Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Масштаб и масштабные отношения



Масштабность – выразительность черт архитектурной формы по отношению к человеку:

1) соотношение здания к архитектурной и природной среде

2) соотношение частей здания к зданию и между собой

3) соотношение элементов здания к человеку

 

Масштаб связан с организацией внутреннего пространства, с системой членения объемов:

1) Расчленённая форма кажется более удлиненной, чем простая

2) Светлая всегда крупнее черной

3) Однородные и одинаковые поверхности на темном и светлом фоне

4) Форма одного и того же размера, расположена на маленьком поле, кажется крупнее, чем на большом

5) Зависит от соотношения величины элементов ко всей форме

Вопрос № 22

1.2.7. Метро-ритмические закономерности.
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Поиск закономерности метра и ритма как средства организации элементов в единую устойчивую систему” Задание 7 – “метр и ритм” – знакомит учащихся с приемами упорядочения формы. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы. Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы. Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)-элементами. Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов. Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека. Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует, как система организации ряда. А всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда. Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Примеры простых метрических рядов показаны на рис. 13. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд (рис. 14). Рис. 13. Примеры простых метрических рядов: а) простой метрический ряд в одномерном пространстве; б) простой метрический ряд в двухмерном пространстве; в) простой метрический ряд в трехмерном пространстве; г) метрический ряд как средство организации элементов формы в единое целое сообщает целому статичность Рис. 14. Примеры сложных метрических рядов: а, б) сложный метрический ряд в одномерном пространстве; в) сложный метрический ряд в двухмерном пространстве; г, д, е) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (в); ж) сложный метрический ряд. Период его – совокупность трех форм; з, и, к) простые метрические ряды, сочетание которых образует сложный ряд (ж) Ритмический ряд – характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Простой ритмический ряд построен на закономерном изменении периода ряда по одному или нескольким объективным свойствам формы (рис. 15). Сложный ритмический ряд имеет в периоде сложную форму или совокупность форм. Периоды закономерно изменяются (рис. 16). Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы (рис. 17). Рис. 15. Примеры простых ритмических рядов: а) период ряда может меняться за счет изменения свойств формы; б) период ряда меняется за счет изменения среды; в) период ряда меняется за счет изменения свойств формы и среды одновременно. Ритм сообщает всей системе динамичность; г, д) различные объективные свойства могут изменяться параллельно (нарастая или угасая в одном направлении) или встречно (на­растая или угасая в противоположных направлениях). В первом случае (г) динамичность формы выражена сильнее; во втором – динамичность нарастания массы элементов по диагонали (сверху вниз и слева направо) нивелируется убыванием насыщенности тона в том же направлении (д); е) простой ритмический ряд в трехмерном пространстве Рис. 16. Примеры сложных ритмических рядов: а) сложный ритмический ряд в одномерном пространстве; б) сложный ритмический ряд в двухмерном пространстве; в) сложный ритмический ряд в трехмерном пространстве Еще в глубокой древности человек заметил, что акцентирование, подчеркивание, усиление отдельных метрических долей движения значительно облегчает тяжелую работу. Здесь проявляется все тот же универсальный природный закон экономии энергии. Знакомое нам: “Раз, два, три – взяли! ” – есть не что иное, как ритмическая формула организации труда. Точно такую же роль играют удары в ладоши или в барабан, песни и танцы и вообще вся музыка, основывающаяся на различных приемах акцентирования четырех долей такта. Без ритма невозможно представить себе структуру танца, поэзии, театра, оформления предметов быта. В природе все подчиняется законам ритма. Ритмичны движение планет, смена времен года, дня и ночи, приливов и отливов. Рис. 17. Закономерность, метр и ритм широко распространены в формах природы: а) пчелиные соты – метрические ряды; б) лепестковый венец ромашки – метрический ряд; в) нитчатая водоросль – метрический ряд; г) раковина улитки построена в ритмической закономерности; д) морская звезда – сложный метр двух закономерностей; е) семена подсолнуха расположены ритмическими рядами, а лепестки по краю подсолнуха составляют метрический ряд; ж) лист папоротника является сложным ритмическим рядом Художественный эффект композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих элементов композиции, так и интервалов между ними, а также в закономерности качественного их изменения, развития.

Вопрос № 23


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь