Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ф12. Соответствующий реквиант и костюмы актеров определяют время действия
В части, относящейся к описанию содержания кадра, необходимы обобщения, так как сценарий не должен разрастись до размеров объемистого тома, в который нужно будет вчитываться на съемочной площадке. Это не нужно еще и потому, что постановщик, так или иначе, имея «в голове» свой будущий фильм, пользуется описанием содержания кадра только как своего рода конспектом. Нелишним, однако, будет отмечать в описании, какие лица выступают в кадре, какой используется реквизит. Эти элементы облегчают подготовку снимаемого кадра [Прошу читателей не смешивать понятия «кинокадр» в значении поля зрения, охватываемого объективом киносъемочной камеры, и «снимаемый кадр» в значении места и содержания съемки.]. Вместе с тем второстепенные детали жестов отмечаются без уточнений, их окончательная разработка производится на съемочной площадке с учетом индивидуальных особенностей актеров, исполняющих роли.
Ф13. Разделение планов видно благодаря соответствующему освещению Ф14. Освещение должно выявлять фактуру фона, создавая одновременно соответствующее настроение
Ф15. Умело используя естественные источники освещения, можно достигнуть интересных композиционных решений Ф16. Характер освещения подчеркивает глубину снимаемого пространства.
Насколько комментарии в сценарии в большинстве случаев могут носить приблизительный характер, настолько текст должен быть окончательно и детально отработан. Звуковое и шумовое сопровождение обычно вытекает из самого действия, поэтому обозначение его целесообразно в тех случаях, когда это не вытекает однозначно из самого существа изображения в кадре. Однако выделяются места, в которых должна звучать музыка. Разрабатывая режиссерский сценарий, естественно следует помнить о его рабочем назначении. Он должен облегчать работу при постановке фильма и предупреждать упущения существенных деталей в снимаемом кадре. Как пример построения режиссерского сценария приведем последнюю сцену из сценария фильма А. Вайды «Пепел и алмаз», относящегося к наиболее выдающимся достижениям польской кинематографии последнего двадцатилетия. Написанный И. Анджиевским и А. Вайдой сценарий существенно отступает от литературного оригинала. Много нитей повести, и не только побочных, но и ряд персонажей, не нашли места в сценарии. Некоторые эпизоды подверглись переформированию. В сценарии появились новые, достаточно значимые для выразительности фильма сцены. К ним относится и предпоследняя сцена в сценарии — символический полонез, который танцует утром в первый день после окончания войны развеселившаяся и подвыпившая компания. Для сравнения литературного и режиссерского сценариев приводим соответствующие фрагменты.
Литературный сценарий
«70. Мацек идет какое-то время по улице, потом сворачивает в поперечную, такую же узкую и тихую. Остановился. На расстоянии нескольких десятков шагов видит перед собой трех идущих посередине мостовой солдат с автомагами. Мгновенно поворачивается. Слышит за собой окрик: «Стой! » От угла улицы его отделяет один шаг. Крепче обхватив одной рукой портфель, другой инстинктивно тянется в пальто за револьвером. И в этот момент сильный удар в спину сдавил дыхание. Дергается. Как сквозь туман слышит приглушенные выстрелы. Выпускает портфель, падает на землю. Видит над собой большой бело-красный флаг. 71. Железнодорожный вокзал. Перрон. Много ожидающих с вещами. Сидят, дремлют. Из толпы выходит Кристина. Торопливо идет, осматриваясь. На перроне появляется дежурный по движению. Далеко в глубине виден прибывающий поезд. Кристина нетерпеливо оглядывается. Наблюдает за выходом на перрон. Громкоговоритель объявляет поезд на Варшаву. Бегут опаздывающие. Поезд подходит к станции. 72. Один из солдат поднимает портфель. Второй стоит на коленях около лежащего и торопливо обшаривает карманы пальто. Потом расстегивает пальто. «И что? » — спрашивает третий, стоящий недалеко с автоматом. Стоящий на коленях вынимает из кармана пиджака документ и подает товарищу. Тот просматривает его и кладет в карман. Первый из солдат в это время вытряхивает на мостовую содержимое портфеля: пижама, грязная рубашка, мыло... Все трое смотрят друг на друга. «Холера», — бормочет стоящий на коленях. Наклонился над лежащим. Жив еще. Глаза открыты, но уже уходят в глубину, затягиваются мглой. «Человек, — говорит с жалостью, — человек, зачем убегал? » 73. «Громы и молнии! » гремит могучий голос. — «Оркестр! » «Приветствовать день! » При гулких звуках полонеза в полумраке вслед за жестикулирующим Котовнчем и Сиффертом между столиками движутся пары в направлении к выходу. За ними на некотором расстоянии толпятся официанты и возбужденные смеющиеся судомойки. Оркестр гремит, фальшивя всеми инструментами. Один Люлек играет на рояле без ошибок, но с такой силой, будто хочет его разломать. Ритм, ритм, ритм делает свое. Пары вытягиваются в длинное шествие, немного как марионетки, вздрагивая и наклоняясь, двигаются одна за другой, одинаковые в движениях, смотрящие вперед невидящими глазами. Постепенно с движением полонеза и спешащей за ним толной все приближаются к выходу, зал пустеет. Когда зал уже полностью опустел, между столиками вдруг появляется Пененжек, помятый и растрепанный, еще пьяный, несмотря на несколько часов сна, на заплетающихся ногах, жестикулируя в ритм полонеза, кривляясь и гримасничая, марширует по опустевшему паркету вслед за всеми. Те уже в вестибюле. Светает ясный день. Старый, едва дер жащийся на ногах от усталости, гардеробщик торопливо открывает настежь дверь. Танцующие под звуки все отдаляющегося оркестра сонно выходят во двор. День обещает быть отличным. Небо прозрачное, голубое, на горизонте слегка затянуто розовой дымкой. Воздух чистый и холодный. Рыночная площадь пуста. Котович минуту в восхищении: «Великолепно! Небывало! » Вдруг кричит во весь голос: «Да здравствует Польша! » Секунду длится тишина. Пара голубей вспорхнула с крыши гостиницы. Потом очень далеко, где-то между обгоревших руин заблудившееся эхо отвечает: «Польша! »
Интересно, что в приведенном фильме последняя сцена сценария не является последней сценой фильма. Фильм заканчивается смертью Мацека Хельмицкого. Эта перестановка последних сцен уже во время монтажа фильма была сделана с целью перенести финальный акцент с метафорической сцены полонеза на полную трагического красноречия сцену смерти молодого человека. ЧТО ТАКОЕ МОНТАЖНЫЙ ПЛАН?
После окончания съемок игрового художественного фильма, если в съемочном периоде были сделаны отступления от режиссерского сценария, что привело к увеличению количества кадров или к изменению формы и содержания запланированных ранее, нужно упорядочить перечень кадров, в соответствии с которым будет подбираться и монтироваться снятый материал. Такой монтажный план похож на режиссерский сценарий с той только разницей, что текст, шумы и музыка помещены в особых графах для облегчения ориентации при звуковом оформлении фильма. Монтажный план делается также в тех случаях, когда съемка производилась без сценария, что бывает во многих событийных документальных фильмах. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда и название — план монтажа фильма). Такой план будет служить существенной помощью и при создании фильмов, основанных на использовании архивных материалов, старых фильмов или кадров, снятых для других картин, но почему-либо неиспользованных. Монтажный план — это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть расположены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, а в последующем облегчает написание текста и озвучение.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы