Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА



 

При съемке фильмов или отдельных сцен и эпизодов различают два возможных метода подачи материала, или два стиля киноповествования — метод объективной каме­ры и метод субъективной камеры.

При методе объективной камеры показываемые на эк­ране события зритель наблюдает с позиции третьего лица, или не участвующего в них свидетеля. Однако с той ми­нуты, когда камера будет поставлена на точку зрения ка­кого-либо участвующего в действии персонажа и начинает следить за развитием событий его глазами, она превратит­ся в субъективную камеру. Субъективная камера будет втягивать зрителя непосредственно в круг событий и сде­лает так, что он будет ощущать свое участие в действии и станет отождествлять точку зрения персонажей с точ­кой зрения камеры.

Типичным примером субъективизации камеры являет­ся разговор двух партнеров, показанный в виде последовательных кадров, когда они смотрят друг другу в глаза. Если субъективизация двусторонняя, зритель поочеред­но «нацеливается» то на одного, то на другого из говоря­щих, следя непосредственно за их состоянием, что делает его самого участником действия, вызывая соответствую­щие переживания.

Однако с того момента, когда на экране появятся оба персонажа, наступает состояние объективного наблюдения и более беспристрастная позиция зрителя со стороны. Та­кие быстрые переходы от одного вида подачи материала к другому при правильном использовании совершенно не­заметны. В сознании зрителя остается только впечатление о конкретных явлениях.

При субъективизации камеры следует обращать осо­бое внимание на композицию кадра, которая должна соот­ветствовать точке и направлению зрения персонажа, с ко­торым в данный момент отождествляется камера. Несоб­людение этого правила может дезориентировать зрителя и нарушить плавность повествования.

Можно представить себе фильм, сделанный полностью методом субъективной камеры, как бы от лица невидимого на экране рассказчика. Однако попытки осуществить та­кой формальный прием не дали удовлетворительных ре­зультатов. Чаще встречаются случаи применения метода объективного повествования.

 

* * *

 

Итак, вы познакомились с наиболее важными постано­вочными проблемами, непосредственно связанными с во­просами кинодраматургии и их практическим примене­нием. Нет и не может быть готовых рецептов, как сде­лать хороший фильм. Он является результатом удачного сочетания целого ряда элементов, и никакие схемы не мо­гут решить эту сложную задачу. Хорошее знание дела и правил дают возможность получить красивую внешнюю форму, но ведь не это является решающим в произведе­ниях искусства.

Обязанности постановщика не закапчиваются с окон­чанием съемок. Впереди еще кропотливый этап монтажа снятого материала. На этой стадии может выявиться еще не одна неожиданность. Чаще всего это происходит, когда фильм снимается без хорошо.разработанного режиссерско­го сценария, возникает необходимость многих досъемок.

Последняя работа постановщика — озвучение фильма. Немой фильм уже ушел в историю и редко используется даже в любительских условиях. Составляют исключение, пожалуй, только семейные фильмы.

Прежде чем перейти к этим вопросам, следует уделить немного внимания кинопленкам как основному материа­лу, на котором должны быть зафиксированы творческие замысли. Знакомство с видами и свойствами кинопленок необходимо каждому берущему в руки кинокамеру.

 

ГЛАВА VII. ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИТСЯ?

 

Этот вопрос задает себе каждый кинематографист, до последней минуты не уверенный в том, как получится фильм, выйдут ли съемки такими, как задуманы, и ока­жется ли трепеливо разработанный замысел таким, как предполагалось. Вместе с тем достаточно какого-либо де­фекта в светочувствительном материале, случайно откры­той на свету кассеты, аварии проявочной машины, чтобы вся огромная работа постановщика и его помощников по­шла насмарку и чтобы все нужно было начинать сначала. Отсюда необходимость особой тщательности в хранении и обращении с кинопленкой при съемке и лабораторной об­работке. Любые меры предосторожности тут не будут из­лишни. Познакомимся, однако, несколько подробнее с этим материалом.

 

КИНОПЛЕНКА

 

Носителем изображения в кинематографе является ки­нопленка. Применяются четыре формата кинопленки по ширине — 70, 35, 16 и 8 мм. При этом последний формат имеет вид кинопленки 2x8 мм, которую только после съемки и проявления разрезают пополам на две отдель­ные ленты 6 шириной 8 мм. Два первых формата исполь­зуют в профессиональном кинематографе. Кинолюбителей интересуют исключительно кинопленки шириной 16 и 8 мм.

Кроме указанного деления, основанного на ширине кинопленки, различают еще две принципиально разные системы получения кинематографического изображения и соответствующие им виды кинопленок.

Обратимая система, при которой съемка производится на обращаемую кинопленку, а после проявления на ней образуется позитивное изображение, пригодное для пока­за на экране.

Негативно-позитивная система, при которой съемка производится на негативную кинопленку и на ней после проявления образуется негативное изображение. С такого негатива для монтажа печатаются позитивные копии все­го снятого материала. После окончания монтажа фильма в соответствии с копией подбирается и монтируется нега­тив, с которого после этого может быть напечатано любое нужное количество эксплуатационных фильмокопий для показа [С фильма, снятого на обращаемой кинопленке, можно так­же, если в этом будет необходимость, изготовить большее количе­ство копий и сделать это двумя способами: печатая копии на обра­щаемой кинопленке и изготовляя дубль-негатив, с которого можно получить нужное количество позитивных копий. Второй способ более длителен и дорог, так как требует двукратной печати и двойного количества кинопленки.].

Выбор одной из этих систем зависит от назначения фильма и способа его озвучения. Фильм, снятый на обра­щаемой пленке, можно озвучить двумя способами: на от­дельной магнитофонной ленте с синхронным пуском, что, однако, не обеспечивает полной синхронности изображе­ния со звуком, необходимой при диалогах и ряде звуковых эффектов; и путем полива магнитной дорожки на пленку с изображением и записи на нее синхронного звука. В этом случае надо считаться с несколько худшим звуча­нием из-за большого количества склеек при монтаже об­ращаемой копии.

Негативно-позитивная система позволяет кроме двух упомянутых способов использовать оптическую фонограм­му, широко применяемую в профессиональном кинемато­графе.

Существенным недостатком оптической фонограммы для кинолюбителей является повышение стоимости фильма из-за необходимости выполнения ряда дополнительных опе­раций, что одновременно увеличивает и сроки производст­ва. Однако этот вид фонограммы лучше остальных с точ­ки зрения качества звучания и надежности.

С негатива можно изготовить большее количество ко­пий, в то время как обращенная копия после определенно­го количества показов приходит в негодность, и тем самым фильм перестает существовать. Из-за большой стоимости и сложности процесса обработки негативно-позитивная си­стема используется любителями не очень часто, преиму­щественно в случаях постановки фильмов, требующих применения специальных трюков, выполняемых лаборатор­ным путем (вытеснения, специальные эффекты и т. д.), при сложном звуковом оформлении и необходимости боль­шого тиража для широкого распространения.

В формате 8 мм используются исключительно обра­щаемые пленки, которые выпускаются различной свето­чувствительности. В Польше преобладают обращаемые пленки фирмы ОРВО (ГДР) и отечественного фотохими­ческого предприятия «Фотон».

Обращаемые кинопленки отличаются богатством полу­тонов, что дает возможность пользоваться широким ин­тервалом светотени, однако это требует очень точного оп­ределения экспозиции, так как даже небольшие отклоне­ния могут сделать изображение чересчур светлым при передержке или излишне темным при недодержке. Можно, правда, сделать некоторую коррекцию с целью исправле­ния ошибок экспозиции в процессе лабораторной обработ­ки, увеличивая или сокращая время первого проявления, но это требует высокой квалификации персонала и наличия одинаково экспонированной кинопленки для выполне­ния проб. Обязательно нужно знать содержание кадров, подлежащих исправлению, чтобы правильно выполнить подобную поправку при проявлении. С этой целью следует давать описания очередных кадров, находящихся в каж­дой кассете. Они пригодятся также во время подбора ма­териала перед монтажом.

Следует избегать проведения в одном фильме съемок на различных видах обращаемых пленок, так как каждая из них после проявления может иметь собственный отте­нок. В этом случае смонтированный фильм не будет иметь однотонного изображения, что плохо воспринимается зри­телями.

Если нужно проводить съемки при естественном и ис­кусственном освещении, то в обоих случаях следует исполь­зовать один тип кинопленки, обеспечивающий необходи­мую величину экспозиции. При негативно-позитивном про­цессе эта забота отпадает, так как тон копии определится только позитивной кинопленкой и ее обработкой.

Имея дело с кинопленкой, следует помнить о времени сохранности ее эмульсии, которая благодаря происходя­щим в ней химическим процессам постепенно теряет пер­воначальную чувствительность с одновременным увеличе­нием вуали.

Считается, что кинопленки сохраняют первоначально указанную светочувствительность при соответствующих условиях хранения около двух лет. Поэтому в случае съе­мок на кинопленке с просроченным сроком годности или на кинопленке, в которой по каким-либо причинам нет уверенности, следует сделать съемочную пробу при не­скольких разных диафрагмах, чтобы после проявления установить наилучшую для данных условий экспозицию. Это нужно делать, чтобы не погубить всю работу непра­вильным экспонированием кинопленки. Цветные кино­пленки стареют значительно быстрее черно-белых, и у них появляется нарушение цветового баланса.

Наконец, несколько рекомендаций о хранении кино­пленок, что влияет на их долговечность и качество.

Кинопленку следует хранить при комнатной темпера­туре 18 — 20° С. Нужно следить, чтобы она находилась вда­ли от всяких источников тепла, печей и радиаторов. Ме­таллические коробки с пленкой должны быть заклеены липкой лентой, что предохраняет от изменения влажно­сти внутри коробки. Излишне пересушенная кинопленка легко скручивается и становится ломкой.

Следует также предохранять кинопленку — как про­явленную, так и сырую — от влажности, которая может привести к склеиванию кинопленки и повреждению эмуль­сии. При быстрых изменениях температуры, например при переносе кинопленки с холода в теплое помещение, и, наоборот, нужно перед зарядкой в съемочный аппарат или до перемотки подождать некоторое время, чтобы бы­строе изменение температуры не вызвало запотевания по­верхности, а затем слипания и повреждения эмульсии.

При съемках на морозе следует хорошо утеплить ка­меру, обмотав ее сукном или фланелью. Мороз вызывает затвердение кинопленки, и она может трескаться во вре­мя съемки.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь