Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЕСЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЗВУК ЖИВУТ ДРУЖНО



 

Демонстрирование фильма с фотографической фоно­граммой или с магнитной дорожкой, нанесенной непосред­ственно на кинопленку, не представляет особых труднос­тей, если звуковая аппаратура исправна и правильно отрегулирована. Осложнения могут наступить при записи на отдельную магнитофонную ленту, с которой звук вос­производится на магнитофоне без устройства для механи­ческой или электрической синхронизации с кинопроекто­ром. Устройств для синхронизации, которые бы подходили к любому типу кинопроекторов, еще нет. Их выпускают только для отдельных моделей любительских кинопроек­ционных аппаратов, работающих на 8-мм кинопленке.

В главе IX при рассмотрении методов озвучения люби­тельских фильмов уже говорилось об опасности нарушения синхронности между звуком и изображением при записи на отдельную ленту без принудительной синхронизации. Несинхронность в этом случае может быть вызвана не только неправильной зарядкой или неправильным нанесе­нием стартовых отметок, но также изменением количества оборотов электродвигателей кинопроектора и магнитофо­на, которые в отдельных случаях могут существенно рас­ходиться. Незначительная несинхронность может иногда ускользнуть от внимания зрителей, если она не увеличит­ся при дальнейшем показе фильма. Однако даже неболь­шая несинхронность становится заметной при наличии в фильме кадров, в которых необходимо строгое совпадение изображения со звуком. Такими кадрами могут быть в пер­вую очередь диалоги на крупных планах и различные звуковые эффекты. Нарушение синхронности в этих случаях ухудшает восприятие фильма, раздражает зрителей и портит общее впечатление от картины.

При фонограмме на отдельной магнитной ленте обяза­тельна точная зарядка изображения и звука по стартовым отметкам, сделанным при записи. Для изображения такая отметка заряжается в кадровое окно кинопроектора, а для фонограммы — на магнитную головку. Так как оба аппа­рата требуют определенного разгона, то отметки ставят соответственно впереди начала изображения и звука. Для улучшения синхронности большое значение имеет воспро­изведение фонограммы на том же аппарате, на котором ее записывали. Нужно также обязательно одновременно включать кинопроектор и магнитофон.

Если, несмотря на все старания, в какой-то момент по­явится несинхронность, с которой нельзя смириться по соображениям общего восприятия фильма, то есть только один выход — попробовать подогнать звук к изображению, если он отстает, либо задержать звук, когда изображение остается сзади.

Эта операция выполняется при помощи органов управ­ления магнитофоном.

В первом случае, когда изображение опережает звук, грубо ориентируясь на степень запаздывания, следует на момент остановить магнитофон, а затем, нажав клавиш перемотки вперед и выключив громкоговоритель, подо­гнать кинопленку до нужного места и тогда включить громкоговоритель.

Во втором случае, когда звук опережает изображение, магнитофон следует остановить на время, которое тре­буется, чтобы изображение догнало звук, и потом вклю­чить вновь.

Естественно, что такие манипуляции можно выполнять, только очень хорошо зная фильм и имеющиеся в нем син­хронные кадры, по которым легко сделать подгонку. Чаще всего это не остается не замеченным зрителями, но явля­ется меньшим злом, чем дезориентация несинхронностыо звука.

Лучше всего такие манипуляции выполнять на паузе, тогда они могут остаться незамеченными, или в крайнем случае на музыке.

Ни в коем случае нельзя этого делать на диалоге или сопроводительном тексте, так как это мгновенно прервет плавность киноповествования, что нельзя допустить даже ценой синхронизации.

ФИЛЬМОТЕКА КИНОЛЮБИТЕЛЯ

 

Со временем у снимающих кинолюбителей увеличива­ется количество фильмов, которые нужно эксплуатировать и хранить. Еще быстрее увеличивается количество филь­мов в архивах киноклубов, сохраняющих кинокартины своих членов. В этих архивах должен быть порядок, обес­печивающий легкое нахождение любого фильма.

Для этого каждый законченный фильм наматывают на отдельную бобину не очень туго. Правильная смотка обес­печивается применением обыкновенной ручной моталки без торможения подающей бобины. Намотка фильма на бобины должна производиться в непыльном помещении, при этом нельзя дотрагиваться до эмульсии или основы кинопленки. При перемотке кинопленку следует придер­живать за торцовые края. При монтаже фильма и перемот­ке во избежание повреждений поверхности кинопленки нужно надевать чистые хлопчатобумажные перчатки.

Бобины с фильмом укладывают в металлические ко­робки, на которые наклеивают этикетки с названием кар­тины, с указанием метража, года постановки и, естествен­но, фамилии постановщика. Фильм нужно всегда хранить, намотанным на начало, т. е. так, чтобы его можно было зарядить в кинопроектор без перемотки. На начальном ракорде, идущем впереди изображения, должно быть по­вторено название кинокартины, что позволит при подго­товке к показу нескольких фильмов легко найти нужный. Если фильм снимали с частотой 16 кадр/с, то это тоже следует обозначить.

Магнитофонная лента со звуком также должна быть намотана на пластмассовые катушки и иметь четкое обо­значение названия фильма, длительности записи и ско­рости, с которой произведена запись (19, 05; 9, 5; 4, 75 см/с). Хранить фонограмму следует в пластмассовой или кар­тонной коробке. Нужно тщательно избегать воздействия на фонограмму электромагнитных полей, которые могут испортить записанный на магнитную ленту звук. Такие поля создают работающие электродвигатели, сеть высоко­го напряжения и т. п.

В помещении, где хранят фильмы, должна быть ком­натная температура около 18°С, и поблизости не должно быть нагревательных приборов, чтобы кинопленка не пе­ресохла и не делалась ломкой. В коробки не следует класть камфору, как это делалось раньше. Для поддержания влажности достаточно влажного куска лигнина, поло­женного под пергаментом, отделяющим катушку с кино­пленкой от дна коробки. Следует также остерегаться излишней влажности и водяных паров, которые могут вы­звать склеивание отдельных витков кинопленки и повреж­дение эмульсии.

Соблюдая правила ухода за фильмами и хранения, можно продлить срок их жизни, который в случае съемки на обращаемую пленку определяет и длительность сущест­вования самого произведения — оно живет, пока кино­пленка в хорошем состоянии.

Итак, заканчиваются наши рассуждения о методах ра­боты кинолюбителей-постановщиков. Все готово! Остается только ожидать премьеры, которая наступит завтра.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Мы рассмотрели весь круг вопросов, связанных с со­зданием любительских фильмов. В ряде случаев приводи­лись примеры из профессиональных и любительских кино­картин. Делалось это не без основания, так как часто просто трудно провести четкое деление фильмов на про­фессиональные и любительские. Даже положение, что про­фессиональный фильм, если применять это общепринятое название, отличается от любительского тем, что ставится из коммерческих соображений, не всегда справедливо. Много фильмов, находящихся в кинопрокате, было созда­но в результате стремления воплотить свои мысли, чувст­ва, идеи средствами кинематографа. Можно было бы при­вести ряд названий фильмов из числа находившихся в прокате для подтверждения этого положения. Это главным образом произведения художественные и познавательные.

С другой стороны, все больше любительских филь­мов — как у нас, так и за границей — выполнены на вы­соком уровне, что свидетельствует о приличной профес­сиональной квалификации. При этом многие из них незаурядны в идейном и художественном смысле. И хотя еще кое-кто пробует отождествлять кинолюбительство с «любительщиной», это происходит только от незнания дей­ствительного положения вещей в области кинолюбитель­ского творчества.

Естественно, встречаются и слабые любительские кинофильмы и даже совсем неудачные. Это в значитель­ной мере является результатом недостаточного знания осо­бенностей кинопроизводства и неумения творить с по­мощью кинокамеры, магнитофона и ножниц. Если, однако, хоть половина энергии, затрачиваемой нашими любителя­ми, будет направлена на углубление своих профессиональ­ных знаний и навыков, можно быть уверенными, что с каждым разом все больше будет удачных, интересных, заслуживающих внимания фильмов.

КОММЕНТАРИИ

 

1 Хлопушкой в профессиональном кинематографе называют съемку перед началом каждого кадра специальной таблички с на­званием фильма, номером снимаемого кадра и порядковым номе­ром дубля. При синхронных съемках с записью звука съемка этой таблицы сопровождается ударом по ее рамке деревянной планкой-хлопушкой. Момент удара хлопушки четко виден на одном из кад-риков, а ее звук записан на фонограмме, что позволяет при мон­таже точно и правильно совместить изображение с соответствую­щей ему фонограммой и тем самым обеспечить их синхронность на протяжении всего последующего эпизода.

2 Трансфокатор — киносъемочный объектив с переменным фо­кусным расстоянием, которое можно плавно изменять в определен­ных пределах и во время съемки. Такой объектив заменяет в диапазоне изменения фокусного расстояния набор обычных кино­съемочных объективов с различными фокусными расстояниями и, кроме того, дает возможность получить эффект приближения к объекту съемки или удаления от него путем изменения фокусного расстояния, а следовательно, и масштаба.

Этот прием во многих случаях может заменить киносъемку камерой с объективом постоянного фокусного расстояния, уста­новленной на специальной тележке, приближающейся к снимае­мому объекту (наезд) или удаляющейся от него (отъезд).

Известная разница между кадрами, снятыми с движением ка­меры и с изменением фокусного расстояния объектива, сущест­вует и заключается в том, что в первом случае при изменении рас­стояния между камерой и объектом съемки масштаб предметов, удаленных от аппарата на различные расстояния, изменяется по-разному, а при изменении фокусного расстояния объектива масштаб всех предметов, видимых в кадре, изменяется одинаково, т. е. про­исходит только их укрупнение или уменьшение без одновремен­ного изменения соотношения их размеров между собой, что про­исходит при перемещении кинокамеры.

Объективы с переменным фокусным расстоянием устроены так, что любая установленная величина относительного отверстия — диафрагма — остается неизменной при изменении величины фокус­ного расстояния объектива. Этим обеспечивается постоянство экс­позиции при всех значениях фокусного расстояния.

Объективами с переменным фокусным расстоянием снабжа­ются многие типы любительских киносъемочных аппаратов:

Тип киносъемочного аппарата Фокусное расстояние, мм Относительное отверстие (максимальное)
«Кварц-5» 9 — 36 1: 2, 4
«Лантан» 7, 5 — 32 1: 1, 4
«Лада» 9 — 36 1: 1, 7
«Красногорск-2» 17 — 69 1: 1, 9
(для 16-мм кинопленки)    

3 В настоящее время во всех странах осуществляется переход от системы обычного кинематографа на 8-мм кинопленке к новой системе, получившей название «Супер-8». Эта новая система отли­чается лучшим качеством получаемого на кинопленке фотографи­ческого изображения за счет увеличения размеров, а следовательно, и площади кадра.

Увеличение кадра в системе «Супер-8» достигается за счет уве­личения шага кадра, т. е. увеличения скорости продвижения кино­пленки при той же частоте съемки за счет сокращения размеров перфораций и ширины междукадровых промежутков. Так, если в старой системе размер кадра на кинопленке был 3, 55 X 4, 9 мм и площадь изображения составляла 17, 5 мм2, то в системе «Супер-8» кадр имеет размеры 4, 22 X 5, 69 мм и площадь изображения 24 мм2. При этом шаг кадра увеличен до 4, 23 мм вместо 3, 81 мм в старой системе.

Чтобы обеспечить хорошее качество звучания фильмов при экономном расходовании кинопленки, в системе «Супер-8» принята частота съемки и проекции в 18 кадр/с, а перфорации расположены на стороне кинопленки противоположной звуковой дорожке. При­водим расход кинопленки в системе «Супер-8» при частоте съемки 18 кадр/с и в обычной системе звукового 8-мм кинематографа при частоте 24 кадр/с.

Время съемки Расход кинопленки, м
обычной системы системы «Супер-8»
1 с 0, 09 0, 08
10 с 0, 91 0, 76
30 с 2, 74 2, 28
1 мин 5, 48 4, 57
2 мин 10, 97 9, 14
3 мин 16, 45 13, 70

 

Объективы, входящие в основной комплект киноаппарата, или объективы с переменным фокусным расстоянием обычно не явля­ются столь длиннофокусными, чтобы вызывать в опасной степени указанные явления.

5 Рирпроекция — один из методов съемки комбинированных кинокадров, когда фон. на котором должно развиваться какое-либо действие, например вид из окна идущего поезда, снимается пред­варительно отдельно на натуре. После обработки кинопленки со снятым фоном и изготовления позитива последний демонстрируют специальным точным кинопроектором, обеспечивающим хорошую устойчивость изображения, на полупрозрачный пластикатовый киноэкран на просвет, т. е. со стороны, противоположной рассмат­риванию изображения. На фоне такого киноэкрана располагаются актеры и необходимые элементы декорации и обстановки, а затем их снимают кинокамерой, синфазированной с кинопроектором, де­монстрирующим фон.

Такой метод съемки позволяет, сняв предварительно нужные фоны на натуре, съемку актеров производить в любое удобное время в студии. Из-за технической сложности метод рирпроекции в любительских условиях практически неприменим.

6 Для съемки фильмов 8-мм формата кроме пленки 2X8 ммл разрезаемой после съемки и проявления на две части, иногда еще применяется и кинопленка, имеющая ширину 8 мм. В СССР для та­кой одинарной 8-мм кинопленки применяются киносъемочные ап­параты «Экран», «Экран-3» и «Кама».

4 С увеличением фокусного расстояния киносъемочного объек­тива уменьшается глубина перспективы, увеличивается масштаб изображения снимаемых предметов, но одновременно уменьшается разница в величине изображения предметов, расположенных на различном расстоянии от камеры, что делает изображение более плоским. При излишнем увеличении фокусного расстояния съемоч­ного объектива перспективные искажения могут стать недопусти­мыми. При съемке длиннофокусными объективами видимая ско­рость перемещения объекта, движущегося по направлению к ки­нокамере или от нее, замедляется пропорционально величине фо­кусного расстояния объектива. В то же время на видимую скорость перемещения изображения объектов, перемещающихся перпенди­кулярно оси объектива кинокамеры, величина фокусного расстоя­ния не влияет. Учитывая сказанное, применять для съемок объек­тивы с большими фокусными расстояниями следует с известной осторожностью.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОТ АВТОРА

ГЛАВА I. ВЫБОР ТЕМЫ

СЕМЬЯ НА ЭКРАНЕ

ОТПУСК С КИНОАППАРАТОМ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПРОСВЕ­ЩЕНИЕ

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

А МОЖЕТ, ЧТО-НИБУДЬ С ФАБУЛОЙ?


Поделиться:



Популярное:

  1. D Если клапан не извлекается из направляющей
  2. АЛГЕБРА ЛОГИКИ В ЦИФРОВОЙ ВЫЧЕСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  3. Биты ритмичной музыки отдаются гулом в голове, а коктейль, бокал с которым я успел осушить, в купе с оглушающими звуками еще больше “размягчал” мой мозг.
  4. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ И ШУМА
  5. Будем молиться и просить Господа сохранить нас от нужды, а если наступит все же такое время, чтобы Господь помог нам не потерять надежду на Него.
  6. Буквенное обозначение звуков и тональностей.
  7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  8. В конце XIX — начале XX в. большой вклад в развитие патологической физиологии внесли И. И. Мечников (см. с. 248), Г. П. Сахаров, А. А. Богомолец.
  9. В: Если я буду следовать «Правилам», то как же мужчина узнает, кто я на самом деле?
  10. Ведро со снегом внесли в дом в 2 часа. В 5 часов снег растаял. За сколько времени он растаял?
  11. Вопрос 6. Как переломить ситуацию, если что-то идет не так, как надо?
  12. Вопрос: Определите, какую длину предмета надо указать на чертеже, если она


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь