Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление физиологии как науки. Ятрофизика
Рождение физиологии как науки, как правило, связывают с именем У. Гар-вея, которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообраще- ния. п.. Уильям Гарвей (William Harvey, 1578 — 1657 гг.; рис. 137) — выдающийся английский врач, физиолог и эмбриолог. В возрасте 21 года он окончил Кембриджский университет. В 24 года в Падуе закончил факультет медицины и получил степень доктора медицины. Вернувшись на родину, Гарвей стал профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне. Основываясь на достижениях своих предшественников — Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция, — Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Марчелло Мальпиги (Marcello Malpighi, 1628 — 1694 гг.) через четыре года после смерти Гарвея. После многолетней проверки в эксперименте У. Гарвей изложил свою теорию в фундаментальном сочинении «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» («Exercitatio anatomica de motu cordis et sangvinis in animalibus», 1628 г.) и сразу же подвергся ожесточенным нападкам со стороны церкви и многих ученых. Первым теорию Гарвея признал Р. Декарт, затем Г. Галилей, С. Санторио, А. Борелли и другие ученые. И. П. Павлов видел в ней не только «редкой ценности плод» научной мысли, но отмечал и «подвиг смелости и самоотвержения» ее автора. Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии) в этот период истории оказала деятельность английского философа и политического деятеля Френсиса Бэкона (Francis Bacon, 1561 — 1626 гг.). Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Его основной философский трактат «Великое восстановление наук», посвященный вопросам формирования науки и научного познания, не был закончен. Однако вторая его часть — «Новый Органон» («Novum organum scientiarum») — была опубликована в 1620 г. В этом сочинении Ф.Бэкон, в частности, сформулировал Рис. 137. Портрет Уильяма Гарвея (1578-1657 гг.); опубликован в 1739 г. Внизу — рисунок из труда У. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (Франкфурт, 1628 г.), иллюстрирующий опыт по определению направления движения крови в венах предплечья. Москва. Российская государственная библиотека три основные цели медицины: первая — сохранение здоровья, вторая — излечение болезней, третья — продление жизни. Наука представлялась ему основным средством решения социальных проблем общества, — вот почему он был убежденным сторонником союза науки и власти. Основными орудиями познания Ф. Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Гегель писал о нем: «Бэкон полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепоту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами»1. Прогнозируя развитие наук, Ф. Бэкон заглядывал вперед на многие столетия. Так, в области медицины он выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним относятся: изучение анатомии не только здорового, но и больного организма; изобретение методов обезболивания; широкое использование при лечении болезней прежде всего природных факторов и развитие бальнеологии. Таким образом, Ф. Бэкон во многом определил пути формирования философского мышления и развитие наук грядущего Нового времени. Большое влияние на развитие наук Раннего Нового времени оказал современник Френсиса Бэкона, выдающийся французский ученый, математик и философ Рене Декарт (Rene Descartes, 1596—1650 гг.; рис. 138), который развивал философское (метафизическое) мышление в естествознании. По словам Гегеля, «Декарт направил философию в совершенно новое направление... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предше- 1 Гегель. Соч. Т. XI. Лекции по истории философии. — М.: Гос. изд-во «Соцэкгиз», 1932—1935. — С. 215.
Рис. 138. Рене Декарт (1596-1650 гг.) и иллюстрации из его сочинений «DeHominefiguris...» (1662 г.) и «Tractatus de Homine et formacione foetus» (1667 г.): вверху — представление о «рефлекторной дуге», внизу — об оптической системе глаза и бинокулярном зрении. Киев. Национальная научная медицинская библиотека Украины ствующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто»1. Именно Декарту принадлежат знаменитые слова: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito ergo sum). Р. Декарт явился одним из творцов ятроматематики (греч. iatromathematike; от iatros — врач и mathematike — наука о количественных отношениях) и ятро-физики (греч. iatrophysike; от iatros — врач и physis — природа) — направлений в естествознании и медицине, которые рассматривали жизнедеятельность всего живого с позиций физики и математики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII— XVIII в. По сравнению со схоластическим методом метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, помещенным в конце его трактата «Наука о природе» т.е. после науки о природе (после «физики»; греч. «Meta taphysike»), откуда и произошло название метода мышления и целого философского направления — 1 Гегель. Соч. Т. XI. - М., 1932. - С. 257. метафизики. Сочинения Декарта «Рассуждения о методе» (1637 г.), «Метафизические размышления о первой философии» (1641 г.) и «Начала философии» (1644 г.) принесли ему прижизненное признание и славу.
Механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания. Так, Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее «рефлекторной»). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее «центростремительные»), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее «центробежные»), и, таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он изучал анатомию человеческого глаза и разрабатывал основы новой теории света (см. рис. 138) и открыл закон рефракции. Однако наряду с естественно-научным пониманием мира Декарт в ряде вопросов придерживался идеалистических воззрений. Так, например, он считал, что мышление является способностью души, а не телесной субстанции. Другим прогрессивным направлением в естествознании того времени была ятромеханика (греч. iatromechanike; от теспапе — орудие, машина). С позиций ятромехаников живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить, применяя законы механики. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонсо Борелли {Giovanni Alfonso Borelli, 1608 — 1679 гг.), одного из основоположников биомеханики (рис. 139). Среди выдающихся достижений эпохи Возрождения, имевших отношение как к физике, так и к медицине — изобретение в конце XVI в. термометра (точнее, воздушного термоскопа). Его автор — один из титанов эпохи Возрождения итальянский ученый Галилео Галилей {Galileo Galilei, 1564—1642 гг.), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543 г.). Множество его драгоценных рукописей было сожжено инквизицией. Но в тех, что сохранились, обнаружены рисунки первого термоскопа, представлявшего небольшой стеклянный шар, к которому припаивалась тонкая стеклянная трубочка, ее свободный конец погружался в сосуд с подкрашенной водой или вином. В отличие от современного термометра, в термоскопе Галилея расширялся воздух, а не ртуть: как только шар остывал, вода поднималась вверх по капилляру. Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Сан-торио {S.Santorio, 1561 — 1636 гг.), врач, анатом и физиолог, создал прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела (рис. 140). Прибор Санторио состоял из шара и длинной извилистой трубки с произвольно нанесенными на нее делениями; свободный конец трубки заполнялся подкрашенной жидкостью. Испытуемый брал шарик в рот или согревал его руками. Теплота человеческого тела определялась в течение десяти пульсовых ударов по изменению уровня жидкости в трубке. Прибор Санторио был достаточно громоздким; его установили во дворе его дома для всеобщего обозрения и испытания. Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» («De statica medicina», 1614 г.). В начале XVII в. в Европе было сделано множество оригинальных термометров. Первый термометр, показания которого не зависели от перепадов атмосферного давления, был создан в 1641 г. при дворе Фердинанда II, императора Священной Римской империи, который был не только покровителем искусств, но и сам принимал участие в создании ряда физических приборов.
При его дворе были выполнены забавные по своей форме термометры, похожие на маленьких лягушат (см. рис. 140). Они предназначались для измерения теплоты тела человека и легко прикреплялись к коже пластырем. Полость «лягушат» заполнялась жидкостью, в которой плавали цветные шарики разной плотности. Когда жидкость согревалась, объем ее увеличивался, а плотность уменьшалась, и некоторые шарики погружались на дно прибора. Теплота тела испытуемого определялась по количеству разноцветных шариков, оставшихся на поверхности: чем их меньше, тем выше теплота тела испытуемого. Несмотря на большое количество оригинальных термометрических приборов, проникновение термометрии в клинику стало возможным только в начале XVIII в. (см. с. 383). Ятрохимия и медицина Наряду с ятрофизикой и ятромеханикой в эпоху Возрождения широкое развитие получила ятрохимия (греч. iatrochimeia, от iatros — врач и chimeia — химия) — направление в медицине, связанное с развитием химии (врачебная химия). Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бом-баст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493—1541 гг.), известный в истории под латинизированным именем Пара-цельс (Paracelsus, от лат. Para-Celsus — «Подобный Цельсу»; рис. 141), которое он принял уже в расцвете сил и научной зрелости (после 1529 г.)1. Швейцарец по происхождению, Теофраст фон Гогенгейм получил врачебное образование в университете в Ферраре (Италия). Затем в течение восьми лет (1516—1524 гг.) он много путешествовал, объехал почти всю Европу (включая земли современной Литвы, Белоруссии и Западной Украины), наблюдая и врачуя болезни людей разных народов и профессий. «Врач много путешествовать должен, — писал он, — Что ни страна, то страница. Ногами своими ты должен ее пройти, и так должно страницы ее перелистывать». Он посмеивался над «учеными докторами, которые всю жизнь сидят за печкой, книгами себя окружив, и плавают на одном корабле — корабле дураков». В Страсбурге он был принят в местный цех хирургов (1526 г.) и завоевал большую популярность не только во всем Эльзасе, но и в близлежащем швейцарском городе Базеле, где служил городским врачом. Его пациентами были писатель Эразм Роттердамский (Erasmus von Rotterdam) и видный издатель эпохи Возрождения Йоханн Фробен (Johannes Froberi). Впоследствии Парацельс (в то время еще — Теофраст фон Гогенгейм) читал лекции в Базельском университете (1527—1529 гг.), сначала на латинском, а затем — на своем родном немецком языке, «чтобы быть понятым возможно большим числом слушателей». Перед вступлением в должность профессора он опубликовал меморандум, в котором утверждал: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действительных средств помощи больным... Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия... Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукою Господа... Я вошел через дверь природы, ее свет, а не аптекарский фонарь, освещал мой путь»2. 1 Kastner, Ingrid. Theophrastus Bombastus von Hohenheim, genannt Paracelsus.— 2 Aufl.— Leipzig: 2 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения: Пер. с англ. — М.: Новый Акрополь, Рис. 141. Парацельс (портрет кисти Квинтена Метеиса, ок. 1466-1530 гг.) и его труд «Большое чудо» на немецком языке. 1566 г. Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта», — утверждал он и порицал тех врачей, которые собственных знаний (особенно химических) не имели и прописывали лекарства «по книгам». С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии (т. е. алхимии того времени) в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота — к приготовлению лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней», — считал Парацельс1. Его система врачевания основывалась на трех невидимых элементах (или «принципах»): сере, ртути, соли и их соединениях. По его мнению, в каждом органе тела эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях2. Болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Вот почему врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали столь важное значение лекарственным препаратам, содержащим серу, ртуть и разные соли, и часто сами получали их из природных руд. Парацельс с гордостью писал, что он и его ученики «отдых в лаборатории имеют, пальцы в угли и отбросы и всякую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопченным». 1 Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Т. 1. — М.: Мир, 1984. — С. 204. 2 Майер П. Парацельс — врач и провидец: размышления о Теофрасте фон Гогенгейме / Пер. Широкое использование минералов при лечении болезней было новаторским для медицины эпохи Возрождения, ведь в Древности и в период классического Средневековья в Европе для лечения больных применяли почти исключительно средства, приготовленные из растений и частей животных. Пара-цельс успешно применял втирания ртути при лечении сифилиса и рекомендовал препараты, содержащие сурьму, как эффективные лекарственные средства. Неудивительно, что Парацельса, широко использовавшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. «А знаете ли вы, что есть яд? — возражал он, — Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». Парацельс был убежден, что природа и вызывает болезнь, и излечивает ее. Следовательно, врач должен понимать происходящие в человеке видимые и невидимые природные процессы. Он критиковал учение древних греков о «четырех соках» организма, осуждал злоупотребления кровопусканием и слабительными «очищениями», столь популярные в средневековой Западной Европе, и разработал свою классификацию болезней и факторов, влияющих на здоровье человека (лат. ens, entia), подразделив их на пять видов: 1) болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием 2) болезни, вызываемые шлаками, ядами и факторами, привносящими за 3) болезни, вызываемые факторами психологического характера (лат. spiritua- 4) болезни, вызываемые астральными влияниями (лат. ens astrorum — косми 5) болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение боже Допускалось, что болезни могут иметь несколько причин. Как и все великие мыслители переломной эпохи Возрождения, Парацельс не мог избавиться от противоречивого двойственного восприятия мира: с одной стороны, утверждение нового опытного метода познания природы, с другой — стремление к магии и познанию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье. Отсюда понятно, почему Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832 гг.) избрал реальную фигуру Парацельса как прообраз для своего доктора Фауста, «стремящегося от тьмы к свету»: Вот почему я магии решил предаться, Жду от духа слов и сил, Чтоб мне открылись таинства природы, Чтоб не болтать, трудясь по пустякам, О том, чего не ведаю я сам, 1 Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / Пер. с англ. — М.: Новый Акрополь, 1997.-С. 188. Чтоб я постиг все действия, все тайны, Всю мира внутреннюю связь; Из уст моих чтоб истина лилась, Не слов пустых набор случайный.1 И. В. Гёте Формально Парацельс оставался католиком и считал врача «наместником бога». В то же время, как уже отмечалось, он решительно отвергал участие врачей в судах и пытках инквизиции: «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача», — заявлял он. Новаторство Парацельса проявилось и в его отношении к хирургии, которая в те времена в Европе не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась (ею занимались ремесленники, см. с. 262), — Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины (т. е. терапии, или внутренней медицины) в одну науку, потому что обе они имеют один корень. Сам он с гордостью называл себя «доктором обеих медицин» (нем. «Doktor beider Arzneyen»), неоднократно производил камнесечения и сложные операции при огнестрельных ранениях, искал средства облегчения страданий оперируемых2. Его книга «Большой лечебник (ранений)», или «Большая хирургия» (нем. «Die grossen Wundarzney», 1536 г.) и другие сочинения пользовались большой популярностью в течение многих столетий. В своих сочинениях он писал также о болезнях рудокопов и литейщиков, связанных с отравлениями серой, свинцом, ртутью, сурьмой, — таким образом, Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях. О болезнях рудокопов и их предупреждении писал также в сочинении «О горном деле и металлургии» (1556 г.) современник Парацельса — Георг Бауэр, известный под псевдонимом Агрикола (Georg Agricola, 1494— 1555 гг.). Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Аптека как самостоятельное учреждение возникла во второй половине VIII в. на арабоязычном Востоке. (Первая аптека на Ближнем и Среднем Востоке была открыта в 754 г. в столице Халифата г. Багдаде, см. с. 219.) В Европе первые аптеки появились в XI в. в испанских городах Толедо и Кордове. К XV в. они широко распространились по всему континенту. В эпоху Возрождения размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок периода Развитого Средневековья, когда вся аптека размещалась в одной комнате, они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые включали помещение для приема посетителей, кладовые, где размельчались и хранились лекарства и сырье, и собственно лаборатории с печью и дистилляционным аппаратом. С XV в. с особым старанием культивировались аптекарские ботанические сады — сады здоровья (лат. Hortus sanitatis; русское название — вертоград, т.е. сад, цветник лечебных растений). В XVI —XVII вв. вертограды широко распространились на Руси. ' Гёте И.В. Фауст/ Пер. Н.Холодковского. — М.: Гос изд. дет. лит., 1956. — С. 54. 2 Майер П. Парацельс — врач и провидец: размышления о Теофрасте фон Гогенгейме / Пер. с нем. Е.Б.Мурзина. — М.: Алетейа, 2003. — С. 324—348. В качестве лекарственного сырья аптекари использовали также минеральные вещества и части животных. Большой популярностью в Европе пользовались заморские лекарственные средства, которые привозились, главным образом, из стран Востока. Представления о лечебном действии многих лекарств в то время часто были далеки от истины. Так, в течение почти двух тысячелетий (с I по XX вв.) существовало мнение, что териак является универсальным средством против всех болезней. Его составляли сами врачи при большом скоплении народа более чем из 70 компонентов, затем териак выдерживали в течение полугода, причем особой славой пользовался териак, приготовленный в Венеции (рис. 142).
Аптекари эпохи Возрождения, как и другие профессионалы, внесли большой вклад в формирование культуры своего времени. Они занимали высокое положение в обществе. Деятельность их регламентировалась государством. В середине XVI в. начали появляться первые фармакопеи (рис. 143), в которых перечислялись используемые в данном городе или государстве лекарства, их состав, применение и стоимость. Так было положено начало официальному регулированию цен на медикаменты в Европе. Одним из современников Парацельса и Агриколы был выдающийся польский астроном, математик и врач Николай Коперник (Nicolaus Copernicus, 1473 — 1543 гг.). Высшее образование он получил в Кракове (1491 —1495 гг.), где изучал астрономию и математику, затем в Болонье (с 1496 г.) — юридические науки и Падуе (1501 — 1504 гг.), где изучал медицину, слушал лекции Джиро-ламо Фракасторо (см. с. 288) и начинал свою врачебную практику. Будучи еще студентом Краковского университета, Коперник обнаружил противоречия в системе Птолемея. Свои исследования он продолжил в Италии, а затем у себя на родине в Польше. Обсерватория Коперника во Фром-борке, в которой он работал более 30 лет, сохранилась до наших дней и в настоящее время является музеем. Результаты своих многолетних астрономических исследований Н. Коперник изложил в трактате «Об обращении небесных сфер» («De Revolutionibus orbium coelectium», 1543 г.). Вышедший в свет за несколько дней до смерти Н. Коперника, этот труд в 1616 г. декретом инквизи- ции был внесен в «Индекс запрещенных книг» и оставался под запретом до 1828 г. Как врач Коперник пользовался широкой известностью. Его пациентами были и знатные горожане (епископы, каноники), и бедные люди, которым он не отказывал в помощи и бесплатно раздавал лекарства. В одной из книг библиотеки Коперника сохранился написанный его рукой весьма сложный рецепт, включающий 21 компонент растительного, животного и минерального происхождения. В него входили растертые в порошок кораллы, драгоценные камни (изумруд и сапфир) и металлы (золото и серебро). Трудно определить эффект действия такого лекарства, но еще сложнее определить его стоимость.
Реально осознавая значение предупредительной медицины, Коперник был инициатором и руководителем строительства санитарно-технических сооружений — водопроводов и гидротехнических комплексов в Вармии, Фром-борке, Торуни (родном городе Коперника), Ольштыне и других городах Польши. На одной из башен собора во Фромборке сохранилась надпись: Здесь покоренные воды течь принуждены на гору, Чтоб обильным ключом утолить жителей жажду. В чем отказала людям природа — искусством преодолел Коперник. Это творенье, в ряду других, — свидетель его славной жизни'. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1868; Нарушение авторского права страницы