Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Его связь с ветхозаветной религией
Все языческие философские и религиозные системы искали божественной истины, но все их старания и стремления найти истину были бесплодными. В вопросе Пилата: «Что есть истина? » есть невольное выражение того результата, к которому пришел весь древний мир.[3] Все философские гипотезы и религиозные системы античного времени в области идей, которые пытались объяснить тайну Божества и Его отношения к миру и человеку, были лишь призраками действительной истины, или, по образному выражению одного из богословов конца XIX века, скорлупой для действительного зерна, которого и недоставало ей (скорлупе). Действительная фактическая истина должна была выйти не из изможденной долгими исканиями силы человеческого духа, она (Истина) должна была вступить в историю как дело Божие, и выступить в лице Того, Который мог сказать о Себе: «Я есть Путь и Истина и жизнь» (Ин. 4, 6). Итак, язычество есть религия ищущая, но ее искание ни к чему не приводит и не достигает даже надежды на Бога. Религия ветхозаветная есть религия надежды. Ветхозаветная религия как Божественное Откровение возвышается над религиями языческими, она есть вера в Бога Творца. Через весь Ветхий Завет проходит веяние Божественного величия, пред которым всякая тварь есть прах и пыль. Высоко над всем сотворенным возвышается Всемогущий, Которого не могут обнять небеса всех небес, для Которого небо есть Его Престол, а земля ¾ подножие ног Его, Который скажет ¾ и делается, повелевает ¾ и все осуществляется. Другим преимуществом, которое Израиль имел пред языческим миром, было сознание им святости Бога. Нигде нет такого поразительного сознания греховности человека, как в ветхозаветной религии; в ней мы слышим сильные вопли, исходящие из скорбной и грешной души, особенно в покаянных псалмах Израиля; нигде нет подобного сознания той непроходимой пропасти, которая отделяет греховного человека от Пресвятого Бога. Ни один человек не может перейти этой бездны, и ее может заполнить только Благодать. Иудеи, глубоко сознавая такое положение, жили надеждой и ожиданием пришествия Обетованного Мессии, благодать Которого покроет все преступления народа, запечатает все грехи, загладит все беззакония и очистит все неправды его (Дан. 9, 24-27), с Пришествием Которого начинается новый, вечный союз Бога с человеком. Поэтому ветхозаветная религия носила лишь временный характер и должна была уступить место другой, еще более совершенной и уже вечной религии, т.е. христианству. Иудейство, как и языческие религии, носило следы духа времени, условий местности, национальности и т.д. Христианство свободно от всех этих ограничений; делает различия между племенами, народами, возрастом и состоянием людей, но обнимает всех людей, всех возрастов, состояний и положений, т.е. оно не ограничено ни народом, ни местом, ни временем. Христианство есть религия общечеловеческая, универсальная, вселенская религия; в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания и необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Догматическое и нравственное учение Ветхого Завета также было неполным: оно лишь готовило, воспитывало человечество к принятию Христа и потому имело только временное значение. Ветхий Завет был пестуном народа Божия во Христе, то есть являлся детоводителем ко Христу, готовил Израиль к принятию Мессии, к принятию вечного Завета (Гал. 3, 24; Евр. 8, 5; 10, 1). Этот подготовительный характер ветхозаветной религии сознавали и сами ветхозаветные пророки, которые, с одной стороны, говорили о превосходстве иудейской религии над язычеством, а с другой ¾ устремляли свои взоры к будущему, ибо Ветхий Завет указывал только на то, что нужно делать и как делать, но сил для исполнения этого не давал, не было благодати, и поэтому даже ветхозаветные праведники не могли исполнить всего написанного и находились под клятвой Закона. Таким образом, язычество ¾ религия ищущая, иудейство ¾ религия надеющаяся, а христианство есть осуществление того, что искало язычество и на что надеялось иудейство. То, на что надеялся Израиль, действительно осуществилось в Лице Иисуса Христа, Который нас ради человек и нашего ради спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и явился на земле как Богочеловек. Божественный Дух некогда в творении воплотил жизнь в материи, а теперь Сам, когда исполнилось время, воплощается; Он принял на Себя человеческое естество. На Лице Иисуса Христа исполнилось ветхозаветное пророчество, начиная с Первоевангелия и кончая последними предсказаниями о Мессии пророков Аггея, Даниила и Малахии. Он ¾ Тот обетованный Мессия, Который, по пророчеству Исайи, взял на Себя грехи всего мира и безропотно понес их до Голгофы, как Агнец, ведомый на заклание. На Голгофе совершилось полнейшее удовлетворение правосудию Божию, осудившему человека за преступление на смерть. Он ¾ Тот, Который, по пророчеству Исайи, «не воспрекословит, не возопиет... Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы». Наконец, Он ¾ Тот обетованный Мессия, на Которого указал Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грех мира». Он ¾ Тот, Который, по словам апостола Павла, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 6-8). Итак, Иисус Христос, Его жизнь, учение, вольная крестная смерть, избавляющая нас от греха и его следствий, Воскресение ¾ составляют собой сущность христианства. Христианство тесно связано с ветхозаветной иудейской религией, без последней оно, как исключительное явление в истории человечества, как сверхъестественное явление, во многом будет являться непонятным историческим фактом. Для ветхозаветной религии христианство является осуществлением ожидаемого и окончательным восполнением учения о Боге, мире и человеке, ибо Христос Спаситель принес на землю Божественную Истину в полноте и совершенстве (Евр. 1, 1-2; 1 Кор. 2, 7-3, 10). Следовательно, христианство заключает в себе всю истину.
Необходимость и основание Религиозного знания в христианстве Понятие об Откровении
В преддверии знакомства со всякой наукой мы должны задаться вопросом о ее источниках и методах. Иными словами, нам необходимо знать, на каких основаниях и покоится научное знание; из каких источников оно получает, и как, какими способами разрабатывает свое содержание. Только после соответствующего положительного разъяснения и оправдания своих гносеологических основ наука приобретает право на наше к ней внимание. Христианское богословие, или систематическое изложение православно-христианского вероучения, к изучению которого мы переходим, не менее, а еще более, чем другие науки, должно удовлетворять этому требованию ¾ разъяснить, оправдать свои основы и особенно в нынешний век ¾ век рационализма и религиозного скептицизма, чтобы кандидат в священство, как будущий руководитель верующих, мог дать ответ о своем уповании и особенно обосновать те свои воззрения, которые касаются истин выше естественного порядка. Поэтому вопрос об источниках и способах религиозно – христианского знания является первым и важным вопросом. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, в самом начале своего Катехизиса ставит вопрос: «Откуда почерпается учение Православной веры? » ¾ и отвечает: «Из Откровения Божественного». А на вопрос: «Что такое Божественное Откровение? », автор Катехизиса отвечает: «То, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его» (Катехизис, с. 4). Бог открывает Себя и Свою силу двумя путями: естественным и сверхъестественным. «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, а в другой ¾ Свою волю. Первая ¾ сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество... Вторая книга ¾ Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению» (М.В. Ломоносов).
Естественное Откровение
Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, премудрости, благости и других свойств Своих. Святой апостол Павел о познании Бога из видимого мира говорит: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20), то есть как невидимая нами сила ветра познается по колебанию и шуму деревьев, или как невидимые нами способности человеческого ума открываются из его произведений: книги, картины, машины и пр., так невидимые свойства Бога ¾ Его вечная сила, премудрость и др. познаются из Его творения. Весь мир ¾ великая открытая книга, в которой человек может читать о Творце Его. Святитель Григорий Богослов говорит: «Небо, земля, море, словом ¾ весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Божием». Внешняя природа служит откровением Божественной славы, Его всемогущества, величия и премудрости. Священное Писание говорит: «Сам поднебесную всю надзирает, знающий все, что на земле, ибо все сотворено Им. Ветров вес и воде меру...» (Иов. 23, 24-25). «Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, до границ светы со тьмою. Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость» (Иов. 26, 7-12). В дивном, всем известном 103 псалме Псалмопевец об этом говорит: «Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже Мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер… Все соделал Ты премудро…». Святитель Василий Великий говорит: «В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, мы знаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поскольку всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира; следовательно, Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, а за верой ¾ поклонение» (Катехизис, стр. 6). Не мог явиться сам собой мир ¾ это великое и прекрасное строение Божие. Если же для малого здания необходим архитектор, то тем более для мироздания необходим Творец, ибо, по Апостолу: «…всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог» (Евр. 3, 4). Нужно только смотреть на мир очами духа, и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога. Блаженный Августин пишет: «Однажды я пожелал узнать, где и в каком месте находится мой Бог. Спросил я землю: «Скажи мне, земля, где мой Бог? Или ты мой Бог? » ¾ Она ответила и сказала: «не я твой Бог». И все, что на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины, и животных его: «Где мой Бог? » И они ответили мне: «Не мы твой Бог: ищи Его выше нас». Спросил я ветер веющий: «Где мой Бог? » И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: «Не мы твой Бог». Небо спросил я, солнце, луну и звезды, но их речь была: «Не мы твой Бог, Которого ты ищешь». Тогда я обратился ко всем предметам, которые я созерцал, и сказал им: «Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем? И все они громко закричали: «Он сотворил нас! » Воистину, по словам Псалмопевца, «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 1). Несомненно, на Бытие и высочайшие совершенства Бога указывают нам составные части всего мира. Мы видим, что все вещи в мире являются, изменяются, приходят. Из всего этого выходит, что и весь мир, в целом его составе, непостоянен, и значит, существует не от вечности, а непременно имеет свое начало и получил бытие от Кого-то. Итак, кто же даровал бытие миру? Без сомнения, мир возник не сам собой, не от слепой силы или случая. Случай ¾ пустое слово и производить ничего не может. «Если бы от случая зависел порядок мира, ¾ рассуждал римский философ Цицерон (I в. до Р.Х.), ¾ то от случая можно бы ожидать и того, чтобы из брошенных на удачу букв составилась летопись». Следовательно, вне мира ¾ и разум неизбежно должен допустить это ¾ есть сущность ¾ не случайная, а необходимая, вечная, самобытная, совершеннейшая, Которая и даровала бытие миру. С другой стороны, при всей изменяемости вещей в мире, мы замечаем в нем удивительный порядок, соразмерность и красоту. От величайших тел, плавающих в пространствах небесных, до самых ничтожных насекомых, ползающих по земле, всему дано свое и самое мудрое устройство. Не одна мертвая природа так громко свидетельствует о бытии Божием. Еще свидетельствует об этом живое сердце ¾ дело Божие в человеке, которое неопровержимо доказывает нам бытие Божие. Совесть есть зеркало, перед которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает человеку покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, пред которым нельзя устоять. Об этом естественном нравственном законе, который имели и язычники, апостол Павел говорит: «Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 14-15). Естественным Откровением пользовались все святые Отцы и подвижники как самым доступным и всем известным. В Священном Писании естественное богопознание признается даже необходимым и обязательным для человека в исканиях Божественной истины. Книга Иова вменяет в обязанность познавать Бога из Его творения, то есть естественного Откро-вения: «Стой и разумевай чудные дела Божии» (Иов. 37, 14). В заключение следует сказать, как нужно созерцать природу, всю красоту ее, чтобы действительно наслаждаться ею и созерцать в ней ее Виновника. Принимая дар от наших родных и близких нам, мы любуемся внешними его ¾ формами, наслаждаемся ароматом, вкусом и непременно благодарим дарителя за внимание к нам. Приняв же от Творца нашего дар, которому нет в мире равного по красоте и совершенству, который одевает и питает нас по Промыслу Божию, ¾ как можем не возблагодарить за него Создателя? Имя этому бесценному дару Божию ¾ природа, имя же черной неблагодарности ¾ безумие. Сама природа, со всеми мудро совершающимися в ней сложными процессами свидетельствует о том, что она не безразлична; свидетельствует о том, что Небесный Правитель ее еще более совершенен, чем она.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы