Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александрийский мусейон и медицина



Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. «Эпоха эта, — писал С. Г. Ковнер, — знаменательна не столько ге­ниальным полетом человеческого духа, свойственным юношескому возрасту человечества, сколько тщательным собиранием и сортировкой добытых до сих


пор данных и упорядочением, сравнением и осмыслением накопленного до сих пор материала»1.

В этот период центры греческой науки и образования переместились на Вос­ток — в Александрию, Пергам, Антиохию, Селевкию, Тир.

В эпоху эллинизма средние и высшие слои населения получали образование в шко­лах и гимнасиях, которые содержались на городские средства. Гимнасии представляли закрытые корпоративные школы для городской аристократии. Существовали гимнасии для детей, эфебов (18 — 20 лет), «новых граждан» (от 20 лет) и др. Физическое воспи­тание и военная подготовка перестали в них быть основными дисциплинами — учени­ки изучали предметы «общего образования», которые стали предшественниками буду­щего средневекового цикла «семи свободных искусств-» (грамматика, риторика и диа­лектика — искусство спора и рассуждения, геометрия, арифметика, музыка, астроно­мия). В эпоху эллинизма термин «свободные искусства» подразумевал «общее образо­вание» эллина, которое отличает свободного человека от раба или варвара, а также от тех, кто работает за плату2.

К царским дворам стали приглашать крупных ученых. Их содержали за счет государственной казны. В результате в центрах эллинистического мира на Запа­де и на Востоке (в Афинах и Пергаме, в Сиракузах и Антиохии) сложились мощные коллективы ученых. Среди них крупнейшим культурным и научным центром стала Александрия — столица эллинистического Египта. Еще при Александре Македонском во главе Египта был поставлен Птолемей сын Лага, полководец и политик, ставший основателем новой династии, которая прави­ла в Египте почти три столетия.

Учитывая экономические и политические запросы государства, Птолемеи покровительствовали развитию знаний и приглашали в свою столицу грече­ских ученых, писателей и поэтов из всех стран эллинистического мира. В эпоху эллинизма на 7 млн коренных жителей Египта приходилось около 1 млн гре­ков (греческий язык был официальным языком эллинистического Египта).

При царском дворе Птолемеев были основаны Александрийский мусейон (греч. museion — храм муз; отсюда термин «музей»), посвященный девяти му­зам, и знаменитое Александрийское хранилище рукописей — Александрий­ская библиотека — самая большая в древности.

Александрийский мусейон был одним из величайших научных и культурных центров античного мира, объединившим и исследовательскую академию и высшую школу. В мусейоне были помещения для чтения лекций и научных занятий, спальни и столовые, комнаты для отдыха и прогулок. Ученые со все­го эллинистического мира жили там на полном царском обеспечении и зани­мались исследованиями в области философии, астрономии, математики, бо­таники, зоологии, медицины, филологии. Каждая область знания имела в Алек­сандрийском мусейоне своих выдающихся представителей. Так, в III в до н.э. в Александрии работали математик Евклид, механик и математик Архимед из Сиракуз, астрономы Аристарх с о. Самос и Птолемей родом из Птолемиады в Египте, грамматик Зенодот из Эфеса, первым возглавивший Александрий-

1 Ковнер С. Г. История древней медицины. Ч. 1. Вып. 3. Медицина от смерти Гиппократа до
Галена включительно. — Киев, 1888. — С. 682.

2 От глиняной таблички к университету: Учеб. пособие /Под ред. Т.Н.Матулис. — М.: Изд-во
РУДН, 1998. - С. 282-283.

10 Сорокина 145


ское хранилище рукописей, и врачеватели Герофил из Халкидона в Малой Азии и Эрасистрат из Кеоса.

При Александрийском мусейоне имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. Но главным его сокровищем была богатейшая Александрийская библиотека. Хранитель библиотеки являлся гла­вой всего мусейона и был воспитателем наследника престола. Как уже отме­чалось, в начале I в. до н.э. в Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков. Хранились рукописи в Сарапейоне (греч. Sarapeion) — храме Сараписа, нового греко-египетского бога, культ которого был установлен при Птолемее I, дабы объединить в нем черты главных богов греков и египтян. Храм неоднократно подвергался пожарам. В 47 г. до н.э., когда Юлий Цезарь сжигал свой флот, огонь перекинулся на портовые сооружения города, и Александрийская библиотека сгорела. По распоряжению Антония (в дар царице Клеопатре) была привезена Пергамская библиотека, насчитывав­шая около 200 тыс. свитков. Но и она пострадала: частично от пожара 391 г. н.э., частично от рук христиан-фанатиков, которые, уничтожая центры ан­тичной культуры, подожгли храм Сараписа. Последние остатки библиотеки погибли в VII— VIII вв. н. э. во время арабских завоеваний.

В эпоху эллинизма потребности более глубокого и точного знания привели к специализации ученых и выделению из философии отдельных отраслей науки. Одной из первых среди них была медицина.

Медицина эпохи эллинизма достигла значительного развития. Она вобрала, с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство эллинов, а с другой — тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические по­знания народов Египта, Месопотамии, Индии и других стран Востока.

На этой плодотворной почве бурное развитие получили анатомия и хирур­гия. Многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом свя­заны с александрийской врачебной школой.

Анатомия (от греч. anatome — рассечение) стала в эпоху эллинизма самосто­ятельной отраслью медицины. Ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разреше­ние Птолемеев анатомировать тела умерших и выполнять живосечения на при­говоренных к смертной казни преступниках. По описанию Авла Корнелия Цель-са, Птолемей II Филадельф (285 — 246 гг. до н.э.) разрешил отдавать ученым для вивисекции приговоренных к смертной казни преступников: сначала им вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали распо­ложение и строение органов.

Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в Древ­ней Греции в целом) считается Герофил из Халкидона в Малой Азии (Herophilos, ок. 335 — 260 гг. до н.э.), живший при Птолемее I (323 — 282 гг. до н.э.). Будучи учеником Праксагора с о. Кос, Герофил развивал традиции косской врачебной школы и был сторонником гуморального учения.

Он признается первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы (рис. 67). В труде «Анатомия» Герофил подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (чет­вертый из которых он считал местом пребывания души), проследил ход неко­торых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Он изучал


 

некоторые внутренние органы: печень, семенной канатик, часть фаллопиевой трубы, двенадцатиперстную кишку (греч. duodenum), которой он впервые дал это название, и др. Многие анатомические структуры до сих пор носят данные Ге-рофилом названия: duodenum, Calamus Scriptorius, Torcular Herophili, Plexus chorioidei, Sinus Venosi и т.д.

Рис. 67. Вверху — медаль Новой медицин­ской школы (Париж) с изображением Геро­фила, считающегося первым (греком), вскрывавшим человеческие трупы. Внизу — анатомические и хирургические инструменты эпохи эллинизма

В сочинении «О глазах» Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в трактате «О пульсе» из­ложил свои представления об анато­мии сосудов (описал легочную арте­рию, дал названия легочным венам) и об артериальном пульсе, который считал следствием деятельности серд­ца. Это важное открытие было намече­но еще Аристотелем и развивалось Праксагором, однако впоследствии было забыто в Западной Европе на долгие века. (Заметим, что в Древнем Китае самое раннее упоминание о пульсе содержится в трактате «Нэй цзин», который датируется приблизи­тельно тем же временем — III в. до н. э.) Однако Герофил частично отошел от позиций своего учителя Праксагора, который считал, что в артериях дви­жется только пневма, — по Герофилу артерии наполнены смесью крови и воз­духа1. Впоследствии это положение по­лучило развитие в трудах Галена, ко­торый несколько столетий спустя учился в Александрии.

Преемником Герофила был Эрасистрат (Erasfstratos, ок. 330 — ок. 255 гг. до н.э.). Согласно Плинию, он был племянником Аристотеля, родился в городе Юлисе на о. Кеос, медицине обучался у Хрисиппа и Метрадора — известных врачевателей книдской врачебной школы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора.

Долгое время Эрасистрат был придворным врачевателем Селевка I Никато-ра (323 — 281 гг. до н.э.), первого правителя царства Селевкидов, а во времена Птолемея II Филадельфа жил и работал в Александрии.

Эрасистрат известен блистательными исследованиями сердца и его клапа­нов (которым он дал названия); изучением анатомии мозга, мозговых оболо-

1 Nutton V. Medicine in the Greek world, 800— 500 ВС / Western medical tradition, 800 ВС to AD 1800. — Cambridge: University press, 1995. — P. 34.


чек и его желудочков, которые определял как вместилище души. (Впослед­ствии эти представления были развиты в трудах Галена.)

По Эрасистрату, человек подобен машине: сердце — насос, который на входе и выходе контролируют створчатые клапаны; печень, почки и мочевой пузырь — фильтры; развитие организма — механический процесс, который осуществляется через триаду — нервы, вены, артерии. Нервы исходят из мозга (по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге); в венах течет кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях — воздух (жизненная пневма).

Отсюда и произошло их название — в переводе с греческого «артерия» оз­начает «воздушный путь».

Эрасистрат знал, что из открытой артерии сильным потоком идет кровь, но объяснял это тем, что воздух, выходящий из артерии, тотчас замещается кровью, которая поступает в нее из соседних вен по синанастомозам (греч. synanastomosis — соустье; от syn — вместе, stoma — рот). Таким образом, Эрасист­рат очень близко подошел к идее соединения вен и артерий в единую систему посредством более мелких сосудов — логическому завершению помешало пред­ставление о том, что артерии заполнены воздухом.

По мнению Эрасистрата, кровь может втягиваться в артерии при их поврежде­нии в силу создавшегося вакуума (понятие о вакууме было открыто его со­временником Strato). Впоследствии Гален считал эту точку зрения нелепой (см. с. 178) и, опровергая ее, повторял опыты Эрасистрата с введением каню­ли в перевязанную лигатурой артерию с целью обнаружения в ней пульсации крови1.

Эрасистрат отошел от широко распространенного в то время учения о роли соков в организме (от гуморальных представлений гиппократиков) и отдал предпочтение твердым частицам. Он считал, что организм состоит из множе­ства твердых неделимых частиц (атомов), которые движутся по каналам тела: нарушение этого движения в связи с несварением пищи, закупорка просвета сосудов или их переполнение — плетора (греч. plethorra — наполнение) являют­ся причиной болезни. По его мнению, воспаление легких есть результат захож­дения крови в поврежденные артерии (под действием вакуума) и воспламене­ния находящейся там пневмы.

Исходя из этих представлений, Эрасистрат направлял лечение на устране­ние причин застоя: строгая диета, рвотные и потогонные средства, упражне­ния, массаж, обливания, растирания2; таким образом, была подготовлена по­чва для методической системы Асклепиада (см. с. 162).

Согласно А. К. Цельсу, Эрасистрат проводил вскрытия умерших больных. Он установил, что в результате смерти от водянки печень становится твердой, как камень, а отравление, вызванное укусом ядовитой змеи, приводит к порче печени и толстого кишечника. Таким образом, Эрасистрат сделал первые шаги по пути к будущей патологической анатомии.

Последователей Эрасистрата называли эразистраторами; их учениками были видные врачи Древнего Рима — Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

1 Nutton V. Medicine in the Greek world, 800—500 ВС / Western medical tradition, 800 ВС
to AD 1800. — Cambridge: University press, 1995. — P. 35.

2 Guardia J.M. История медицины от Гиппократа до Бруссе и его последователей: Пер. с фр. —
Казань, 1892. - С. 12.


Хирургия эпохи эллинизма объединила два мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были известны сложные опе­рации.

Среди важнейших достижений хирургии александрийского периода — вве­дение перевязки сосудов, использование корня мандрагоры в качестве обезбо­ливающего средства, изобретение катетера (приписывается Эрасистрату), про­ведение сложных операций на почке, печени и селезенке, ампутация конеч­ностей, лапаротомия (чревосечение) при завороте кишок и асците.

Так, Эрасистрат делал дренирование при эмпиеме, при заболевании пече­ни накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии, спускал асци­ты и т. п. Таким образом, в области хирургии александрийская школа сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода истории Древней Греции (когда не производились вскрытия трупов и не дела­лись полостные операции, а оперативные вмешательства практически своди­лись к лечению ран и травм).

Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в Древней Греции.

Римские завоевания (I в. до н.э. —ЗО-е гг. н.э.) положили конец самостоя­тельности эллинистических государств. Политическим, экономическим и куль­турным центром Средиземноморья стал Рим. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства. Она сохраняла свое влияние в течение нескольких столетий и составила существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивались европейская, а вместе с ней ми­ровая культура и медицина.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

История

Понятие «Древний Рим» менялось с течением веков: от Рима — города-государства к Римской республике, а затем — к Великой Римской империи, которая в период расцвета как бы захватила в свои объятия Средиземное море и превратила его огромные водные пространства во «Внутреннее море» Импе­рии (лат. Mare nostrum — наше море) (рис. 68).

В полной мере это относится и к понятию «медицина Древнего Рима», под которым в одних случаях подразумевается медицина древнего города Рима, в других — медицина в Римской республике, в-третьих — медицина в Римской империи.

Периодизация истории и медицины. История Древнего Рима ведет свое нача­ло от 753 г. до н. э. — года основания города Рима, что соответствует третьему году Шестой Олимпиады в Древней Греции. В истории Древнего Рима выделя­ют три основных этапа (табл. 10):

1) царский период (VIII—VI вв. до н.э.), когда древняя Италия не представ­ляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных горо­дов-государств, среди которых был и Рим;


Таблица 10. Этапы формирования медицины в Древнем Риме

 

Этапы врачевания Хронологи­ческие рамки Основные достижения в области медицины и врачевания Литературные ис­точники и археоло­гические памятники
Царский период VIII-VI вв. до н.э. Отсутствие врачей-профессионалов в г. Риме. Сооружение Cloaca maxima (VI в. до н.э.) и канализационной системы в г. Риме Cloaca maxima (VI в. до н.э.)
Период Республики 509-31 гг. до н.э. Сооружение акведуков (с IV в. до н.э.) и терм (с III в. до н.э.). Контроль за строительством и эксплуа­тацией общественных зданий, дорог, бань, рынков и других общественных сооружений. Появление врачей-профессионалов в г. Риме из числа рабов (преимущест­венно греков), вольноотпущенников и свободных граждан (конец III —II вв. до н.э.). Деятельность Архагата в г. Риме (с 291 г. до н.э.). Элементы государственной регламен­тации деятельности врачей. Развитие естественно-научного на­правления в медицине (Асклепиад, 128 — 56 гг. до н.э.; Т.Лукреций Кар, 98—55 гг. до н.э.) Законы XII таб­лиц (ок. 450 г. до н.э.). Акведуки с IV в. до н.э.) и термы г. Рима (с III в. до н.э.). «О сельском хо­зяйстве» Марка Порция Катона (234-149 гг. до н.э.). «О природе ве­щей» Лукреция Кара (I в. до н.э.).
Период Империи 30 г. до н. э. — 476 г. н.э. Дальнейшее строительство санитарно-технических сооружений. Становление и развитие военной медицины. Организация военных валетудинариев и валетудинариев в рабовладельческих поместьях (для рабов). Введение должностей архиатров (дворцовых, провинциальных и городских; I— IVвв. н.э.). Развитие энциклопедического знания. Создание государственных и частных врачебных школ. Развитие римского права и регла­ментации деятельности врачей «О сельском хо­зяйстве» Колу-меллы (I в. до н.э.). Произведения Марциала (43 — 104гг. н.э.). Дом врача в Пом-пеях(1 в. н.э.). «О медицине» в 8-ми книгах Авла Корнелия Цельса (I в.). «Естественная история» в 37 книгах Плиния Старшего (I в.). «О врачебной ма­терии» Диоскори-да (I в.). Соран (II в.) о болезнях женщин и детей

Окончание табл. 10

 

Этапы врачевания Хронологи­ческие рамки Основные достижения в области медицины и врачевания Литературные ис­точники и археоло­гические памятники
      «О назначении частей человече­ского тела» Гале-на (II в.)

2) период Республики (509 — 31 гг. до н.э.), когда город Рим подчинил себе
территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апен­
нинского полуострова;

3) период Империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.) — время расцвета, а затем и
кризиса рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья, находившем­
ся под властью Рима.

Развитие врачевания и медицинских знаний в каждый из этих периодов имеет свои характерные особенности и существенные отличия (табл. 10).

Источники по истории и медицине — литературные памятники (труды вра­чей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум, погребенных под пеплом вулкана Везувий в 79 г. н.э.), этногра­фия, вещественные и нумизматические источники.



Лютеция / -TMf (Париж) /

X d О.Сицилия К •. «ИГ Гч/Сиракузы

 


 


Рис. 68. Становление и развитие Древнего Рима: Рим-город, Римская республика, Римская империя



Врачевание в царский период

(VIII—VI вв. до н.э.)

Согласно традиции, начало которой положил Марк Теренций Варрон (M.T.Varro, 116 — 26 гг. до н.э.), временем основания Рима считается 753 г. до н. э. Как город-государство Рим сложился в VI в. до н. э. Предание сохранило имена семи царей, из которых три последние происходили из этрусской дина­стии Тарквиниев.

Культура этрусков значительно повлияла на культуру и медицину римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga — покрывало) и навыки градостроитель­ства, обычаи и религиозные верования.

При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н.э.) началось благоустройство г. Рима: осушение болотистых районов, сооружение сточной системы подземных каналов — клоак (лат. cloaca — крытый канал для стока нечистот), впадавших в главный сточный канал — Cloaca maxima (построенная в 575 г. до н. э. она дей­ствует и поныне, рис. 69). Улицы стали мостить камнем, центральную площадь Рима (форум) выложили плитами, а дома и храмы строили на каменном фун­даменте.

Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели — гаруспики (лат. haruspex; от этрусск. harus — кишки, внут­ренности и specere — наблюдать), объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в этрусском обществе. Им надлежало заниматься гаданием по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы. Гаруспики приглашались ко двору, находились в свите полководцев; их советы вступали в силу после соответствующего утвер­ждения сената.

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н.э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: трава­ми, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с маги­ческими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона (M.Porcius Cato Maior, 234 — 149 гг. до н.э.), в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста:



Рис. 69. Cloaca maxima для отвода сточных вод в реку Тибр. Город Рим. Этруски.

VI в. до н.э. Фото начала XX столетия


 

Рис. 70. Зубной протез этрусков: золотой мост для укрепления искусственных зубов, выполненных из

кости теленка. VII—VI вв. до н.э. Ливерпуль. Merseyside Country Museums

«Капуста изо всех овощей — первая, — писал он в труде «Земледелие», — Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пи­щеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от все­го... Натерши, прикладывай ее ко всем ра­нам и нарывам. Она очистит все язвы, безбо­лезненно излечит их... Если есть кровопод­тек, она заставит его прорваться... здоровее нет еды — она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...»1.

Несмотря на отсутствие врачей, этруски достигли определенных успехов в отдельных областях врачевания. До нас дошли многочисленные зубные проте­зы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста (рис. 70).

Греческая медицина в царский период истории древней Италии еще не нашла своего места на римской почве.

Медицина периода Республики

(конец VI в. до н.э.—31 г. до н.э.)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 510 г. до н.э. — год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (лат. respublica — народное дело).

В области медицины этот период характеризуют: развитие санитарного за­конодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появле­ние врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалисти­ческого направления в медицине.

Санитарное дело

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» («Leges XII Tabularum», 451 —450 гг. до н.э.), краткость и простота которых и по сей

Катон М.П. Земледелие: Пер. с лат. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 75 — 77.


день восхищают юристов. Они были записаны на медных досках и вывешены для всеобщего обозрения на центральной площади Рима — форуме.

Составленные под давлением плебеев в период Ранней республики, они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества (за­щита патриархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т.п.). Например:

Таблица VIII.

2. Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и
ему самому будет причинено то же самое.

3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит
штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов1 (лат. ass — первоначально один фунт брон­
зы).

Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):

Таблица X.

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

5....Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребе­ние, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

6а....отменяется бальзамирование... и питье из круговой чаши.

9....Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер
или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

10....Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место
сожжения трупа»2.

Согласно «Законам XII таблиц» «младенец, отличающийся исключитель­ным уродством», должен быть лишен жизни (таблица IV. 1). Подобная жесто­кость в тот период истории Рима, по всей вероятности, определялась суровы­ми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в кон­кретной социально-экономической обстановке.

Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на город­ских магистратов — эдилов (лат. aediles; от aedes — храм). Эдилы надзирали за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались разда­чей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, Гераклейская таб­лица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100 — 44 гг. до н.э.) о муниципиях (лат.municipium — город с правом самоуправления), посвящает этому ряд параграфов.

Один из них гласит:

«Всякий собственник здания, перед которым имеется пешеходная дорожка, дол­жен содержать эту дорожку на всем протяжении этого здания хорошо вымощенной плитами без трещин, в соответствии с указаниями эдила, на которого в этой части (города) возложено наблюдение за дорогами, согласно настоящему закону»3.

1 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С.Л.Утченко. — М.: Высш. шк., 1962. —
С. 68.

2 Там же. -С. 71-72.

3 Там же. — С. 287.


Первая мощеная дорога в Риме была построена в 312 г. до н.э. при цензоре Аппии Клавдии. Она известна как «Аппиева дорога» и сохранилась до наших дней.

В том же году в Риме началось сооружение акведуков (лат. aquaeductus; от aqua — вода, duco — веду) — подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра к IV в. до н. э. была настолько загрязнена в результате стока нечистот по системе клоак, что ис­пользование ее в качестве питьевой было запрещено законом. Первый акведук в столице республики — Риме — протяженностью 16, 5 км получил название «Аппиев водопровод» (лат. Aqua Appia), ибо был воздвигнут также при Аппии Клавдии. Акведук доставлял в г. Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио.

Сорок лет спустя в 272 г. до н. э. был воздвигнут второй водопровод {Aqua Vetus) длиной 70 км. В 144 г. до н.э. был построен третий акведук {Aqua Marcia), который действует и поныне. Его протяженность составляла 61 км, из них последние 10 км шли по арочным мостам. К началу нашей эры в Риме действо­вало 11 акведуков общей протяженностью 436 км, из них 55 км — на арочных мостах (два древнеримских акведука до сих пор снабжают город водой). В сут­ки они давали городу 1, 5 млн м3 чистой питьевой воды с Сабинских гор. В I — II вв. н. э. население Рима — первого мегаполиса в мировой истории — состав­ляло 1 — 1, 5 млн человек. Таким образом, в столице Римской республики на душу населения ежедневно подавалось до 1000 л воды (для сравнения заме­тим, что в начале XX в. житель Петербурга потреблял в среднем 200 л воды в сутки).

Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов.

Так, еще в VII в. до н. э. (за три столетия до первого римского акведука) в Ассирии времен Синанхериба был построен величественный водопровод, кото­рый, пересекая долины и ущелья, покоился на арочных мостах (см. с. 60).

Во времена римского господства акведуки стали строиться как в западных, так и в восточных (рис. 71) провинци­ях Империи. В итоге около 100 городов снабжались чистой водой посредством акведуков.

Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов в Кры­му. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гон­чарных труб. Построенный во времена римских завоеваний 18 веков назад, во­допровод в течение столетий снабжал город чистой питьевой водой с Балак­лавских высот, находящихся на рассто­янии 6—10 км. Им пользовались во

время Крымской войны 1854-1855 гг., Рис 71 Римский акведук подававший в ле_
а одна из линий древнего херсонесско- гендарную Трою (греч. Шоп, лат. Шит), пить-
го водопровода и по сей день подает евую воду с горы Ида.

воду в Севастополь. Современное состояние


Рис. 72. Латрина (лат. latrina) — обществен­ный туалет периода Римской империи. Эфес (территория Турции)

Акведуки Древнего Рима охраня­лись законом. Контроль за техничес­ким состоянием этой колоссальной во­допроводной сети осуществляло спе­циальное ведомство попечителей во­доснабжения — Curatores aquarum. За умышленную порчу водопроводных труб и водонапорных башен на ви­новного налагали крупный штраф в 100 тыс. сестерциев {лат. sestertius — древнеримская серебряная монета, равная 2, 5 ассам). Если же поврежде­ние было сделано без злого умысла, ненамеренно, то виновный должен был немедленно его ликвидировать. Колоссальное количество воды, ко­торое потреблял г. Рим в период свое­го расцвета, распределялось между императорским дворцом, обществен­ными учреждениями (термы, рынки, склады, сады, амфитеатры и т.п.) и многочисленными фонтанами, кото­рых было более 600. В частные дома

вода, как правило, не подавалась. Ее или покупали у водовозов, или ходили за ней к фонтанам. Отсутствие в доме воды имело следствием и отсутствие кана­лизации в жилых кварталах: римляне «пользовались общественными туалета­ми (рис. 72) или выносили мусор на соседнюю кучу, а то просто выбрасывали из окошка на улицу»1.

В этом плане выгодно отличается хараппская цивилизация древней Индии (см. с. 85): уже в середине 3-го тысячелетия до н.э. в г. Мохенджо-Даро в каж­дом доме имелись системы не только водоснабжения, но и труб для отвода нечистот по магистральным каналам за пределы города.

Первые термы (лат. thermae — горячие бани; греч. thermos — теплый) в г. Риме были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бес­платное пользование населению города. Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой провел к ним специальный акведук.

Желая завоевать популярность среди сограждан, многие состоятельные рим­ляне (включая императоров) строили термы своего имени и завещали их в бесплатное пользование населению города на вечные времена (все они выде­ляли специальные поместья, на доходы от которых содержались бани). Таким образом, в Риме были не только частные термы (плата в которых была нич­тожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Общественные термы мог посетить и император. Их восстановление или ремонт были делом общественным, что отмечено в специальных строительных надписях и на жерт­венных алтарях.

1 Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 86. 156


 

К концу периода Республики (на­чало нашей эры) в г. Риме насчитыва­лось 170 общественных терм, а ко вре­мени заката империи (IV в.) их было уже около тысячи. Пропускная способ­ность столичных терм позволяла десят­кам и даже сотням тысяч людей мыть­ся одновременно.

Как тип здания термы в основных
своих чертах сложились уже в период
Республики (ко II в. до н.э.), однако
наибольшее развитие они получили в
период Империи (см. с. 163). рис. 7з. Термы Сколастиции. II в. н.э. Рим-

Пышное убранство терм придавало екая империя. Эфес (территория Турции),
им сходство с музеями. Фото предоставлено автором. 1996 г.

Стены их облицовывались велико­лепными сортами мрамора. Внутри стен и под полом прокладывались специ­альные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ обогрева помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигие­ническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание посто­янной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной роспи­си, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

В термах имелись многочисленные помещения (рис. 73): залы для занятий спортом (греч. paliastra), раздевалки (лат. apodyterium), горячая баня (лат. caldarium), теплая баня (лат. tepidarium), холодная баня (лат. frigidarium), бас­сейн (лат. natatio). В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые.

Да, это царские термы; и дали им это названье

Те, кто в былые года были в восторге от них.

Ведь не обычным огнем здесь прозрачная греется влага.

Право, сама по себе здесь горячеет вода.

Да и холодная льется вода для тебя в изобилье,

Всякой, какой захотел, можешь омыться струей1.

Леонтий Схоластик (Vb. н.э.) (Перевод Ю. Ф. Шульца)

Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из бе­лого мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиен. Многие музеи мира украшают сегодня произведения античного искус­ства, найденные в термах римского времени.

Яркое представление о термах дают строки из письма римского государ­ственного деятеля, философа и писателя Луция Аннея Сенеки (L. A. Seneca, 4—65 гг. н.э.):

«Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огром­ных кругов драгоценного мрамора... если вода льется не из серебряных кранов... теперь

1 Медицина в поэзии греков и римлян / Сост., вступит, слово и примеч. Ю.Ф. Шульца. — М.: Медицина, 1987. — С. 56.


норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и тоже время и мыться, и загорать, если нельзя из ванны видеть поля и море... теперь баню накаляют до температуры пожара; рабу, уличенному в преступлении, следовало бы только здесь вымыться. По-моему, нет никакой разницы между баней нагретой и охваченной огнем»'.

Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания и широко использовалась при лечении многих болезней. В стихот­ворении неизвестного древнеримского поэта «Похвала баням» говорится о целебных свойствах бани:

Даров источник многих в банях мы найдем: Смягчить мокроту могут, влагу тела взять, Избыток желчи гонят из кишок они, Смягчают зуд, — приятен и докучен он, И обостряют зренье; если ж кто-нибудь Стал плохо слышать, уши прочищают тем. Забывчивость уносят, память же хранят, Для размышленья разум проясняют вмиг, К беседе оживленной направляют речь, А тело все блестит от омовенья там2.

{Перевод Ю. Ф. Шулъца)

Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, обще­ственными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь