Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Врачебная этика в Древней Греции
«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica; от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей, ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении, о моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, ...решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»)1. Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»)2. Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». (Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum поп посеге».) 1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар 2 Там же.-С. 111.
Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... Лучше упрекать спасенных, чем обирать находящихся в опасности» («Наставления»)1.
Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»)2. Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал клятву, которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». «Клятва» занимает особое место в «Гиппократовом сборнике». Время ее создания не известно. В устной форме врачебная клятва переходила из рода в род, от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. в Александрийской библиотеке клятва была впервые литературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем). Наряду с врачебной клятвой в Древней Греции существовали и другие профессиональные клятвы (ваятелей, купцов, свидетелей и т.п.). Все они предполагали помощь и поддержку богов, которые освящали клятву, равно как и наказание клятвопреступников (в случае врачебной клятвы это были боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, клятва, данная врачевате- 1 Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Кар 2 Там же. — С. 96. лем по окончании обучения (рис. 64), с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Ниже приводится текст клятвы древнегреческих врачей. Клятва Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении— а также и без лечения— я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому[. Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству»2. Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует своему времени, уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития. Для сравнения можно обратиться к текстам других клятв, приведенных в данном учебнике: древнеиндийская «Проповедь» из «Чарака самхита» (с. 97), «Факультетское обещание» 1845 г. (с. 409), «Присяга врача Советского Союза» (с. 524) и «Клятва врача России» (с. 528). Итак, «Гиппократов сборник» не является собранием сочинений Гиппократа, а «Клятва» древнегреческих врачей не принадлежит его перу. Тем не менее сегодня мы очень часто говорим «Клятва Гиппократа», «гиппократова медицина», «Гиппократов сборник». Эти термины пришли к нам из зарубежной научной литературы, и их истинное научное содержание отличается от буквального рус- ' Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В. П. Карпова. — М.: Сварог, 1994. — С. 87 — 88. 2 Там же. — С. 121. ского перевода. Так, «Клятва Гиппократа» (the Hippocratic «Oath») означает клятва имени Гиппократа, «Гиппократов сборник» (the Hippocratic Corpus) — Сборник имени Гиппократа, «гиппократова медицина» (Hippocratic Medicine) — медицина эпохи Гиппократа, а «гиппократовы врачеватели» (the Hippocratic healers) — врачеватели эпохи Гиппократа. В научной литературе есть и другой замечательный термин — «гиппократовы авторы» (the Hippocratic writers), т.е. авторы «Гиппократова сборника», ибо имена ихнеиз-вестны. Вообще, слово «гиппократов(ы)» используется в научной литературе применительно к содержанию всего «Гиппократова сборника», а не по отношению к самому Гиппократу (о котором наши знания ограничены). Так, под словами «гиппократовы теории» (the Hippocratic theories) подразумевают научные положения, изложенные различными авторами «Гиппократова сборника». Профессионалы в области истории медицины хорошо знают эту терминологию. Тем не менее в 1936 г. русский перевод «Гиппократова сборника» вопреки научной логике вышел в свет под названием «Гиппократ. Избранные книги». Как это ни грустно, но Гиппократ — это в значительной степени прекрасная и благородная легенда Древней Эллады. Более ста лет назад профессор С. Г. Ковнер, выдающийся российский историк медицины, автор самого блистательного в отечественной литературе исследования эпохи Гиппократа, писал по этому поводу: «...Как ни драгоценно наследие, завещанное нам Гиппократом, но краеугольные камни и основы сооруженного им здания... заложены гораздо раньше его, быть может, за десятки веков до его появления. Вспомним только, что первые проблески и зачатки медицины совпадают чуть ли не с началом человеческого рода... Вспомним далее поразительное сходство во многих отношениях между индийской и греческой медициной, значительный запас медицинских познаний, встречаемых нами в творениях Гомера и других греческих поэтов и историков, влияние древней натуральной философии на развитие медицины, наконец, и в особенности, существование медицинских школ и медицинской литературы задолго до Гиппократа, — и нетрудно убедиться, что он далеко не был «отцом медицины», и что последняя, выражаясь словами Ch. Daramberg'a, " не вышла целиком из его головы точно Минерва, рожденная во всеоружии из мозга Юпитера" »1. «...Многое преувеличено, но одно верно, это — черты идеально прекрасного нравственного характера Гиппократа как врача и человека, высокое понятие о медицине вообще, о ее пределах, трудностях и цели; постоянная забота о достоинстве врача и обязанностях его профессии, глубокое отвращение к тем, которые компрометируют искусство, как своим шарлатанством, так и дурными примерами в практике, наконец, постоянная заботливость и стремление к излечению или, по крайней мере, к облегчению больных»2. Итак, Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. 1 Ковнер С. Г. История медицины. Ч. 1. Вып. 1: Медицина Востока. Медицина в Древней Греции. — 2 Там же. - С. 203. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1813; Нарушение авторского права страницы