Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ



ВИСЛАВ СТРАДОМСКИЙ

СНИМАЕМ

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ

КИНОФИЛЬМ

 

 

ПЕРЕВОД С ПОЛЬСКОГО И КОММЕНТАРИИ И. Б. ГОРДИЙЧУКА

 

WIESLAW STRADOMSKI

 

KRECIMY FILM AMATORSKI

 

CENTRALNA PORADNIA

AMATORSKIEGO RUCHU ARTYSTYCZNEGO

WARSZAWA 1968

 

МОСКВА

«ИСКУССТВО»

 

С 83

ОТ АВТОРА

Страдомский Вислав.

С 83 Снимаем любительский кинофильм. Пер. с польск. и коммент. И. Б. Гордийчука. М., «Искусство», 1975.

128 с. с ил. (Б-ка кинолюбителя).

 

Книга дает необходимые сведения о постановке и съемке люби­тельских фильмов. В ней рассматриваются основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Рассчитана на широкий круг кинолюбителей.

 

32304-170

C-------------------136 — 75

025(01) — 75

 

778.3

 

Издательство «Искусство», 1975 г.

 

ОТ АВТОРА

 

Кино — искусство, возникшее на основе современ­ной цивилизации с ее быстрым ростом техники, — явление особенное, с богатым будущим.

Сергей Эйзенштейн характеризовал искусство кино как новую разновидность искусства, спаявшую в одно органи­ческое целое и живопись с драмой, и музыку со скульпту­рой, и архитектуру с танцем, и пейзаж с человеком, и зрительный образ с произносимым словом.

Воздействие кинематографа пропорционально количе­ству его зрителей и любителей. Собираясь около сотен ты­сяч киноэкранов, разбросанных по всему миру, миллиарды зрителей испытывают влияние кинематографа на свое мировоззрение, взгляды, вкусы и привычки.

Изображение, являющееся основой кинематографа, об­ладает силой очарования. Это, очевидно, происходит пото­му, что человек 90 процентов сведений и впечатлений о внешнем мире получает при помощи зрения и только 10 процентов другими способами. Кроме того, люди боль­ше верят тому, что видят, чем тому, что слышат.

Помимо достоинств эстетического характера кинема­тограф заключает в себе большие информационные и по­знавательные возможности. Этим объясняется все более широкое его использование для просвещения и фиксации различных событий и явлений.

Можно ли после этого удивляться, что искусство кине­матографа привлекает с каждым годом все большее коли­чество энтузиастов, которые не удовлетворяются одним созерцанием, а хотят использовать кино как средство вы­ражения своих собственных мыслей и чувств.

Наряду с профессионалами, работающими в кинема­тографии и достигающими разных результатов с точки зрения художественной и общественной, имеется масса любителей, занимающихся кинематографом в свободное от работы время. Они используют кинокамеру для выраже­ния собственных впечатлений, наблюдений, точек зрения, которыми хочется поделиться с другими. Кинолюбителей на свете миллионы, и их творчество — явление со всех точек зрения замечательное.

Свободные от экономической зависимости профессио­налов и влюбленные в свое увлечение, которому отдают каждую свободную минуту, кинолюбители снимают карти­ны, часто имеющие ценность только для круга своих близ­ких, но некоторые из них идут дальше, выдвигают более широкие темы, успех которых заключается в их общест­венной значимости; встречаются и любители, поднимаю­щие большие проблемы, решая их действительно художе­ственно.

Зрители многих фильмов кинолюбителей, отмечен­ных на внутренних и международных конкурсах и фести­валях, видят большой труд и изобретательность, вложен­ные в создание этих произведений, отличительной чертой которых является выбор интересных тем и художествен­ность решений. Эти фильмы часто не уступают произве­дениям профессиональных кинематографистов, работаю­щих в хороших производственных условиях.

Наша творческая кинолюбительская семья на мировом фоне выглядит с каждым годом все лучше. Значительное количество польских любительских фильмов привлекло внимание на международных фестивалях, проходящих ежегодно в разных странах пяти континентов. Многие из них получили награды и дипломы.

Результаты могли быть еще лучше, если бы не трудно­сти, с которыми встречаются наши любители, делающие первые шаги на неизвестном и трудном пути искусства кинематографа. Основная трудность заключается в недо­статке литературы, которая могла бы быть помощником начинающему кинолюбителю в сложных проблемах кине­матографии, процессах съемки, выборе тем, технических и постановочных средств.

Большинство книг для кинолюбителей основное внима­ние уделяет чисто техническим вопросам, разбирая осо­бенности узкопленочной съемочной и проекционной аппа­ратуры, условия ее использования. При этом художествен­ные приемы и их применение в киноискусстве рассматри­ваются только отрывочно и попутно.

Настоящая книга должна дать читателям необходимые сведения о постановке и съемке любительских фильмов. При этом они будут приведены в последовательности, со­ответствующей очередности работ. Рассматриваются глав­ным образом основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Оборудование и технические средства не описываются, так как они известны из других книг.

 

ГЛАВА I. ВЫБОР ТЕМЫ

 

Что снимать? Вопрос, который часто задает себе чело­век, имеющий кинокамеру. Почти каждый понимает, что выбор интересной и актуальной темы в значительной мере определяет результат. Можно смело сказать, что хороший фильм — это в первую очередь интересный, хорошо разра­ботанный сценарий, это удачно выбранная тема.

В профессиональном кинематографе тема будущего фильма обычно связана с его назначением и определяется соображениями программного характера и необходимостью окупить затраты. Последнее обстоятельство решающее, а его выполнение зависит от выбора темы, способа ее разра­ботки, талаитливости и профессиональной квалификации постановщиков и актеров, а также технического качества фильма.

Для кинолюбителя основным являются возможности, которыми он располагает для осуществления своих кине­матографических замыслов. Это — наличие нужной аппа­ратуры, помощников и товарищей, на которых можно опе­реться при работе над фильмом, средства для покрытия расходов, связанных с постановкой, и, безусловно, умение, необходимое для реализации задуманной темы.

Круг тем для любительских фильмов очень широк. Од­нако человек с камерой должен всегда помнить, что реша­ющим в выборе темы является возможность ее успешного изобразительного решения средствами кино. Тема, тре­бующая большого сопроводительного текста или сложного диалога, невыгодна для фильма, и от нее лучше отказать­ся. Наоборот, положительным отличием темы будет ее внутренняя динамичность. Статика противопоказана кине­матографу, так как он является «царством движения», как писал К. Иржиковский в своей «Десятой музе». Учтя все сказанное, можно выбирать тему для любительского фильма.

СЕМЬЯ НА ЭКРАНЕ

 

Традиционная область интересов кинолюбителя — се­мейный фильм — находится у самых истоков любительско­го кинематографа, вытекает из желания запечатлеть в движении людей и события, непосредственно связанные с владельцем узкопленочной камеры. К сожалению, такой фильм из-за отсутствия необходимой кинематографиче­ской квалификации и некритического подхода автора в большинстве случаев хорошо воспринимается только близкими родственниками и кажется «кошмаром» для всех посторонних.

В то же время семейный фильм таит в себе такие потен­циальные возможности, которые при правильном исполь­зовании могут способствовать созданию картины, не толь­ко удовлетворяющей автора, но и безусловно интересной для широкого круга зрителей. Вопреки мнению скептиков, этот вид фильмов, неизвестный в профессиональном кине­матографе, имеет все данные, чтобы стать равноправным среди других жанров любительских кинокартин.

Вот несколько примеров использования семейной среды для съемки интересного и полезного фильма.

Раньше всего это круг вопросов, связанных с психоло­гией ребенка, с его умственным развитием и реакцией на различные явления окружающего мира. Имея постоянный контакт с ребенком и удачно используя свои наблюдения, можно сделать фильм интересный и для других родителей и воспитателей.

Для реализации такой темы нужна некоторая общая подготовка в области психологии, но она полезна вообще каждому воспитывающему ребенка.

Дальше идет педагогический фильм, фиксирующий ме­тоды воспитания. Многие семьи имеют в этой области кое-какие собственные достижения.

Неисчерпаемым источником тем этого плана является домашняя работа женщин или детские игры, снятые неза­метно скрытой камерой. Особенно это относится к малень­ким детям, умеющим создавать около себя воображаемый, фантастический мир, когда кусок палки становится гроз­ным мечом или ружьем, а деревянный обрубок — автомо­билем. Возможностей тут много, и результаты могут быть сенсационные.

ОТПУСК С АППАРАТОМ

 

Очень популярен среди кинолюбителей также турист-ско-краеведческий фильм. Поездки в период отпусков охотно используются для съемки таких фильмов. Кроме того, они отличаются тем положительным свойством, что большинство съемок проводится не в помещении, а на на­туре. При этом отпадают хлопоты, связанные с искусст­венным освещением, реквизитом и актерами.

Однако и в этом случае мало иметь только киноаппа­рат с соответствующими приспособлениями — нужно еще найти разнообразные пейзажи, интересные архитектурные сооружения, имеющие историческую или художественную ценность, и, безусловно, интересное содержание и построе­ние самого фильма, чтобы он не был простым набором ни­чем не связанных между собой планов.

Кроме интересного замысла и правильной разработки темы важным составным элементом фильма является хо­рошее фотографическое изображение, подчеркивающее красоту снятых объектов и выделяющее их характерные черты. При этом нужно помнить о пластических возмож­ностях светотени, обогащающих изображение при соответ­ствующих углах падения солнечных лучей. Равномерное, яркое освещение затушевывает фактуру и делает пейзаж мало интересным.

Особенно благоприятным материалом для краеведче­ских фильмов является пеший, велосипедный, автомобиль­ный и водный туризм. Само передвижение, перемена мест подсказывают ряд простых драматургических решений, а частая смена пейзажа предлагает съемочные планы, ко­торые только нужно старательно отобрать. Множество очаровательных уголков страны с разнообразной расти­тельностью и животным миром, большое количество ста­рых построек, интересных городов и поселков ожидает внимательных наблюдателей, которые снимут их на кино­пленку и покажут съемки другим, вызвав тем самым у многих желание посетить эти места. Кроме того, в нашу эпоху, когда все очень быстро изменяется, такие фильмы через некоторое время приобретут значение исторических документов.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

 

Кинолюбителям, склонным к наблюдениям и имеющим энергичный характер, можно рекомендовать заняться од­ним из интереснейших жанров в кино — документальным. Однако нужно помнить, что он одновременно является и одним из самых трудных. Для работы в этом жанре кино­любитель должен уметь быстро осмыслить и уловить то или иное событие окружающей жизни. Они могут быть представлены в публицистической, очерковой или любой другой форме. Во всех случаях документальный жанр требует глубокого знания предмета и ясности замысла.

События в общественной жизни, политике, культуре, народном хозяйстве, быте, разыгрывающиеся вокруг нас, служат богатым источником тем для таких фильмов, кото­рые могут быть интереснее многих игровых картин.

Естественно, что о пригодности той или иной конкрет­ной темы следует судить по возможности выразить ее изо­бразительными средствами кино с минимальным исполь­зованием сопроводительного текста. Наиболее удачны слу­чаи, когда изобразительный материал может быть усилен соответствующими звуковыми эффектами (звук работаю­щих машин, шум большого города, случайно звучащая ме­лодия и т. д.). Такой фильм полнее отражает действитель­ность.

Заслуживает внимания сфера бытовых проблем, в ко­торых в настоящее время происходят существенные пе­ремены, связанные с новым укладом общественных отно­шений и экономики в нашей стране. Любое из таких явлений, отражающее перемены в условиях жизни и со­циальных отношениях, заслуживает показа в кинофиль­ме. Отрицательные явления могут быть вынесены на суд общественности средствами кино.

Только от одного нужно предостеречь кинолюбителей, желающих разработать одну из упомянутых тем. Остере­гайтесь схематизма и банальности в трактовке выбранной темы. Такие фильмы никому не нужны, и никто не захочет их смотреть. Помните, что большей частью недостаточно зарегистрировать сами явления, так как редко случается, что они содержат собственную внутреннюю драматургию, которая может связать в одно композиционное целое сня­тый материал при простой хронологической фиксации событий. Такими исключительными событиями с достаточ­ной внутренней драматургией могут быть, например, ка­кие-то катастрофы — наводнение, большой пожар и т. д.; снятые последовательно, они будут иметь целостность законченного кинорассказа. В большинстве случаев нужно предварительно еще до начала съемок продумать и разра­ботать концепцию фильма.

Одной из форм документального фильма является кино­хроника. Она складывается из коротких фрагментов сня­того изображения, фиксирующих наиболее интересные моменты событий, наблюдаемых оператором-кинолюбителем. Областью таких наблюдений может быть местность, где он живет, предприятие, где работает. Чаще всего это касается общественной жизни и большого количества лю­дей. Такие местные любительские хроникальные съемки обычно пользуются вниманием городской общественности, которая любит посмотреть, «как это получилось на пленке».

 

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

 

В любительских условиях съемка мультипликационных фильмов носит обычно экспериментальный характер. Клас­сическая мультипликация с рисунками на целлулоиде отдельных фаз движения не находит применения из-за большой трудоемкости и стоимости. Только профессио­нальные киностудии, располагающие необходимыми сред­ствами, оборудованием и кадрами квалифицированных спе­циалистов, могут позволить себе браться за производство мультипликационных фильмов. Кинолюбитель, интересую­щийся рисунком, должен найти для этого вида произведе­ния доступный ему способ мультипликационной съемки.

Очень подходят для этой цели вырезанные рисунки, съемка которых осуществляется путем последовательной укладки очередных фаз движения и их покадровой съемки. При просмотре на экране создается впечатление движения этих рисунков. Естественно, такой способ требует предва­рительного выполнения соответствующих съемочных проб для подбора необходимого темпа движения и нахождения общей гармонии. Это типично любительский способ, когда сделать фильм может даже один человек, если он умеет выполнять все необходимые операции. Характерно, что этот принцип производства мультипликационных фильмов иногда применяется и в профессиональной кинематогра­фии, что является результатом желания некоторых творче­ских работников быть единственными авторами фильма.

Благодатным материалом для мультипликационных фильмов являются также всякого рода куклы. Они очень подходят для создания различных киносюжетов, предна­значенных для детской аудитории.

Как уже говорилось, в области мультипликации имеют­ся неограниченные возможности для экспериментирова­ния, для творческой инициативы тут нет границ. Резуль­таты могут быть сенсационными, а иногда, хоть это и зву­чит парадоксально, даже неожиданными для самих ав­торов. Так, на одном из международных конкурсов любительских фильмов по разделу мультипликации выс­шая награда была присуждена картине с достаточно глу­боким интеллектуальным содержанием, в которой «актера­ми» были... обыкновенные стальные скрепки для бумаги.

СЦЕНАРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Написанию сцнария всегда предшествует так называе­мая сценарная документация. Что же это такое?

Даже в простейшей теме мы имеем дело с массой раз­нородных элементов, тесно связанных с существом заду­манного фильма. Если в литературном произведении при соблюдении полной реалистичности можно как-то замаски­ровать отсутствие некоторых деталей и обстоятельств, зная, что читатель сам дополнит недостающее, то в филь­ме этого сделать не удается. Представляемые на экране детали должны быть такими же, как соответствующие им предметы в действительности.

При написании сценария на какую-либо тему нужно быть компетентным в этой области и заботиться о деталях и их реалистичности. Это требует соответствующего изу­чения предмета, ознакомления с фактами и обстоятельст­вами, связанными с темой фильма. Обеспечение реалис­тичности будущего кинематографического образа являет­ся задачей первостепенной важности. Особое значение это имеет в документальных, научно-популярных, инструк­тивных фильмах и вообще во всех случаях, когда нужно передать реальную действительность, не допуская фальши. Любая фальшь была бы непростительной ошибкой постановщика. С этой точки зрения необходимо изучение среды, которая будет показана в будущем фильме, ознакомление с объектами съемки, на которые будет направлен объек­тив. Тщательное изучение среды и анализ результатов бу­дут материалом для дальнейшей сценарной обработки. Тогда можно будет кое-что скорректировать, усилить.

Личные наблюдения имеют большое значение в работе каждого постановщика фильмов. Кино, как уже говори­лось, искусство универсальное, охватывающее многие сто­роны жизни и выражающее ее в разных аспектах и каче­ственных формах. Богатство наблюдений бесценно для постановщика. Сколько отличных кинематографических замыслов родилось на основе наблюдений окружающей жизни. Нужно только всегда смотреть широко открытыми глазами на то, что делается вокруг.

 

Литературный сценарий

 

«70. Мацек идет какое-то время по улице, потом сворачивает в поперечную, такую же узкую и тихую. Остановился. На рас­стоянии нескольких десятков шагов видит перед собой трех иду­щих посередине мостовой солдат с автомагами. Мгновенно пово­рачивается. Слышит за собой окрик: «Стой! » От угла улицы его отделяет один шаг. Крепче обхватив одной рукой портфель, дру­гой инстинктивно тянется в пальто за револьвером. И в этот мо­мент сильный удар в спину сдавил дыхание. Дергается. Как сквозь туман слышит приглушенные выстрелы. Выпускает порт­фель, падает на землю. Видит над собой большой бело-красный флаг.

71. Железнодорожный вокзал. Перрон. Много ожидающих с вещами. Сидят, дремлют.

Из толпы выходит Кристина. Торопливо идет, осматриваясь.

На перроне появляется дежурный по движению. Далеко в глу­бине виден прибывающий поезд. Кристина нетерпеливо огляды­вается. Наблюдает за выходом на перрон. Громкоговоритель объ­являет поезд на Варшаву. Бегут опаздывающие.

Поезд подходит к станции.

72. Один из солдат поднимает портфель. Второй стоит на ко­ленях около лежащего и торопливо обшаривает карманы пальто. Потом расстегивает пальто.

«И что? » — спрашивает третий, стоящий недалеко с автома­том. Стоящий на коленях вынимает из кармана пиджака документ и подает товарищу. Тот просматривает его и кладет в карман. Первый из солдат в это время вытряхивает на мостовую содержи­мое портфеля: пижама, грязная рубашка, мыло... Все трое смот­рят друг на друга.

«Холера», — бормочет стоящий на коленях.

Наклонился над лежащим. Жив еще. Глаза открыты, но уже уходят в глубину, затягиваются мглой.

«Человек, — говорит с жалостью, — человек, зачем убегал? »

73. «Громы и молнии! » гремит могучий голос. — «Оркестр! » «Приветствовать день! »

При гулких звуках полонеза в полумраке вслед за жестикули­рующим Котовнчем и Сиффертом между столиками движутся пары в направлении к выходу. За ними на некотором расстоянии тол­пятся официанты и возбужденные смеющиеся судомойки.

Оркестр гремит, фальшивя всеми инструментами. Один Люлек играет на рояле без ошибок, но с такой силой, будто хочет его разломать.

Ритм, ритм, ритм делает свое. Пары вытягиваются в длинное шествие, немного как марионетки, вздрагивая и наклоняясь, дви­гаются одна за другой, одинаковые в движениях, смотрящие впе­ред невидящими глазами.

Постепенно с движением полонеза и спешащей за ним толной все приближаются к выходу, зал пустеет. Когда зал уже полно­стью опустел, между столиками вдруг появляется Пененжек, помя­тый и растрепанный, еще пьяный, несмотря на несколько часов сна, на заплетающихся ногах, жестикулируя в ритм полонеза, кривляясь и гримасничая, марширует по опустевшему паркету вслед за всеми.

Те уже в вестибюле. Светает ясный день. Старый, едва дер жащийся на ногах от усталости, гардеробщик торопливо откры­вает настежь дверь. Танцующие под звуки все отдаляющегося оркестра сонно выходят во двор.

День обещает быть отличным. Небо прозрачное, голубое, на горизонте слегка затянуто розовой дымкой.

Воздух чистый и холодный. Рыночная площадь пуста.

Котович минуту в восхищении:

«Великолепно! Небывало! »

Вдруг кричит во весь голос: «Да здравствует Польша! »

Секунду длится тишина. Пара голубей вспорхнула с крыши гостиницы. Потом очень далеко, где-то между обгоревших руин заблудившееся эхо отвечает: «Польша! »

 

Режиссерский сценарий  
Сцена 94. Натура. Улица.    
Кадр 319. Укрупненный. 3 метра. Хельмицкий стоит неподвижно. Смотрит еще раз на часы. Медленно двигается на аппарат.    
Кадр 320. Полусредний. 4 метра. Перспектива улицы. Далеко в глубине стоят два солдата, курят. В кадр входит Хельмицкий. Замечает их, двигается вправо. Выходит из кадра. Солдаты стоят, не обращая на него внимания.    
Кадр 321.Средний. 3 метра. Перекресток улиц. В кадр входит Хельмиц­кий. Идет от аппарата.    
Кадр 322.Укрупненный. 2 метра. Угол дома. Хельмицкий выходит из-за него. Мгновенно останавливается.    
Кадр 323.Общий. 5 метров. На расстоянии нескольких десятков шагов от себя Хельмицкий видит трех солдат с автоматами, идущих по середине улицы.    
Кадр 324. Укрупненный. 3 метра. С движения. Хельмицкий быстро отворачи­вается. Крепко обхватывает одной рукой портфель. Другая инстинктивно тянется за револьвером. Голос за кадром: «Стой! »  
Кадр 325. Полусредний. 10 метров. В этот момент сильный удар сдавливает ему дыхание. Падает на колени. Дергает­ся, роняет портфель. Слышны выстрелы и стук подкованных сапог.  
(Аппарат быстро опускается вниз.) Над стоящим на коленях развевается огромный бело-красный флаг. Хельмицкий старается подняться, но падает на землю. Кадр 326. Средний немного сверху. Я метра. Хельмицкий лежит на спине неподвижно. В лужах воды отражается небо и высоко развевающийся флаг.  
Сцена 95. Железнодорожный вокзал  
Кадр 327. Средний. 20 метров. Перрон вокзала. Масса советских солдат в полном снаряжении. Гражданские с че­моданами и тюками. (Аппарат движется, приближаясь к Кристине до укрупненного плана.) Кристина беспокойно осматривает­ся. В глубине, за ее спиной, проходит по-езд. Это транспорт орудий в чехлах. На открытых платформах сидят солдаты. Кристина оглядывается. Пар паровоза заслоняет ее лицо. Играет гармошка.
Сцена 96. Натура. Улица.  
Кадр 328. Укрупненный. 3 метра. Один из солдат обыскивает карманы ттальто Хсльмицкого. Вынимает завядшие фиалки, отбрасывает их в сторону.  
Кадр 329.Средний. 7 метров. Хельмпцкий лежит на спине. Около него три солдата. Один из них обыскивает порт­фель. Выбрасывает поочередно на мосто­вую: пижаму, грязную рубашку, мыло. Первый вынимает пз кармана пиджака до­кумент, подает товарищу. Тот просматри­вает и прячет в карман. Все трое смотрят друг на друга. Солдат второй: «И что? » Солдат, стоящий на коленях: «Холера! »
Кадр. 330. Укрупненный. 5 метров. Солдат нагибается над лежащим Хельмпц-ким. Тот еще жив. Глаза открыты, но уже уходят в глубину, затягиваются мглой. Солдат третий: «Человек, зачем убегал? »
Сцена 97. Павильон. «Монополъ», танцевальный зал.  
Кадр 331. Общий. 15 метров. Котовпч гремит могучим голосом. Котович: «Громы и молнии! » «Оркестр! » «Привет­ствовать день! »
При гулких звуках полонеза, в полумраке вслед за жестикулирующим Котовичем и  
Сиффертом двигаются пары между столи­ками в направлении к выходу. За ними на некотором расстоянии толпятся официан­ты и возбужденные смеющиеся судомойки. Кадр 332. Средний. 4 метра. Оркестр гремит, фальшивя всеми инстру­ментами. Только один пианист колотит по роялю без ошибок и с такой силой, как будто хочет его разломать. Фальшивые звуки оркестра.  
Кадр 333.Средний (на аппарат). 15 метров. Ритм, ритм, ритм делает свое. Пары вы­тягиваются в длинное шествие, немного как марионетки, вздрагивая и накло­няясь, движутся одна за другой, оди­наковые в движениях, смотрящие перед собой стеклянными невидящими глазами. Медленно в темпе полонеза, вместе с движущейся за ними толпой приближают­ся к выходу. Зал пустеет. Когда зал уже полностью опустел, между столиками вдруг появляется Пененжек, помятый и растрепанный, еще пьяный, несмотря на несколько часов сна, на заплетающихся ногах, жестикулируя в ритм полонеза. В руках держит бело-красный флажок. Марширует по опустевшему залу вслед за другими. Пепенжек поет: «Польша для нас воскресла! »  
Кадр 334.Средний. 5 метров. Они идут через зал первыми к выходу. Мигает люстра, которая сонно светила танцующим бесконечное количество раз.    
Сцена 97. Интерьер. Выход из гостиницы «Монополъ».    
Кадр 335.Средний. 7 метров. Уже в гардеробе. Старый гардероб­щик торопливо открывает настежь дверь. Танцующее шествие выходит на площадь. Их встречает ясное утро.    
Сцена 98. Натура. Рыночная площадь перед «Монополем».    
Кадр 336. Общий. 2 метра. День обещает быть отличным. Воз­дух чистый и холодный. Площадь пуста. Слышен только дале­кий оркестр.  
Кадр 337. Средний. 6 метров. Котович останавливается. Полонез. Стоит минуту в восхищении. Вдруг во весь голос кричит. С крыши срывается стая голубей и пролетает над головами стоящих. Оркестр умолкает. Котович: «Велико­лепно! Небывало! » Котович: «Да здрав­ствует Польша! »  
Кадр 338. Общий. 2 метра. Противоположная сторона рыноч­ной площади — сожженные дома. Эхо повторяет: «Польша».  
Кадр 339.Общий. 12 метров. Грязная дорога. Плоский ландшафт. Вербы. Пустынное место. Конец Эхо повторяет: «Польша».  
               

 

Интересно, что в приведенном фильме последняя сцена сценария не является последней сценой фильма. Фильм заканчивается смертью Мацека Хельмицкого. Эта переста­новка последних сцен уже во время монтажа фильма была сделана с целью перенести финальный акцент с метафо­рической сцены полонеза на полную трагического красно­речия сцену смерти молодого человека.

ЧТО ТАКОЕ МОНТАЖНЫЙ ПЛАН?

 

После окончания съемок игрового художественного фильма, если в съемочном периоде были сделаны отступ­ления от режиссерского сценария, что привело к увеличе­нию количества кадров или к изменению формы и содер­жания запланированных ранее, нужно упорядочить пере­чень кадров, в соответствии с которым будет подбираться и монтироваться снятый материал. Такой монтажный план похож на режиссерский сценарий с той только разницей, что текст, шумы и музыка помещены в особых графах для облегчения ориентации при звуковом оформлении фильма.

Монтажный план делается также в тех случаях, когда съемка производилась без сценария, что бывает во многих событийных документальных фильмах. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материа­лом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда и название — план монтажа фильма). Такой план будет служить существенной помощью и при создании фильмов, основанных на использовании архивных мате­риалов, старых фильмов или кадров, снятых для других картин, но почему-либо неиспользованных.

Монтажный план — это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть располо­жены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, а в последующем облегчает на­писание текста и озвучение.

 

ПРЕДСЪЕМОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Для подготовки предсъемочной документации пользу­ются режиссерским сценарием. Из него на отдельный лист выписывают места действия; на другой лист — весь рекви­зит, оборудование, которое должно находиться на съемоч­ной площадке, а также костюмы, в которых должны вы­ступать актеры, если этого требует содержание фильма. Особенно важные для существа действия предметы долж­ны быть описаны подробно, чтобы не случилось, например, так, что вместо длинного ножа, которым должен восполь­зоваться герой фильма, будет приготовлен маленький ножик для чистки овощей или вместо широкого черного плаща — узкий плащик в светлую полоску.

Кинолюбитель ставящий фильм может рассчитывать только на использование естественного фона. Специально спроектированная и построенная декорация для него недо­ступна. Поэтому, задумывая фильм, готовя для него лите­ратурный, а потом и режиссерский сценарий, нужно пом­нить об этом и приспосабливаться к имеющимся возмож­ностям.

Если действие фильма должно разыгрываться в старом замке, то нужно знать, что такой замок есть и может быть получено разрешение на проведение в нем съемок. Так же как помещения, соответствующая натура должна подби­раться пригодной без дополнительных декоративных работ.

В фильме фон и обстановка места действия имеют пер­востепенное значение. Если в театре допустима условность, можно пользоваться фрагментами, символами фона, а в некоторых случаях ставить спектакль на фоне драпиро­вок, то в кинематографе такое решение не годится. Фильм требует реалистического фона, который часто имеет не меньшее значение, чем играющий перед ним актер. Фон вводит в атмосферу действия, определяет его место, время, иногда даже эпоху.

Выписав из сценария места действия фильма, следует приступить к их подысканию, если это не было сделано раньше и вы запоздали в связи с написанием сценария.

При выборе мест съемок кинолюбители должны в пер­вую очередь руководствоваться их доступностью и реаль­ностью использования. Нельзя, например, рассчитывать на остановку уличного движения на время съемки нужной сцены или на кордон милиции для защиты от нашествия зевак, которых у пас хватает. Не всегда можно позволить себе далекий выезд с группой. Нельзя ориентироваться на доступное для съемок, но чересчур малое помещение, если в нем нет необходимой дистанции между кинокамерой и снимаемыми персонажами.

Если съемочный кадр предусматривает загородный ландшафт, следует выбрать местность разнообразную по рельефу с обильной растительностью, что позволит соответ­ственно заполнить фон. Различные возвышенности, де­ревья, скалы помогают построить хорошую композицию киноизображения и, кроме того, в ряде случаев могут быть элементами действия (герой, опирающийся на дерево, присаживающийся на камень, перескакивающий ров).

В городских сценах существенным будет выбор мало­людных улиц, переулков, дворов с разнообразной застрой­кой. Дома должны отличаться интересной фактурой стен, фасадами, соответствующими содержанию фильма (совре­менные и новые или старинные и обветшалые, покрытые пятнами сырости и т. д.). Естественно, что фон не должен представлять ценности сам по себе и выдвигаться на пер­вое место, кроме тех случаев, когда этого требует драма­тургия фильма. Фон не должен подавлять собой актера. С учетом этих предостережений следует подходить к вы­бору фона, принимая во внимание его особенности и фото­графические свойства. А они должны быть разными для черно-белых и цветных фильмов.

При городской натуре с высокими постройками особое внимание нужно обратить на освещение места съемок сол­нечным светом в разное время дня, распределение свето­тени на стенах, мостовой, тротуарах. Кинолюбитель не имеет возможности подсветить тени дуговыми прожекто­рами и может себе помочь только применением отража­тельных подсветок.

Выбирая помещения для съемок, нужно помнить, что для кинолюбителей лучшими будут помещения с хорошим естественным освещением, с большими окнами или верх­ним световым проемом. Во время предварительного осмот­ра можно для пробы «примериться» с кинокамерой и про­верить, как получаются с имеющимися объективами пре­дусмотренные в сценарии планы. Если сцена должна пред­ставлять жилую комнату, ее можно устроить в конце какого-либо большого помещения (например, в школе или институте).

Во многих случаях большим облегчением при съемках будет предварительная подготовка эскизов, определяющих положение кинокамеры в будущих кадрах и направление движения участников действия. На основе таких эскизов можно даже сделать некоторые коррективы в сценарии и подогнать отдельные кадры к особенностям выбранного места съемки, если нет другого выхода.

ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Подбор состава исполнителей для любительского филь­ма всегда представляет много разнообразных трудностей. Кинолюбители редко имеют возможность пригласить про­фессиональных актеров. Их гонорары не укладываются в бюджет любительского фильма. Хотя может случиться, что такой-то театральный актер, желающий попробовать себя перед кинокамерой, согласится на бесплатное участие в любительском фильме. Для постановщика это будет на­ходкой, так как квалифицированный актер поможет ему решить ряд проблем. Однако такая совместная работа тре­бует в свою очередь взаимопонимания, согласия и только тогда даст результат.

Однако чаще всего кинолюбители должны рассчиты­вать на непрофессиональных актеров, людей, которые со­гласятся выступить в фильме в выбранной роли исключи­тельно не из материальных побуждений. Хорошо, если в местности, где работает кинолюбитель, имеется какой-нибудь любительский театральный коллектив. В нем мож­но найти охотников для участия в задуманной картине. В этом случае постановщик должен быть готов к трудной работе, чтобы научить их специфике кинематографических жестов, значительно отличающихся от театральных. По­добные трудности могут появиться и при диалогах, которые должны произноситься по характеру наиболее близко к обычному разговору.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь