Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дайте научное объяснение, почему по 4-6 нотам человек может угадать мелодию.
Если проследить эволюцию понимания сущности и структуры слуха в психолого-педагогической литературе, то можно отметить, что она шла по линии выделения и изучения его отдельных сторон. Способность к запоминанию мелодии или ее частей связано с особенностью памяти человека, в частности со способностью предслышать, преугадывать и восстанавливать мысленно знакомые музыкальные фрагменты в сознании. К настоящему времени учеными выделены следующие разновидности музыкального слуха: звуковысотный, интервальный, мелодический, гармонический, полифонический, ладовый, ритмический, тембровый, динамический, фактурный, структурный (архитектонический) и некоторые другие. Психологи, такие как В.Б. Брайнин в своих исследованиях выделяет два вида музыкального слуха: «регистрирующий» и «прогнозирующий». Регистрирующий слух дает возможность определения музыкально-звукового материала и его распознавание. Прогнозирующий слух – которым обладает только человек – позволяет распознать музыкально-звуковой материал и предположить наиболее вероятное продолжение. Так, под прогнозирующий слухом педагоги понимают способность предслышания уже известного. В.Б. Брайнин делает акцент на предслышании неизвестного, на выработке такого типа восприятия, которое ориентировано на постоянную коррекцию внутреннего целостного представления в зависимости от реального звучания. Прогнозирующее восприятие строится по следующей схеме: освоение наиболее вероятных элементов музыкальной речи, превращение этих элементов в стереотипы внутреннего слуха, разрушение возникшей слуховой инерции посредством освоения менее вероятных связей между элементами, превращение новых слуховых представлений в новые стереотипы более высокого порядка, разрушение вновь возникшей слуховой инерции и так далее Б.М. Теплов выделяет три основных компонента мелодического слуха: узнавание, воспроизведение мелодии, чувствительность к точности интонации. Эти характеристики по сути свидетельствуют об уровне развития ладового чувства (непосредственно связанного со звуковысотностью), а также о слухомоторной координации. М.С. Старчеус говорит о том, что развитие мелодического слуха происходит отчасти самопроизвольно, отчасти под воздействием музыкального обучения и воспитания. Способностью восстанавливать в памяти знакомый музыкальный материал обладают все в разной степени. Как и в целом музыкальный слух, развитие музыкальной памяти требует тренировки и грамотного целенаправленного подхода. Измерения в психологии: виды статистических распределений; шкалы измерений (номинальные, интервальные, и шкала отношений); сущность корреляционного, регрессионного, кластерного, факторного, дисперсионного анализов. Измерение (в психологии) – научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил. Совокупность теоретико-математических представлений и процедурных правил, применяемых в психологии, объединились на сегодня в особую область психологической науки – психометрику, или психометрию. Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX–ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов. Правила измерения состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие не всегда удается обосновать экспериментально. Оно требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа. Шкала (лат. scala — лестница) — инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы используются для изучения различных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально были выделены четыре типа числовых систем (Стивенс), которые определяют соответственно четыре шкалы измерения: 1˗ шкала наименований (номинальнаясамая простая шкала измерения которая состоит в классификации обьектов по определенным признакам., как правило они являються атрибутивными, и к каждому классу в классификации обьектов присваиваеться некоторое имя. - ), 2˗ порядка (ординальная(ранговая) – принцип измерения состоит в ранжировании обьектов по определенному признаку в зависимости от степени выраженности, эта шкала имеет дело с количественными признаками (Рокич – тест). ), 3˗ интервалов (интервальнаяобладает всеми свойствами ранговой шкалы, но имеет и ряд своих возможностей, она не только определяет наличие различия этих обьектов, но и степень этого различия ) 4˗ отношений (пропорциональнаяшкала позволяет определить во сколько раз один обьект отличается по этому признаку от другогоо обьекта. Это наиболее мощная шкала по скольку имеет наличие нулевой точки. Однако в психологии не используется, трудно найти такое психическое явление у которого можно выявить параметры имеющие нулевое значение. ). Их разделение осуществимо на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой шкалой. Например, если подразделить людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то тем самым получают номинальную шкалу удовлетворенности работой. Если можно установить также степень удовлетворенности, то строится ординальная шкала. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить интервальную и пропорциональную шкалу удовлетворенности работой. Шкалы различаются не только своими математическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строят либо шкалу оценок, либо шкалу для измерения социальных установок Шкалирование является лишь одной из разновидностей измерения в психологии. Корреляционный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования взаимозависимых выборок. Основной показатель в них – выборочный коэффициент корреляции. это статистическая взаимосвязь 2х или нескольких случайных величин, при этом изменение 1 или нескольких величин приводит к изменению других. Дисперсионный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования степени влияния независимых переменных на зависимые. его основной целью является исследование значимости различий между средними. Если просто сравнивается среднее в 2х выборках дисперс.анализ дает тот же результат что и Т критерий Стьюдента. Фундаментальная концепция дисперс.анализа предложена Фишером в 1920. Факторный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для выявления скрытых факторов, объясняющих исследуемую ситуацию. это многомерный статистический метод применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных Кластерный анализ – совокупность алгоритмов обработки данных, предназначенный для распределения на относительно однородные группы (кластеры), причем число групп не известно заранее. Дискриминантный анализ – статистический метод обработки полученных данных, предназначенный для исследования одной переменной от зависимой одной или нескольких неизвестных. Регрессивный анализ -(линейный анализ) – это статистический метод исследования зависимости переменной «У» или одной или несколькими переменных Х1.Х2…..Хn. Независимой переменной по другому называют регрессоры или предикаты, а зависимые называются критериальные. 61 Дайте научное объяснение, почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков. Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс. В принципе оно происходит по тем же общим закономерностям, что и любой другой вид восприятия. В деятельности речевосприятия можно выделить две различных составляющих. Первая из них – первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. По мнению А.А. Леонтьева, в качестве перцептивного эталона в процессах смыслового восприятия речи выступает звуковой облик целого слова. Это положение опирается на взгляды СИ. Бернштейна, который полагал, что «для опознавания и различения слов служат все произносимые и слышимые звуки... воспринимаемые в составе слов... Разложение слов на отдельные звуки при пользовании родным языком наблюдается разве только при недослышках, при слушании невнятной речи и тому подобных случаях, выходящих за пределы нормальной речевой практики». Исходя из этого следует, что единицей процесса восприятия речи является целое слово (а не отдельный звук или слог). По мнению языковедов Г. Моля и Э. Уленбека, слушающий не воспринимает в речи фонемы одну за другой, но идентифицирует и детерминирует значащие звуковые единства, т. е. слова. Одной из оригинальных и перспективных моделей процесса речевосприятия является концепция «анализа через синтез», выдвинутая М. Халле и К. Стивенсом (1964), которую разделяют также Н. Хомский и Дж. Миллер. Ее основное положение состоит в следующем: чтобы адекватно воспринять речевое высказывание, человеку необходимо построить его синтаксическую модель, полностью или по крайней мере частично соответствующую той модели, которая используется говорящим в процессе порождения речи. Как отмечает Э. Леннеберг, «механизм понимания в своей основе не различается с механизмом планирования высказывания при его продуцировании». По мнению А.А. Леонтьева, концепция анализа через синтез в целом согласуется с «моторным принципом» восприятия речи. Исходя из этого, в процессе восприятия родной речи реципиент принимает не частное решение, касающееся одного сигнала или одного отдельного высказывания, а выбирает общую стратегию восприятия (опознания) речи собеседника. точки зрения, восприятие проходит три взаимосвязанных ступени, на первой из которых воспринимающий речь синтезирует возникающие у него слуховые, зрительные и двигательные ощущения, исходя из своего отношения к тому, что воспринимается; на второй, аналитической, ступени происходит процесс сличения воспринимаемого сигнала с тем «предваряющим образом, который создается в памяти» (Зимняя, 1976). На третьей ступени происходит завершающий вторичный синтез полученных сигналов в законченный образ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1535; Нарушение авторского права страницы