Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО
Прежде чем заняться рассмотрением формы режиссерского сценария и его разработкой, необходимо познакомиться с основными выразительными средствами кинематографа. За время своего существования искусство кинематографии создало собственные, достаточно обширные выразительные средства. Их характер определился главным образом особенностями восприятия человеком окружающего мира. Некоторые же из выразительных средств кино явились следствием особых возможностей, предоставляемых кинематографической техникой и оптикой киносъемочной камеры. Эти средства и приемы, складывающиеся в четкую систему правил, имеют конкретное назначение, определенные случаи прргаенения и воздействие на зрителя, ими нужно умело пользоваться. К основным изобразительным средствам можно отнести: кинематографические планы, переходы между планами, кадрами и эпизодами, точки зрения кинокамеры и ее движения. Выразительные функции в фильме выполняют также организация времени, пространства и монтаж. Важнейшим подразделением киноизображения является план, определяющий характер изображения в композиционном смысле. Выражается он в отношении главного объекта к фону и является результатом изменения расстояния между кинокамерой и объектом съемки. Смена планов является следствием особенностей человеческого восприятия. Для уяснения, что такое план и каково его значение в кинопроизведении, можно провести следующий эксперимент: наблюдая уличное движение, обратите внимание на механизм своего восприятия. Вы сразу заметите, что в зависимости от того, что нас в данный момент интересует, мы осматриваем всю перспективу улицы или небольшой ее участок. А иногда мы смотрим, например, только на подъезжающий к остановке автобус, его номер, выходящую из него женщину или даже только на ее лицо, глаза. Такие куски изображения, снятые кинокамерой, и есть планы различной величины — крупности. Как из этого следует, применение тех или других планов делается с целью обратить внимание зрителя на важнейшие для развития действия элементы, поведение его участников или детали окружения. Очередность расположения планов зависит от логической связи элементов развивающегося действия. Выделяют три основных типа планов: общий, средний и крупный. Более детальное деление действия включает следующие разновидности планов (рис. 1): общий — охватывает полностью место действия, в котором действующие лица являются мелкими элементами, расположенными на общем фоне; полусредний — человек занимает в нем всю или почти всю высоту кадра, фон значительно ограничен; средний — люди видны до колен; укрупненный — человек снят по грудь; крупный — лицо человека полностью заполняет кадр; деталь — часть лица пли предмета.
Рис. 1. Кинематографические планы Естественно, что такое деление планов имеет место, когда снимается человек. В некоторых документальных или научно-популярных фильмах эти пропорции будет диктовать не фигура человека, а другой главный объект фильма. Правильность применения соответствующего плана имеет большое значение для композиционного единства фильма и его выразительности. А вот характеристика отдельных планов и примеры их наиболее частого применения. Общим планом большей частью пользуются для показа места действия, для ознакомления с ним зрителя. Таким общим планом начинается и заканчивается большинство фильмов. Эффектное использование общего плана часто встречается в разных приключенческих фильмах, например в сценах погони. Он позволяет легко устанавливать пространственные и размерные соотношения между отдельными элементами в кадре. Общий план благодаря большому количеству видимых в нем элементов требует от зрителя разделения внимания на много деталей и поэтому должен быть достаточно длинным. Именно по этой причине нельзя часто применять общий план, так как может появиться утомительное для зрителя впечатление монотонности. Полусредний план применяется достаточно редко, главным образом как переходный между общим и средним или укрупненным планом. В помещениях он применяется иногда как вводный план или когда нужно показать большое количество действующих лиц (эпизоды танца, драки, переход из одного помещения в другое и т. д.). Полусредний план помогает также при желании перенести внимание зрителя с фона на героя. Средний план является основным в игровых актерских фильмах. Он показывает людей до колен или до пояса. Так обычно мы видим человека, когда находимся рядом с ним и ведем разговор. В художественных фильмах этот план применяется достаточно часто, например при сопровождении персонажа, при параллельном или фронтальном проезде, в диалогах между героями, в сценах, где актеры сидят, и т. д. На среднем плане хорошо видна жестикуляция и мимика лица. Поэтому он часто используется в сценах спора, в которых важно сохранить и подчеркнуть некоторые особенности игры актеров. Для концентрации внимания зрителей служит введение следующих планов. Первый из них, называемый укрупненным, выделяет из группы персонажей важнейший в данный момент действия. Такой план значительно лучше, чем средний: он позволяет следить за мимикой лица человека, подчеркнуть его состояние. Укрупненный план охотно применяют постановщики в ситуациях психологического характера. Часто именно в этом плане мы видим целующиеся пары. Не следует, однако, применять его слишком часто. В еще большей степени концентрирует внимание зрителя так называемый крупный план. С точки зрения эмоциональной — это самый важный план в психологических кульминационных моментах. Его часто используют и в информационных целях, показывая надписи, часы, календарь, записки, указатели дорог и т. д. Соединяя укрупнения с общим или полусредним планами, благодаря мгновенному изменению пропорций достигается впечатление шока. Этот важный выразительный элемент можно удачно использовать в отдельных ситуациях. Например, неподвижный статичный персонаж и мгновенно возникающие быстрый жест или гримаса лица — крупно. В документальных и научно-популярных фильмах укрупнение применяется для перенесения внимания зрителя с целого на его отдельные части или элементы. В современных фильмах охотно прибегают к укрупнению человеческих лиц, строя на этом иногда целые сцены. Это в равной степени находит применение в игровых художественных и документальных картинах. Увеличенное до размеров больше натурального человеческое лицо становится как бы главным «местом» разыгрывающихся событий, естественно, психологического характера. Деталь в художественных фильмах применяется не очень часто. Этот план охотно использовался в немых кинокартинах как концовка информационного или символического характера: открытый в крике рот, плачущие или удивленные глаза, карикатурный нос. Этот план отлично подходит для передачи красоты женского лица, подчеркивания специфических физических особенностей человека. В фильмах об искусстве он переносит внимание с общей композиции на детали произведения. Используемый достаточно часто в фильмах о природе, позволяет рассмотреть, например, детали тела насекомого, элементы растения, минерала. Отлично подходит для создания настроения, особенно состояния беспокойства (движущаяся ручка двери, курок пистолета, острие ножа). Выбор соответствующего плана определяется функцией кадра, задуманным его психологическим воздействием. Нецелесообразно было бы, например, показать двух спокойно разговаривающих между собой мужчин на общем плане. В этом случае напрашивается применение одного из более крупных планов: крупного, укрупненного или среднего. В приведенной ситуации каждый наблюдатель, заинтересовавшийся подобным разговором между знакомыми или незнакомыми людьми, старается находиться к ним возможно ближе. И задача кинооператора сводится к получению такого изображения, каким его хотел бы видеть своими глазами зритель. А кем же является зритель в кинотеатре, как не наблюдателем того, что происходит на экране. Эпизоды с динамическим действием полным движения требуют большого пространства, т. е. общего или полусреднего плана. Укрупнения в таких эпизодах могут быть перебивкой, делающей лучше видимыми переживания участников событий. В то же время кадры, показывающие задумавшегося человека, требуют крупного или укрупненного плана. По мере приближения к кульминационному моменту действия такие планы применяются все чаще. Обычно при переходе от кадра к кадру постепенно увеличивают или уменьшают масштаб изображения соответственно приведенной выше последовательности съемочных планов. При мгновенных резких изменениях масштаба, как уже говорилось выше, у зрителя создается впечатление удара, и этот прием может применяться только как намеренный драматургический эффект. Нормально принятым переходом от кадра к кадру является применение смежных между собой по масштабу планов. Иногда развитие действия и его естественная логичность оправдывают соединение даже общего плана с крупным, так что это не нарушает спокойного хода действия в целом. Полная плавность, маскирующая смену планов, получается в результате внутрикадрового движения, когда актеры, участвующие в действии, приближаются к камере или удаляются от нее, естественно изменяя характер плана. В этом случае за исходный принимается план, в котором начинает действие главный герой данной сцены, сосредоточивающий на себе внимание. В соответствии с его положением относительно кинокамеры определяют очередные планы до конца кадра. Также и наезд, выполняемый при помощи тележки или трансфокатора 2, дает постепенную смену планов в их последовательной градации. Возможности подвижной композиции привели к тому, что современные постановщики фильмов применяют во многих случаях вместо резаного монтажа внутренний, главным образом при помощи соответствующего движения кинокамеры. Следующим важным выразительным средством в киноискусстве являются переходы между смежными кадрами, сценами и эпизодами. Соединения кадров должны делаться незаметным для зрителя способом. Любая неточность в выборе вида соединения планов мешает плавному восприятию изобразительного повествования, поэтому, подготавливая режиссерский сценарий, необходимо тщательно обдумать соединение кадров, и прежде всего момент окончания действия в одном и продолжение его в следующем кадре. Плановым соединением кадров достигается непрерывное и последовательное восприятие развития действия, соответствующее развитию событий в одно время и в одном месте. Современный кинематограф, используя разработанный ранее изобразительный язык кино, делает попытки изменения времени действия применением резаного монтажа. Однако этот прием может быть использован только в отдельных случаях. Часто способом акцентирования изменения времени действия является соединение кадров наплывами. Такое наложение изображений создает впечатление прохождения некоторого отрезка времени. Кадры, предназначенные для наплывов, должны быть, как правило, скомпонованы из одинаковых по масштабу планов. Наплыв может осуществляться на протяжении от 16 до 48 кадриков, т. е. в течение 1 — Зс. Обычно в профессиональной кинематографии эффект наплыва выполняется лабораторным способом при печати фильмокопии путем наложения конца одного плана на начало последующего при предварительном соответствующем ослаблении совмещаемых концов. В любительских условиях этот эффект можно получить, выполняя с двойной экспозицией съемки частей изображения, накладываемых друг на друга. Это требует применения киносъемочного аппарата, позволяющего производить обратную отмотку кинопленки с подсчетом количества кадриков. В конце плана, подлежащего соединению с последующим планом при помощи наплыва, нужно во время съемки выполштть «затемнение», а после обратной перемотки кинопленки начать съемку следующего плана, накладываемого на предыдущий, «из затемнения». Фильмы обычно начинаются «из затемнения» и кончаются «затемнением». Эти приемы, вызывающие появление изображения из ничего и потом его исчезновение, становятся для фильма своего рода рамой. «Затемнение» и «из затемнения» применяются также как форма разделения между эпизодами и, реже, между сценами. «Затемнение» однозначно символизирует окончание чего-то целого, а «из затемнения» — его начало. Этот прием используется для разделения событий, разыгрывающихся в различных местах или в разное время. Не следует, однако, применять его излишне часто, помня, что такой прием ослабляет темп действия. Вместе с тем он может быть полезен, когда нужно дать зрителю короткую паузу для размышления. Как и «наплывы», кинолюбители выполняют приемы «в затемнение» и «из затемнения» в процессе киносъемки, соответственно пользуясь диафрагмой объектива. Время «затемнения» может быть разным. Оно каждый раз зависит от назначения приема и ритма монтажа. Например, при окончании фильма обычно применяется длительное «затемнение». Иногда при переходе можно ограничиться только «затемнением», начиная после него следующий план сразу без выхода «из затемнения». Для обозначения перемены места действия может применяться так называемая «смазка». Это очень быстрая панорама, при которой изображение настолько размывается, что невозможно даже узнать контуры предметов, что аналогично естественному процессу, когда человек быстрым поворотом головы мгновенно переносит взор с одного объекта на другой. Длительность такой быстрой панорамы не должна превышать нескольких кадриков (не более 20). Выполняется она киноаппаратом в конце плана, непосредственно после окончания которого должна произойти смена места действия. В кинохронике этот прием может выполнять роль перебивки между смежными темами.
Ф1. На общем плане можно познакомить зрителя с топографией места действия и ввести большее количество действующих лиц Редко применяемым приемом разделения является «шторка». Она может быть выполнена при использовании на киноаппарате соответствующего компендиума с маско-держателем. Шторка соединяет изображения, не имеющие между собой непосредственной связи. Ее простейший вид — это вертикальная или горизонтальная линия, как бы стирающая предыдущее изображение и одновременно выявляющая следующее. Она должна передвигаться соответственно с движением объекта в кадре. Шторка не связана с каким-либо явлением в естественном зрительном восприятии человека, что делает ее в большинстве случаев малопригодной. Шторку можно применять при полностью условных изображениях. Ф2. Полусредний план позволяет наблюдать за действием, в котором принимает участие значительное количество людей Ф3. Полусредний план выполняет иногда функции общего плана, показывая зависимость происходящего действия между людьми Нерезкость изображения может в некоторых случаях служить выразительным средством, используемым при переходах. Например, в фильме об архитектуре можно переходить от одной детали к другой, расфокусируя изображение, переводить в нерезкость изображение в конце плана и вновь делать его резким в начале следующего. Однако общий период нерезкости должен быть очень коротким, чтобы не стать утомительной для зрителя паузой. Кроме технических способов соединения отдельных кинематографических изображений существуют переходы ассоциативного характера. Изобразительные ассоциации и аналогии становятся одним из художественных элементов ведения киноповествования. Для объяснения этой выразительной формы воспользуемся следующим примером: герой, мечтающий о путешествиях, наблюдает за вьющимися в небе птицами. Благодаря счастливому стечению обстоятельств его мечты сбываются. На экране летящая стая журавлей, и в следующем кадре герой сам летит на самолете в далекие края. Благодаря такому приему перемена места, в котором находился герой, и времени, когда это произошло, осуществлена не банальным способом. Естественно, при условии использования оригинальных метафор. Количество и качество таких находок говорят о художественном уровне произведения, свидетельствуют о таланте и умении его автора. Ф4. Партнеров мы чаще всего видим в среднем плане, позволяющем наблюдать за их жестикуляцией и мимикой Ф5. Этот план дает возможность показать жестикуляцию и мимику актеров, а также детали обстановки На основе аналогий можно соединять между собой сцены, используя сходство различных предметов, объектов, ситуаций как в изобразительной, так и в звуковой части. Например, при посредстве диалогов или музыкальных мотивов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2780; Нарушение авторского права страницы