Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕДИЦИНА НАРОДОВ АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА ДО И ПОСЛЕ КОНКИСТЫ
Характеристика эпохи Великие географические открытия распахнули перед европейцами необъятные просторы далеких континентов: Америки, Африки, Азии, а позднее и Австралии. К трем древним центрам цивилизаций Старого Света — Средиземноморскому, Центрально-Азиатскому (включая Индию) и Дальневосточному (включая Китай) — прибавился четвертый — Американский (Новый Свет), открытый для европейцев Христофором Колумбом в 1492 г. Это событие делит историю коренного населения Американского континента на два периода. Первый, длившийся около 30 тыс. лет, был эпохой самобытной истории аборигенов континента, создавших уникальные и неповторимые культуры Древней Америки. Второй начинается в 1492 г. и связан с открытием материка европейцами и его последующей колонизацией, которая привела сначала к деформации неповторимых культур аборигенов Америки, а затем — к их насильственному разрушению европейскими завоевателями. Согласно современным представлениям, аборигены Америки пришли на континент 30 — 20 тыс. лет назад из Азии через Берингов пролив (тогда — Бе-рингийскую сушу). Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по своему уровню культуры. Наиболее высокого развития достигли народы Мезоаме-рики1 и Империи инков. В эпоху Европейского Средневековья на Американском континенте процветали три главных очага великих культур: майя — в южных районах Мексики и в Центральной Америке (со II тысячелетия до н.э.), ацтеков — в центральных районах современной Мексики (с XII в. н.э.) и инков — на территории современных Перу, Боливии, Эквадора и северной части Чили (с XII в. н.э.). 1 Мезоамерика — особая культурно-географическая область, которая включала территории современной Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Белиза, а также западные районы Сальвадора и Гондураса. Майя (исп. mayas) — самая древняя среди великих цивилизаций континента — процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI —IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатые пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен-Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность — единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу». Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), — на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число п, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. В истории высокоразвитых цивилизаций доколумбовой Мезоамерики выделяют два больших периода: ранний, или классический (IV в. до н. э. — X в. н. э.), и поздний, или постклассический (X в. — начало XVI в.). Наиболее яркими культурами классического периода стали теотиуаканская в Центральной Мексике, сапотекская в Оахаке, тотонакская в Веракрусе и майяская в Южной Мексике, Гватемале и Гондурасе. К концу I тысячелетия н.э. они погибли вследствие причин, которые пока окончательно не выяснены (иноземные нашествия, упадок хозяйственной жизни, внутренние социальные потрясения)1. Теотиуакан (в 48 км к северо-востоку от г. Мехико) возник около 300 г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка. В 200 — 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км2, численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40 м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге — административный центр (Ciudadela), храм Кецалькоатля (ацтек. Quetzalcoatl — бог-змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере — пирамида Луны; в центре — пирамида Солнца (рис. 150), самая большая пирамида Америки (высота 65 м, сторона основания 225 м, число ступеней 242). Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В VII в. по неизвестным причинам жители покинули город. Открытый вновь ацтеками несколько столетий спустя, он получил название Теотиуакан (ацтек. Teotihuacdnos — «место, где люди становятся богами»); они же дали названия пирамидам Солнца и Луны и храму Кецалькоатля, в соответствии со своей религией. 1 Гуляев В. И. Города-государства доколумбовой Мексики // Культура Мексики. — М.: Наука, 1980.-С. 14-15. В постклассический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштек-ская и ацтекская (науа) — наиболее могущественная среди них. Ацтеки (исп. aztecas), государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных ими народов. В долину Мехико они пришли в начале XIII в. из северных районов континента, где располагалась их прародина — г. Астлан (Aztldn).
До ацтеков, после падения Теотиуака-на, долину Мехико заселили многочисленные северные племена, которые объединились к X в. под властью тольтеков. Наиболее известным правителем тольтеков и их столицы г. Толлана был Топильцин Кецалько-атль (середина X в.), прогрессивный реформатор и легендарный герой. После конфликта со жрецами он скрывался в восточных землях, а затем уплыл за море, обещая вернуться. Позднее его имя отождествили с образом древнего бога Кецалькоатля, а испанские конкистадоры использовали этот миф при завоевании Мексики1. Достигнув долины Мехико в 1325 г., ацтеки основали там поселение Теночтитлан (Tenochtitldn, ныне на его месте располагается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в центре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. В строительстве городов ацтеки достигли высокого мастерства. Улицы планировали под прямым углом. По крупным улицам перемещались на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов. Островной город соединялся с сушей посредством трех дамб. Для защиты от наводнений была сооружена каменная плотина. К моменту конкисты население города приближалось к четверти миллиона. Центральным сооружением Теночтитлана была пирамида Главного Храма с двумя святилищами на ее вершине: богу Солнца и войны Уицилопочтли (Huitzilopochtli) и богу дождя Тлалоку (Tlaloc). Увидев это чудо градостроительства, Кортес написал королю Испании, что «рожденная на воде столица ацтеков Теночтитлан — самый прекрасный город, который он когда-либо видел». Тем не менее именно по приказу Кортеса этот чудо-город был разрушен до основания. К 1427 г. Государству ацтеков подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Этому способствова- 1 Ершова Г. Г. Древний мир Нового Света // История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузи-щина. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 376. ли их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитое законодательство и судебное дело. У ацтеков были рабы, которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Раба нельзя было убить или продать. Дети раба редко становились рабами. Браки между рабами и свободными не влияли на статус свободного человека. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографию (лат. pictographia — рисуночная письменность; от лат. pictus — рисованный и греч. grapho — пишу). Медицина ацтеков была самой популярной на континенте. В 1519—1521 гг. Государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса. Дольше ацтекского (почти на 20 лет) сохраняло свою независимость государство майя-ицев в Северной Гватемале (столица — Тайясаль на оз. Петен-Ица); оно оставалось самостоятельным до конца XVII в. (1696), когда его захватили испанцы. Инки1 — коренные жители Южной Америки, появились в долине Куско в начале XII в. Их история делится на два периода: легенд (XII в. — 1438 г.) и империи (1438—1533 гг.). Империя инков — Тауантинсуйу (кечуа Tahuantinsuyu — «страна четырех четвертей») была крупнейшим государством Южной Америки. Она образовалась в 1438 г. на территории современного Перу и частично Эквадора, Чили и Боливии. Столицей Империи был город Куско (что означает «пуп»), который поразил испанских завоевателей своей невиданной красотой. Инки достигли высокого совершенства в строительстве дорог, которые мостили каменными плитами, в производстве керамики и ткачестве, работах по золоту, меди и бронзе. Золото и серебро не представляли для них особой ценности — это были лишь красивые металлы. Ценностью являлись ткани, на изготовление которых требовалось много времени. Не имея письменности, инки вели учет и сохраняли информацию (о количестве трудоспособного населения, зерна, картофеля, лам) посредством системы кипу — разноцветных шнурков, подвешенных к единой веревке; шнурки завязывались в узелки разной конфигурации. Основой религиозных представлений был культ небесных светил и предков. С мумиями умерших советовались, особые люди «общались» с ними. Мумии инков прекрасно сохранились до наших дней. В 1532 г. началось завоевание Империи инков испанскими конкистадорами во главе с Франсиско Писарро. В 1533 г. был взят в плен и убит последний правитель Империи инка Атауальпа, а в 1572 г. был казнен последний вождь и легендарный герой борьбы за независимость — инка Тупак Амару. Колонизация Америки сопровождалась уничтожением древних культур, истреблением и жестокой эксплуатацией коренного населения и ввозимых из Африки рабов. Завоевывая континент и расправляясь с непокорными абориге- 1 Первоначально слово «inca» на языке кечуа означало «правитель империи». В Империи инков словом «inca» назывались только мужчины правящего клана государства Тауантинсуйу, говорящие на языке кечуа, т.е. чрезвычайно малая часть мужского населения этой гигантской империи. Наследниками правителя могли быть сыновья инки от его родной сестры. В современном языке слово «incas» употребляется для названия народа, населявшего в доиспанский период территории современного Перу и некоторых прилежащих стран. нами, испанские конкистадоры боролись и с их языческими религиями, утверждая любыми средствами свою католическую веру1. XVI век полыхал в Америке кострами инквизиции, в которых бесценные рукописи язычников сжигались вместе с их непокорными защитниками. Уникальные произведения искусства и ювелирного мастерства переплавлялись в слитки золота, удобные для транспортировки. В течение секунд уничтожалось то, что создавалось веками и тысячелетиями. Среди завоевателей в те годы почти не было людей, способных осознать эпохальное значение происходящего и понять, что в крови и огне безвозвратно гибнут неповторимые достижения выдающихся цивилизаций целого континента, которые так и не успели оказать своего влияния на развитие мировой культуры и науки. Их история никогда уже не будет полностью восстановлена. К началу конкисты народы крупнейших цивилизаций доколумбовой Америки находились на стадии ранне-рабовладельческих отношений. Они не знали колеса и плуга, не строили мельниц, не плавили железа и не имели пороха. Все это значительно ускорило завоевание их европейцами, уже вступившими в период антифеодальных революций. В то же время народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в разных областях знаний. Они возделывали картофель, кукурузу, томаты, фасоль, тыкву, дыни, какао, хлопок, ананасы, табак, которые до открытия Колумба не были известны в Восточном полушарии и попали туда лишь после 1492 г. Однако аборигены Америки не знали пшеницы, ячменя и риса — главных продуктов питания Старого Света. Обмен продуктами питания между Старым и Новым Светом удвоил земледельческий потенциал мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2574; Нарушение авторского права страницы