Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА МВД
Диагностические методики профессиональных деформаций курсантов института МВД Профессиональная деформация не всегда подвергается ясному диагностированию, поскольку зачастую, сотрудник полиции считает, что совершаемые им некорректные и неадекватные службе поступки он делает так, как это требует служебная этика. Действительно, при предоставлении различных анкет действующим офицерам, можно было наблюдать некоторое непонимание сути вопроса. Иными словами, полицейский не всегда понимал, зачем именно ему предоставляется анкета, направленная на выявление профессиональной деформации. В связи с этим, мы предприняли попытку разработки собственной диагностирующей методики, которая также делает упор на ценностно–смысловом моменте. Последние обстоятельство позволят с достаточным основанием говорить о большей эффективности диагностирования, ибо «столкновение» с ценностями и смыслами, способно показать человеку то, чего ранее он не замечал, по тем, или иным причинам (например, известная логотерапия В. Франкла). Предлагаемая нами методика базируется на таком популярном направлении психокоррекции и психодиагностики как сказкотерапия, известными представителями которой являются В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Н.А. Рубакин и многие другие. Несмотря на множество подходов и методик в этом направлении, мы взяли на себя смелость разработать свой продукт, как это уже указывалось выше. Вообще, сказка, по определению С.З. Агранович, есть «специфический способ творения и тем самым освоения и познания реальности, некий универсальный образ мира, с которым связанны все другие формы человеческого бытия» [1]. Таким образом, сказка служит не просто воспитанию будущих поколений, но и сама является как бы моделью мироздания, уложенной в художественную форму. «Сказка настолько богата и разнообразна» [43], что в неё входят, и гармонично сосуществуют обрядовые, социальные, мистические, мифические, исторические пласты [43]. Мы недаром сделали небольшой экскурс в фольклористику, уточнив смысл сказки как явления. По сути, сказка есть хороший образец сосуществования подсознательного и сознательного, в силу её древнего происхождения и последующих трансформаций. При этом сказка знакома практически каждому человеку с детства, что делает её универсальной для всех. В виду всего этого, нами был создан корпус тем для написания сказок, которые латентно включают в себя основные черты профессиональной деформации полицейского. Иными словами мы хотим, чтобы сотрудник или курсант написал сказку на заданный сюжет, но выход из поставленных в них проблемах ему необходимо найти и написать самому. Так как стереотип сказки является известной большинству людей, естественно, что разрешение проблемы будет также прописано по сказочным «законам». Данное обстоятельство позволит, человеку наиболее глубоко изложить своё отношение к конкретной форме деформации, и таким образом мы сможем установить, подвержен ли он ей, и если, подвержен, то в какой степени. Сотруднику или курсанту при прохождении данной методики даётся следующая инструкция: напишите сказочный сюжет с участием Вас по данным ситуациям. Далее приводится список ситуаций. Ниже мы изложим, какую характерную черту деформации выражает собой конкретный сюжет, но, однако подобной «пояснительной записки» у испытуемого не будет. Приведём конкретный список деформаций, которые позволяет выявить методика: «искушение» властью, постоянная загруженность, восприятие опасности, восприятие ответственности, противоречие творчества и регламентации законом профессиональной деятельности, адекватность коммуникации. Вот предлагаемые нами сюжеты: 1. Вы арестовали инопланетянина, и Вам необходимо узнать от него с какой он планеты, его цель прилёта на землю и способности, которыми он обладает. При этом известно, что Вам позволительно делать с ним всё, что угодно для получения необходимой информации. Как Вы поступите? В данном сюжете, сотрудник подвергается «искушению» властью, которое является одним из самых распространенным среди полицейских. Естественно, что человек, привыкший в своей профессиональной деятельности, воспринимать свои должностные полномочия как возможность снять многие ограничения с себя, в том числе и для служебной пользы, сделает это и в данном, сказочном случаи. 2. Вам дано задание, выпасти кобылиц у Бабы Яги. Неожиданно одну из них хватает сокол и уносит, другая превращается в мышь и бежит в земляную нору, третья неожиданно взлетает к солнцу. Что Вы будете делать? В этом сюжете нами отображен момент постоянного нахождения полицейского в «аварийной» ситуации, когда ему необходимо делать несколько дел, при этом каждое из которых равнозначно важно. Несмотря на некоторую сказочную нелепость, всё же отпечаток сложившейся деформации будет явно заметен. Колдовские чары заколдовывают Вас в камень на 1000 лет. При этом есть один час, что бы что-то предпринять до этого события. Что Вы сделаете за этот час? Опасность и экстремальность есть одна из самых серьёзных причин для получения не только профессиональной, но и личностной деформации. В данном сюжете, человек попадает в ситуацию, практически равную предсмертной – по сказочным канонам. В зависимости от разрешения ситуации, мы сможем увидеть как полицейский или курсант вообще воспринимает момент опасности. Ваша возлюбленная превращается в одну из 30 одинаковых девушек. Вам необходимо найти её среди них, при этом, если Вы ошибаетесь, Ваша возлюбленная погибает. Как Вы поступите? В данном случае мы ставим вопрос о постоянной ответственности, которая заложена в саму этику полицейской службы. Однако при этом, человек может совершенно не иметь в себе этого чувства. В таком случаи это отразится на его выборе в написанной сказке. В частности, это проявится по тем способам и методам которыми он воспользуется – на сколько они будут адекватны и грамотны, или же они будут направлены на то, что бы «лишь бы, что то сделать». Царь выпустил указ, прямо касающийся Вашей деятельности. Однако Вы с ним не согласны. Как Вы разрешите это положение? Полицейский в несении своей службы всегда соотносится с законом. Однако, как мы указывали выше, закон есть достаточно формализованный документ, и при столкновении с реальной жизнью не всегда его требования являются подходящими и объективными. Вы идёте по лесу, а навстречу Вам попадается утка/колдун/яблоня, который (е/я) говорит – не убивай, я тебе ещё пригожусь, /послужи мне 3 года, а я тебе потом всю жизнь служить буду/съешь моё яблочко, оно тебе в пути поможет. Что на самом деле хотят сказать эти герои? Как можно построить диалог с ними, что бы узнать правду? Одной из проблем полицейского является момент постоянной коммуникации, притом, что она затруднена, поскольку люди не всегда идут на контакт, или сообщают не адекватную информацию. От постоянного ведения допросов, сотрудник может как бы «набить руку» в этом процессе, но это не означает, что он производит это адекватно. Таким образом, нами предлагается 6 сюжетов, в которых сконцентрированы некоторые черты профессиональных деформаций, возможных в работе полицейского. Наш выбор обосновывался тем, что практически все остальные варианты «выгорания» происходят из перечисленного выше. Также стоит отметить, что специфической чертой нашей диагностики является, то, что в ней возможно точное установление деформации, но лишь на уровне – «или да или нет». В нашей методике мы решили использовать герменевтический подход, то есть анализ полученных сказок производиться не с помощью математической обработки. Но последнее не означает, что человек, проверяющий полученные материалы, не сможет увидеть с помощью этого деформацию, поскольку благодаря сказочной гиперболизации, её черты становятся увеличенными. Также наш метод позволяет вычленить и как бы кристаллизовать множество субъективных черт профессионального «выгорания» конкретного сотрудника. Если же речь идёт о курсантах института МВД, то методика также позволяет благодаря указанному «укрупнению» черт увидеть, то, каков личностный потенциал человека и есть ли у него некоторый защитный механизм против деформации. Также большим плюсам этой диагностики является её творческий потенциал, ведь, как правило, схематизированные тесты и анкеты, не всегда вызывают нужную мотивацию у человека, тогда как написание сказки, в которой главным героем становится испытуемый, заметно повышает уровень заинтересованности. Ещё раз повторим, то, что значительным минусом данной диагностики можно считать отсутствие нормативных данных, а так же слишком субъективный характер её анализа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы