Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМСтр 1 из 10Следующая ⇒
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Учебное пособие Москва 2003 ББК 71.4 (3) Д79 Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств. Рецензенты: Иванова ГЛ., докпьпед.наук, Самохина Е.О., канд.пед.наук Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. В учебном пособии рассматриваются особенности социально-культурной работы с различными категориями населения передовых стран Запада. Особенное внимание уделяется выявлению тенденций развития каждого из трех основных направлений социально-культурной работы (социальной работы, культурно-досуговой деятельности и социального воспитания), а также определению существующих между ними взаимосвязей, учет и использование которых дает наибольший социокультурный эффект. Подчеркивается необходимость критического подхода к анализу зарубежного опыта в социокультурной сфере. © Московский государственный университет культуры и искусств ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ /вместо введения/ Ведущей тенденцией развития мирового сообщества конца XX - начала XXI вв. стало явление, получившее название глобализация. Под глобализацией понимается ускоренное развитие интеграционных (объединительных) процессов по всем направлениям жизнедеятельности населения земного шара. Глобализация - это объективный процесс, сущность которого заключается в необычайном усилении взаимосвязей между различными регионами мира, отдельными государствами и народами, превращении населения нашей планеты фактически в единое целое - в политическом, экономическом и культурном планах. О глобализации, как принципиально новом явлении, заговорили сравнительно недавно, 20-30 лет назад. Глобализация - это детище постиндустриального общества, следствие научно-технической и информационной революций. Для глобализации нужны объективные причины и соответствующие условия - потребность в интеграции и наличие возможностей для такого рода объединения, прежде всего материально-технических и научно-информационных. Потребность в сотрудничестве присуща человечеству, по всей вероятности, изначально, хотя и имеет соревновательный характер. Речь идет о стремлении народов как можно лучше узнать друг друга, заимствовать достижения и т.п. Но хотя международное сотрудничество и международные связи имеют многовековую историю, их можно рассматривать всего лишь как предысторию глобализации и ее предпосылки, так как до недавнего времени отсутствовали соответствующие условия. Глобали-зационные процессы невозможны без новейших средств связи (спутниковая, электронная почта и т.п.), позволяют узнавать о том или ином событии фактически в режиме реального времени. Новейшие транспортные средства позволяют в течение нескольких часов оказаться в любой точке земного шара. А это, в свою очередь, усиливает миграционные процессы, туризм и т.п. ©Дуликов В.3., 2003 Ускорению интеграционных процессов способствует и появление в последние годы новых проблем и угроз, которые возможно преодолеть только в том случае, если население нашей планеты будет действовать сообща. Среди этих проблем и угроз - военно-политические: опасность распространения оружия массового уничтожения, международный терроризм; экономические: разница в уровне жизни населения различных регионов Земли (разрыв между богатством и бедностью, что неизбежно порождает конфликты), неравномерность «распределения» природных ресурсов, а они нужны всем; экологические: нехватка пресной воды (не случайно 2003 год был объявлен ООН Международным годом пресной воды), загрязнение атмосферы, эпидемические явления; демографические: трудноуправляемый миграционный процесс и др. В этих условиях одной из задач глобализации является объединение усилий всех государств земного шара в решении насущных проблем человечества. Для этих целей создаются международные органы управления человеческой цивилизацией: Организация объединенных наций (ООН), Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - политический аспект; Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) - финансово-экономический аспект; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - медицинский аспект; Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - культурологический аспект и др. Кроме того, фактически каждая страна сталкивается с проблемами, которые по существу также имеют интернациональный характер. Это безработица, психическое и физическое здоровье населения, национальные и этнические конфликты, молодежная преступность, распространение наркотиков и др. Здесь также требуется объединение усилий международного сообщества. Следует учитывать и то обстоятельство, что глобализация протекает в различных формах и на разных уровнях. Необходимо различать естественно протекающие интеграционные процессы (своим ходом) и глобализацию как систему специальных мер, влияющих на ее цели, сроки и характер. Здесь велика роль регулирующего фактора. Много «за» и «против». Высшим проявлением глобализационных процессов является, по нашему мнению, создание новых государственных образований. Так, например, с 1993 года на территории Европы действует новое государственное образование под названием Европейский союз (ЕС). Государства, входящие в ЕС действуют по единым законам, касающимся основных сторон жизнедеятельности граждан (экономики, права, финансов, средств массовой информации, культуры). В ЕС отсутствуют внутренние, межгосударственные границы; действует единая денежная единица (евро); установлено время общеевропейского телевизионного вещания; регулируются финансовые вопросы, связанные с доступностью учреждений культуры (например, музеев) для всех граждан сообщества и т.п.
Конечно, глобализация протекает не только на официальном, межгосударственном уровне. Многое делается по линии общественных организаций, а также в частном порядке. И можно говорить о видимом и невидимом уровнях глобализации. Рис. 1. Уровни глобализации Из рис.1 видно, что часть глобализационных процессов протекает на так называемом невидимом уровне, где действуют в основном те или иные организации и частные лица, не стремящиеся по каким-либо причинам афишировать свою деятельность. Как на видимом, так и на невидимом уровнях у глобализации могут быть и позитивные, и негативные последствия. С одной стороны, глобализация делает достоянием всего человечества достижения любого народа и государства в том или ином виде деятельности. С другой стороны, в условиях глобализации, по сути дела, мгновенно распространяются и негативные явления (наркоторговля, эпидемии и т.п.). Не случайно во всем мире ширится движение так называемых антиглобалистов, считающих, что плодами глобализации пользуются, прежде всего, богатые страны, а бедные становятся еще беднее. По всей вероятности, для того чтобы смягчить негативные последствия глобализации, нужно соблюдать, как минимум, два основных условия. Первое - не форсировать глобализационные процессы. На сегодняшний день просматриваются объективные пред елы глобализации. Для того чтобы сохранить себя, человечеству не обязательно полное объединение. Наиболее приемлемый вариант - объединение до необходимого уровня, когда не нарушаются те или иные национально-государственные основания. Как уже говорилось, глобализация - процесс объективный. И объединение будет продолжаться и дальше. Но никто не доказал, что в результате глобализации человечество превратится в мономассу, или моно-нацию. Глобализация -это не основание отменять национальную специфику. Национальное и интернациональное - одно другому не мешает. Вторым условием позитивного протекания глобализационных процессов является соблюдение принципа многополярности современного мира. Это означает, что все народы и все страны должны иметь доступ к решению общемировых проблем, и что при решении этих проблем должны учитываться интересы каждой страны и каждого народа1. Аналогично глобализационный процесс протекает и в сфере культуры, в том числе, социально-культурной. Среди достижений последнего времени следует назвать, прежде всего, внедрение информационных и коммуникационных технологий в жизнь практически каждого государственного образования и человеческого сообщества в целом. Языком делового общения и, по всей видимости, языком гло- Очень убедительно, по нашему мнению, значение национальных интересов показано в монографии Ю.В.Китова «Человек интересующийся» (М: МГУКИ, 2001. С.83- 135). бадизации становится английский язык. За пределы отдельных стран и континентов выходят многие социокультурные явления (международный и внутренний туризм, создание естественных и искусственных зон отдыха, карнавальные представления, уличные театры, празднование Дня всех влюбленных и т.д.). В большинстве стран мира на протяжении нескольких столетий летоисчисление ведется по европейскому - Григорианскому календарю. В то же время традицией последних десятилетий стало давать наименование каждому году в соответствии с восточными обычаями. Можно привести немало примеров, когда появление нового вида искусства в одной стране становится достоянием других стран (распространение джазового искусства - 30-е-40-е гг. XX столетия, мюзиклов - конец XX - начало XXI вв. и др.). Не менее весомые примеры позитивного сотрудничества представителей разных стран в таких областях социально-культурной сферы, как социальная работа, культурно-досуговая деятельность, социальное воспитание. И тон здесь задают ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы. Так, в масштабах всей планеты, объявлялись и объявляются Год семьи, Год ребенка, Год и Десятилетие инвалидов, Год людей пожилого возраста, Год и Десятилетие культуры и др. Стало традицией объявление культурных столиц Европы. Одним из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.? является: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» (статья 27). Передовой опыт организации социально-культурной деятельности в том или ином государстве доступен для изучения специалистами других государств. Во многих странах мира организованы научные школы, занимающиеся проблемами сравнительной экономики, сравнительной педагогики, сравнительного досуговедения и т.п. Проведение подобного рода исследований позволяет выявлять как общие, так и специфические тенденции развития тех или иных направлений жизнедеятельности населения в различных странах и регионах. Лучшие технологии передовых стран мира в области социальной работы и социального воспитания внедряются в национальные (в том числе, российскую) социокультурные сферы. Заслуживают внимания как вопросы организации и финансирования этой деятельности на государственном, региональном и местном уровнях, так и вопросы непосредственной работы с различными категориями населения, будь то дети или молодежь, люди «третьего» возраста, инвалиды или представители национальных меньшинств и т. п. Но глобализация в социокультурной сфере таит в себе и опасности. Кризисные явления культурного порядка, возникающие в одной или нескольких странах, в условиях глобализации становятся общемировыми. Здесь речь может идти о таких явлениях, как коммерциализация культуры, недоступность ее для основных категорий населения, преобладание бездуховности и культ насилия в произведениях искусства, отсутствие баланса между содержательными и развлекательными элементами досуга, «двойной стандарт» в оценке социокультурных явлений (как внутри страны, так и на международном уровне). Наблюдается попрание национальных особенностей культуры других народов и засилие культуры одного государства, девальвация истинных ценностей культуры и т.п. Так, например, когда речь идет о засилии культуры одного государства, имеют в виду Соединенные Штаты Америки. Так называемая американизация культуры рассматривается и оценивается как извращение идеи глобализации, лже-глобализация, ведущая к утрате национальных культур и, в конечном счете, обеднению (нивелировке) общемировой культуры. К тому же далеко не во всех областях социокультурной сферы американцам удается достичь нужных результатов. Можно говорить об однобокости американской модели досуга. Немало проблем в социальном воспитании молодежи и т. д. Естественно, возникает вопрос о том, как можно преодолеть негативные явления в глобализационном процессе в сфере культуры. По нашему мнению, пути выхода из кризиса культуры и преодоления негативных явлений в этой сфере следующие: • выработка критериев понятий «культура», «культура лично • повышение культурного уровня каждой личности; • отход от «двойного стандарта» в оценке социокультурных яв
• вывод культуры из коммерческого пространства; • осуждение и недопущение антигуманных проявлений в про • признание культурной самобытности каждого народа; • прекращение культурной экспансии со стороны отдельных го • осуществление подлинного равенства в международных отно • усиление роли ООН и ЮНЕСКО в проведении международ Посредством чего это можно осуществить? Через законы и через нравственную атмосферу в обществе, а главное - через культуру, повышение культурного уровня всех и каждого. Здесь свое слово должны сказать основные субъекты социокультурного процесса: государство (как в отдельности, так и в содружестве с другими - в рамках ООН), общественные организации, служители культа, управленцы и рядовые участники этого процесса. Оценивая в целом позитивно роль международного сотрудничества в социокультурной сфере, необходимо помнить и о таких условиях ее эффективности, как наличие у каждой из сторон возможности критически оценивать опыт друг друга, не гнаться за нововведениями ради нововведений, разумно использовать национальные традиции, не торопиться отказываться от оправдавших себя отечественных форм работы. Именно в таком плане, по нашему мнению, и следует подходить к анализу зарубежного социокультурного опыта. Прежде чем перейти к изложению содержания разделов учебного пособия, остановимся на структуре понятия «социально-культурная работа»1. В целях удобства изложения материала в учебном пособии мы не будем делать различий между понятиями ((социально-культурная деятельность» (СКД) и «социально-культурная работа» (СКР), хотя такие различия, конечно же, есть. Первое понятие является более широким. Оно включает в себя как деятельность отдельной личности, так и деятельность организаций и учреждений социокультурного профиля. Второе понятие включает в себя, в основном, деятельность (работу) учреждений и организа- По нашему мнению, основными (составными) частями социокультурной деятельности являются три: социальная работа, культур-но-досуговая деятельность и социальное воспитание.
скд Рис.2. Соотношение основных частей СКД (СКР) Условные обозначения: I (круг) - социально-культурная деятельность (СКД); II (квадрат) - культурно-досуговая деятельность (КДД); III (треугольник) - деятельность социально-педагогических учреждений и организаций (ДСПУиО); IV (эллипс) - социальная работа (СР). Из рис.2 видно, что из трех составных частей полностью в СКД (СКР) входит культурно-досуговая деятельность (КДД, квадрат). Это и понятно, так как данные виды деятельности протекают в сфере свободного времени и охватывают все категории населения. Определенная часть деятельности социально-педагогических учреждений и организаций (ДСПУиО, треугольник) совпадает с СКД (СКР). Речь здесь идет, в основном, о социально-педагогической работе с подрастающим поколением, которая развертывается, как правило, в зоне свободного времени индивида. цией по созданию условий для социокультурного развития и творчества индивидов или их групп. Общее поле деятельности есть у СКД (СКР) и социальной работе (СР, эллипс), которая охватывает незащищенные или слабо защищенные категории населения, и когда наряду с проблемами социального обеспечения решаются культурно-досуговые и социально-педагогические задачи. По нашему мнению, зона совместной деятельности социальных работников, социальных педагогов и организаторов досуга является наиболее благоприятной для решения социокультурных задач, т.к. здесь используется все многообразие средств воздействия на личность. Поскольку социальная работа дает наиболее полное представление о социальном, экономическом и правовом фоне, на котором разворачивается социально-культурная деятельность за рубежом, есть смысл начать рассмотрение основных направлений СКД (СКР) именно с социальной работы, особенно в той ее части, где она наиболее полно соприкасается с другими социокультурными направлениями. Несколько слов об особенностях данного учебного пособия. Оно написано в соответствии с программой учебного курса «Социально-культурная работа за рубежом» и охватывает основные стороны этой работы. Значительную часть текста составляют материалы нашего предыдущего учебного пособия «Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом» (М.: МГУК, 1999). От прежнего издания данное учебное пособие отличается следующим: заново написано введение, добавлена III глава. Расширено содержание II главы (при этом часть материалов о работе с молодежью перенесено в III главу). В заключении углублены выводы в контексте глобализацион-ных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Обновлены список литературы и часть приложений. Особое внимание обращено на вопросы для самопроверки и задания по анализу материалов, помещенных в приложениях. В то же время необходимо отметить, что большая часть материала ранее опубликованного пособия не потеряла своей актуальности. Это свидетельствует о стабильности тенденций развития социально-культурной работы за рубежом, что позволяет еще более четко их выделить.
Глава I. ПРОБЛЕМ ЗАПАДА Для того чтобы лучше понять сущность и основные тенденции социально-культурной деятельности за рубежом, необходимо в первую очередь рассмотреть такое характерное для зарубежной действительности явление, как социальная работа. Именно сквозь призму социальной работы хорошо видны и основные проблемы жизни современного западного общества, и та платформа, фундамент, на которых базируется социально-культурная сфера. Кроме того, как уже говорилось, в ряде случаев задачи учреждений и организаций социальной работы совпадают с целями и задачами учреждений и организаций социально-культурной и культурно-досуговой направленности. Они имеют и одно поле деятельности, и одинаковые объекты воздействия, особенно в тех случаях, когда речь идет о поддержке, работе с наименее защищенными в социальном плане категориями населения. Рис. 4. Соотношение сфер деятельности: социальная защита и социально-культурная деятельность Как уже говорилось, одна из задач социальной работы - довести до каждого гражданина все то, что ему положено по закону. И здесь речь идет не только о материальной или психологической помощи, а о предоставлении всего спектра социальных услуг, включая и социально-культурные. На рис.4 и 5 схематически определяется зона совместной деятельности работников социальной и социально-культурной сфер. Как увидим дальше, в ряде случаев трудно определить, где кончаются задачи одной службы и начинаются задачи другой.
Зона совместной деятельности социальных работников и работников культурно-досуговой сферы Социально-культурная деятельность Рис. 5. Соотношение сфер деятельности: Социальная работа и культурно-досуговая деятельность Глава П. СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. планирование и культурная политика» /В сб.: «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». М., 2002/. В частности: «В социальной сфере многие государственные учреждения и добровольные организации широко используют средства искусства. В тюрьмах пришли к выводу, что искусство является действенным средством перевоспитания и подготовки заключенных к нормальной жизни. Больницы заинтересовались положительным воздействием на пациентов концертов и художественных выставок в лечебных учреждениях. Благотворительные организации, которые занимаются уходом за престарелыми и пожилыми людьми, или работают с молодежью, очень много времени уделяют различной деятельности, связанной с искусством. Большая часть этой работы не афишируется, и поэтому о ней мало знают, как общество, так и те, кто формирует культурную политику (С. 105 - 106). От себя добавим: часто ведомственные барьеры не только затушевывают эту взаимосвязь, но и мешают достижению наивысшего результата в социокультурной сфере (путем взаимодействия). Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса»1. За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой. Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине. Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.)1. Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций2. В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук»3. Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тре- 1 Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом». - ' Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс». 2 См.: Кротова ЮН. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - Кстати, Дж. Дюмазедье ввел в научный оборот термин «социокультурная обусловленность» (1967 г.), что послужило основанием считать его родоначальником и понятия «социально-культурная деятельность» (см.: Там же. С.28). 3 Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом». - М., воги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта. Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рек-реационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран. §1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере ее финансирования. В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места. Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular1. Исходя из результатов исследования 1 См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М, 2002. -Вып. 7-8. С.5 - 7.
можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран: • изменение роли государства, которое отказывается от • утверждение некоммерческого сектора как истинного • особая форма приватизации в секторе культуры; • возрастание экономического фактора культуры; • возрастание роли регионального и локального факторов в • отход от элитарности, проявляющейся в поддержке раз При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации). Аналогичные данные содержатся в книге Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» (см. приложение 3). Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества. Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, - говорит С.Манди, - оказать поддержку, а затем отойти в сторону»1. Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого2. Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения. Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли (см. рис.6). Рис.6. Финансирование отрасли культуры Условные обозначения: А - государственно-бюджетный сектор; I - общенациональный уровень; Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распре-
1 Цитируем по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. - С.91. 2 См.: Там же. -С.93. 3 См.: Там же. -С.92.
делением средств ведают, как правило, министерства культуры, суще- Поскольку управление - это, прежде всего, распределение ре-ствующие под различными названиями в большинстве передовых сурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация стран мира (кроме США). На региональном уровне - соответствую, финансирования в сфере культуры2. Так, региональные и муници-щие органы управления. Основные средства на культуру и культурно- пальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расхо-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) д0В в Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреж- _ 54 %'. дения культуры имеют право предоставлять населению платные услу- Центральные органы управления оставляют за собой такие Общественно-добровольный сектор также действует на трех ние им необходимой информации (о проведении межрегиональных уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организа-социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится ция международного сотрудничества. передача части государственных функций управления общественным Таким образом, основная часть работы по организации досу- организациям. Это означает, что государство часть средств распреде- ГОво-рекреационной деятельности населения ложится на местные ор- Коммерческий сектор может работать на любом из трех уров- искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства, страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граж- Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотво- дан. рительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми сред- бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46, 6%), а ствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады от- дельных меценатов. дет на гастрольные спектакли Мариинского театра (г. С.-Петербург, Россия). См.: Культура. 2001. 15 ноября. СП. В США напрямую финансируются государственные программы типа - пс держка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алка лизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие ' По другим данным, региональные и местные бюджеты составляют в сред- Так, например, американский миллиардер кубинского происхождения Альбе Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт инду-то Вилар сделал дар в размере 50 млн. $, направленный на поддержку деятел стриалыю развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.66. ности Центра искусств им. Дж.Кеннеди в Вашингтоне. Часть этих средств по в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1, 8.государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме В финансировании сферы культуры из центральных бюджс Остановимся на некоторых других особенностях организации тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расхо- уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федераль- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 4256; Нарушение авторского права страницы