Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источники по истории и медицине



Письменные памятники. Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине XX века, когда советский ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал иероглифическую письменность майя на осно­вании разработанного им метода позиционной статистики (пиктографические рукописи изучались с XVII в.). Среди чудом сохранившихся средневековых ру­кописей Нового Света — «Кодекс Пополь Вух» («Popol Vuh», об эпидемиях), «Кодекс Мальабечи» («Codex Magliabecchi», о врачевании), «Кодекс Борджиа» («Codex Borgia», ритуальный календарь), «Кодекс Бадиано» («Codex Badianus»), продиктованный ацтекским врачевателем Мартином Де ла Крусом (De la Cruz) в 1552 г., и др. Важное значение имеют письменные свидетельства участников и очевидцев событий конкисты: епископов и монахов — «Кодекс Саагуна» («Codex de Sahagun», о врачевании; ок. 1565 г.), записки Диего де Ланда «Сооб­щение о делах в Юкатане» (1566) и Лас Касаса «История Государства инков» (1609), а также местного населения (инка Гарсиласо де ла Вега), солдат (Бер-наль Диас), военачальников (Э.Кортес), королевских чиновников и путеше­ственников; испанские хроники XVI —XVII вв.

Археологические данные. Целенаправленные археологические исследования на Американском континенте начались около 100 лет назад. Пирамиды майя,

1 Галпенкамп Ч. Майя: Загадка исчезнувшей цивилизации: Пер. с англ. — М: Наука, 1966. — С. 9. 298


Рис. 151. Изображение процесса родов на ритуальном сосуде. Культура мочика (тер­ритория Перу). Ок. 800 г. н.э. Берлин. Государственные музеи

мумии инков, клады Чичен-Ицы, про­изведения искусства и орудия труда подтверждают сообщения письменных источников о высоком уровне разви­тия древних цивилизаций Мезоамери-ки и Империи инков. О болезнях того времени и их врачевании рассказыва­ют также многочисленные керамиче­ские изделия Древнего (средневеково­го) Перу, на которых изображены ано­малии развития («заячья губа», акро­мегалия), недуги (слепота, кожные за­болевания, увеличение щитовидной железы), последствия оперативных вмешательств (ампутации конечно­стей, трепанации черепа), а также про­цесс родов (рис. 151) и оказание меди­цинской помощи.

Данные этнографии. Важное значе­ние для восстановления знаний або­ригенов в области врачевания имеет изучение культурных традиций и быта

племен, сохранившихся на территории Америки после конкисты. Во многих случаях это единственный путь воскрешения (и сохранения) приемов и средств доколумбового врачевания.

Развитие медицинских знаний

В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа, в каждой цивилизации или культурной группе вырабатывались свои представления о болезнях и их лечении, свои приемы и средства врачевания. В то же время все они имели и общие черты, отражающие особенности разви­тия континента.

К периоду конкисты медицина великих цивилизаций доколумбовой Аме­рики была на уровне основных достижений медицины развитых рабовладель­ческих обществ Древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медици­ной Древней Греции и Древнего Рима, а в некоторых отношениях даже пре­восходила современную ей медицину феодальной Европы.

Строение человеческого тела было наиболее изучено ацтеками. В их языке было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя было около 150, а у инков — около 60 анатомических терминов1. Большинство исследователей связывают эти познания ацтеков с их традицией ритуальных жертвоприношений, которые приобрели особый раз­мах в правление Монтесумы I (1440—1469 гг.). Согласно идеологической кон­цепции ацтеков, почитание верховного божества — Солнца сопровождалось

Guerra F. La Medicina Precolombina. - Madrid, 1990. - P. 164, 182, 200.


принесением ему в жертву крови плен­ников. С этой целью они постоянно вели «войны цветов» для добычи плен­ников. Военнопленные, предназначен­ные для жертвоприношений, обрета­ли особый статус: они являлись соб­ственностью государства, содержались в хороших условиях, но не имели ни­какой собственности.

В установленные дни у большого количества людей, приносимых в жер­тву богам, вскрывали грудную клетку и вынимали сердце. В 1519 г. пирамида черепов в столице ацтеков Теночтит-лане состояла из 62 тыс. (по другим ис­точникам — из 120 тыс.) человеческих черепов1.

Позднее был введен новый обычай жертвоприношения — «гладиаторские бои», в которых незащищенный плен­ник с мнимым оружием должен был сражаться с четырьмя хорошо воору­женными ацтекскими воинами2.

Рис. 152. Мумия. Культура инков. Куско. Перу

У майя человеческие жертвоприно­шения имели место лишь в постклас­сический период (после X в.) и в крайне редких случаях.

Языческие религии майя, ацтеков, инков и других народов были тесно свя­заны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пыш­ным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших.

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использова­лись при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскры­тия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось баль­замом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, мен­тол, таннин, многие другие местные природные вещества.

При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специаль­но построенные здания со множеством помещений или в вырытые под землей высокие песчаные пещеры (культура Паракас), или в естественные высоко­горные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохране­нию трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользо­вался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти (рис. 152). В мифологии инков даже был особый бог-покровитель трупов —

1 Guerra F. La medicina en la America Precolombina // Lain Entralgo, P. Historia Universal de la
Medicina. — № 1. — Barcelona, 1972. — P. 312.

2 Ершова Г. Г. Древний мир Нового Света // История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузи-
щина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 377.


Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей (инков) выноси­ли на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золо­тым и серебряным оружием. По мне­нию исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распростране­нием продуктов гниения, что влек­ло за собой массовые заболевания.

Рис. 153. Инкрустация зубов яшмой. Культура майя (территория Мексики)

Мумии аборигенов обнаружены также на территории Центральной и Северной Америки: в Долине мумий (штат Кентукки, США), в Пещере мумий (штат Аризона, США) и т.д.

Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих

народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из опре­деленных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов1 не­фритом, обсидианом, яшмой (рис. 153) и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу же после рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками (рис. 154), а на лоб между глаз веша­ли заметную бусину.

Причинами болезней считались особенности календарного года, дурные по­ступки, отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуаль­ного поведения, несовершение жертвоприношений, а также внеземные и ма­гические силы, не зависящие от человека2.

У каждого народа были свои боги, за которыми признавалось управление здоровьем: одни насылали болезни; другие, наоборот, охраняли от них. Так, майя поклонялись богине деторождения Иксчель и богу смерти Ах-Пуч, а бо­лезни (лихорадки, желтуху, кровавую рвоту, геморрой и др.) связывали с младшими божествами — обезьянами. У северных племен здоровьем управлял великий дух Маниту.

Главным божеством инков был Инти — бог золотого Солнца; считалось, что именно от него инки ведут свое происхождение. Его сын — бог Имайяну «указывал» травы, пригодные для лечения, а бог Мамакоча почитался как покровитель здоровья и защитник от болезней. Важным объектом поклонения инков были захоронения предков, духи которых, как полагали, влияли на судьбы и здоровье людей.

Однако самый многочисленный на континенте пантеон божеств, связанных с врачеванием, был у ацтеков: матерью всех богов почиталась Тетеоинан — покровительница медицины и врачевателей; Цапотлатена была богиней лекарств;

1 Molina H. R. Incrustaciones у multilaciones dentarias // Historia general de la Medicina en Mexico.
Vol. I: Mexico Antiguo / Alfredo Lypes Austin & Carlos Viesca Trevieo. — Mexico: UN AM, 1984. —
P. 323 — 327; а также: Cortes F.M. Pegamentos, gomas у resinas en el Mexico prehispanoco. — Mexico,
1997.-P. 107-109.

2 Viesca С Ticiotl: I. Conceptos medicos de los antiguos mexicanos. — Mexico: UNAM, 1997. — P. 162.


malaria; от исп. mal aires — плохой воздух). Для обозначения разных болезней и болезненных состояний (симптомов) существовало множество названий: у инков — около 70, у майя — более 200, что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе. В языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, состояний несварения пищи и разной кислотности желудка, запора и поноса (кровавого, сходного с дизентерий­ным, холерным и т.п.), пульсирующей боли в кишечнике, кишечной и почеч­ной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носог­лотки, дифтерии, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, кровоте­чений разных видов, болезненного мочеиспускания и гематурии и т. п. Майя различали несколько видов лихорадочных состояний, эндемические лихорадки и кожные заболевания. Инки определяли признаки сифилиса — первичный шанкр, бубон и пять видов кожных проявлений. Особое значение придавалось лечению «нервных» и душевных болезней и состояний, для обозначения которых имелись специальные термины, соответ­ствующие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, бред, галлюцинации, меланхолия, помешательство и др. В то же время до конкисты на континенте не было натуральной оспы, кори, коклюша, дифтерии, гриппа. Эти болезни были завезены колонизаторами. Первая крупная эпидемия оспы на континенте была отмечена в 1520 г.3

Рис. 154. Лобно-затылочная деформация че­репа по методу «яута» и устройство для дефор­мации черепа новорожденного. Культура инков


Хипетотек «распоряжался» кожны­ми заболеваниями и болезнями глаз; богиня любви Хочикецаль «насыла­ла» бубоны и кожные сыпи; бог дож­дя Тлалок — болезни ног, язвы и простуды и т.д.1 Был у ацтеков и бог смерти, изображение которого сохра­нилось в произведениях искусства.

В то же время у всех народов при­знавались и вполне естественные причины заболеваний, связанные с природой и жизнью самого больно­го. Имелись и определенные пред­ставления о заражении от больного человека. В дошедших до нас кодек­сах приведены описания массовых заразных болезней. Многие из них сопровождались кровавой рвотой и поносом. Предполагают также, что на континенте издавна существова­ла болезнь, которая впоследствии получила название малярии (лат.


1 Guerra F. Historia de la Medicina. Vol. 1. — Madrid: Ediciones Norma, S.A., 1989. — P. 49.

2 Hagen V. W. von. Los aztecas, hombre у tribu. — Mexico: Diana, 1961. — P. 144.

3 Viesca Trevino, С Las enfermedades // Medicina novohispana. Siglo XVI. — Mexico: UNAM, 1990.
P. 99, 100.


Лечением болезней занимались на- ^ЯЖГ^& З 1!! Й2^^|К9ЙШР * Т|* родные врачеватели знахари (исп. ЗАЯКЗДкеезЗ^ИРЯЯК curandero). Назывались они по-разному: у карибов — пиаче (piache), у алгон-кинцев — буоин (buoin), в Империи инков — кайяуайа (cayahuaya — врачева­тели-травники) и макса (macsa — зак­линатели) и т.д. Врачеватели майя — ax-мен (ah-men) принадлежали к жреческому сословию и сохраняли тайну своего искусства внутри рода, а в Государстве ацтеков, наоборот, су- Рис. 155. Сцена врачевания у ацтеков ществовала врачебная специализация:

тисиотль (ticiotl) и тепатиани (tepatiani) были врачевателями-травниками (рис. 155), тетеки (tetequi) оперировали, науали (nahuali) составляли горос­копы и предсказывали судьбу, тезок (tezoc) делали кровопускания, а тла-матки (tlamatqui) принимали роды1.

Лекарственное врачевание на континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте аборигенов и в то же время было тесно связано с маги­ческими ритуалами и верованиями.

Врачеватели доколумбовой Америки располагали богатейшим арсеналом лекарственных средств растительного происхождения, подавляющее большин­ство которых не было известно в Восточном полушарии. Среди них хорошо знакомые сегодня кактусы. В современной Мексике произрастает более 55 ви­дов и 550 разновидностей кактусов, многие из которых издавна используются при лечении болезней. Главный среди них — нопаль, огромный, похожий на дерево (изображен на мексиканском гербе). Он широко используется в пищу в сыром, вареном, жареном, маринованном и соленом виде, а также для пони­жения артериального давления и уровня глюкозы в крови; его мясистые лис­тья прикладывают к ранам как противовоспалительное средство. Другое лекар­ственное растение — американская агава, или магея, используется при лече­нии туберкулеза, болезней суставов и почек.

По мнению ученых, ацтекские врачеватели знали около 3000 целебных ра­стений. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских ко­лонизаторов (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). Достаточно представить заросли кактусов нопаля, где каждое расте­ние по размерам превосходило большую яблоню.

В Кодексе Бадиано (записанном со слов ацтекского тиситля Мартина де ла Круса) описано 285 лечебных растений, из них 185 изображены в цвете (рис. 156). Все они расположены в строгом порядке с указанием правил сбора, приготов­ления лекарств и их использования при всевозможных болезнях.

Некоторые из целебных растений доколумбовой медицины изучены и вве­дены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуана и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средства, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство лечебных средств аборигенов Америки остаются неизвестными современной науке.

Guerra F. Historia de la Medicina. — Madrid, 1989. — P. 50, 51.


О некоторых приемах народной пе­руанской медицины писал инка Гар-силасо де ла Вега. В своей «Истории государства инков» он сообщает о применении кровопусканий и промы­вании желудка местными слабительны­ми и рвотными средствами, изгнании глистов и очищении диетой, лечении ран и укреплении десен, а также о дей­ственном эффекте травы matecllu, при­кладывание которой излечивало острые воспалительные заболевания глаз и в те­чение двух суток растворяло бельмо1.

Рис. 156. Лекарственные растения ацте­ков. Кодекс Бадиано

Попав в высокогорные районы Анд (на высоты более 4000 м), конкистадоры стол­кнулись с непонятным явлением: «тонкий» высокогорный воздух причинял европей­цам ужасные страдания — так они впервые столкнулись с острой горной болезнью, ко­торую местные жители называли «soroche». В течение столетий инки знали средство ее профилактики — листья коки, которые они жевали, поднимаясь в горы. Это растение ценилось очень высоко: «тот, кто жует его листья, не чувствует ни холода, ни голо­да, ни жажды». Однако кока давала лишь временный эффект, приглушая проявления этой болезни: головную боль, тошноту, рвоту, потерю аппетита, бессонницу и усталость. Более того, ее длительное употребле­ние часто было причиной злокачественных новообразований на губах и в ротовой по­лости.

У инков не было письменности, и первое в истории Америки описание горной болез­ни дал испанский монах-иезуит Хосе де Акоста {Jose de Acosta, 1540—1600 гг.). В период конкисты он провел в Перу почти 20 лет (между 1569 и 1589 гг.). В 1590 г. он закончил книгу о Новом Свете «Historia Natural у Moral de las Indias», которая вскоре была пере­ведена на многие европейские языки. В 9-й главе Акоста описывает трудности перехода через Анды, который он совершил в 1572 г., пройдя через самый высокий перевал Эскалерас (ок. 4800 м) в горах Париакака (Анды):

«В Перу есть очень высокий горный хребет Париакака. Я слышал о болезни, которая приключается в горах, и поэтому подготовился к переходу как можно лучше, следуя наставлениям тех, кого здесь называют гидами или следопытами. И несмотря на все мои приготовления, когда я взошел на перевал Эскалерас — самую высокую часть хребта Париакака, я почти мгновенно почувствовал такие ужасные боли, что был готов свалиться с коня на землю. Нас было много, и каждый бросился бежать, не дожидаясь компаньонов, лишь бы поскорее исчезнуть из этого дьявольского места. Я остался один с индейцем, которого уговорил остаться помочь мне удержаться в седле. Немедленно началась тошнота и такая рвота, что я думал, душа покинет меня, ибо меня рвало тем, что я съел, слизью, желчью, и опять желчью желтой и зеленой, и, наконец, кровью при жутких спазмах желудка. Должен сказать, если бы это продол­жалось дольше, я бы наверняка умер, но это длилось не более трех или четырех часов,

1 Гарсиласо де ла Вега. История государства инков: Пер. со староисгг. — Л.: Наука, 1974. С. 126-127.


пока мы не спустились туда, где воздух был более приятным... потом мне говорили, что некоторые умерли после этого перехода.

...Париакака — одно из самых высоких мест Юнивёса; место это абсолютно нео­битаемо: там нет ни животных, ни птиц, кроме викуньи, и воздух там более тон­кий, чем тот, которым может дышать че­ловек... Болезнь эта возникает не только на горном перевале Париакака, но повсю­ду вдоль всего этого горного хребта»1.

Это первое исторически достоверное описание высотной болезни на Американ­ском континенте, сделанное в 1590 г. Ин­тересно отметить, что местные жители были хорошо адаптированы к условиям высокогорья.

Рис. 157. Тласолтеотль — богиня деторож­дения. Культура ацтеков. Ок. 1300-1520 гг.

Приплыв к берегам Нового Света, европейцы поднимались в Анды с од­ной лишь целью — завоевать абориге­нов и их земли. Именно по этой при­чине монах Акоста в 1572 г. покорил высоту в 4800 м, практически равную той вершине, с которой в 1786 г. нача­лась всемирная история альпинизма (Mont Blanc, 4807 м).

Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого культа. В этой области ацтекская медицина не уступала современной ей европейской. Принимали роды женщины, кото­рые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности. В то же время аборигены Америки знали специальные растения, которые использова­лись в качестве абортивных средств2.

За несколько месяцев до родов беременной устраивали паровую баню, во время которой ощупывали живот, определяли положение плода и при необхо­димости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство sasauaktli для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обез­боливанию и стимуляции родов3. Рожали в положении на корточках (рис. 157). Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка (см. рис. 151). Тут же отмечался гороскоп новорожденного, согласно дню и часу его рождения. Кормление де-

1 Gilbert, D. I.The first documented description of mountain sickness: The Andean or Pariacaca
story // Respiration Physiology. — 1983. — № 52. — P. 327 — 347.

2 Guerra F. Pre-Columbian medicine / The Pharmacy: Windows on History. — Basel: Ed Roche
1996. - P. 36.

3 Прыгова Н.М. Родовспоможение и лечение женских болезней у ацтеков // Акуш. и гинеколог —
1976. -№3. -С. 67-68.


20 Сорокина



тей грудью начинали со второго-третьего дня после рождения и продолжали до трех-четырех лет (так как домашних млекопитающих — коз, коров, лоша­дей в доколумбовой Америке не было). Для стимуляции выделения молока использовали специальные лекарственные растения.

При патологических родах применяли эмбриотомию. Достоверных сведений о прижизненной операции кесарева сечения не имеется. Женщины, которые умирали во время родов, обожествлялись.

Интересно, что в первые годы колонизации Южной Америки европейцы неожи­данно столкнулись с проблемой рождаемости в условиях высокогорья. У аборигенов рож­дение ребенка, его рост и развитие протекали нормально. Их дети были крепкими и выносливыми. У жен колонистов, недавно поднявшихся в горы, беременность проте­кала патологически, а родившиеся дети умирали в течение первых недель. Европейцы не сразу поняли, что причина заключалась в неблагоприятном воздействии воздуха высокогорья на репродуктивную функцию. Решение проблемы было найдено не сразу: испанские женщины из г. Потоси стали до родов спускаться вниз в равнинные местно­сти и там рожать и растить детей в течение первого года их жизни. Так продолжалось более 50 лет, и только в 1584 г. у пришельцев выжил первый ребенок, рожденный высоко в горах. Это лишний раз подтверждает тот факт, что адаптация к обитанию на больших высотах — длительный процесс, «для которого может быть недостаточно жиз­ни одного поколения»1.

Высокогорье долгое время оставалось загадкой. Уровень знаний того времени не позволял понять сущность этих явлений, так же как и ужасных страданий, которые причинял людям «тонкий» высокогорный воздух.

Истинное понимание этих явлений стало возможным лишь спустя столетия, после открытия кислорода, сделанного независимо двумя учеными — шведским аптекарем и химиком К. Шееле (C.Scheele, 1771 г.) и английским теологом и химиком Дж. Прис­тли (J.Priestley, 1772 г.), а также после блистательных опытов А.Лавуазье (A.Lavoisier) с «кислоторождающим» газом (1774—1786 гг.), которому он и дал это название — «oxygenium» (1779 г.).

Лечение женских болезней в доколумбовой Америке также достигло высо­кого уровня и было весьма эффективным благодаря многочисленным лекар­ственным средствам, которые готовились из местных растений, минералов и частей животных со строгим соблюдением их доз.

Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются се­годня в акушерско-гинекологической практике. Однако большинство из них неизвестно современной науке. В частности, это касается средств контрацеп­ции и регуляции беременности. Так, если женщина современного бразильско­го племени решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать. Может пройти не­сколько лет, и, если женщина вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается устно из поколения в поколение2.

Оперативное врачевание на континенте получило наивысшее развитие у инков и их предшественников — пре-инков (культура Паракас). В то же время наи­большее число «узких специалистов» было у ацтеков. Это костоправы, крово-пускатели, зубоврачеватели, врачеватели глаз.

' Monge С. Acclimatization in the Andes: Historical confirmations of «Climatic aggression» in the development of Andean man. — Baltimore (MD.): Hopkins, 1948. — 130 p. 2 Фесуненко И. С. Пост Леонардо. — М.: Молодая гвардия, 1975. — С. 195.


Рис. 158. Сшивание раны при помощи му­равьев. Южная Америка

При лечении ран и переломов при­меняли «шины» из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибио­тическими свойствами, а также иглы из шипов, колючек агавы или костей. Шовный материал также был необыч­ным и часто заимствовался у природы. Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а аборигены Бразилии — больших муравьев с силь­ными челюстями, которых подносили к сближенным краям раны (рис. 158). Когда муравей захватывал челюстями и «сшивал» края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. Количество му­равьев зависело от размеров раны. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и обеззараживание за счет муравьиной кислоты (о существовании и действии которой тогда еще не имели представ­ления).

Инки осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, делали протезы, производили трепанации черепов.

Следы трепанации сохранили 2 % ископаемых черепов, обнаруженных в районах Куско и Паракаса. Трепанационные отверстия (чаще в области фрон­тальной и париетальной костей) имели, как правило, квадратную или поли­гональную форму (см. рис. 5) и в ряде случаев закрывались золотыми пластинами. Твердая мозговая оболочка, как правило, не повреж­далась. Около 65 % оперированных выздорав­ливало, о чем свидетельствует образование ко­стной мозоли по краям операционного отвер­стия.

Кропотливое изучение трепанированных че­репов учеными Перу, Франции, Испании, США и других стран показало, что трепана­ции проводились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травмати­ческих повреждениях черепа, воспалительных процессах в костных тканях, сифилитических язвах и т.д.)1.

Хирургические инструменты для трепана­ции — шуми (tumi) — изготовлялись из обси­диана, золота (рис. 159), серебра, меди.

Рис. 159. Туми — ритуальный нож для трепанации черепа. Золото. Культура инков. Лима (Перу). Музей золота

Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обла­дающих наркотическим, опьяняющим или гал­люциногенным эффектом, а также сока какту­сов и других растений, настои которых дей-


Lastres J. La trepanation del cranio en el antiguo Peru. — Lima, 1960. — 208 p.



ствовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, где еще не знали обезболивания).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь