид, Гип­пократ II (Великий).

В роду потомков Асклепия все были врачевателями. Среди них известно семь Гиппократов. Первым был дед велико­го Гиппократа — Гиппократ I. Его внук Гиппократ II Великий Косский (вошед­ший в историю как Гиппократ) «пре­взошел своего деда, так как стал звез­дой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства». У Гиппократа II было двое сыновей — Фессал и Дракон (известные врачи) и дочь, муж кото­рой Полибий также был врачом. Один из внуков Гиппократа II — Гиппократ

IV, сын Дракона, лечил Роксану, жену Александра Македонского. И все семь Гиппократов из рода асклепиадов писали о врачебном искусстве.

В асклепейоне на о. Кос найдена статуя Гиппократа (рис. 62), которая хра­нится в Археологическом музее острова.

«Гиппократов сборник»

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного тек­ста", где бы значилось авторство Гиппократа.

Дело в том, что в глубокой древности медицинские знания в Элладе со­хранялись и передавались в семейных врачебных школах, т.е. от родителей — детям и единичным ученикам, пожелавшим за плату изучать искусство вра­чевания. В результате это искусство сохранялось внутри узкого круга посвя­щенных. Об этом свидетельствует и фрагмент Клятвы древнегреческих враче­вателей:

 

«...наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сы­новьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону меди­цинскому, но никому другому».

Первоначально знания передавались устно. Устная традиция сохранялась в Древней Элладе вплоть до VI в. до н. э. (именно в VI в. до н. э. была впервые записана «Илиада» Гомера — первый дошедший до нас памятник древнегре­ческой (и европейской) письменности).

Анонимность первых древнегреческих медицинских текстов можно объяс­нить тем обстоятельством, что вначале они составлялись как бы «для домаш­него пользования» и автора просто «знали в лицо».

Первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей (г. Александрия, Царство Птолеме­ев), основанном Птолемеем I Сотером (323 — 282 гг. до н.э.) — диадохом (греч. diadochos — последователь) и преемником Александра Македонского, первым правителем эллинистического Египта (см. с. 145).

По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тыс. папирус­ных свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, записанные по-гречески, на ионийском диалекте в V—IV вв. до н. э. Все они были безымянны­ми: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано ав­торство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Более того, все они различались по стилю изложения, манере письма, глуби­не изложения, по философской и врачебной позиции, вплоть до полемики и прямо противоположных мнений, т.е. были написаны различными авторами. Около 280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя после смерти Гиппократа, все эти безымянные (анонимные) медицинские тексты были объединены в один каталог и составили единое собрание. В честь легендарного врача Древней Греции его назвали «Гиппократов сборник» (греч. Hyppokratiki Sillogi; позднее, в латинском переводе — «Corpus Hippocraticum»). Таким образом, александрий­ские ученые сохранили для потомков сочинения древнегреческих врачей, жив­ших в V—III вв. до н. э.

В течение 18-ти столетий текст Сборника переписывался от руки на гречес­ком, латинском, арабском и других языках. И только в 1525 г. (после изобрете­ния книгопечатания) он впервые был издан в Риме на латинском языке, че­рез год — в Венеции на греческом и стал одним из самых издаваемых произве­дений в Европе (рис. 63).

Глубокий научный анализ древнегреческих медицинских текстов начался лишь в XIX в., когда французский энциклопедист, филолог и врач Эмиль Литтре (Е. Littre, 1801 — 1881) опубликовал свое грандиозное исследование «Гиппократова сборника» в 10 томах (1839— 1861).

Какие труды этого сборника могут принадлежать Гиппократу, до сих пор неясно. «Едва ли найдется два—три сочинения, на которых можно было бы с абсолютной уверенностью выставить имя Гиппократа, ибо этим именем соб­ственно не обозначено ни одно из них», — отмечал С.Г.Ковнер еще в 1883 г.1

1 Ковнер С. Г. Очерки истории медицины. Вып. 2: Гиппократ. — Киев, 1883. — С. 209. 134


 

HIPPOCRATIS СО!, ^ MEDICORVM OMNIVM Ionge principis, opera quac ad nos extal omnia: per Ianu Cornar/um Medicum Phyflcum Iatina lingua confcripta, & denuo ex toto recognita. Addito Indue [acundiflimo.

Большинство исследователей предпола­гают, что Гиппократу могли принадле­жать самые выдающиеся работы «Гиппок­ратова сборника». Прежде всего это «Афо­ризмы» и сходные с ними «Прогности­ка», «Эпидемии», «О воздухах, водах, ме­стностях», а возможно, и некоторые дру­гие.

BASILEAE, ANNO M. D. LUll. Cum gratia Si priuilegio Imp Ma ieftatis ad annos quit»).

«Афоризмы» (лат. «Aphorismi»; от греч. aphorismos — законченная мысль) во все времена пользовались наибольшей изве­стностью. Они состоят из восьми разде­лов, в которых собраны диетические и врачебные наставления по лечению внут­ренних болезней, хирургии и родовспо­можению Это, пожалуй, единственное произведение «Гиппократова сборника», которое большинством исследователей (Диокл из Каристы, Э.Литтре, Ч. Дарам -бер) признается как подлинное сочине­ние Гиппократа. Начинается оно следую­щими словами:

Рис. 63. Титульный лист «Гиппократова сборника». Издание Фробена. На латин­ском языке. Базель, 1538. Милан. Biblioteca di Brera

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обман­чив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что не­обходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способ­ствовать врачу в его деятельности»1.

«Чтобы изложить так кратко, — писал автор русского перевода (1840) врач С. Ф. Вольский, — потребны были чрезвычайный ум, многолетняя опытность и обширная ученость, тонкое внимание, редкая любовь к науке и человече­ству... Если бы Иппократ во всю свою жизнь не написал ничего более, как один этот афоризм, — и тогда врачи должны были бы признать его великим»2.

«Прогностика» (греч. prognostike; от греч. pro — перед, gnosis — знание; лат. Prognosticum) представляет выдающееся сочинение по древнегреческой тера­пии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблю­дения и лечения у постели больного. Многие изречения, приведенные в «Про­гностике», стали классическими, например, описание лица умирающего боль­ного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый»3.

1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева. Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар­
пова. — М: Сварог, 1994. — С. 695.

2 Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. — СПб., 1840. — С. 166.

3 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар­
пова. — М.: Сварог, 1994. — С. 310.


«Эпидемии в семи частях» (лат. «Epidemiorum Libri VII») по своему духу близ­ки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в Древней Греции понимали не эпидемические (т.е. не инфекционные или заразные), а широко распространен­ные среди народа заболевания (от греч. epi — над и demos — народ). Это эндеми­ческие (от греч. endemos — местный) болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкрет­ное представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эл­лады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состо­яние и лечение.

«О воздухах, водах, местностях» (лат. «De aere, aquis, locis») — первое до­шедшее до нас сочинение, в котором разные формы воздействия окружающей природы на человека обобщены с позиций натурфилософии.

Значительное место в этом сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным обра­зом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т.е. с условиями окружающей их природы, временем года и т. п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особен­ности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лече­нии.

Впоследствии (в периоды Поздней античности и Средневековья) на основе древне­греческих представлений о четырех телесных соках и различных типах людей сформи­ровалось учение о четырех темпераментах (см. с. 251, 252), каждый из которых связы­вался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) — сангвинический тип; слизи (греч. phlegma) — флегматический; желтой желчи (греч. chole) — холерический; черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический (назва­ния этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis — слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло).

В наши дни учение о четырех типах телосложения и темперамента у людей, разра­ботанное И.П.Павловым (см. с. 513), базируется на соотношении процессов возбужде­ния и торможения в центральной нервной системе и имеет экспериментальное науч­ное обоснование.

Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две груп­пы: 1) общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные, определяемые образом жизни каждого:

«Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всем и чем все мы пользу­емся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием».

«...Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого...»1.

Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание,

1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар­пова. — М.: Биомедгиз, 1936. — С. 204.


закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Эллады не было).

Наиболее суровым было воспитание спартанцев. В Спарте слабых и больных малень­ких детей сбрасывали в море со скалы Тайгета. Здоровые дети после семи лет перестава­ли принадлежать своим родителям и до 30 лет воспитывались воинами в строгих ограни­чениях и под суровым надзором. Остриженные наголо, босые, в одном и том же платье в жару и холод, постигали они военное спартанское искусство, упражняясь в кулачном бою, борьбе и гимнастике. После 30 лет спартанцу предписывалась семейная жизнь, но и она не прекращала постоянных гимнастических упражнений.

Спартанские женщины также занимались гимнастикой: бег, прыжки, метание дис­ка и копья были обязательными составляющими их воспитания, — ведь у здоровых воинов должны быть здоровые матери.

Спартанские женщины пользовались большим уважением, наравне с мужчинами имели все права и разделяли все беды. Они не имели права оплакивать мужей и сыно­вей, погибших в битве, чтобы другие мужчины не стали считать злом смерть в бою за Родину. Мать-спартанка желала сыну вернуться домой или с победой (со щитом), или мертвым (на щите), — третьего (т.е. поражения) не допускалось, потому что слава и безопасность Отчизны были для спартанцев превыше всего.

Со временем гимнастика в Древней Элладе приобрела самостоятельное значение. Начиная с 776 г. до н.э., каждые четыре года в Олимпии, где находился храм Зевса, стали проводиться Олимпийские игры, где лучшие из лучших состязались в беге, ме­тании диска и копья, в прыжках в длину, кулачной борьбе и конном спорте. На время игр провозглашалось священное перемирие, которое никто не имел права нарушить. Известен факт, когда царь Филипп Македонский приносил свои извинения по поводу обиды, нанесенной одним из его солдат человеку, шедшему в Олимпию. Победитель Олимпийских игр награждался оливковым венком и переводился на общественное содержание, ему воздавались почести, в его честь воздвигалась статуя атлета.

Сочинения по хирургии (греч. cheirurgia; от cheir — рука и ergon — дело, работа; лат. chirurgia) «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суста­вов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Элладе учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправле­нии суставов» описана «скамья (Гиппократа)» — рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древ­ней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачева­тели занимались в основном областью хирургии, включающей травматологию и десмургию (греч. desmurgia — учение о повязках; от desmos — перевязка и ergon — дело, работа).

В «Гиппократовом сборнике» приведены описания некоторых заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости), а также полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка), даны рекоменда­ции по устранению дурного запаха изо рта. При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и мест­ные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевично-


го отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению прибегали, только когда зуб был расшатан (возможно, из-за несовершенства экстракционных щипцов; их образец хранится в святилище Аполлона в Дельфах). Древние греки достигли большого совершенства в лечении вывиха и перелома челюсти: они умело ус­танавливали кость нижней челюсти на место, предварительно обмотав руки оператора плотной тканью.

В небольшом сочинении «О прорезывании зубов» описаны состояния детей грудного возраста, связанные с периодом прорезывания зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель).

В целом, «Гиппократов сборник», объединивший труды разных врачебных школ, представляет энциклопедию древнегреческой медицины классического пери­ода. В нем перечислено более 250 лекарственных средств растительного и около 50 средств животного происхождения. Собранные в нем работы отразили есте­ственно-научные представления древнегреческих врачей о неразрывном един­стве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней с усло­виями жизни и о целительных силах природы; донесли до наших дней их пере­довые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 3587; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь