Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изба. Старик и старуха спорят.



Рассказчик: Нынче вечером старик-дуралей

Разговаривал со старою своей.

Старик: Насуши-ка ты мне, баба, сухарей,

Завтра утром на охоту в лес пойду

И на шапку тебе шкуру принесу.

Старуха: Да куда же ты собрался, старый пень?

И таскаться тебе по лесу не лень?

И ружья у тебя нет уже давно –

И на улице совсем темным-темно.

Старик: Ну и что, что уж темно,

Ну и пусть,

Никогошеньки в лесу я не боюсь!

Не страшны мне менквы и сам чёрт!

Рассказчик: Сам скорее шмыг – и за порог.

Старуха: Раз решил идти – без шкур не возвращайся,

А иначе - с жизнью распрощайся!

Сцена 2.

Лес. Ночь.

Старик: А ведь верно мне старуха говорила,

Что темно в лесу и холодно и сыро,

И что менквы могут съесть меня, беднягу,

Фу ты, чёрт, ах как это ужасно!

Ну, раз решил идти – пойду вперёд -

А то старая дома загрызёт.

О! В избушке вижу огонёк…

Рассказчик: И помчался он к избушке со всех ног!

Старик: Знать охотник иль рыбак, какой забрёл,

Веселее будет нам вдвоём.

Рассказчик: Заглянул старик в окно –

И в глазах стало темно!

Сидят у огня два менквища,

С голыми волосатыми ножищами.

Они со зверей сдирают шкурищи.

В избушке сидят два менква – мать и сын.

Сын: Ах, маманя, поживей,

Нет уж моченьки моей –

Я голодный, впрямь как зверь!

Мать: Ты пойди, прикрой-ка дверь!

Тише будь, и не шуми!

Ну-ка, руки не тяни (бьёт его по рукам).

Старших нужно уважать –

Первой будет кушать мать!

Сын: Ой, маманя, не могу,

Я же с голоду помру!

Старик (за окном):

Боже мой, страх то какой!

Чудища лесные.

Волосатые, да пузатые,

Мамочка родная!

Ноги голые до пят –

Побегу-ка я назад!

Рассказчик: Отступил в стороночку,

Да наступил на веточку.

Сучёк изломался –

Мужик перепугался.

Подумавши немножко –

Опять глядит в окошко.

Мать: Что ты, сын так испугался?

Сын: За окошком кто-то есть! (прячется под стул)

Мать: Может всё же обознался?

Да куда же ты полез?

Что же было там такое?

Почему и я боюсь?

Да разве есть кто нас сильнее? –

Вылезай, сынок, не трусь!

Старик: Ах, так вот в чём дело!

Выясним кто самый смелый,

Оторву-ка я кусочек бересты

И посмотрим кто трусливей – я иль ты!

Бересту я трубочкой сверну

И приставлю к носу своему.

И к вам в окошко загляну

И покричу – угу, му-му-у-у!

Приставляет трубочку к носу и заглядывает в окно.

Старик: Что за глупый был вопрос:

Сильнее всех, страшнее всех здесь я –

Большущий Берестяный Нос!

Рассказчик: Вскочили менквы, заметались,

За головы лохматы похватались!

Сын: Бежим, маманя, что же ты,

Бросай скорее все хвосты!

Мать: Бегу, сыночек, ой, бегу,

От страха вовсе не могу!

Рассказчик: Как ломанулися бежать – их уж ничем не удержать!

Менквы убегают.

Сцена 3.

Изба.

Рассказчик: Старик с добычей и довольный

Пришёл домой, а там опять…

 

Старуха: Ну что, нашлялся, бестолковый?

Рассказчик: И ну давай его хлестать…

Старик: Да погоди, дурная баба, не зря сходил -

Смотри скорей!

На зависть всем в деревне бабам

Принёс тебе я соболей.

Старуха: (постепенно утихая) Ну коли так, прошу за стол,

Кормилец мой ты ненаглядный,

В другой уж раз кричать не стану.

Старик: И будешь ты всех баб нарядней!

 

Казалось бы, здесь присутствует всё, что необходимо уже для режиссёрского решения спектакля. Остаётся самое главное: придумать сценическое пространство и весёлые мизансцены. Но, если задаваться и другими, например, дидактическими целями, то можно включить в этот сценарий дидактический компонент – показ способов обращения с природными материалами (в сцене № 2), мансийские песенные и танцевальные номера, как экспозиция образов и т.д.

То есть любой фольклорный материал нужно рассматривать, как источник именно для творчества, потому что мы должны создать произведение, прежде всего, репрезентативное для той или иной культуры, показать её особенность и красоту.

 


 

Список рекомендуемой литературы.

 

Основная литература.

1. Андреева И. М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьёзного. СПб., Изд-во СПб. университета. 2003.

3. Баева А.А., Куриленко Е.Н. Музыкальный театр XX века: События, проблемы, итоги, перспективы. Едиториал УРСС, 2004.

4. Баканурский А. Г. Жизнь, игра, театральность. Одесса, Изд. Центр «Студия «Негоциант». 2004.

5. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: Театр художника. Истоки и начала. Т.4 Эдиториал УРСС, 2006.

6. Бережнова Л.Н., Набок. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика М., Изд. центр «Академия». 2007.

7. Бухвостова Л. В. Фольклорный материал при создании сценического танца // Образование и общество. 2004, №1 (24). С, 108-111.

8. Гамзатова П.Р. Народное творчество стран Востока: Структура, художественные особенности, дефиниции. КомКнига, 2007.

9. Главева Д. Г. Традиционная японская культура. Специфика мировосприятия. М., «Восточная литература», 2003.

10. Гусев В. Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры. В.Е. Гусев/В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», вып. 4. СПб., СПб. философское общество, 2001.

11. Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.- С.Пб., «Летний сад». 2002.

12. Евреинов Н. Н. Тайные пружины искусства. М., 2004.

13. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение // Фольклор и молодежь. От истоков современности. М., 2000.

14. Заболоцкая П. Е. Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры (опыт историко-театроведческого исследования). Автореф. дис….к. иск. Улан-Удэ, Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. 2005.

15. Игровое пространство культуры. СПб., Евразия. 2002.

16. История и культура нанайцев. СПб., 2003.

17. История и культура орочей: историко-этнографические очерки. СПб., 2001.

18. Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.

19. Ключникова О. А. О некоторых принципах освоения традиции любительскими фольклорными коллективами // Фольклор и молодежь. От истоков современности. М., 2000.

20. Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: те6атральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. М., 2002.

21. Котлярова Т. А. Коммуникативные функции обряда в культуре. Автореф….канд. культуролог. наук. Кемерово, 2000.

22. Кривко-Апинян Т. А. Игра в пространстве серьёзного. СПб., 2003.

23. Леви-Стросс К. Мифология. Т. 1 – 4. М., 2000-2001.

24. Леви-Стросс К. Путь масок. М., 2000.

25. Лукина А. В. Социокультурные технологии формирования национальной идентичности: (историко-методол. аспект). Автореф. дис….к. филос. н. Екатеринбург, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. 2004.

26. Максимова В.А. PRO SCENIUM. Вопросы театра. ЛКИ, 2007.

27. Мифы славян и народов Севера. М., 2005.

28. Михайлова Н.Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход // Традиционная культура. 2002. № 3. С. 11.

29. Морозова Е. Б. Японский театр Но. Ритуал как первооснова сценического языка. Автореф. дис….к. иск. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М., 2004.

30. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов. Материалы научно-практический конференции посвящённой юбилею М. А. Лапиной. Томск, 2001.

31. Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12-15 мая 2004. Майкоп, 2004.

32. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. М., «Художник и книга». 2005.

33. Некрылова А. С. Театр или действо? /Петербургский театральный журнал. № 21. 2000.

34. Нилов В. Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический анализ. Автореф. дисс….уч. ст. д. пед. н. М.: МГАХ, 2007.

35. Обрядовая теория мифа. Сб. н. тр. СПб., Изд-во СПб. ун-та. 2003.

36. Ритуальное пространство культуры: Материалы международного форума. СПб., 2001.

37. Театр и театральность в культуре эпохи Возрождения. М., 2005.

38. Тихомирова Е. Г. Феномен маски: культурные смыслы. Автореф. дис….к. филос. н. Ростов-на-Дону, Рост. гос. ун-т. 2005.

39. Тихонова Т. Олонхо: театр о самом важном // Креатив, Creativity. 2003. №7. С. 72-75.

40. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, Изд-во Томского ун-та. 2001.

41. Хренов Н. А. Зрелище в эпоху восстания масс. М., 2006.

42. Хренов Н.А. Теория художественной культуры. Вып.11. ЛКИ, 2008.

43. Чукчи: танец – благодарение природе // Народное творчество, 2003. № 4. С. 28-32.

44. Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. Едиториал УРСС, 1997.

45. Шестаков В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней. ЛКИ, 2008.

46. Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2006.

47. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М. «Новое литературное обозрение». 2004.

 

 

Дополнительная литература.

1. Алиев Г. А. Повторение культурных традиций Востока в хореографическом фольклоре Азербайджана. М., 2000.

2. Арановский М. Г. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. КомКнига, 2007.

3. Арт-терапия в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

4. Бабина Е. Ю. Соотношение понятий " национального" и " этнического" и их место в типологии культуры. Автореф. дис….к. филос. н. Ростов-на-Дону, Ростовский гос. университет. 2005.

5. Берченко Р.Э. Композиторская режиссура М.П.Мусоргского. Эдиториал УРСС, 2003.

6. Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX--XX веков. М., 2000.

7. Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX в.в. М., 2000.

8. Генон Рене. Восток и Запал. М., 2005.

9. Гроф С. Психология будущего. М., 2001.

10. Жиленко М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве. Автореферат. М., 2000.

11. Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. ЛКИ, 2007

12. Костина А.В.Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд.3. КомКнига, 2006.

13. Краски японский драмы. Антология японский драматургии второй половины XX века. Сост. И.В.Жукова. Том 1. М., РГГУ, 2003.

14. Лаврентьева М. Ю. Драматические представления в Египте. Автореферат дис. … канд. истор. наук. М., 2003.

15. Макаров С.М. Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства. Едиториал УРСС, 2006.

16. Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. Эдиториал УРСС, 2004.

17. Соколов К.Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 11.

18. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Эдиториал УРСС, 2003.

19. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика http: //www.ruthenia.ru/folklore/

20. Шахназарова Н.Г. Феномен национального в зеркале композиторского творчества (Россия - Армения). Очерки. 2007.

21. Шинхина А. И. Основы английского танца. Горно-Алтайск, 2004.

22. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000.

23. Элиаде Мирча. Шаманизм: архаическая техника экстаза. Киев, «София». 2000.

 

 

Учебный курс

«Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»

 

аВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь