Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские основы медицины Древнего Рима
Мировоззрение римлян в значительной степени испытало влияние культуры и философии народов, входивших на определенных этапах истории в состав Римской империи и, прежде всего, греков, греческой философии и греческой религии. К III в. до н.э. римляне восприняли древнегреческую мифологию и отождествили греческих богов со своими древними италийскими богами. Так, Юпитер (греч. Зевс) почитался как бог грома, неба, дождя и молний; Марс (греч. Арес) — бог войны; Юнона (греч. Гера) — покровительница женщин, брака и деторождения; Минерва (греч. Афина) — богиня мудрости, покровительница ремесел; Венера (греч. Афродита) — богиня любви и плодородия; Вакх (греч. Дионис) — бог вина (отсюда — «вакханалия»); Меркурий (греч. Гермес) — покровитель путников и торговли, вестник олимпийских богов; Аполлон (лат. Phoebus — Феб, прозвище Аполлона) — бог Солнца и света; Эскулап (греч. Асклепий) — покровитель врачей и медицины.
Распространение греческой философии в среде высшей римской аристократии привело к скептическому отношению к религиозным верованиям в римском обществе. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности и рассматривалась главным образом как необходимое средство управления народом1.
Во II в. до н. э. древнегреческая философия широко распространилась в римском обществе. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло в философию древних римлян и ярко проявилось в трудах виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (Lucretius Cams, Titus, 96 — 51 гг. до н.э.). Его замечательная поэма в стихах «О природе вещей» (лат. «De rerum natura») в 6 книгах (переведенная на русский язык с подробными комментариями) явилась энциклопедией того времени (рис. 74). Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории (идея развития, отрицание бессмертия души, загробного воздая- ния и вмешательства богов в жизнь Все- 1 История Древнего Рима: Учебник для вузов по спец. «История» / Под ред. В. И. Кузищина. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 175. ленной, атомистическая природа мироздания, происхождение земли, неба, моря, небесных тел и живых существ). Эта философская поэма имела ясную цель — «дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия и мистики, показать любовь и наслаждение жизнью»1. «Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно обрушивались отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена...», — писал академик С.И.Вавилов в предисловии к изданию русского перевода поэмы2. Вопросы естествознания и медицины в поэме «О природе вещей» рассматриваются с точки зрения атомистического учения. В живой поэтической форме Лукреций говорит о сложных философских понятиях, строении живых организмов и передаче признаков из поколения в поколение, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает современные ему представления о заразных болезнях: Ну, а теперь, отчего происходят болезни, откуда Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая, Я объясню. Существует немало семян всевозможных, Как указал я уже, из которых одни животворны, Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти, К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно И небеса возмутят, зараженным становится воздух. Весь этот гибельный мор, все повальные эти болезни Или приходят извне и, подобно туманам и тучам, Сверху через небо идут, иль из самой земли возникают, Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва... Новая эта беда и зараза, явившись внезапно, Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает, Иль на пище другой для людей и на пастьбах скотины, Иль продолжает висеть, оставался в воздухе самом; Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух, Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу3. (Перевод Ф. А. Петровского) Говоря о «гибельно смешанном воздухе», который при вдыхании несет в организм человека семена «болезни и смерти», Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала (не отдавая себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е.Заблудовский). Эта концепция найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде 1 История Древнего Рима: Учебник для вузов по спец. «История» / Под ред. В. И.Кузищина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 179 2Лукреций, Т.К. О природе вещей. — М.: Изд-воАН СССР, 1947. — С. 9. 3Лукреций. О природе вещей: Пер. с лат. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 236 — 237. 11 Сорокина 161 выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения — Джироламо Фракас-торо (1478— 1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (см. с. 288). Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада из Прусы в Вифинии (греч. Asklepiades, лат. Asclepiades, 128 — 56 гг. до н.э.) — видного греческого врача в Риме. Развитие естественно-научного направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система — лечить безопасно, быстро и приятно (лат. tuto, celeriter et incunde curare) выгодно отличалась от методов врачевания «живодера» Архагата, греческого врача предыдущего столетия. Асклепиад был учеником эразистраторов (т. е. последователей Эрасистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела). Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации (лат. stagnatio — застой; от stagnum — стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus — твердый, плотный). Согласно этим воззрениям Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis — неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых разных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении (сегодня, в «век гиподинамии», эти рекомендации звучат особенно актуально). Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому — никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая. Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период Империи и естественно-научного направления в медицине в целом. Медицина периода Империи (30 г. до н.э.—476 г. н.э.) че< История Римской империи охватывает пять столетий — с 30 г. до н.э. пр до 476 г. н. э. — время расцвета рабовладельческой формации в регионе Среди- 3ai земноморья и ее падения. Период Империи принято делить на два этапа: Ранняя в т Римская империя (30 г. до н.э. — 192 г. н.э.) и Поздняя Римская империя (III— Рис. 75. Термы императора Каракаллы. Ill в. н.э. Реконструкция. Рига. Музей истории медицины им. П.Страдыня. Фототека Римская наука этого периода в целом сохраняла компилятивный, эмпири-ческо-описательный характер и свойственный ей практицизм. Исходя из нужд практики, развивались сельское хозяйство, юриспруденция, математика и связанные с ней науки, продолжалось строительство общественных сооружений, в том числе терм и акведуков. В период Империи в г. Риме были построены самые знаменитые термы: при императорах Нероне (Клавдий Друз Германик Цезарь Нерон, 54—68 гг.), Марке Аврелии Севере Антонине по прозвищу Каракалла (211 — 217 гг.) и Александре Севере (222 — 253 гг.). Лучше других сохранились термы Каракаллы (официальное название — Антониновы) — грандиозный комплекс банных и оздоровительных помещений. Их строительство началось при отце Каракаллы — императоре Септимии Севере (193 — 211 гг.). Термы занимали территорию в 12 га и могли одновременно обслуживать более 1, 5 тыс. посетителей (рис. 75). Они считались одним из чудес Рима, славились красотой своей архитектуры и великолепием внутренней росписи. В термах Каракаллы найдено большое количество произведений античного искусства: статуи Геркулеса и Флоры, Фарнезский бык, торс Аполлона Бельведерского. Развитие медицинского дела в период Империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы