Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организация медицинского дела
В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались четкие формы организации медицинского дела. В Государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. В ацтекском войске, которое, по свидетельству Э.Кортеса, состояло из 150 тыс. человек и по численности превышало любую из европейских армий того времени, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. В Теночтитлане, Тескоко и других городах создавались военные госпитали, а также специальные помещения для изоляции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ограничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покидали район бедствия. В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация приютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак и т.д. Центры высоких цивилизаций доколумбовой Америки выгодно отличались от современных им западноевропейских городов. Так, в столице ацтеков Теночтитлане (с населением свыше 200 тыс. человек) за чистотой следили специальные команды общей численностью около 1000 человек. На улицах этого города было так чисто, что, по свидетельству конкистадоров, «не обо что было споткнуться»1. Чистая питьевая вода поступала в Теночтитлан с гор по двум каменным водопроводам; сточные воды отводились по каналам за пределы города. Центральная площадь Теночтитлана превосходила по размерам все известные конкистадорам площади Рима или Константинополя, а его пирамида высотой 45 м была выше европейских христианских храмов. Как уже отмечалось, по приказу Кортеса Теночтитлан сравняли с землей; на его месте начали строительство нового города (ныне — Мехико). Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паровые бани, которые использовались в гигиенических, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани — темацкаль (temazcal, рис. 160) представляли низкие, с узким входом сооружения высотой 1, 5 м, длиной 2 —3 м. Одну из стен выкладывали из природного или вулканического камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовили рожениц к родам и обмывали новорожденного, делали массаж, лечили кожные заболевания (сернистыми водами), а также радикулиты, переломы, ангины, простудные и воспалительные заболевания (в сочетании с отварами и настоями лекарственных растений). При всей фрагментарности наших знаний о медицине доколумбовой Америки очевидно, что к концу XV в. на этом континенте сформировались само- 1 Прыгова Н. М. О роли государства в медицинском деле ацтеков // Сов. здравоохр. — 1981. — № 8. - С. 70. Рис. 160. Паровая баня ацтеков (тамаскальи). Кодекс Мальабечи. Флоренция. Центральная национальная библиотека бытные и блистательные для своего времени цивилизации. Значительная часть их достижений в различных областях культуры и науки (медицины в том числе) утрачена во время конкисты. Однако то, что уцелело, явилось одним из истоков формирования американской, европейской, а вместе с ними и всемирной медицины. Трагический конец цивилизаций доколумбовой Америки постоянно напоминает о необходимости сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего. Это особенно ощутимо в наши дни, когда исследователи из разных стран мира стремятся восстановить, насколько это возможно, историю культуры и естественно-научных знаний аборигенов Американского континента. МЕДИЦИНА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (XV—XVII ВВ.) Характеристика эпохи После изгнания Золотой Орды (1480 г.) и объединения Русских земель вокруг Москвы во времена княжения Ивана III Великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу XVI в. территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было более 220 городов. Численность населения достигла 7 млн человек. В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор — новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел вплоть до избрания новых царей (так, в 1613 г. Земский собор избрал на царствование Михаила Федоровича Романова — основателя царского дома Романовых, 1613 — 1917 гг.). На протяжении XVI —XVII вв. в России состоялось более 50 Земских соборов. В 1550 г. царь Иоанн IV (Иван IV Грозный, 1530/1543—1584 гг.) утвердил новый «Судебник» (или вторую «Русскую Правду») — «вторую полную систему наших древних законов, ...верное зерцало нравов и понятий века», как писал об этом Н. М. Карамзин. Через год Иван IV собрал в Кремлевском дворце очередной Земский собор, который вошел в историю как «Стоглавый» по числу статей законов (глав), им утвержденных. «Митрополит, девять святителей, все архимандриты, игумены, бояре, сановники первостепенные сидели в молчании, устремив взор на царя-юношу, который говорил им с силою ума и красноречия...»1. Стоглавый собор утвердил Судебник и среди прочих решений постановил: создавать в Москве и других городах училища для «наставления там детей грамоте», а также обустраивать в городах богадельни для призрении больных, престарелых и увечных, «чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении»2. Народная медицина Тем не менее в XVI —XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества основным и, по сути, единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание (см. с. 201). Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в устной традиции, а с другой — сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историке-бытовых повестях. Среди них — записанная в XV в. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра. Князь Петр заболел тяжелой кожной болезнью. Тщетно лечили его муромские целители. Когда болезнь зашла далеко, князь Петр в поисках исцеления отправился в Рязанскую землю, которая славилась своими народными лечцами. Излечила князя (по всей вероятности при помощи меда) простая крестьянская девица Феврония — дочь древолаза (сборщика меда диких пчел), и князь Петр женился на мудрой Февронии. Долгие годы жили они счастливо и княжили в Муроме. Прообразами героев были реально существовавшие князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Муроме в XIII в.3 Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с «лежащими к Западу от них странами». Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Маке- ' Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 3. — Ростов н/Д: Феникс, 1995. — С. 182-183. 2 Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Ч. I: Период до 1917 г. — М.: ЦИУВ, 3 Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. — М.: Худож. лит., 1969. — Рис. 161. Русский рукописный лечебник «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная из многих мудрецов о различнных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вторая половина XVII в. донского в Индию), в путевых замет 1 / •** t г7 стве переводчика новгородского архиепископа Геннадия. Около 1505 г. переехал в Москву, стал придворным врачом великого князя Василия III и служил при великокняжеском дворе до самой его смерти (1533 г.), в течение почти 30 лет. Эпидемии Заморская торговля имела и свою оборотную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опустошали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород. За короткий период XIV— XV вв. русские летописи сообщают о 12 эпидемиях (! ), разразившихся в них. Легкость их возникновения, огромная смертность и бессилие человека в борьбе с «моровыми поветриями» поражали умы и усиливали суеверия. К концу XIV в. взаимосвязь между эпидемиями в торговых городах и прибытием в них иноземных судов и караванов стала очевидной. Заметим, что первые законодательства по карантину иноземных судов в Западной Европе появились в портовых городах Италии (1348 г.) (см. с. 266). В 1546 г. вышел в свет труд Джироламо Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» — первое фундаментальное сочинение о контагиозной природе заразных болезней. Частые эпидемии «повальных» болезней, мысль о «прилипчивости» заразы привели к введению предохранительных мер на Руси. Сначала это выражалось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет»1. Обще- 1 Лахтин М. Ю. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. Т. 2. — М., 1909. — С. 8. ^ Г Ллнлн, Рис. 162. Можайская застава при въезде в Москву во время «морового поветрия». Миниатюра из Никоновской летописи. XVI в. Москва. Российская государственная библиотека ние с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Так, во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове «князь Михай-ло Кислица велел... улицу Петровскую заперети с обою концов, а сам князь побеже на руху в паствище»1. Когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы (рис. 162); в лесах устраивали завалы. Так, в 1552 г. во время мора в Новгороде «бысть застава на Псковской дороге, чтобы гости с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород»2. Для уничтожения заразы в домах применяли давние народные средства: вымораживание, сжигание и окурива- ние дымом, проветривание, мытье. Од- элементарными приемами народной самозащиты, имея целью прежде всего изоляцию мест, пораженных эпидемией, т. е. носили местный характер. Царские указы (XVI —XVII вв.) также были направлены на изоляцию зараженных мест и воспрепятствование продвижению заразы по стране, особенно к столичному городу. Их главной задачей было спасение государя и войска. За период с 1654 по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумы 1654—1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Здесь же на заставах сжигали на кострах зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. В XVI в. умирающих во время мора стали хоронить за чертой города. Так, уже в 1572 г. во время мора в Новгороде погребение в городе было запрещено; тела умерших приказывалось уносить на шесть верст вниз по течению р. Волхов и хоронить там, вдали от жилых мест и питьевых источников. В начале XVII в. во время мора в Москве царь Борис Годунов (1598—1606 гг.) повелел выделять для захоронения умерших специальных людей, «кому те трупы забирати». Священ- 1 Псковские летописи: Вып. 1. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - С. 102. 2 Новомбергский Н.Я. Основы борьбы с эпидемиями в до-Петровской Руси. — СПб., 1906. — С.з. Рис. 163. Раздача пищи больным и немощным у ворот монастыря. Московская Русь. Миниатюра из рукописи. Список XVI в. Москва. Российская государственная библиотека никам под страхом смертной казни запрещалось причащать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения»1. Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией (рис. 163). Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности. Медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учрежденного при царском дворе не позднее 1620 г. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы