Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ



(XV—XVII вв.)

Характеристика эпохи

В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формиро­вались новые, буржуазные, отношения. Более прогрессивные формы хозяй­ственного и общественного развития требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты науки стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика.

В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцент­рическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 132). Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов,

особенно греков. Вот почему этот куль­турный феномен Позднего Средневеко­вья в Западной Европе получил назва­ние «Возрождение» (итал. Rinascimento; фр. Renaissance) в смысле — «духовное об­новление античности». Зародилось оно в Италии во второй половине XIV в.; в конце XV—XVI столетии распростра­нилось в государствах Западной Евро­пы — Германии, Швейцарии, Нидер­ландах, Франции, Англии, Испании; коснулось Чехии и Польши и стало об­щеевропейской культурой.

Рис. 132. Гирландайо (Доменико Ди Томма-со Бигорди, 1449—1494 гг.). Предполагае­мый портрет графа Франческо Сассетти с внуком (изображена характерная картина ри- нофимы). Париж. Лувр

Идейным содержанием культуры Возрождения стала философия гума­низма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Гуманисты не выступали против религии и не оспаривали ос­новных положений христианства, они по-прежнему отводили Богу роль твор­ца, приведшего мир в движение, но оставляли за человеком стремление к самосовершенствованию и всесторон­нему развитию личности. Таким обра­зом, культура и науки постепенно приобретали светский характер и стано­вились более самостоятельными и независимыми от церкви. В человеке стали ценить ум, знание и умение, творческую энергию и упорство в достижении цели, волю и чувство собственного достоинства. Идеальный человек — эн­циклопедист и созидатель, творец своей судьбы. «Гуманисты нашли в антич­ности то, что хотели найти: опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру, которая и составляет подлинную сущность Ренессанса»1.

Однако определяющим моментом в развитии новой светской культуры в Западной Европе было «не возрождение античной литературы и искусства само по себе, а факты более глубокого и общего порядка: эмансипация личности от сословно-корпоративной связанности средневекового общества, освобожде­ние человеческой мысли от богословского догматизма, гуманистическое ми­росозерцание, делающее человека мерилом всех вещей, открытие и опытное познание мира — природы и человека, развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства»2.

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая поро-

1 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение:
Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. - М.: Изд-во ГГУ, 1998. - С. 332.

2 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979. —
С. 175.


дила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были... ове­яны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы дале­ких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества»1, — писал Ф.Энгельс о выдающихся предста­вителях этой могучей эпохи.

Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Дан­те Алигьери (1265 — 1321 гг.) — автор «Божественной комедии», и Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.) — автор «Декамерона»; поэт Франческо Петрарка (1304—1374 гг.) — родоначальник гуманизма и ренессансной литературы, и Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 гг.) — основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве; титаны Высокого и Позднего Воз­рождения Рафаэль Санти (1483 — 1520 гг.) и Микеланджело Буонароти (1475 — 1564 гг.), Тициан Вечеллио (1487— 1576 гг.) и Леонардо да Винчи (см. с. 270); великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496—1536 гг.), Уильям Шекспир (1564—1616 гг.), Мигель де Сервантес (1547 — 1616 гг.) и Лопе де Вега (1562—1635 гг.), и великие врачи Андреас Везалий, Парацельс, Джироламо Фракасторо (см. с. 288) и многие другие.

Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451 —1506 гг.) открыл для европейцев Американ­ский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460—1524 гг.), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519— 1521 гг. Фернан Магеллан (1480—1521 гг.) организовал первое кругосветное путешествие. С от­крытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рам­ки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкну­тость в экономике, культуре, мышлении. Как антитеза древним цивилизаци­ям, возникали общие понятия «Европа» и «европеец», формировалась обще­европейская культура и общеевропейская христианская цивилизация.

Культура Возрождения, изначально локальная по своим масштабам (охва­тившая лишь Западную Европу), явилась глобальным явлением мировой куль­туры по силе своего воздействия на все последующее социальное и экономиче­ское развитие человечества2. Ренессансная культура обогатила образование и гу­манитарные дисциплины новой проблематикой и новыми методами познания, а в XVI в. оказала мощное влияние на натурфилософию и естествознание.

Основные черты естествознания эпохи Возрождения следующие: 1) гумани­стическое мировоззрение, 2) утверждение опытного метода в науке, 3) раз­витие математики и механики, 4) метафизическое мышление (которое яви­лось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья).

Наряду с динамично развивавшейся культурой Ренессанса, существовали и старые укоренившиеся направления: схоластика оставалась официальной фи-

1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — 2-е изд. — М.: Госпо-
литиздат, 1961. —С. 336.

2 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение:
Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. — М.: Изд-во ГГУ, 1998. — С. 406.


лософией, господствовавшей в католических университетах, а в народе сохра­нялись традиции сельской и городской культуры1.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь