Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА IX. ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОВОРИЛО
Когда кинематограф был «великим немым», он все должен был высказать только изображением, жестами, мимикой актеров, а если этого оказывалось мало, на экране появлялись прерывавшие изображение надписи. Как, однако, кинематографу не хватало третьего звукового измерения, свидетельствует использование с самого начала его развития музыкального сопровождения, исполнявшегося пианистом, а иногда и целым оркестром, аккомпанировавшим фильму прямо в кинотеатре. Кроме музыки, создающей определенное настроение в отдельных сценах фильма и играющей непосредственно драматургическую роль, и речи, которая позволяла бы человеку на экране выразить привычными словами свои мысли, кинематографу очень не хватало различных шумов и звуков, неразрывно связанных с тем, что происходит вокруг нас. Большинство событий и явлений сопровождается различными звуками, дающими дополнительное представление о характере происходящего. Мчащийся экспресс без характерного стука колес, шума и свиста производит впечатление поезда-привидения, а не нормальной железной дороги, перевозящей пассажиров. Самолет без рокота моторов выглядит как планер. Стрельба орудий без звука выстрелов не производит грозного впечатления. Естественно, нельзя ввести в фильм одновременно все имеющиеся на свете разновидности звуков. Обязательны строгий отбор, устранение второстепенных шумов и оставление только тех, которые могут быть использованы как выразительное средство, действующее на зрителя и усиливающее восприятие изображения. При этом время звучания и его интенсивности должны быть соответственно дозированы. Многократное использование какого-либо натурального звука по различным причинам нежелательно. Главным образом это относится к звукам очень высоких тонов. Ряд звуковых эффектов создается искусственно, что необходимо, когда их натуральная запись звучит фальшиво и не передает действительного характера. Так, например, ритмичный звук марширующего войска отлично выражает шелест сгибаемой в определенном темпе газеты, топот конских копыт — стук деревянной колотушки. Имитация различных звуков для кинематографа — это отдельная сложная специальность. Переходим к музыке в фильме. Она может быть синхронной, вытекающей из содержания разыгрываемых сцен. Типичным примером этого вида использования музыки является первый польский послевоенный фильм «Запрещенные песенки», в котором мелодии, наигрываемые уличными музыкантами, составляли драматургический стержень картины. Музыка может быть и иллюстративной, когда сопровождает действие, подчеркивая его атмосферу, создает необходимое эмоциональное напряжение или имеет характер звукового лейтмотива. Музыка в фильме должна быть хорошей. Какая-нибудь пиликающая музыка может больше напортить, чем помочь. Музыка должна подходить к изображению по сво-. ему ритму и характеру, а также быть достаточно выразительной. Хорошая музыкальная иллюстрация драматургически осмыслена и отвечает общему складу фильма. Одновременно она должна быть умеренной, ненавязчивой и ограничиваться только акцентированием действия. Громкая, назойливая музыка, которую мы слышим в некоторых фильмах, является противоположностью хорошей музыкальной иллюстрации. Музыка, так же как и различного рода шумы, не должна сопровождать изображение непрерывно. Кроме того, следует помнить, что всякого рода звуковое сопровождение требует соблюдения определенной пространственной перспективы. Это же относится и к диалогам. И тут нужно остановиться на использовании тишины как существенного драматургического элемента. Особенно важным является умелое использование тишины в кульминационных моментах, когда она создает подготовку к предстоящему перелому. Возникающий вдруг из глубокой тишины крик, свист, грохот вызывает большее впечатление, чем тот Же самый звук, слышимый на фоне или после других звуков. Об этом нужно всегда помнить, озвучивая фильм. Применение слова также требует умеренности и осторожности. Фильмы с большим количеством текста были кошмаром первых лет звукового кино. Затянутые кадры, в которых герои вели бесконечные разговоры, были противны самому существу кинематографа, который требует быстрого движения, постоянно меняющихся положений и непрерывного действия. Таким путем кинематограф превращался в плохую имитацию театра. Слово можно и нужно использовать только как необходимое дополнение к изображению в тех случаях, когда самого изображения оказывается недостаточно. Диалог будет тем лучше, чем он лаконичнее. Краткость — его самое ценное качество. По своему характеру диалог должен быть приближен к разговору. Тогда он зазвучит естественно и убедительно. Почти всегда раздражает зрителя, а иногда и вызывает неуместный смех звучащая с экрана напыщенная фраза, чересчур литературное предложение. В любительских кинофильмах часто применяется речевой комментарий, записанный на отдельной магнитофонной ленте или на магнитной дорожке, нанесенной на кинопленку. Текст такого комментария во многих случаях является наиболее слабой частью любительского фильма. Одни тексты очень многословны, другие схематичны, тяжелы и снижают ценность изображения. Следует отметить, что даже для профессиональных журналистов написание текста к фильму может на первых порах представлять трудности. Это достаточно специфическая разновидность литературы. Внимательное вслушивание в текст, идущий с экрана, когда он производит хорошее впечатление и когда не нравится, может очень помочь в написании собственного текста. В кинематографии под названием комментарий понимается читаемый диктором и записанный на звуковой дорожке текст, дополняющий изображение. Как правило, он встречается в кинохронике, в научно-популярных и в некоторых документальных фильмах. В художественных фильмах комментарий применяется редко, главным образом как текст от автора, являющийся вступлением к фильму. В некоторых случаях экранизации литературных произведений комментарий используется для соединения отдельных частей. Однако нужно подчеркнуть, что комментарий в фильме всегда является злом, так как основным выразительным средством кинематографа остается изображение. Только диалог или разговор героев на экране является естественной формой живого слова. Комментарий должен быть максимально сжатым. Необычайно важна тесная связь слова с изображением. Слово должно дополнять изображение, но недопустимо повторение словами того, что зритель сам видит на экране. При написании текста необходимо помнить о соответствии ритма слов и предложений ритму монтажа изображения. Поэтому окончательный вариант текста нужно отрабатывать только после окончания монтажа фильма и тщательного ознакомления с ним. Раньше можно сделать только отдельные предварительные формулировки, вытекающие из характера и содержания сценария. Следует также обращать внимание на звучание отдельных слов и их сочетание. Это важно с точки зрения сохранения их смысла и фонетических особенностей. Исключаются, например, выражения с шипящими слогами. При написании текста нужно внимательно вслушиваться в его звучание. При разработке текста к хроникальным киносюжетам и документальным фильмам хорошие результаты может давать метод использования первых ассоциаций. Этот способ основывается на том, что автор текста, просматривая первый раз смонтированный или даже юлько подмонти-рованный фильм, высказывает свои первые мысли, поясняющие или комментирующие изображение. Полученный таким образом черновик в последующем сопоставляется с общим впечатлением от сюжета, уточняется, шлифуется стилистически и по звучанию. В определенных случаях, например в спортивных темах, может оказаться целесообразным использовать определения и формулировки, возникшие как неожиданная безотчетная реакция на видимое и информирующее о положениях, которые могут ускользнуть от внимания среднего зрителя. Этот метод придает тексту черты искренности ж оригинальности.
ОЗВУЧЕНИЕ ФИЛЬМА
Существуют три метода озвучения фильмов. Выбор одного из них зависит от характера фильма и условий, в которые он ставится. Большей частью при озвучении любого фильма ни один из описываемых способов не применяется в чистом виде для озвучения всего фильма от начала до конца. Озвучивая отдельные эпизоды фильма, для каждого из них выбирают наиболее подходящий способ При этом выбор должен быть сделан предварительно еще на стадии подготовки к съемкам фильма, так как от этого в ряде случаев будет зависеть характер съемки и ее организация. Первый метод — метод синхронных съемок — основывается на записи звука одновременно со съемкой изображения. Киносъемочный аппарат, снабженный синхронным электродвигателем, при помощи так называемой системы «пилот-тон» сопрягается с магнитофоном, что обеспечивает соответственно одинаковое продвижение кинопленки в камере и магнитной ленты в магнитофоне, гарантируя полную синхронность изображения и звука. Этим способом записывают разговорные эпизоды в павильонах, концерты, киноинтервью и т. п. При съемках на натуре эту систему применяют редко, так как обычно не удается создать необходимые акустические условия, обеспечивающие качественную запись, не говоря уже о трудностях, связанных с различными звуковыми помехами из окружающей среды. Такие обстоятельства вынуждают применять один из двух следующих методов: предварительное озвучение, когда фонограмма записывается раньше, чем снимается соответствующее ей изображение, или последующее озвучение — озвучение под снятое и смонтированное изображение. При съемке с предварительной записью звука записанная фонограмма воспроизводится через громкоговоритель, а актеры во время съемки повторяют те же самые слова. Чаще всего этот метод применяется при съемке вокальных выступлений и хореографических номеров. Обосновывается это высокими требованиями к качеству звука в таких эпизодах, так как от него часто зависит ценность всего произведения. При последующем озвучении слова текста или другое звуковое сопровождение подкладываются под смонтированное изображение эпизода, демонстрируемое на экране в ателье озвучения. При этом артикуляция губ на экране должна соответствовать произносимому тексту. Этим же способом дублируют иностранные фильмы, под которые подкладывается соответствующий текст на родном языке. Сопроводительную музыку и всякого рода шумы записывают отдельно, но также синхронно с изображением, после окончания монтажа фильма. Сопроводительный текст и диалоги при последующем озвучении записывают под демонстрируемое на экране изображение. Как следует из сказанного, звук должен быть хорошо синхронизирован с изображением. Опережение или запаздывание звука даже на пару кадриков по отношению к соответствующему изображению уже заметно на экране, особенно когда лицо актера показано в фас при средних или крупных планах. Небольшая несинхронность может быть незаметной, когда говорящие видны в профиль, если при этом их жестикуляция не подчеркивает смысла произносимых слов. Также менее опасна несинхронность на общих планах. Современный любительский фильм редко бывает немым. Такие фильмы иногда встречаются у начинающих любителей, которые, пробуя силы в овладении съемочным аппаратом, не могут еще разделить свое внимание так, чтобы его хватило и на звуковую часть фильма. Только после достижения мастерства можно браться за звуковой фильм, имеющий наибольшие выразительные возможности. Улучшающееся с каждым годом узкопленочное оборудование, которым пользуются кинолюбители, облегчает озвучение фильмов и выполнение синхронных съемок. Специальная приставка к кинопроектору позволяет производить при последующем озвучении запись и воспроизведение звука с отдельной магнитофонной ленты. Магнитные головки на 8- и 16-мм кинопроекторах дают возможность синхронно записывать звук на магнитной дорожке, нанесенной на кинопленку с изображением. Таким образом 16-мм камеры с приспособлением для синхронизации и синхронными двигателями пригодны для чистовых синхронных съемок. Теперь об изготовлении звуковых копий любительских фильмов. При изготовлении фильмокопий наиболее простой и чаще применяемой кинолюбителями системой записи звука является запись на отдельную магнитофонную ленту со скоростью транспортирования 19, 05 или 9, 5 см/с. Однако она обеспечивает полную синхронность только при использовании кинопроектора со специальной синхронизирующей приставкой. Если применяется обычный кинопроектор без приставки, то эта система не обеспечивает полной синхронности, что создает ограничения в использовании звуковых эффектов и диалогов, требующих точного соответствия с изображением. Даже нанесение соответствующих стартовых отметок при записи и самое тщательное ее проведение не гарантируют синхронности, так как достаточно незначительного отклонения в скорости транспортирования кинопленки в кинопроекторе или ленты в магнитофоне, чтобы звук потерял синхронность и разошелся с изображением. Это вызывает нарушение восприятия фильма зрителями, а в отдельных случаях даже возникновение не предусмотренных постановщиком комических ситуаций. Эту систему, однако, можно смело применять в фильмах, имеющих только музыкальное и текстовое сопровождение, которые не должны строго совпадать с изображением. Второй системой, нашедшей применение в любительском кинематографе и используемой в некоторых видах профессиональных фильмокопий, является запись звука на магнитную дорожку, нанесенную на кинопленку с позитивным изображением. Эта система гарантирует полную синхронность, но записанный звук может быть воспроизведен только на кинопроекторах, имеющих магнитные головки. Такие кинопроекторы могут служить и для записи звука, выполняя двойную роль. Этим устройством снабжены все современные lQ-мм кинопроекторы и лучшие 8-мм модели. Магнитная дорожка наносится после монтажа фильма между краем кинопленки и перфорациями. Если копия напечатана со смонтированного негатива на позитивную кинопленку с односторонней перфорацией, то ферромагнитный лак наносится на соответствующем участке кинопленки со стороны, где нет перфорации. Более широкая магнитная дорожка обеспечивает больший динамический диапазон звучания, а позитивная копия без склеек — лучшие условия звуковоспроизведения и проекции при увеличенной долговечности. При нанесении магнитной звуковой дорожки по одному краю кинопленки по другому краю следует нанести опорную дорожку такой же толщины. Она не используется для записи звука, но служит для выравнивания толщины кинопленки и обеспечения ее плоскостности, что имеет большое значение при кинопроекции. Следует отметить, что некоторые фирмы, изготовляющие кинопленки, выпускают их с уже готовой нанесенной магнитной дорожкой, что очень удобно для кинолюбителей, которым не нужно об этом беспокоиться. О третьей системе записи звука на фильмокопиях упомянем только мимоходом, так как она в любительской практике применяется очень редко. Это фотографическая система записи звука, широко применяемая в профессиональной кинематографии. Применительно к узкой кинопленке ее можно использовать только для 16-мм формата при негативно-позитивном процессе. Осуществление процесса изготовления фотографической фонограммы требует специального оборудования и сложного процесса перезаписи.
ЗАПИСЬ ЗВУКА
Приступая к озвучению смонтированного фильма, необходимо выполнить следующие работы: 1. Решить окончательно в связи с содержанием действия, какие музыкальные мотивы будут применены в фильме. Это требует хорошего знакомства с музыкальными произведениями. В ряде стран есть специально составленные для любителей каталоги, рекомендующие подходящие музыкальные произведения для соответствующих кинематографических сцен или эпизодов. У нас, если вы сами недостаточно знакомы с музыкой, хорошо получить совет знакомого музыканта или любителя музыки, показав ему снятый фильм и рассказав о своих замыслах. Кинолюбитель может использовать для озвучения своих фильмов произведения, записанные на граммофонных пластинках, с которых выбранные фрагменты переписываются на магнитофоне. Можно также записать нужные мелодии прямо с радио. В отдельных случаях можно воспользоваться фонотекой местной радиостанции. 2. Необходимые звуковые эффекты можно получить из фонотеки, записать по радио или самостоятельно. Однако следует остерегаться плохой имитации. В таком случае лучше вообще отказаться от применения этих эффектов. 3. Если фильм требует сопроводительного текста, то после его написания следует этот текст прочесть один-два раза во время демонстрирования изображения, обращая внимание на то, помещается ли он в соответствующих фрагментах фильма. В противном случае в тексте нужно сделать необходимые сокращения. 4. Просматривая фильм на экране, нужно прохронометрировать отдельные его фрагменты, отмечая на листе (можно это сделать на монтажном плане или рабочем сценарии, если они отвечают последнему варианту смонтированного фильма) время начала синхронных эпизодов или других видов звукового сопровождения, например, на которой секунде должна начаться очередная мелодия, зазвучать очередной шум. Хронометрирование можно заменить подсчетом количества кадриков, помня, что в течение одной секунды их проходит через кинопроектор 24 или 16. Однако этот способ требует большого терпения и внимания, чтобы не ошибиться при подсчете. 5. Имея готовую запись всех звуковых компонентов на бумаге — звуковую партитуру, приступают в соответствии с нею к записи музыкального сопровождения и звуковых эффектов. Выполнив это, следует проверить правильность сделанных записей, демонстрируя одновременно через кинопроектор изображение и звук. Если обнаружится какое-то расхождение в синхронности; нужно внести в запись необходимые поправки. Иногда лучшей может оказаться вырезка пары кадриков, если при этом не нарушится изобразительная непрерывность, чем повторение всей записи. Стартовая отметка на кинопленке с изображением делается на ракорде, приклеенном перед шапкой процарапыванием или пленочным карандашом. На магнитофонной ленте записывается отметка «старт» или соответствующее место обозначается видимой меткой. Крестик на кинопленке после зарядки в кинопроектор должен находиться в проекционном окне, а знак на магнитофонной ленте — на читающей магнитной головке. Кинопроектор и магнитофон должны пускаться одновременно. 6. Если проба окажется удовлетворительной, можно приступить к записи текста, снова пользуясь звуковой партитурой с указаниями времени, когда должны начинаться его очередные отрывки. Текст вписывается прямо в записанное ранее музыкальное сопровождение. Нужно, однако, считаться с тем, что в случае каких-либо ошибок придется повторно записать не только текст, но и музыкальное сопровождение. Этого можно избежать, имея три магнитофона. В таком случае текст записывают отдельно и, если обнаружатся ошибки, его стирают, а потом переписывают вместе с музыкой на отдельную ленту на третьем магнитофоне. Если при записи текста используют пьезомикрофон, его нужно располагать близко от диктора, чтобы голос излишне не рассеивался. Помещение, в котором записывается речь, должно быть достаточно заглушенным, чтобы не появлялись ненужные отражения, уменьшающие разборчивость. При записи музыки необходима нормальная акустика зала, обеспечивающая чистоту и сочность звучания. Располагая помещением, в котором можно изолировать шумящий кинопроектор от диктора, запись ведут непосредственно под изображение, демонстрируемое кинопроектором, что обеспечивает большую точность в синхронизации и значительно ускоряет работу. Если используется система с магнитной дорожкой на фильмокопии, то запись на нее можно выполнять двумя способами: 1. После записи всего звукового сопровождения фильма на магнитофонную ленту с нее производят перезапись звука на магнитную дорожку фильмокопии. Если с первого раза не удастся достигнуть полной синхронности, перезапись можно повторить. При каждой следующей перезаписи стирающая головка размагничивает предыдущую неудавшуюся запись. Во время перезаписи нужно контролировать на экране синхронность изображения со звуком. Поскольку при перезаписи не используется микрофон, наличие звукоизолированных помещений не обязательно. 2. Располагая изолированным помещением, можно сопроводительный текст или диалог записывать прямо на магнитную дорожку, наблюдая одновременно за изображением на экране через звукоизолирующее окно и проверяя на слух соответствие текста или диалога. Так же можно поступать и со звуковыми эффектами, записывая отдельно только музыкальное сопровождение. При очень сложном звуковом оформлении большую помощь может оказать микшер, благодаря которому можно легко выполнять переходы между отдельными мелодиями и шумами, делать тише музыку во время звучания текста, изменять уровни звучания. С его помощью легко исправить ошибки в уровне записи. Записывая звук на магнитофоне, следует контролировать уровень записи по индикатору глубины модуляции. Этот контроль можно осуществлять и непосредственным прослушиванием. ;
* * *
Среди некоторых кинолюбителей господствует ошибочное представление о звуке в фильме. Им кажется, что достаточно подложить какую-нибудь «музычку», которая заполнит глухую паузу, и это все, что нужно. Они полностью заблуждаются. Несоответствующее музыкальное сопровождение нарушает единство изображения, часто создает с ним диссонанс и мешает гармоничному восприятию фильма. В ряде случаев зрители могут быть дезориентированы расхождениями между зрительной и звуковой сторонами произведения. Музыка же должна подчеркивать развитие действия и его ритм. Вредным может быть также использование избитых мелодий, повторяемых многократно. Как даже терпеливого радиослушателя может вывести из себя многократное повторение одной и той же песенки, так и кинозритель будет недоволен, видя в различных фильмах морской пейзаж в сопровождении одной и той же мелодии. Следует избегать штампа в музыкальном сопровождении даже в любительских фильмах, если есть желание добиться действительно художественного результата. Подбирая мелодии, необходимо стремиться, чтобы они составляли законченные музыкальные фразы произведения и не были оборваны где-то на половине такта. Используя для собственных целей чужие произведения, нельзя их искажать. Следует также помнить, что современные музыкальные произведения охраняются авторским правом, и ими можно пользоваться только для частного применения, демонстрируя озвученные ими фильмы только на закрытых и бесплатных просмотрах.
* * *
Озвучение фильма заканчивает процесс его постановки. В таком виде он уже готов для показа. Подходит момент, когда авторы смогут поделиться с другими людьми своими мыслями, заключенными в фильме, и одновременно проверить, в какой степени принятая ими форма подачи удовлетворяет зрителей. Минута представления законченного произведения зрителям — самая трудная для каждого художника, а также и для кинолюбителя. Отсюда замешательство, какое охватывает авторов, когда их фильм в первый раз должен быть показан собравшейся в зале публике, даже если присутствует только небольшое количество знакомых и друзей, интересующихся искусством кино. Посвятим последнюю главу рассмотрению некоторых вопросов, связанных с показом фильма. ГЛАВА X. ЗАВТРА ПРЕМЬЕРА!
Основой каждого вида искусства является стремление к его широкому распространению. Художники, творящие исключительно для себя и не желающие одобрения своих произведений, относятся к курьезным исключениям. Это в равной степени касается художников профессионалов и любителей. Первые из них хотят, чтобы их творчество было выдающимся, снискало признание и имело последователей; вторые — желают по крайней мере признания результатов их работы. Устраиваются публичные выставки любительской живописи, фотографий, выступления самодеятельных театральных коллективов, музыкальных и хоровых ансамблей. Так и любительский фильм должен иметь своего зрителя, для него он предназначен и хочет видеть в нем друга. Заявление режиссера-постановщика, что он никому не будет показывать свой фильм, было бы воспринято с недоумением. Старая поговорка гласит, что «книга живет в руках читателя». Поставленная на полку, она может быть только декоративным элементом. Оживление фильма наступает в момент появления его на экране, когда застывшие в отдельных кадрах изображения живой природы приобретают свое динамическое существо, начинают двигаться. Фильм и кинотеатр понятия неразделимые. Одно без другого не может существовать. Даже телекино является не чем иным, как одной из форм кинематографа. Так и любительский фильм должен иметь свой кинотеатр. Им может быть квартира кинолюбителя — это частный кинотеатр для избранных. Им может быть также и клубный, профсоюзный или какой-нибудь другой кинотеатр, заинтересованный в показе любительских фильмов. Целесообразно детальнее ознакомиться с условиями демонстрирования любительских фильмов с точки зрения их технических особенностей. ПОДГОТОВКА КИНОПРОЕКЦИИ
Показ фильма требует хорошо затемненного помещения. Посторонние источники света отвлекают внимание зрителей, а если они сильны, то и ухудшают качество изображения на экране. Поэтому нужно хорошо зашторить окна и двери, чтобы в зрительный зал не попадал дневной или искусственный свет. Изображение должно проецироваться на хорошо отражающую свет поверхность. Чаще всего применяют белые экраны, иногда алюминированно-серебристые. Экраном можно быть даже обыкновенный белый картон, приколотый к деревянной раме. На нем только не должно быть каких-либо пятен или складок. Экран помещают на такой высоте, чтобы обеспечить хорошую видимость для всех зрителей. За экраном или перед ним устанавливают громкоговоритель. Желательно, чтобы он не был виден зрителям и не нарушал иллюзии естественности происходящего. С этой точки зрения нужно избегать всяких помех художественному восприятию. По этой же причине нужно позаботиться об изолировании кинопроектора от просмотрового зала, сделав хотя бы временную перегородку с застекленными окошками для проекции. Такое устройство несколько заглушает шум работающего кинопроектора, который редко бывает малошумным. Кроме того, не следует отвлекать внимание зрителей возней около кинопроектора и других устройств, связанных с кинопоказом. Кинопроектор устанавливают на столе или другой подставке соответствующей высоты, имеющей достаточную устойчивость. На столе должно быть место и для таких мелочей, как электрический фонарь с батарейкой (на случай перерыва в подаче тока из-за сгорания предохранителя), запасная проекционная лампа, прессик для склейки кинопленки. Если звук записан на отдельную магнитофонную ленту, магнитофон устанавливают недалеко от кинопроектора, чтобы можно было одновременно включить оба устройства, от которых зависит синхронность. Под руками должна быть также моталка, если понадобится быстро перемотать кинопленку. После установки кинопроектора его включают сначала без кинопленки, чтобы проверить, проецируется ли изображение на экран на нужной высоте. Если требуется изменить высоту, то следует поднять или опустить подставку кинопроектора или перевесить экран. Если экран по размеру больше проецируемого на него изображения, хорошо с эстетической точки зрения остальную часть экрана закрыть черным обрамлением из бумаги или ткани. Максимальное расстояние от проектора до экрана, а, следовательно, и величина изображения зависят не только от длины зала и фокусного расстояния кинопроекционного объектива, но и от мощности проекционной лампы. Нельзя допускать, чтобы изображение на экране было темным и недостаточно отчетливым. Заряжая в кинопроектор фильм, его начало вкладывают в фильмовый канал, правильно заправляя в зубчатые барабаны и делая петли необходимого размера. Неправильная зарядка может привести к порче перфораций и даже к разрыву кинопленки. Малая петля вызывает дерганье изображения во время проекции, а в отдельных случаях может быть причиной обрыва кинопленки. Перед включением кинопроектора нужно еще раз удостовериться, что прижимная рамка в фильмовом канале находится в правильном положении, как и прижимные ролики или каретки на зубчатых барабанах, если они есть в данном кинопроекторе. Затем, прокручивая главную ось кинопроектора, проверяют, как проходит кинопленка через весь механизм, и только после этого включают электродвигатель а за ним и проекционную лампу. При обратной последовательности включения нагрев неподвижной кинопленки световым потоком от мощной лампы в кадровом окне кинопроектора может привести к прожогу кинопленки. В начале показа при появлении на экране изображения проверяется его резкость и, если нужно, производится фокусирование перемещением проекционного объектива. Также нужно проверить правильность установки кадра относительно проекционного окна и, если нужно, поправить ее ручкой на кинопроекторе. При неправильно сделанных склейках смещение кадра может наступить во время демонстрирования фильма, поэтому нужно следить за положением изображения на экране в течение всего времени показа. Впечатление о кинофильме в значительной степени зависит от демонстрирования фильма без технических недостатков. Всякие перерывы, технические неполадки, временная нерезкость, показ не в рамку, искажение звука отрицательно сказываются на восприятии зрителей, а следовательно, и на оценке фильма. Кинопроектор должен всегда содержаться в идеальной чистоте. Попадающие в фильмовый канал пыль и грязь пристают к кинопленке, и во время демонстрирования на экране часто видно недопустимое загрязнение изображения, что ухудшает его качество. Поэтому нужно периодически чистить фильмовый канал, удаляя из него пыль, кусочки старой кинопленки и эмульсии, собирающиеся там при работе кинопроектора. Однако никогда нельзя применять для устранения таких загрязнений какие-либо металлические предметы, которые могут поцарапать гладкую полированную поверхность фильмового канала, что потом вызовет порчу кинопленки. Кинопроектор требует также регулярной смазки специальным машинным маслом всех мест, указанных в инструкции. Это обеспечивает бесперебойную работу аппарата, продлевает срок его службы и, кроме того, уменьшает шум работающего кинопроектора. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы