Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Театра-студии «Северное сияние»



Давыдова И. С.

 

Общая характеристика курса.

 

Сохранение и развитие традиционных этнических культур народов Крайнего Севера означает, прежде всего, сохранение многокрасочности российской и мировой культуры, сохранение способности культуры отражать все нюансы и оттенки исторически изменчивых отношений человека с окружающим его природным и социальным миром. Возросший в последнее время интерес к так называемым “архаичным” культурам коренных неевропейских народов носит отнюдь не только исторический или музейный характер. Свойственные этим культурам синкретическая цельность, гармоничность, внутренняя уравновешенность, которые вступают в явное противоречие с принятыми в этнографии, культурологии, истории жёсткими теоретическими расчленениями культуры на духовную, материальную и социальную составляющие, сегодня рассматривается не как прошлое, а, скорее, как труднодостижимый идеал культуротворчества. В самой природе современной массовой экранной культуры, рассчитанной на усреднённое потребление, заложено снятие, стирание этнических черт, приведение к единому стандарту, основанному на однозначно-технократическом понимании современности и культурного прогресса.

Актуализация имеющих всеисторическую ценность этнических культур предполагает, с одной стороны, поиск новых средств и форм культуротворчества, основанного на аутентичном, в частности, фольклорном материале; с другой стороны, выработку образовательных парадигм, содействующих осуществлению трансляции культурных ценностей, включение в этот процесс новых поколений.

Фольклорный театр народов Крайнего Севера, в данном аспекте, может рассматриваться как наиболее адекватная форма осуществления реального единства культуротворческой деятельности в данном направлении. Серьёзной практической творческой базой для этого является фольклорный театр-студия “Северное сияние”, имеющий более чем пятидесятилетнюю традицию и огромный опыт просветительской и образовательной деятельности в России и за рубежом.

Предлагаемый курс является междисциплинарным, т. к. он затрагивает проблематику общего искусствоведения, театроведения, фольклористики, эстетики, культурологии, этнологии, психологии и других наук.

Данный учебный курс основан на сочетании творческого и научно-исследовательского подходов к актуализации фольклора и учитывает реалии современной социокультурной ситуации.

Понятие «трансфольклорный (трансформирующий) театр» отражает культуротворческий характер концепции нового фольклорного театра и ее культурно-адаптационный характер. Технология здесь понимается как практико – ориентированная система оптимальных методов включения фольклорного материала в современную зрелищно-сценическую коммуникацию, основанная на единстве творческой, образовательно-просветительной, коммуникативной и культурно-преобразовательной деятельности. Поэтому, трансфольклорный театр должен рассматриваться как современная технология адаптации (сохранения и актуализации) фольклорного наследия северных народов к изменившимся условиям поликультурного социума, современной социокультурной коммуникации, не искажающая базовых духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей этнической традиции.

 

Трудоемкость курса.

Аудиторная работа:

– 14 часов лекционных (0, 4 кредита)

– 36 часов семинарских (1 кредит)

Самостоятельная работа и аттестация:

– 76 часов (2, 1 кредита)

Итоговая аттестация:

режиссёрская разработка и постановка фрагмента или всего спектакля

– 2 часа

Итого: 126 часов (3, 5 кредита)

Цель дисциплины: освоение студентами технологии актуализации фольклорного наследия коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, как формы адаптации (сохранения и актуализации) фольклорного материала к современной социокультурной коммуникации.

 

Задачи курса.

- исследование сложившейся взаимосвязи российской театральной традиции и фольклора, понимаемого как сферы народного художественного творчества, не ограниченного его устно-литературной традицией;

- выявление специфики театральности фольклорной традиции малочисленных народов Крайнего Севера в историческом и актуальном аспектах с учетом их этнокультурной специфики;

- теоретическое обоснование приёмов и методов неискажающей адаптации фольклора народов Крайнего Севера к условиям современной сцены на основе театрализации традиционных фольклорных жанров;

- теоретическое и творчески-практическое обоснование концепции трансфольклорного театра народов Севера. Сибири и Дальнего Востока;

- освоение студентами практическими творческими навыками в области сценарной и постановочной работы на материале фольклора коренных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока в жанре трансфольклорного театра;

- овладение студентами навыками самостоятельного творческого поиска в области трансфольклорного театра коренных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока.

 

Результаты освоения курса.

После успешного завершения курса магистрант должен обладать:

 

- знаниями в области истории и теории театра, истории и теории драмы;

истории эволюции жанра музыкального театра;

- знаниями в области фольклористики, музыкального, танцевального фольклора коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- практическими навыками в режиссуре фольклорного театра, музыкальной режиссуре;

- умениями неискажающей адаптации фольклорного материала к условиям современной зрелищно-сценической коммуникации;

- базовыми навыками в области актёрского мастерства; традиционного танца и пения;

- навыками работы в группе по реализации творческих заданий в условиях ротации ролевых функций.

 

Магистрант сможет:

- применять технологию трансфольклорного театра в образовательно-творческой деятельности, направленной на сохранение и актуализацию фольклорного наследия коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- разрабатывать сценарии театральных постановок на материале фольклора коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- самостоятельно осуществлять постановочную работу в жанре трансфольклорного театра;

- определять жанровую, репертуарную и эстетическую стратегию фольклорного коллектива;

- вести самостоятельный творческой поиск в области сценического воплощения фольклора.

 

Тематический план и распределение содержания курса.

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа и аттестация
0, 4 кредита = 14 часов 1 кредит = 36 часов 2, 1 кредита = 76 часов
1-я лекция Происхождение театра, его связь с фольклором. Синтетическая природа театра. Специфика театра как вида искусства. (4 ч.) Семинар-тренинг: Фольклорный театр и фольклор НКС. Театра-лизация различных видов фольклора НКС. Фольклор и фольк-лоризм в культуре НКС. (просмотр, анализ и обсуждение видеома-териалов) (9 ч.). Составление библиог-рафии по теме «Фольклорный театр». (10 ч.)
2-я лекция Дотеатральные игровые формы фольклора НКС /ряженые, обрядовые действа, народно-празд-ничные игрища, народ-ные игры. Театральность. Дотеатральное свойство театральности. Много-элементность, много-компонентность театральности. (4 ч.)   Семинар - тренинг Категории театральных образов фольклорного театра НКС. Сочетание обрядовости и театраль-ности в фольклорном театре НКС. Методы и приемы сценичеси-падаптационной работы с фольклорным материалом НКС. Фольклорный театр, как представление на основе фольклорного или фольклоризированного драматургического текста. (9 ч. ) Работа над рефератом на одну из предложенных тем. (14 час.)
3-я лекция Ритуал и театр. Предтеатральные элементы в ритуале, обряде. Условность восприятия. Условность в ритуале и условность в различных видах фольклора. Основной принцип условности – поддержание театральной коммуникации. (4ч.) Семинар-тренинг: Режиссура – искусство создания спектакля. Оп-ределение режиссером идейно-художествен-ного замысла спектакля. Осуществление замысла в постановочном плане. Работа режиссера с актерами над созданием сценического образа. Работа режиссера с художником, компози-тором. (9 ч.) Создание сценария, соблюдающего драма-тургические законы, основанного на фольк-лорном материале северных народов по выбору (сказка, легенда, обряд и т. д.) (16 ч.)
4-я лекция Фольклорный театр. Многокомпонентность структуры /элементы театра, фольклора, ритуала/. Круг образов фольклорного театра. Отличие фольклорного театра от других видов театра. Проблема дис-танции в фольклорном театре /ритуальность/. Синкретичность фольклорного театра. Специфика условности фольклорного театра. (4 ч.) Семинар-тренинг: Практическая работа над сценариями и режиссёрскими разработками на основе сказок и обрядов НКС. (9 ч.)   Выполнение итогового коллективного проекта: Разработка и постановка отдельных сцен по разработан-ным сценариям спектаклей. Работа над музыкальными или танцевальными встав-ными номерами. Работа группы. (16 ч.)
5-я лекция Драматургия как основа театрального искусства. Драма, лирика, эпос – роды художественной литературы. Коллизия и конфликт в драматурги-ческом произведении. Событие – структуро-образующая основа дра-матургического произведения. Действие в драматургическом произведении. Композиция. Жанры. Драматургия и театр. (6 ч.)   Продолжение работы над творческим проектом (18 ч.)
Промежуточная аттестация Итоговая аттестация 2 часа  

 

Изучение курса ведется в форме аудиторных лекционных занятий, семинарских занятий и са­мостоятельной работы.

На лекционных занятиях студенты получают сведения общетеоретического плана из области театрального и музыкального искусства, а также знакомятся с основными проблемами истории и современного существования фольклора в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Семинараские занятия проводятся в виде семинаров-тренингов, основанных на изучении и обсуждении видеоматериалов по фольклору и фольклоризму НКС, выработке умений и навыков сценарной и режиссерской работы с фольклорным материалом. На этих занятиях вырабатываются представления об общих принципах практического освоения фольклорного материала театральным и музыкальным искусством через призму различных жанров. Получает практическое освоение и закрепление понятийный аппарат, полученный на лекционных занятиях.

На семинарах-тренингах студенты получают практические навыки в области сценарного искусства, актёрского мастерства, режиссуры.

Самостоятельная работа студентов посвящена баблиографической работе, работе над рефератом на одну из предложенных тем, а также выполнению творческих заданий: созданию сценариев, режиссёрских разработок, постановке этюдов, сцен из этих разработок.

 

Промежуточная аттестация проводится по итогам лекционных и семинарских занятий в форме:

- выполнения контрольных понятийно-терминологических тестов;

- выполнения реферата на одну из предложенных тем.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь