Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА IV. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Имея готовый режиссерский сценарий, можно сказать, что «кабинетный» этап работы над фильмом закончен. Теперь пришла очередь организационной работы, связанной с подготовкой всего, что необходимо для начала съемок. Какие это приготовления? Раньше всего нужно обеспечить себе возможность пользоваться необходимыми видами киноаппаратуры и приспособлений. Важнейшим, естественно, является киносъемочный аппарат. От его качества и дополнительного оснащения зависит многое, однако, работая в любительских условиях, не следует преувеличивать эти требования. Как показал опыт кинолюбительской работы в нашей стране, много отличных съемок и фильмов, отмечавшихся высокими наградами на конкурсах и фестивалях в Польше и за границей, было сделано примитивной съемочной аппаратурой. С другой стороны, многие состоятельные кинолюбители, располагающие современной съемочной аппаратурой, представляют на конкурс слабые фильмы, которые отклоняются на первом же туре. Афоризм, что наилучшая техника не может заменить таланта и находчивости, в полной мере подтверждается и в этом случае. Дополнительное оснащение съемочной камеры зависит от характера предстоящих съемок и может состоять из объективов различных фокусных расстояний, компендиума, светофильтров, запасной кассеты, приставки для покадровых съемок и т. д. Если кинокамера имеет электропривод, следует подумать о запасной батарее или аккумуляторе, чтобы не остаться с неработающим аппаратом из-за разряженного аккумулятора. Перерыв в съемках по такой на первый взгляд мелочной причине может стоить большого дополнительного времени для подготовки повторной съемки, особенно когда работает большая съемочная группа и сложен снимаемый эпизод. В стадии подготовки нужно также определить, на какой кинопленке будет сниматься фильм. Негативная кинопленка в любительской практике используется не очень часто из-за более высокой стоимости ее лабораторной обработки, включая проявку негатива, печать позитивной копии для монтажа, монтаж негатива по рабочей копии и изготовление экранной копии со смонтированного негатива. Использовать ее можно только при съемке на 16-мм кинопленку. 8-мм негативная кинопленка вообще не выпускается. Из обращаемых кинопленок имеется на выбор несколько сортов разной светочувствительности. Выбор одного из них зависит от характера съемок и намеченного изобразительного решения будущего фильма. Необходимое количество кинопленки зависит от предполагаемого метража фильма. Абсолютным минимумом будет двойное количество по отношению к полезному метражу готовой картины. Следует также учитывать расход кинопленки на монтажные захлесты, засвеченные концы и съемку дублей или повторение отдельных кадров, которые по разным причинам не удались с первого раза. Количество дублей в художественных фильмах больше, чем в документальных, так как приходится повторять ряд актерских эпизодов, которые должны быть отработаны во всех деталях и отвечать требованиям постановщика. Некоторые научно-популярные фильмы также требуют применения более высокого, чем 1: 2, коэффициента расхода кинопленки. Например, фильмы из жизни животных, съемки для которых часто являются охотой с кинокамерой. Видя в визире животное, нельзя снять палец с пусковой кнопки, так как неизвестно, в какой момент спрячется наш «актер» и не окажется ли то, что мы поймаем в данный момент, лучшим кадром во всей картине. А тем временем 16-мм кинопленка проходит через аппарат со скоростью 11 м/мин. Для съемок с искусственным освещением обычно используют кинопленки наивысшей светочувствительности, так как приходится считаться с трудностями получения прожекторов и ламп для освещения снимаемого объекта. Только немногие клубы могут себе позволить иметь собственный парк осветительного оборудования. Оно достаточно дорого, тяжело и неудобно в транспортировке. Кроме того, требует профессионального обслуживания при ремонте и подключении к электрическим сетям, особенно при больших мощностях. По этим причинам кинолюбители большей частью должны ограничиваться применением для освещения различных типов зеркальных и других ламп накаливания, которые устанавливают на легких портативных штативах-опорах по две или четыре штуки. Перед началом работы следует узнать, на какую силу тока установлены предохранители в помещении, где будут проводиться съемки, чтобы они случайно не «вылетели» после включения вашего освещения. Следует также подсчитать расстояние до ближайшего места возможного подключения осветительных приборов ц своевременно приготовить кабель достаточной длины. Эти работы входят в состав так называемой предсъе-мочной документации. От ее качества в значительной степени зависит работа на съемочной площадке. ПРЕДСЪЕМОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Для подготовки предсъемочной документации пользуются режиссерским сценарием. Из него на отдельный лист выписывают места действия; на другой лист — весь реквизит, оборудование, которое должно находиться на съемочной площадке, а также костюмы, в которых должны выступать актеры, если этого требует содержание фильма. Особенно важные для существа действия предметы должны быть описаны подробно, чтобы не случилось, например, так, что вместо длинного ножа, которым должен воспользоваться герой фильма, будет приготовлен маленький ножик для чистки овощей или вместо широкого черного плаща — узкий плащик в светлую полоску. Кинолюбитель ставящий фильм может рассчитывать только на использование естественного фона. Специально спроектированная и построенная декорация для него недоступна. Поэтому, задумывая фильм, готовя для него литературный, а потом и режиссерский сценарий, нужно помнить об этом и приспосабливаться к имеющимся возможностям. Если действие фильма должно разыгрываться в старом замке, то нужно знать, что такой замок есть и может быть получено разрешение на проведение в нем съемок. Так же как помещения, соответствующая натура должна подбираться пригодной без дополнительных декоративных работ. В фильме фон и обстановка места действия имеют первостепенное значение. Если в театре допустима условность, можно пользоваться фрагментами, символами фона, а в некоторых случаях ставить спектакль на фоне драпировок, то в кинематографе такое решение не годится. Фильм требует реалистического фона, который часто имеет не меньшее значение, чем играющий перед ним актер. Фон вводит в атмосферу действия, определяет его место, время, иногда даже эпоху. Выписав из сценария места действия фильма, следует приступить к их подысканию, если это не было сделано раньше и вы запоздали в связи с написанием сценария. При выборе мест съемок кинолюбители должны в первую очередь руководствоваться их доступностью и реальностью использования. Нельзя, например, рассчитывать на остановку уличного движения на время съемки нужной сцены или на кордон милиции для защиты от нашествия зевак, которых у пас хватает. Не всегда можно позволить себе далекий выезд с группой. Нельзя ориентироваться на доступное для съемок, но чересчур малое помещение, если в нем нет необходимой дистанции между кинокамерой и снимаемыми персонажами. Если съемочный кадр предусматривает загородный ландшафт, следует выбрать местность разнообразную по рельефу с обильной растительностью, что позволит соответственно заполнить фон. Различные возвышенности, деревья, скалы помогают построить хорошую композицию киноизображения и, кроме того, в ряде случаев могут быть элементами действия (герой, опирающийся на дерево, присаживающийся на камень, перескакивающий ров). В городских сценах существенным будет выбор малолюдных улиц, переулков, дворов с разнообразной застройкой. Дома должны отличаться интересной фактурой стен, фасадами, соответствующими содержанию фильма (современные и новые или старинные и обветшалые, покрытые пятнами сырости и т. д.). Естественно, что фон не должен представлять ценности сам по себе и выдвигаться на первое место, кроме тех случаев, когда этого требует драматургия фильма. Фон не должен подавлять собой актера. С учетом этих предостережений следует подходить к выбору фона, принимая во внимание его особенности и фотографические свойства. А они должны быть разными для черно-белых и цветных фильмов. При городской натуре с высокими постройками особое внимание нужно обратить на освещение места съемок солнечным светом в разное время дня, распределение светотени на стенах, мостовой, тротуарах. Кинолюбитель не имеет возможности подсветить тени дуговыми прожекторами и может себе помочь только применением отражательных подсветок. Выбирая помещения для съемок, нужно помнить, что для кинолюбителей лучшими будут помещения с хорошим естественным освещением, с большими окнами или верхним световым проемом. Во время предварительного осмотра можно для пробы «примериться» с кинокамерой и проверить, как получаются с имеющимися объективами предусмотренные в сценарии планы. Если сцена должна представлять жилую комнату, ее можно устроить в конце какого-либо большого помещения (например, в школе или институте). Во многих случаях большим облегчением при съемках будет предварительная подготовка эскизов, определяющих положение кинокамеры в будущих кадрах и направление движения участников действия. На основе таких эскизов можно даже сделать некоторые коррективы в сценарии и подогнать отдельные кадры к особенностям выбранного места съемки, если нет другого выхода. ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Подбор состава исполнителей для любительского фильма всегда представляет много разнообразных трудностей. Кинолюбители редко имеют возможность пригласить профессиональных актеров. Их гонорары не укладываются в бюджет любительского фильма. Хотя может случиться, что такой-то театральный актер, желающий попробовать себя перед кинокамерой, согласится на бесплатное участие в любительском фильме. Для постановщика это будет находкой, так как квалифицированный актер поможет ему решить ряд проблем. Однако такая совместная работа требует в свою очередь взаимопонимания, согласия и только тогда даст результат. Однако чаще всего кинолюбители должны рассчитывать на непрофессиональных актеров, людей, которые согласятся выступить в фильме в выбранной роли исключительно не из материальных побуждений. Хорошо, если в местности, где работает кинолюбитель, имеется какой-нибудь любительский театральный коллектив. В нем можно найти охотников для участия в задуманной картине. В этом случае постановщик должен быть готов к трудной работе, чтобы научить их специфике кинематографических жестов, значительно отличающихся от театральных. Подобные трудности могут появиться и при диалогах, которые должны произноситься по характеру наиболее близко к обычному разговору. При постановке фильмов, требующих участия актеров, целесообразнее всего набирать их из того окружения, среди которого разыгрывается содержание фильма. Тогда больше гарантий, что люди, играя самих себя, будут естественными. Именно этим принципом руководствовались постановщики итальянской неореалистической школы, для которых человек с улицы, а не именитая звезда становился элементом создания экранной правды. Следует по этому случаю вспомнить, что много знаменитых европейских и американских киноактеров пришли в кино не из актерских школ и театра, а из других профессий, а иногда это были люди, не имевшие никакой профессии. И только большая собственная работа, умелая рука режиссера и зерно таланта позволили им овладеть мастерством в этой трудной профессии. Остальное дополняла реклама. Люди, которые будут играть в фильме, должны отличаться естественностью поведения и личным обаянием, что привлечет к ним симпатии зрителей. Неоценимыми являются и личные способности. При наличии этих основных черт внешняя красота для кандидатов на исполнение главных ролей в фильме является делом второстепенным. Современный кинолюбитель не должен стремиться к поверхностной модели из журнала мод. Чтобы не попасть в неудобное положение, перед тем как предложить кому-либо сниматься в вашем фильме, присмотритесь к нему внимательней и, только убедившись, что кандидат имеет необходимые для роли качества, предложите ему совместную работу. В сомнительных случаях можно сделать пробу с камерой (даже без кинопленки), чтобы определить, как кандидат в актеры держится перед объективом. С этой целью достаточно посоветовать ему, чтобы он постарался войти в предусмотренную фильмом роль. Он может быть в эпизоде один или с другим участником, но в таком случае этот второй не должен быть первый раз перед камерой [Нельзя делать съемки, представляющие в смешном или плохом виде снимающегося, если на то не получено его специальное согласие.]. В охотниках сниматься обычно нет недостатка. Одни стремятся испробовать свои силы в кино, другим интересно, как они будут выглядеть на экране, а третьи хотят увидеть себя как бы глазами другого человека, которого заменяет кинокамера. Предложение участвовать в фильме принимают обычно с благодарностью, иногда только отказываются, мотивируя недостатком времени. Наиболее трудными бывают пожилые люди, а также люди «с положением», которые, играя в фильме, боятся подорвать свой авторитет. Зато на молодежь и женщин можно рассчитывать. Единственной большой трудностью обычно является согласование свободного для съемок времени всех участников. Но это уже вопрос организации работы или, вернее, организации производства фильма.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы