Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В социальном пространстве, его социальный вес, характер и поведение
Эта принадлежность индивида к ряду систем взаимодействия представляет собой сложную совокупность координат, определяющих и характеризующих его социальное положение и его социальную физиономию. Подобно - П. А. Сорокин, том 2 тому как положение точки определяется указанием ее пространственного отношения к осям абсциссы и ординаты, так и социальное положение индивида (а в значительной мере и его поведение) определяется указанием тех систем взаимодействия (коллективных единств или социальных групп), членом коих он является, и той роли, которую он играет в каждой из этих систем. Само собой разумеется, социальная система координат гораздо сложнее системы координат двух или трех измерений. Выражаясь образно, это будет система координат п измерений. Связь индивида с каждой из многих реальных совокупностей, членом которой он состоит, будет играть роль одного измерения. Таких реальных совокупностей будет множество; поэтому и социальная система координат, определяющая социальное положение индивида, будет системой многих измерений. Определение положения, занимаемого индивидом в этой системе координат, является обычным методом характеристики социального положения, социальной физиономии и общественного веса данного индивида. Перефразируя известную пословицу, можно сказать, «скамей мне, участником каких реальных совокупностей ты являешься и какую роль занимаешь в каждой из них, и я скажу тебе, кто ты». Любой индивид социально стоит столько, сколько стоят группы, к которым он принадлежит, и место, занимаемое им в каждой из них. Если эти группы влиятельны (напр., государство) и если он там является не десятой спицей в колеснице, то и общественный вес его будет значителен. Если же сама группа будет не влиятельной (напр., общество лыжного спорта), то будь индивид ее председателем, удельный общественный вес его (если он не играет роли в влиятельных группах) будет ничтожным. И действительно, в обычной жизни самым употребительным методом характеристики того или иного неизвестного нам индивида служит сознательное или бессознательное применение «метода социальных координат». Применение его мы наблюдаем во множестве фактов, начиная с «визитных карточек», где кратко обозначается, членом каких коллективных единств данный индивид является («Член Академии наук», «профессор университета», «редактор такой-то газеты», «секретарь профессионального союза», «управляющий фабрикой или заводом», «присяжный поверенный», «Председатель 1убисполкома» и т. д.), и кончая разговорной характери- стикой данного лица, сводящейся к указанию тех групп, участником коих он состоит («Он русский и православный, молодой человек, из фамилии Ивановых», «служит в таком-то ведомстве», «занимает такой-то пост», «дворянин», «женат», «по партии кадет», «секретарь общества любителей охоты и гребного спорта», и т. д., вся эта характеристика представляет не что иное, как указание на ряд социальных групп, к которым этот индивид прича-стен, иначе — определение его места в системе социальных координат). Если такая характеристика будет полной и исчерпывающей, т. е. с исчерпывающей полнотой даст нам перечисление тех реальных совокупностей, к которым индивид прикосновенен, и той роли, которую он там играет, то такая характеристика даст нам достаточно полное определение социального положения данного индивида. По характеру соответственных реальных совокупностей и его роли в них мы можем составить себе довольно ясное и отчетливое представление об общественном весе данного лица, о его литературных, религиозных, политических и эстетических взглядах и вкусах, о ряде других свойств, определяющих его социальный характер, физиономию и поведение. Чем дифференцированнее и сложнее та человеческая среда, в которой данный индивид живет, и чем более индивиды отличаются друг от друга, тем система характеризующих индивида социальных координат будет сложнее и подробнее7. В первобытных группах, где разделение труда и общественная дифференциация невелики, где все члены группы имеют сходные религиозные, правовые и др. взгляды и вкусы, где обычаи, нравы и поведение членов одинаковы, достаточно сказать, членом какого тотема, какой половой и возрастной группы в пределах тотема индивид является, чтобы тем самым дать довольно полную социальную характеристику, «визитную карточку» индивида. Сказав о нем, что «X является членом группы камиларои11*, мужчина и полновозрастный», раз мы знаем, что представляет собой племя камиларои, мы тем самым даем полную характеристику данного индивида, В свое время мы увидим, что рост социальной дифференциации и рост оригинальности, своеобразия индивидов причинно связаны друг с другом. См.: Draghicesco. Du role de 1'individu dans le determinisme sociale. Paris, 1904. Passim и гл. об отношении психологии и социологии. 2* ибо этими «тремя измерениями» (указанием тотемиче-ской группы, пола и возраста) мы определяем и дальнейшие его свойства: его религия будет такой же, как и у всех членов камиларои, его правовые, нравственные и эстетические вкусы и склонности те же, что и у других членов этого племени, и т. д. Здесь характеристика индивида, ввиду недифференци-рованности первобытной группы, исчерпывается тремя-четырьмя измерениями, т. е. указанием трех-четырех коллективных единств, к которым он сопричастен. Иначе обстоит дело в современной дифференцированной сочеловеческой среде, где индивиды не похожи друг на друга, где каждый из них своеобразен и оригинален. Здесь, ввиду ее дифференцированности, системы «трех-четырех» измерений обычно слишком мало. Сказать о ком-либо, что «он русский, мужчина, совершеннолетний», — значит сказать слишком мало. Чтобы иметь более или менее ясное представление о человеке, о его «социальной физиономии», нужен еще ряд добавочных координат. Это тем более необходимо, что здесь «могут складываться самые необыкновенные комбинации: в странах, где установлена всеобщая воинская повинность, человеку, духовно и социально стоящему на высшей ступени, приходится подчиняться унтер-офицеру»8. Поэтому ограничиться указанными «тремя измерениями», плюс четвертое — он «солдат» — слишком мало. Солдатом, русским, совершеннолетним может быть и безграмотный и Менделеев, и крестьянин и дворянин, и нищий и миллионер, и коммунист и монархист, и Иванов и Петров, и атеист и раскольник, и т. д. Чтобы иметь сколько-нибудь определенное представление об индивиде, к этим координатам необходимо добавить ряд новых координат, указывающих, к каким системам взаимодействия— по сословию, профессии, религии, партии, экономическому положению, образованию, семье и т. д. индивид принадлежит. Только при такой полной и сложной системе коор/дшат социальная физиономия индивида в дифференциро^нных группах будет определена; только в этом случае его «визитная карточка» для нас будет много говорящей. Правда, и здесь эту систему координат можно сделать простой и немногочисленной путем перечисления немно- 8 Зиммель. Соц. дифференциация, 155 —156. 36
гих: — двух-трех социальных групп, — принадлежность к которым уже предполагает принадлежность к ряду других коллективных единств. Так, читая на чьей-либо визитной карточке, что он «профессор Московского Университета» или «священник такой-то церкви», или «капитан такого-то полка», мы на основании этого «измерения» решаем, что эти индивиды русские по подданству, мужчины, совершеннолетние и грамотные. (Ибо до недавнего времени нельзя было быть русским профессором, русским священником и русским капитаном, не будучи русским по подданству, мужчиной по полу, грамотным и совершеннолетним). Но, во-первых, такая сокращенная система социальных координат является сокращенной только внешне; во-вторых, даже и она не дает нам сколько-нибудь полной характеристики индивида: сказать об индивиде, что он «профессор Московского Университета»— все же мало; кое-что эта координата дает, но далеко не все. Профессор чего? какого предмета? К какой партии принадлежит? Женат или холост? К какой семье, к какой фамилии он относится? К какому научному, религиозному и эстетическому толку причисляется? Каким весом пользуется в научных сферах и т. д.? — все это вопросы, на которые «одно указанное измерение» (принадлежность к группе профессоров) не дает ответа, и ответ на которые нужен для сколько-нибудь полного представления об индивиде... Вот почему в дифференцированной социальной среде социальная система координат, определяющих общественное положение, социальную физиономию и поведение индивида, неизбежно становится сложной, многочленной, состоящей в указании ряда коллективных единств, в которых индивид участвует9. Таково общее правило. Исключением являются лишь немногие выдающиеся личности, но и то скорее исключением кажущимся. Имя «Льва Толстого», Менделеева, Вильсона, Достоевского, Дарвина и др. говорит само за себя. Эти лица, получив известность, представляют, так сказать, «самодостаточные величины», одни имена которых дают Достаточную характеристику данных лиц. Но легко понять, во-первых, что мы составляем о них представление по их работам или трудам, которые говорят нам. к какой социальной группе в том или ином отношении они себя причисляют (к какому религиозному, нравственному, научному, партийному, литературному течению принадлежат и какое положение занимают в каждой из этих групп), значит они сами устанавливают свое положение в сложной системе социальных координат. Место рекомендации здесь занимает «саморекомендация» путем своих работ; иными словами, и здесь не обходится дело °" сложной системы социальных координат: во-вторых — одного Ограничимся пока сказанным. Эти положения ниже найдут развитие и подтверждение. § 6. Критика старой теории общественной группировки В целях правильного понимания предыдущего, как и последующего, здесь необходимо подробнее остановиться на нарисованной картине соотношения коллективных единств или социальной группировки индивидов. Старые социологи рисовали дело так: перед нами существует «единое общество». Этому «единому обществу» они противопоставляли индивида, личность. Иногда, говорили они, индивид солидарен с обществом, иногда — он антагонизирует с ним. «Интересы общества и личности солидарны», говорят нам одни. «Интересы личности и общества противоположны», «между ними существуют — антиномии», говорят нам другие10. Отсюда— проблема личности и общества, одно время весьма сильно занимавшая умы социологов. Из этих положений вытекало, что между индивидом и «обществом как целым» нет никаких посредствующих групп, что первый принадлежит и может принадлежать только к единому обществу, а не ко многим, что его социальное положение определяется системой одного измерения — принадлежностью к одному определенному «обществу», а не системой координат многих измерений. Само это «единое общество» рисовалось в форме какого- знакомства с литературными работами или общественными трудами данных лиц для характеристики их все же недостаточно. Зная Менделеева как химика, прекрасно изучив его химию, мы знаем о его личности мало. Чтобы знать о нем больше, нам необходимо иметь сведения, к каким социальным группам он принадлежал в течение своей жизни и какую роль он в них играл. Без этих знаний, которые обычно даются в биографиях и автобиографиях известных лиц, мы слишком мало будем знать о Менделееве как о человеке. То же относится и ко всем выдающимся именам. Всякая биография и автобиография, дающие нам понятие о жизни и характере индивидов, представляют не что иное, как перечисление различных социальных групп, членом и участником которых данное лицо состояло в течение своей жизни («родился в таком-то городе, в такой-то семье, учился там, был председателем или деятельным работником в такой-то группе и т. д.— вот обычный материал curriculum vitae» 12'). След., и в этих случаях нет исключения из общего правила. См., напр., Михайловский. Что такое прогресс; Борьба за индивидуальность; Палант. Les antinomies 1'individu et la societe. Paris, Alcan, 1913.
то круга, внутри которого живут — то солидаризируясь с ним, то антагонизируя, составляющие его индивиды. Вся поверхность земли, с этой точки зрения, представлялась разделенной на ряд территорий, каждая из которых была занята «единым обществом», причем границы этих обществ пересекаться не могли, пространственно эти «единые общества» совмещаться не могли, т. е. на одной и той же территории не могли существовать два «единых ' общества». На одном полюсе социологи видели «единое общество» (или «общество как целое»), на другом—личность. Образно дело рисовалось так: дано на определенной территории {напр., в границах России, Франции, Англии) множество индивидов. Эти индивиды связаны друг с другом социальной связью и в своей совокупности составляют «единое общество» как целое, например, русское общество, в отличие от английского. Индивид, как единица, временами противостоит этому «обществу», временами солидарен с ним. В итоге получалась довольно простая картина, резюмируемая в положении: «общество и личность»... Схемой таких представлений может быть такой рисунок (см. рис. 6). Дано «единое общество» № 1, в котором все члены принадлежат только к нему и не входят ни в какое другое общество. Каждый из индивидов, например А, противостоит всем остальным, образующим «общество». Рядом с таким «обществом № 1» даны не пересекающиеся с ним «общества № 2, № 3» и т. д., в которых опять повторяется та же антиномия или гармония «личности и общества» ". В основе таких представлений лежали определенные, ■ хотя и не всегда осознанные предпосылки, а именно: \ /) предпосылка пространственно-территориальной несов- , местимости многих «обществ», заимствованная у государ-ствоведов; 2) предпосылка единой социальной связи, 3) предпосылка, состоящая в том, что индивид может принадлежать только к одному «обществу», а не ко мно-' гим, и 4) предпосылка существования «общества вообще». \ В настоящее время, как эти предпосылки, так и очерченное представление о существовании какого-то «единого общества» или «общества как целого», должны быть сданы в архив. Быть может в отдаленные времена, когда Такова напр., концепция De Greef'a в его: La Structure Generale des bocietes, т. Г, II, III. 1908.
люди жили островками на поверхности земли, когда одна группа людей, сожительствующих вместе, была отделена от других групп огромными пространствами, когда они абсолютно не соприкасались друг с другом и были совершенно изолированы, — в такие времена, быть может, и существовало нечто подобное тому, что рисует очерченная теория «единого общества». Но с момента, когда китайские стены, изолировавшие одну такую группу от других, пали, когда между ними установилась диффузия, возникли сношения и обмен (в форме торговли, военных действий, умыкания женщин, мирных сношений и т. д.), когда появилась социальная дифференциация, с этого времени такие понятия и представления становятся ошибочными и не соответствующими действительности... Иными словами, я утверждаю, что: 1) неверна предпосылка территориальной несовместимости или непроницаемости многих «обществ» или «коллективных единств», 2) неверна предпосылка единой социальной связи, 3) неверно, что индивид принадлежит к единому обществу, 4) неверно, что существует какое-то единое общество, гармонизирующее или противостоящее личности. Вся предыдущая концепция — продукт поверхностного анализа явлений и сознательная или бессознательная «отрыжка» органической теории общества... Эти выводы следуют из всего предыдущего. Они же следуют и из того, что будет сказано ниже. Постараемся кратко показать это. Начнем с рассмотрения предпосылок. Государствоведы нас учат, что на одной и той же территории два государства несовместимы. Такое положение имело бы значимость, если бы группировка индивидов в коллективные единства исчерпывалась государ-
ственной группировкой, если бы «общество» отождествлялось с государством. Но, во-первых, и в применении к государству этот принцип территориальной несовместимости двух государств не всегда верен: я разумею явления союзных государств. (См. ниже § о государственной группировке.) Во-вторых, нужно быть слепым, чтобы не видеть, что группировка индивидов в государственные коллективы есть лишь одна из многих видов группировок их в другие единства. Помимо государственных групп существуют коллективы: религиозные, профессиональные, партийные, расовые, языковые, границы которых не совпадают с границами государственной группировки: одно и то же государство состоит из лиц, принадлежащих к различным церквам, и обратно: лица, принадлежащие к одной религии, состоят подданными различных государств. То же применимо и к остальным группам. Думать, что социальная группировка индивидов исчерпывается государственной группировкой, или социальное расслоение населения исчерпывается расслоением его по государствам, значит утверждать нелепость (см. ниже). Отсюда следует, что на одной и той же территории ; существуют и могут существовать не одно, а ряд коллек- / /пивных единств, друг с другом не совпадающих. Так, на территории России как политического единства сосуществует множество коллективов или «обществ», то заключенных в пределах этой территории, то пересекающих ее и выходящих за ее пределы; таковы коллективы: «православные», «католики», «протестанты», члены которых состоят абонентами «обществ»: «католическая церковь», «православная церковь» и т. д., обществ, отличных от общества «Русское государство» и не совпадающих с ним и сосуществующих на одной территории с последним. Таковы коллективы: «поляки», «украинцы», «черемисы», «евреи» и т. д., опять-таки сосуществующие с «Россией», в пределах «России», то включенные в территорию русского государства, то выходящие за его пределы. Таковы далее коллективные единства: партийные (напр., коммунисты, социалисты, монархисты, республиканцы и т. д.), профессиональные союзы и т. д. Сказанного достаточно, чтобы признать тезис пространственной несовместимости или «непроницаемости» Двух групп ложным. Если этот тезис частично применим к некоторым однородным группировкам, в частности к государственным, то он совершенно ложен в применении к разнородным группировкам. В этом смысле Зиммель прав, говоря: Gewisse Verbindungstypen konnen ihrer ganzen soziologi-schen Form nach sich nur so verwirklichen, dass innerhalb des Raumgebietes, das von einem ihrer Exemplare erftillt wird, fur kein Zweites, Platz ist. Von andern dagegen kam eine beliebige Zahl — soziologisch gleich gearteter — denselben Umfang erftillen, indem sie gegenseitig gleichsam permeabel sind; weil sie keine innerliche Beziehung zum Raum haben, konnen sie auch nicht in raumliche Kollisionen geraten13*. Примером первой группы Зиммель указывает государство, примером второй — церковь12. Перейдем ко второй и третьей предпосылке. Раз существует «единое общество», противостоящее личности, то естественным выводом отсюда является положение, что индивид может принадлежать лишь к одному этому «единому обществу», что он не может принадлежать ко многим обществам. Другой стороной этого положения является утверждение, что социальная связь, соединяющая индивида с обществом, является связью одного измерения, что он может быть относим лишь к одному обществу. Вышесказанное о принадлежности индивида ко многим коллективным единствам, друг с другом не совпадающим (к семье, к государству, к церкви, к профессии, союзу, etc.) делает критику этих положений излишней. Мы видим, что система социальных координат не является системой одного измерения, а системой многих измерений. Индивид оказывается принадлежащим не к какому-то «единому обществу», а ко множеству систем взаимодействия или коллективных единств. Он связан нитями взаимодействия не с каким-то «единым обществом», а с множеством групп, образующихся в силу различной интенсивности взаимодействия между различными индивидами и в силу различности содержания и характера процессов взаимодействия. Сами эти коллективные единства взаимодействующих индивидов не представляются кругами, не пересекающимися друг с другом, не совмещающимися в едином пространстве, а кругами, пересекающими друг друга, образующими чрезвычайно пестрый узор и сосуществующими в пределах одного и того же пространства. Схемой такого представления 12 Sinvnel. Soziologie, 617—618. См. всю главу: Der Raum und rauml. Ordnungen der Gesellschafl. будет не рисунок, приведенный выше, а рисунок совершенно иной (см. рис. 7). Схема. Пусть А, В, С, D, E, F, G, М представляют ряд индивидов, живущих совместно, в пределах одной территории (население). Они, как было указано выше, образуют не «единое общество», не одну систему взаимодействия, а несколько. Так, по связям подданства А, В, С, D, Е (русские подданные) составят одну систему (она Рис. 7. изображена линией ABCDE), куда остальные индивиды не входят. По профессии эти же индивиды дадут уже иную картину. Так, А, В, Е, G, F по профессии рабочие фабрики (связь изображена пунктирной линией) составят иную систему взаимодействия. По религии распределение получится иное. В, С, М, Е, F (православные) составят новую группу (связь изображена линией ломаной). Из этой упрощенной схемы видно, что одни и те же индивиды, комбинируясь разно, дают ряд «обществ», а не одно, что на одном и том же пространстве может существовать и существует не единое общество, а множество обществ, что индивид, например А, принадлежит не к одному, а к ряду «обществ». Вот почему ложна очерченная выше старая теория общественной группировки. Вот почему приходится сдать в архив представление о каком-го едином обществе. Мы видим из этой схемы, что такого «единого общества вообще» нет. А есть ряд систем взаимодействия. Какую из этих трех систем взаимодействия (означенных в схеме), образуемых индивидами, мы назовем «единым обществом»: политическое ли коллективное единство (система, образуемая А, В, С, D, Е) ил религиозное (общество, образуемое В, С, М, Е, F), или профессиональную группу («общество», образуемое А, В, Е, G, F)? Если каждое из них нельзя свести к остальным, если каждая из этих систем взаимодействия не совпадает с остальными, то где же и в чем же искать это «единое общество»? Если одну из этих группировок мы назовем «единым обществом», то какое право имеем мы игнорировать другие? Почему тогда и эти другие не назвать также «едиными обществами»? А если это мы сделаем, то в итоге получаем множество «единых обществ», т. е. противоречим своей исходной посылке: данности какого-то единого общества. Скажут, что за пределами или позади всех этих частичных группировок все же есть и существует «единое общество». Но где оно и в чем оно проявляет свое бытие? — спрошу я в ответ на такое возражение. Если исчерпаете все подобные «частичные» группировки, то позади их или под ними вы не получите никакого «единого общества вообще», ничего, кроме пустого слова. Росс, довольно здравый наблюдатель социальной действительности, не вполне еще порвавший (в отличие от Ваксвейлера, Дюпреля и др.) с иллюзией «единого общества», все же принужден был заявить следующее: «Старое онтологическое понятие об обществе, — говорит он, — закрывало наши глаза на ряд мелких групп, которые лежат между индивидом и целым обществом, групп, борющихся с последним за верноподданство индивида». Сообразно с этим он второй основной тенденцией современной социологической мысли считает тенденцию: «смотреть на общество, как на театр борьбы между классами, корпорациями и партиями за победу их соответственных интересов» 1\ Как видно отсюда, Росс правильно отметил эту тенденцию, но остановился на полдороге: он все же допускает существование какого-то «единого общества», общества, как целого, позади этих «мелких и частных» групп. Предыдущий анализ делает это допущение излишним и ошибочным. Позади множества частных групп или систем взаимодействия не приходится искать никакого «общества как целого» или «общества вообще». На это могут возразить, что все же позади этих частных группировок есть «единое общество». Таковым, п Ro.s.s. Foundations, 272 и ел. скажут, являются все сосуществующие вместе индивиды (население). Несмотря на ряд дифференцирующих моментов, объединяющих индивидов, живущих в пределах одной территории, в различные не совпадающие друг с другом коллективы, все они, тем не менее, образуют нечто единое, составят «общество вообще». На это я спрошу в свою очередь: а как велика должна быть территория, на которой живут эти индивиды, чтобы составить это таинственное единое общество? Составят ли его индивиды одного дома, одной улицы, одной деревни, одного города, уезда, губернии, государства или всего земного шара? Если нельзя остановиться на территории одного дома, то где резоны, что население одной губернии или государства может составить искомое единое общество? Мало того, чем мы будем руководствоваться при проведении территориальных границ, превращающих совокупность сожительствующих вместе индивидов в «целое общество»? Если возьмем критерий политических границ (уезд, губерния, государство), то мы видели, что они являются границами относительными и не совпадающими с границами группировок по другим принципам — религиозному, партийному, профессиональному и т. д. С таким же правом можно взять за критерий и эти последние принципы. А в таком случае мы снова приходим к плюрализму обществ. Далее, сама группировка по территориальному соседству, — общности постоянного местожительства, как увидим ниже, есть одна из частных группировок в ряду многих других. В итоге «общество вообще» может означать лишь " у всякую совокупность сосуществующих и взаимодейству- ( ющих людей, всякое население, члены которого имеют ' общение между собою, и только. Это значит, что обще- } ство в смысле населения служит отправным пунктом * анализа, а не его конечным результатом, оно нерас-члененный комплекс явлений, который должен быть разложен, а не конечная цель исследования. Отсюда, как более подробно покажем ниже, следуют выводы. 1) С критикуемым представлением «общества» и тра 2) Ошибочно противопоставлять личность какому- теперь14. (См. ниже § Общество и личность, и начало главы: Обзор и критика основных теорий социального явления.) Сообразно с этим и проблема группировки индивидов принимает совершенно иной вид. Индивиды больше не представляются в виде лиц, связанных друг с другом единой веревкой единого общества и в своей совокупности образующих «единое общество». Картина, говоря образно, будет совершенно иная. Она будет похожа на множество столбов, спутанных друг с другом многими рядами проволоки или проводов. Один ряд проводов соединяет одни столбы, другой ряд — другие, частью входящие в первую сеть, частью — новые, третий ряд проводов соединяет опять новые столбы, часть из которых входит в первую и вторую сеть, часть не входит ни в ту, ни в другую; далее идет четвертый, пятый, шестой ряд проводов и т. д. Каждый ряд проводов (связей взаимодействия) дает сеть, отличную от других сетей, образуемых другими рядами проводов. В совокупности своей все эти ряды проводов образуют сложнейшую и запутаннейшую совокупность систем взаимодействия, друг с другом не совпадающих, и друг друга пересекающих. Один и тот же столб А одним рядом проводов окажется связанным с одними столбами: с В, С, Д... другим рядом проводов—с другими... с С, 3, М, третьим — с третьими: с Д, М, Н, О... Если допустим, что эти столбы двигаются, то движения (поведение) каждого столба будет представлять равнодействующую движений различных систем взаимодействия (образуемых первым, вторым, третьим и т. д. рядами проводов, соединяющих различную совокупность столбов), с которыми он соединен. Его движения будут отражаться на столбах, с которыми он связан различными рядами проводов, и обратно, движения столбов, входящих в различные системы взаимодействия, с ним связанные, будут отражаться на его поведении. В одних случаях, когда все столбы, соединенные с ним первым рядом проводов, и образующие первую систему взаимодействия, и все столбы второй, третьей и т. д. систем взаимодействия, с которыми он связан вторым, пятым, седьмым рядом проводов, — устремятся в одну сторону, туда же устремится и он, в других, когда одна система взаимодействия будет тя- нуть его вправо, а другая влево — столб будет разрываться на части и т. д. Такова упрощенная «механическая» модель социальной группировки индивидов или соотношения множества систем взаимодействия в современной среде сосуществования и взаимодействия людей. Подставьте в эту модель вместо столбов людей — и вы получите приблизительное представление социальной группировки людей в коллективные единства. В итоге сказанного мы видим, что как вся обычно рисуемая картина социальной группировки индивидов, так и предпосылки, лежащие в ее основе, неверны. Существует множество «обществ» или коллективных единств, и нет никакого «общества вообще». Удалите эти «частные» группировки и за ними или позади их вы не получите никакого «общества вообще», противостоящего индивиду, а только простую сумму индивидов. Ограничимся пока этими замечаниями. Ниже, в §§ о взаимоотношении личности и общества, а равно во вступительных замечаниях к главе, посвященной обзору и критике главнейших теорий социального явления, эти соображения будут дополнены. Раз не приходится искать «единого общества», а дано множество обществ или систем взаимодействия, то сам собой встает вопрос: какие же из этих группировок наиболее важны и социально действенны. Перейдем к решению этой проблемы. § 7. Важнейшие социальные группировки и линии социального расслоения населения Критерии социального могущества групп Из предыдущего следует, что всякое население, заселяющее ту или иную территорию, не представляет собой однородную, «серую» массу, члены которой одинаково крепко связаны друг с другом, а распадается на множество коллективных единств. Как правильно говорит Bentley, «само общество представляет не что иное, как комплекс групп, из которых оно состоит» и реально «является лишь массой людей и ничем больше». Подобно слюде, легко расслаивающейся на ряд пластов, и население расслаивается на множество слоев или
14 См., напр.: П. И. Новгородцев. Об общественном идеале. М., 1917; И. Гессеп. Искания обществ, идеала. П., 1919. Bentley. The process of government. 1908, 222. социальных групп, с тем различием от слюды, что слои здесь идут не только горизонтально, но и вертикально, и во всех других направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг друга. Обратной стороной этого явления служит тот факт, что каждый человеческий атом оказывается членом, «абонентом», не только одного, а множества социальных групп. Констатируя эту сложность строения населения, теперь спросим себя: нельзя ли эту чрезвычайно численную множественность социальных групп, на которые распадается население, свести к небольшому числу главнейших коллективных единств? Нельзя ли из неограниченного множества последних выделить основные? Мы видели, что линии социального расслоения на коллективные единства чрезвычайно многочисленны и образуют в своей совокупности пестрое и сложнейшее кружево. Изучать все эти мельчайшие и многочисленные линии расслоения — нет возможности. Социолог пока что не может составить детальнейшей социологической карты, которая указывала бы линии всех коллективных единств, на которые распадается население, начиная от таких коллективов, как «кружок любителей фотографии» и кончая государственными или классовыми группами. При данном состоянии науки необходимо упрощение и экономия сил. Немалым шагом вперед, по сравнению с концепциями старой социологии, будет, если социолог попытается указать важнейшие социальные группы, на которые расслаивается население. Ценным приобретением науки будет, если ему удастся составить социологическую карту строения населения, указывающую хотя бы только «губернские и уездные» линии расслоения населения, без указания сел и деревень. Короче, перед нами стоит задача выделения важнейших групп, на которые расслаивается население. Попытаемся решить ее. Какие группы из множества коллективов, на которые распадается население, наиболее важны, это зависит от критерия важности. Наш ответ на этот вопрос предрешен всем предыдущим: раз мы изучаем реальные коллективные единства, раз мы стремимся познать функциональные и причинные отношения в социальных процессах, то, очевидно, наиболее важными для нас будут те группировки, которые наиболее могущественны, которые оказывают наибольшее «давление» или влияние на ход общественных процессов и на судьбу населе-
пия вообще. Иными словами, те, которые играют значительную историческую роль. Группы в других отношениях, быть может, очень важные, но в смысле социальной действенности — влияния на ход событий и судьбу населения — имеющие ничтожное значение, такие группы для нас совершенно не интересны. Как социальная сила, они не имеют значения. Таков общий ответ на поставленный вопрос. Он суммарен и не вполне точен. Спрашивается: какие же именно группы являются наиболее могущественными? Нельзя ли указать ряд условий, наличность которых служит порукой социальной могущественности группы? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы