Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине,⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
являющемуся ближайшим родственником (покойного)[379]». Слово Аллаха: ﴿ ف َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ت َ ا ا ث ْ ن َ ت َ ي ْ ن ِ ف َ ل َ ه ُ م َ ا ا ل ث ّ ُ ل ُ ث َ ا ن ِ م ِ م ّ َ ا ت َ ر َ ك َ ﴾ А если их - две, то им обеим - две трети того, что он оставил – т.е. если у умершего родственника по боковой линии (ا ل ك ل ا ل ة ) остались две сестры, то они наследуют две трети его имущества, а остальные числом выше попадают под такой же раздел. Именно, исходя из этого, учёные при комментарии аята (4: 11) решили, что больше двух дочерей также наследуют две трети. ﴿ ف َ إ ِ ن ك ُ ن ّ َ ن ِ س َ آ ء ً ف َ و ْ ق َ ا ث ْ ن َ ت َ ي ْ ن ِ ف َ ل َ ه ُ ن ّ َ ث ُ ل ُ ث َ ا م َ ا ت َ ر َ ك َ ﴾ А если они (дети)- женщины, числом выше двух, то им - две трети того, что он оставил (4: 11)[380].
Слово Аллаха: ﴿ و َ إ ِ ن ك َ ا ن ُ و ا ْ إ ِ خ ْ و َ ة ً ر ّ ِ ج َ ا ل ا ً و َ ن ِ س َ آ ء ً ف َ ل ِ ل ذ ّ َ ك َ ر ِ م ِ ث ْ ل ُ ح َ ظ ّ ِ ا ل أ ُ ن ث َ ي َ ي ْ ن ِ ﴾ А если они - братья, мужчины или женщины, то мужскому полу столько же, сколько доля двух женщин – это решение относительно доли сыновей, внуков и братьев, что доля наследников мужского пола такой близости родства должна превышать долю наследниц женского пола в два раза.
Слово Аллаха: ﴿ ي ُ ب َ ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ك ُ م ْ ﴾ Разъясняет вам Аллах – т.е. устанавливает вам обязанности и разъясняет вам законы и их рамки. Слово Аллаха: ﴿ أ َ ن ت َ ض ِ ل ّ ُ و ا ْ ﴾ Чтобы вы не заблудились – т.е. чтобы вы не сбились с истины после того, как она была разъяснена для вас. ﴿ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ب ِ ك ُ ل ّ ِ ش َ ي ْ ء ٍ ع َ ل ِ ي م ٌ ﴾ А Аллах о всякой вещи знающ! – т.е. Он знает о концовке всех дел и пользе в них, и добре для людей. Он также знает чего заслуживает каждый родственник по степени родства от умершего.
Ибн Джарир сообщает со слов Тарика ибн Шихаба, что Умар ибн аль-Хаттаб собрал оставшихся сподвижников пророка и сказал: «Я обязательно приму решение относительно родства по боковой линии (ا ل ك ل ا ل ة ) так, что об этом будут говорить все женщины в своих комнатах». И вдруг из дома появилась змея, и люди разошлись. Тогда Умар сказал: «Если бы Аллах пожелал завершить это дело, обязательно завершил бы». Это повествование с достоверным иснадом[381].
Аль-Хаким сообщает со слов ибн Кунаны, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Если бы я спросил у посланника Аллаха о трёх вещах, это было бы милее для меня, чем красные верблюды: о приемнике после него, о людях, которые говорят: «Мы признаём обязательность закята, но не будем выплачивать его тебе», стоит ли сражаться против них?, а также о родстве по боковой линии ا ل ك ل ا ل ة ». Аль-Хаким сказал, что это повествование достоверно согласно условиям двух шейхов.
Ибн Джарир сообщает, что Умар говорил: «Я стесняюсь опровергнуть мнение Абу Бакра на этот счёт». Известно, что Абу Бакр считал, что ا ل ك ل ا ل ة - это тот, у кого нет ни детей, ни родителей[382]. То, что сказал Правдивейший Абу Бакр – мнение большинства учёных из числа сподвижников и их последователей, а также из числа ранних и поздних учёных. Это мнение всех имамов четырёх мазхабов и семи богословов. Это мнение учёных в разных странах. На это же указывает сам Священный Коран, как указал Всевышний Аллах на то, что Он разъяснил это в слове: ﴿ ي ُ ب َ ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ك ُ م ْ أ َ ن ت َ ض ِ ل ّ ُ و ا ْ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ب ِ ك ُ ل ّ ِ ش َ ي ْ ء ٍ ع َ ل ِ ي م ٌ ﴾ Разъясняет вам Аллах, чтобы вы не заблудились. А Аллах о всякой вещи знающ!
Содержание
Сура «Семейство Имрана»…………………………………………………………………3 Сура «Женщины»…………………………………………………………………………148
[1] Муснад Ахмад 24256 [2] Таким образом, смысл аята получается таковым: «Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знаниях». [3] Аль-Бухари 4183, Муслим 2665, Ахмад 124, 48 – 6, ат-Тирмизи 2994, Абу Дауд 4598 [4] Приводит ат-Табарани (152/8) Хороший хадис. Привёл Муаммир в аль-Джами (216/11), Ахмад в аль-Муснаде (185/2), аль-Бухари в главе о поведении праведников стр. 23. [5] Сахих аль-Бухари 5096, Муслим 2740 [6] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд 2050 [7] Сахих аль-Бухари 1077, Муслим 1261 [8] Муслим 730 [9] Сахих Муслим 218 [10] Имеется в виду, что пророк был послан ко всем нациям и расам. Муснад Ахмад 304\3 [11] Сахих Муслим 131 [12] Сахих Муслим 1718 [13] Так же этот аят называют « аятом любви»(прим. пер)
[14] Сахих аль-Бухраи 5723 [15] Сахих аль-Джами 4541 [16] Сахих аль-Бухари 3177 [17] Сахих аль-Бухари 2501 [18] Сахих аль-Бухари 3181, Муслим 4626 [19] Сахих аль-Бухари 2634, Муслим 4436 [20] Сахих аль-Бухари 5837, Муслим 2711 [21] Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб. [22] См. хадис № 1474. [23] Достоверный хадис. Рассказал Ахма в аль-Муснаде (1\248, 368) ат-Тирмизи (3348), аль-Бухари 4576, Муслим с разными иснадами (5005) от Абу Хурайры. [24] До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год. [25] Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год. [26] Племя курайш, к которому принадлежал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, населяло Мекку и её окрестности. [27] Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина. [28] Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году. [29] Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс). [30] Рум − арабское название Византии. [31] Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [32] Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [33] Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском. [34] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом. [35] Сахих аль-Бухари 7 [36] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 2185 [37] Люди, находящиеся под покровительством мусульман. [38] Муслим 653 [39] Хадис, рассказанный имамом Ахмадом в аль-Маснаде (191/4). [40] Аль-Бухари 2185, Муслим 197 [41] Достоверный хадис, рассказал Абу Ауана в своём Муснаде (119, 5260, 5977) Ахмад в своём Муснаде (2/480) [42] Сахих Муслим 3243 [43] Достоверный хадис, рассказал ат-Табарани в своём тафсире 340/3), ан-Насаи в «аль-Муджтаби» (4068), аль-Хаким в «аль-Мустадрике» (154/2) и ибн Хиббан (4477) [44] Сахих аль-Бухари 3115 [45] Аль-Бухари (1702), Муслим (2412) [46] Сахих Муслим 2416 [47] Сахих Муслим 2380 [48] Очень слабый хадис, рассказал ибн Маджах (2722), ат-Тирмизи (2998), аль-Албани заявил, что это очень слабый хадис. [49] Хороший хадис у аль-Албани в «Сахих аль-Джами» 6003 [50] Слабый хадим, рассказал ат-Тирмизи (481), ибн Маджах (944) [51] Сахих Муслим 3236 [52] Сахих Муслим 70 [53] Достоверный хадис с другим иснадом. Рассказал Ахмад в «Маснаде» (388/5), ат-Тирмизи 2169 со слабым иснадом. [54] Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2641) [55] Хороший хадис. Сахих ибн Маджах (146) [56] Хороший хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани (2301) [57] Хадис с хорошим иснадом, рассказал Ахмад (185, 98/1), аль-Бухари сказал, что повествование близко к хадису. [58] Муслим 855 [59] Аль-Бухари 6121 [60] Местечко в Ираке, в то время населённое христианами. [61] Аль-Бухари 3762 [62] Хадис со слабых иснадом, рассказал имам Ахмад в Муснаде (2/93) [63] Здесь перечислены имена сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот момент времени находившихся в плену у его противников. [64] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты. [65] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет. [66] Аль-Бухари 3762 [67] Сахих муслим 3346 [68] Иначе говоря, в его наилучшем месте. [69] То есть из Фирдауса. [70] Аль-Бухари 6873 [71] Сахих аль-Бухари 5649, Муслим 4724 [72] Ложный хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 5163 [73] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (3/440). Сахих аль-Джами аль-Албани 6522 [74] Сахих аль-Бухари (6953), Муслим (4953) [75] Имеется в виду избавление от всего дурного. [76] Сахих аль-Бухари (2744), Муслим (3276) [77] Аль-Бухари 1165, 4097 [78] Одержимые пришли! (Перс.) [79] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом. [80] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения. [81] Сахих аль-Бухари (323), Муслим (810) [82] Конкретно речь здесь идёт о лучниках. [83] То есть даже если вы увидите, что птицы станут клевать трупы наших бойцов. [84] Мекканцы привезли с собой женщин, которые стояли за рядами воинов и побуждали их отомстить за убитых при Бадре. [85] То есть лучники, которыми он командовал. [86] Имеются в виду мекканцы. [87] Халид бин аль-Валид, который тогда был ещё идолопоклонником и сражался на стороне мекканцев, заметил, что все лучники, кроме ‘Абдуллаха бин Джубайра и ещё десяти человек, да будет доволен ими Аллах, покинули свои позиции на горе ‘Айнайн, смял оставшихся и врезался в строй мусульман, что в конечном итоге привело к их поражению в этой битве. [88] См.: “Семейство ‘Имрана”, 153. [89] Ибн Абу Кухафа − кунья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. [90] Хубал − имя находившегося в Каабе идола, которому поклонялись люди из племени бану кинана. [91] Аль-‘Узза (могущественная) − имя женского божества. [92] Аль-Бухари (3737) [93] Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что они быстро бежали, из-за чего полы их одежды задирались, обнажая щиколотки. [94] Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение. [95] Имеется в виду благоухание рая. [96] То есть уже после боя. [97] Сахих аль-Бухари (2690) [98] В сражении при Ухуде пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), нанесли сильный удар мечом по лицу, сломав ему один из резцов. [99] Сахих аль-Бухари (4073) [100] Аль-Бухари (3761) [101] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (3007), ан-Насаи в «аль-Кубра» (349/6) [102] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (68/1, 75) [103] Слово " гулул" означает " сокрытие части трофеев", " незаконное использование служебного положения". Богословы единодушны в том, что поступать так категорически запрещено и что такое преступление относится к тяжким грехам. В пользу этого суждения свидетельствуют обсуждаемый нами прекрасный аят и другие тексты. [104] Слабый хадис по мнению аль-Албани. «Даиф аль-Джами» 958 [105] Слабый хадис по мнению аль-Албани, рассказал ат-Тирмизи (1335) [106] Сахих Муслим (3415) [107] «Сахих Муслим» 1887 [108] Хороший хадис, передал Ахмад в аль-Муснаде 3/361 [109] Достоверный хадис, рассказал ибн Исхак в сире (4/74), Ахмад в аль-Муснаде 1/265. [110] Хороший хадис, рассказал Ахмад в аль-Муснаде (1/266) [111] «Сахих аль-Джами’» аль-Албани 2373 достоверный хадис [112] Сахих аль-Бухари (3781), Муслим (1085) [113] Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде. [114] Сахих аль-Бухари (3769) [115] В комментариях указывается, что здесь речь может идти не о чёрных пятнах на глазах, а две ядовитые железы во рту. [116] Сахих аль-Бухари (1315) [117] Достоверный хадис по мнению аль-Албани. «Сахих аль-Джами» (1690) [118] Сахих аль-Бухари 3011. [119] Сахих Муслим (1844) [120] Сахих Муслим (1844) [121] Фадак - оазис, расположенный к северу от Медины. [122] То есть призвал их принять ислам. [123] Абу Хубаб - кунья ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля. [124] Речь идёт о Медине. [125] То есть к ‘Абдуллаху бин Убаййу. [126] Имеется в виду, что жители Медины решили предложить ‘Абдуллаху бин Убаййу стать их вождём. [127] Это значит: будьте снисходительны и не замечайте многое из того, что вам не по душе. [128] “ Корова”, 109. [129] Имеется в виду ислам. [130] Сахих аль-Бухари (4200) [131] Сахих Муслим (160), я не нашёл его у аль-Бухари. [132] Муташабби' « - это (человек), который делает вид, что сыт, на самом деле сытым не являясь. (В данном случае) имеется в виду, что человек) делает вид, что он обладает каким-то достоинством, которого в действительности он лишён. Слова «надевший два одеяния лжи» означают «лживый», а именно - тот, кто рядится в одежды отрекающегося от мира, знающего или богатого человека, на самом деле таковым не являясь и поступая так, чтобы ввести людей в заблуждение. Высказываются и другие (мнения), а Аллах знает (об этом) лучше. (Имам ан-Навави) [133] Сахих аль-Бухари (4202) [134] Имеется в виду, что в подобном случае необходимо лечь на правый бок и повернуться лицом к кибле. [135] Сахих аль-Бухари (1050) [136] Сахих аль-Бухари (4203), Муслим (1280) [137] Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой. [138] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это по той причине, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него. [139] Имеется в виду, что чтение айатов Корана заняло при этом мало времени. [140] Хадис рассказал ибн Хиббан. [141] Сахих Муслим (1885) [142] Речь идёт о событиях, относящихся к 630 году. [143] Иначе говоря, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), прочитал по негусу заупокойную молитву. Заупокойная молитва, подобная этой, читается в тех случаях, когда мусульманин умирает в таком месте, где помолиться за него некому. [144] Сахих аль-Бухари (3011), Муслим (154) [145] Сахих Муслим (251) [146] Сахих аль-Бухари (2678) [147] - Имеется в виду, что человек, лишившийся жизни во время своего пребывания на страже на пути Аллаха, будет продолжать получать награду за то, что он делал в этот период. [148] - Речь идёт о получении таким человеком обещанного ему удела в раю. [149] - Это значит, что он будет избавлен от всего того, что может ввести его в искушение, иначе говоря, - от вопросов, которые людям будут задавать ангелы в могиле. [150] Сахих Муслим (3537) [151] - То есть: каждый покойный перестаёт получать награду за свои дела. [152] - Это значит, что награда его будет постоянно увеличиваться. [153] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (20/6), ат-Тирмизи (1621), ибн Хиббан (3537) [154] “Хамиса” − название дорогой одежды. [155] Имеется в виду арьергард войска. [156] Сахих аль-Бухари (2673) [157] Аль-Фудайль ибн Ияд –богослов, имам двух Заповедных мечетей, судья, известный своим асктетизмом и набожностью. [158] Сахих аль-Бухари (2577) [159] Сахих аль-Бухари (3331) [160] Сахих аль-Бухари (48), Муслим (9) [161] Сахих Муслим (1018) [162] Сахих, рассказал Ахмад в Муснаде (14/2), ат-Тирмизи (1128), аш-Шафии в Муснаде (1/292, 274) [163] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд (2873) [164] Сахих, рассказал Ахмад в муснаде (383/4) [165] Рассказал ибн Хиббан в своём Сахихе (4244) [166] Сахих Муслим (1826) [167] Сахих аль-Бухари (2560), Муслим (129) [168] Сахих аль-Бухари (1296) [169] Сахих аль-Бухари (4211), Муслим (3032) [170] Хороший хадис, рассказал ат-Тирмизи в аль-Джами (2018). [171] Сахих аль-Бухари (5540), Муслим (4947) [172] Достоверный хадис с множественными цепочками и свидетелями из числа сподвижников. [173] Слабый хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (278/2) [174] Слабый хадис. [175] Сахих Муслим (3199, 3200) [176] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (1456), ат-Тирмизи (1456), ибн Маджах (2561) [177] Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов. [178] Нет никакого подтверждения, что ибн Аббас или ибн Масуд или кто-либо другой из сподвижников истолковал слово «мерзость» как прелюбодеяние. Вообще нет никаких достоверных сообщений о толковании сподвижниками слова мерзость, кроме ибн Аббаса. Он растолковал это как выход из повиновения, как об этом позже передаёт ибн Кассир от ибн Абу Хатима. [179] Ибн Абдуль-Барр подверг резкой критике толкование здесь слова «Мерзость», как прелюбодеяние. Он заявляет, что под мерзостью подразумевается всё мерзкое, что может совершить жена по отношению к мужу, будь то нанесение неприятностей языком или выход из повиновения и т.п. ведь Аллах узаконил взаимное проклятие в случае (не имеющего достаточных доказательств) прелюбодеяния. Это также соответствует мнению ибн Аббаса и других сподвижников. [180] Аш-Шанкетти подтвердил это в тафсире «Адуа’ аль-Байан». [181] Ли’ан - взаимное проклятие, если кто-либо из супругов обвиняет другого в блуде, а другой отрицает это. [182] Сахих аль-Бухари (4900), Муслим, (2743) [183] Сахих аль-Бухари (4838), Муслим (2615) [184] Сахих Муслим (2632) [185] То есть благо быть женой пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) [186] Сахих аль-Бухари (4953), Сахих Муслим (2626) [187] Сахих Муслим (2632) [188] Хороший хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (232/4), ибн Маджах (1950), ат-Тирмизи (1129) [189] Достоверный хадис. Сахих аль-Джами аль-Албани (2733) [190] Достоверный хадис, рассказал ибн Маджах (1882). Ад-Даракутни, аль-Байхаки. [191] Сахих аль-Бухари (2079), Муслим (1532) [192] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (203/4) [193] Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари (834), Ахмад в Муснаде (439/5) [194] Сахих аль-Бухари (1296) [195] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то, что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах. [196] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию. [197] Аль-Бухари (4073) [198] Сахих аль-Бухари (3237) [199] Достоверный хадис, рассказал Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад. [200] Сахих Муслим (1218) [201] Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха. [202] Сахих аль-Бухари (5556), Муслим (4757), Ахмад (85/2) [203] Рассказал Ахмад в Муснаде (167/2), достоверный хадис по мнению аль-Албани Сахих аль-Джами’ (3270) [204] Рассказал Ахмад в Муснаде (6/8) [205] Иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах. [206] Здесь речь идёт о прелюбодеянии, совершаемом по взаимному согласию. [207] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (131/4) [208] Сахих Муслим (1662) [209] Сахих аль-Бухари (2370), Муслим (3142) [210] Сахих аль-Бухари (5590), Муслим (3139) [211] Рассказал Ахмад в Муснаде (65/4) [212] Сахих аль-Бухари (2904) [213] Рассказал Ахмад в Муснаде (2/191), достоверный хадис по мнению аль-Албани. [214] Сахих аль-Бухари (6886), Муслим (269) [215] Сахих аль-Бухари (3596) [216] Рассказал Ахмад в Муснаде (283/3) [217] То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха. [218] Сахих аль-Бухари (4662), Муслим (1332) [219] Сунан Абу Дауд 3201 [220] Сахих аль-Бухари (447) [221] Сахих аль-Бухари (447) [222] Сахих Муслим (450) [223] Сахих аль-Бухари (321) Муслим (1100) [224] Муслим (811) [225] Достоверный хадис, рассказал ат-Тирмизи (124), Абу Дауд (333), Ахмад в Муснаде (5/146) [226] Слово “Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя. [227] Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей. [228] Из-за отсутствия воды. [229] ‘Аммар бин Йасир, да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения. [230] Рассказал Ахмад в Муснаде (265/4), достоверный хадис по мнению аль-Албани. [231] Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом. [232] Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения. [233] Сахих аль-Бухари (419), Муслим (810) [234] Муслим (811) [235] Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году. [236] Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими. [237] См.: “Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6. [238] Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, − видный сподвижник из числа ансаров. [239] Сахих аль-Бухари (3396), Муслим (550) [240] Достоверный хадис, рассказал Ахмад в Муснаде (462, 455/2) [241] Достоверный хадис по аналогам. Рассказал ат-Тирмизи (1264), Абу Дауд (3535) [242] Сахих Муслим (4679) [243] Хороший хадис по мнению аль-Албани (1826) [244] Сахих аль-Бухари (4218) [245] В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком. [246] Сахих аль-Бухари (6612), Муслим (1839) [247] Сахих аль-Бухари (6611), Муслим (3423) [248] Сахих аль-Бухари (6532), Муслим (3427) [249] Сахих аль-Бухари (6609) [250] Сахих Муслим (3431) [251] Т.е. мы обратимся к нему за решением нашего спора. [252] Сорок первый хадис из «Сорока хадисов ан-Навави», с достоверным иснадом. [253] Бухари (197/8 Фатх) Муслим (246, 245/2) [254] Сахих Муслим (246/2) [255] Хадис от Саида ибн Джубайра. Ат-Табари (9924). [256] Абу Наим в аль-Хилья (125/8), ат-Табари с иснадом. Ас-Суюти (182/2) [257] Сахих Муслим (140/1) [258] Ат-Тирмизи (227/2), ад-Дарими (247/2) [259] Часть длинного хадиса аль-Бухари (40/7) [260] Здесь возможны два варианта чтения и толкования: 1. те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! 2. с теми, которые покупают ближайшую жизнь за будущую! Оба варианта являются правильными, но ибн Кассир выбрал второй вариант. [261] Сахих аль-Бухари (154/6), Муслим (96/2) [262] Аль-Хаким (307/2), ат-Табари (9951), аль-Байхаки в Сунан аль-Кубра (11\9) [263] Рассказал Абу Дауд с достоверным иснадом (2119, 1097) [264] Одно из имён Аллаха. [265] Муснад Ахмад (6702) [266] Муснад Ахмад (6801), Муслим 9304/2) [267] Муслим (1\5). [268] Сахих Муслим (5/1) [269] Длинный хадис, переданный двумя шейхами. В Муснаде (222). [270] Из хадиса Муслима от Анаса ибн Малика. [271] Иначе говоря, в его наилучшем месте. [272] То есть из Фирдауса. [273] Аль-Бухари (2790) [274] Муслим (97/2) [275] Сахих аль-Бухари (Фатх 238/3), Муслим (293/2) [276] Фраза “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения! ” состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является добрым делом, а за каждое доброе дело Аллах Всевышний пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати добрых дел. [277] Приверженцы других религий, которые проживают под покровительством мусульман. [278] Аль-Муснад (184/5), хадис также рассказал ат-Табари (10051, 10049) [279] Хадис аль-Бухари заканчивается словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ إ ِ ن ّ ِ ي أ َ ب ْ ر َ أ ُ إ ِ ل َ ي ْ ك َ م ِ م ّ َ ا ص َ ن َ ع َ خ َ ا ل ِ د » “О Аллах, поистине, я не имею никакого отношения к тому, что сделал Халид! ”» В сире ибн Исхака существует следубщее дополнение: «Рассказал мне Хаким ибн Хаким со слов Абу Джафара Мухаммада ибн Алия. Потом Пророк да благословит его Аллах и приветствует, вызвал Алия ибн Абу Талиба и сказал: «О, Али! Поезжай к этим людям, разберись с их делом и покончи там с язычеством».Али приехал к ним с деньгами, которые послал Пророк. Али уплатил им выкуп за убитых, возместил нанесенный им материальный ущерб — он даже уплатил им за разбитый сосуд, из которого пила собака. Когда он уплатил за все — за кровь и имущество, у него еще оставались Деньги. Закончив с ними дело, Али спросил: «Остались ли кровь или имущество, за которые я не уплатил вам? » Ответили: «Нет». Тогда он продолжил: «Я отдаю вам и оставшиеся деньги, как резервный фонд Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот случай, о котором ни он, ни вы не знаете». Так и сделал. Потом, вернувшись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему об этом. Пророк сказал: «Ты поступил правильно и хорошо». Потом Пророк, обратившись к кибле, подняв руки так, что были видны даже подмышки, трижды произнес следующие слова: «О Боже! Я не виноват перед тобой за то, что сделал Халид ибн аль-Валид! »
[280] Абу Дауд (4270) [281] Ат-Тирмизи (2/306) [282] Аль-Бухари (Фатх 194, 193/8) [283] Аль-Муснад (2023), ат-Тирмизи (4/90), аль-Хаким (235/2) [284] Аль-Муснад (Халаби 6/11), ат-Табари (10212) [285] Аль-Баззар с хорошим иснадом, аль-Бухари (Фатх 12/167). [286] Аль-Бухари (фатх 196/8) [287] Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”. [288] Аль-Бухари (4226) [289] Фарз айн – обязанность каждого мусульманина, Фарх Кифая – обязанность всей Уммы, если достаточное количество её членов выполняют её, она уже не является обязанностью для остальных. [290] Сахих аль-Бухари (2581), Муслим (1884) [291] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд (2787) [292] Здесь перечислены имена сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на тот момент времени находившихся в плену у его противников. [293] Общее название североаравийских племён, к числу которых относились и курайшиты. [294] Имеется в виду сильный голод, продолжавшийся в течение семи лет. [295] Сахих аль-Бухари (804) [296] Аль-Муснад (4/306) [297] Аль-Бухари (1084) [298] Это означало, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство. [299] Имются в виду сподвижники. [300] Сахих аль-Бухари 5/77, 12/299, 300, 13/139 Фатх аль-Бари), Муслим (2/40). [301] Муснад (6/403 Халаби) [302] Муснад (446, 445 Халаби) [303] Упоминание о книге не найдено ни в одном источнике. Существует небольшая книга ибн Касира о достоверности хадисов под названием «Сокровище ищущего знания», но скорее всего книга «Хадисы и основы» совсем другая. [304] Ат-Тирмизи (4/94) [305] Часть хадиса, рассказанного ан-Насаи (231/1) [306] Хадис с достоверным иснадом. Ат-Табари (10532), Абу Дауд (3093) [307] Часть хадиса от Абу Саида аль-Худри в Сахих аль-Бухари (7/10-11 Фатх), Муслим (2/230) [308] Аль-Бухари (4574) [309] Ат-Таялиси (2683), ат-Тирмизи (4/94-95) [310] Абу Дауд (2178), ибн Маджах (2018) [311] Абу Дауд (2134), ат-Тирмизи (2/195) [312] Муснад ат-Таялиси (2454), Муснад Ахмад (7923) [313] Хадис рассказал ибн Маджах (2363), Муслим (42/2) [314] Ат-Тирмизи (2725), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6506). [315] Аль-Бухари (6683), Муслим (651). [316] Аль-Бухари (608). [317] Абу Дауд (4249), достоверный хадис по мнению аль-Албани (6697). [318] Рассказал Ахмад в Муснаде (4/131), рассказал аль-Албани (2237). [319] То есть пророк ‘Иса, мир ему. [320] Подразумевается, что он будет судить людей по шариату. [321] Имеется в виду, что он запретит употреблять в пищу свинину. [322] “Джизья” − подушный налог, который должны были выплачивать иудеи и христиане, жившие на землях мусульман. Слова об отмене джизьи являются указанием на то, что никакая иная религия, кроме ислама, от людей приниматься не будет. [323] Имеется в виду, что не останется неимущих, которые нуждались бы в подаянии. В комментариях также указывается, что эти слова могут означать, что после того, как все люди станут жить по законам ислама, благосостояние их возрастёт настолько, что они перестанут стремиться к деньгам. [324] Аль-Бухари (3192), Муслим (220). [325] Муслим (2196). [326] В комментариях указывается, что эти слова следует понимать либо в их прямом смысле, либо как указание на то, что ‘Иса, мир ему, будет судить людей в соответствии с установлениями Корана. [327] Аль-Бухари (3193), Муслим (222). [328] Ахмад в Муснаде 2/406), Абу Дауд (3766), достоверный хадис по мнению аль-Албани (5389). [329] Этот хадис передал Муслим (5157). [330] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. [331] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом с людьми долго и когда начинал уставать, понижал голос, чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих сподвижников к этому важному вопросу. Возможен также и другой вариант перевода: “ … отзываясь о нём то с презрением, то представляя его как нечто значительное.” [332] - Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об искушениях Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным. [333] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён. [334] - Иначе говоря, опровергать его ложные утвержения. [335] - Это значит, что в отсутствие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного. [336] - Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом. [337] - По одним сообщениям, Абд аль-`Узза бин Катан принадлежал к племени бану муста`лик и погиб ещё во времена джахилийи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что он принял ислам и слышал эти слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого спросил: “О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним? ”, - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Нет, ибо ты являешься верующим, а он - неверный.” [338] - Здесь имеются в виду десять первых аятов. В другой версии этого хадиса сообщается, что для того, чтобы уберечься от искушений Антихриста, следует читать десять последних аятов этой суры. [339] - Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там, где он будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам. [340] - То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе. [341] - Это значит, что в этот день после утренней молитвы людям надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в среднем проходит между утренней и полуденной молитвой в обычные дни, послеполуденную надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуденной, и так далее, а после совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также и тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе. [342] - Имеется в виду, что Антихрист призовёт людей уверовать в то, что он является их Господом. [343] - Имеется в виду, что горбы верблюдов поднимутся, так как нальются жиром, и по той же причине бока животных округлятся. [344] - Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще. [345] - В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном. [346] - Людд - селение неподалеку от Иерусалима. [347] - То есть: защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути. [348] - Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) - упоминающиеся в Коране враждебные людям существа, живущие за стеной на крайнем востоке земли. Накануне Судного дня эта стена разрушится “и они устремятся с каждой возвышенности”. (“Пророки”, 96) [349] - Иными словами, они станут страдать от голода. [350] - Имеется в виду особый вид червей, обитающих в носах верблюдов и овец. [351] - Здесь имеется в виду, что по воле Аллаха эти могущественные существа окажутся уничтоженными существами ничтожными. [352] - То есть: зловоние от растерзанных трупов Йаджуджа и Маджуджа. [353] - Имеется в виду, что они станут публично совокупляться с женщинами подобно ослам, не стесняясь присутствия людей. [354] - То есть: Судный день. [355] - Имеется в виду, что они станут с лёгкостью птиц устремляться ко всему дурному и будут преследовать друг друга подобно диким зверям. [356] - Иначе говоря, раздастся первый трубный глас Судного дня, после которого всё живое умрёт. [357] - Имеется в виду, что после первого трубного гласа, когда люди падут бездыханными, пройдёт достаточно много времени и тела их истлеют. [358] - Имеются в виду вопросы о том, чем они занимались в земной жизни. [359] - Это значит, что откроется истинная суть всех вещей и людей охватит ужас. В комментариях указывается также, что эти слова могут означать: воссияет великий свет и люди падут ниц. Возможно также, что имеется в виду проявление могущества Аллаха. [360] Ахмад в Муснаде 2/437. [361] - В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном. [362] Ибн Хаджар в своем комментарии говорит, что речь идёт о выходцах из Судана. [363] Аль-Бухари (3183). [364] Иначе говоря, он является пучеглазым. [365] Ибн Катан − человек из племени хуза‘а, погибший ещё в доисламские времена. [366] Муслим (3184). [367] Здесь слово Аллах изменено в винительный падеж с огласовкой “фатха “ [368] Аль-Муснад (3616, 4153), Сахих Муслим (2/326). [369] «аль-Муснад» (154, 164, 331), аль-Бухари (6/355 Фатх аль-Бари). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы