Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗОНЫ ДОСУГА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Проблемам, связанным с так называемыми искусственными зонами досуга, посвящена статья Кристофа Хеннига в еженедельнике «Цайт». Редакция представляет его как социолога и публициста, автора научных работ, путеводителей и выходящей в свет книги «Тяга к странствиям. Туристы, туризм и вакационная культура».... Вопрос о том, есть ли за искусственными зонами отдыха будущее, можно считать запоздалым. Им уже принадлежит настоящее. В Северной Америке, Европе и Японии ускоренными темпами строятся новые комплексы развлечений. Их преимущества очевидны. На малом пространстве в тематических парках сосредоточены всевозможные мировые достопримечательности. Без томительных железнодорожных переездов и ожиданий в аэропортах попадаешь в швейцарские шале, японские храмы и на арабские базары. На пляжах с искусственным отоплением можно круглый год фланировать под пальмами, забыв о капризах погоды... Компьютерные имитации - последний крик прекрасного нового вакационого мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф можно принять участие в виртуальных космических полетах и мотоциклетных гонках. Галерея игровых автоматов в Токио предлагает автогонки с «настоящими» проколами шин и скачки по пересеченной местности. К двухтысячному году в Японии будет создано пятьдесят электронных тематических парков. Означает ли подобное развитие индустрии досуга конец эпохи путешествий, который возвестил Клод Леви-Строс еще сорок лет назад? Быть может, нынешней культуре туризма, для которой, по мнению множества наблюдателей, характерны ограниченность и поверхностность, суждено перейти в стадию полной идиотии? Если верить дружному хору критиков, дальнейшее распространение искусствен- Выдержки из сб.: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб. Вып.2. - М.: Изд. - РГБ, 1998. - С. 119 - 124. ных вакационных зон равносильно духовной и психической катастрофе. Во время открытия «Евродиснейленда» режиссер Ариана Мнушкина говорила о «культурном Чернобыле», политик Жан-Пьер Шевенман - о «коллективной шизофрении». Атомная терминология и клинические диагнозы нередки и во многих немецких статьях на данную тему. Еженедельник «Штерн» писал об «отпуске в отделении реанимации», «Франкфуртер рундшау» сравнивала парки досуга с «термоядерными реакторами», где вместо ядерных элементов распадаются люди. «Франкфуртер альгемайне» предрекает момент, когда посетителям вакационных парков потребуются услуги психиатров. Откуда столь истеричный тон и едва прикрытая агрессивность? Слушая недовольных, можно вообразить, будто в синтетических зонах отдыха клиентов подвергают пыткам, а это отнюдь не соответствует действительности. Парки досуга во многом заслуживают критического отношения. Вызывают раздражение воплотившиеся в них расхожие представления о тропических странах и Диком Западе; тревожит вероятность экологического ущерба, сопряженного с реализацией столь крупных проектов. Но все это не оправдывает рассуждений о массовом бедствии. Бурные реакции имеют другие причины. Тематические парки касаются больного места современного туризма: проблемы подлинности туристического опыта. В данном случае «искусственность» противопоставляется предполагаемой аутентичности переживаний традиционного туриста. Неприятной особенностью тематических парков является довольно жесткая организация массового отдыха, не оставляющая места личной инициативе и игровому подходу к предлагаемой программе. «Каждый, кто надумает сделать что-нибудь по собственному почину в Евродиснейленде, сразу нарушает ход событий, - пишет журналист Франц Лерхенмюллер, - посетителям полагается глазеть, ездить, изумляться - больше от них ничего не ждут, да им и ждать больше нечего». Эти ограничения направлены в первую очередь против детей, которые одновременно являются главными адресатами парков досуга. А ведь дать свободу личным проявлениям не так уж трудно. И вообще
ПО она вполне реальна, идея экологически безвредного парка досуга, в котором есть чем заняться, кроме как глазеть и делать покупки. Приложение б1 СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ И ЕЕ НОВЫЕ СРЕДСТВА (из опыта работы в США) На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» все больше спорят о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в западных странах составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества. Помимо традиционных путей поддержки пенсионеров (материального, медицинского и т.п.) все более важной здесь становится социально-психологическая помощь, в частности в самоидентификации личности, которая часто теряется в быстро меняющихся условиях жизни и попадает в ловушки разного рода депрессий. Специалисты в области «терапии рекреацией» признают, в частности, что одним из средств такой терапии для каждого конкретного пожилого человека может стать обращение к кругу наиболее дорогих для его памяти предметов (вещей), особо хранящихся и заботливо им оберегаемых, проносимых сквозь годы, нередко передаваемых по наследству в качестве семейных реликвий. Особо сохраняемые вещи и имущество с их символическими значениями и ассоциациями могут помочь пожилым приспособиться к новой окружающей среде, стать своего рода «якорем», облегчающим адаптацию, обеспечивающим непрерывность времени, комфортность пребывания, чувство принадлежности и целостность интегрированной личности... 1 Выдержки из сб.: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб. - Вып.2. - М.: Изд. - РГБ, 1998. - С. 106 - 109. Исследования, касающиеся значения для пожилого человека особо дорогих вещей и имущества, позволили выявить, в частности, что наиболее важные для него предметы можно дифференцировать на те, которые олицетворяют какие-либо ценности, и те, которые служат достижению каких-либо целей или отражают самобытность личности... Интересно, что часто пожилые частично идентифицируют себя с наиболее дорогими для них вещами и имуществом. В таких случаях они даже затрудняются с различениями типа «я» и «мое». Исследователи пошли дальше и предположили, что при этом особо оберегаемые предметы у пожилых становятся частью и даже своего рода «расширением» «себя» на подсознательном уровне. Опыт изучения проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах для престарелых, показывает более высокую удовлетворенность жизнью у тех, кто хранит некоторые предметы и вещи (имущество). Среди вещей, сохраняемых особенно заботливо, в том числе семейных реликвий, обычно называют: фотографии, предметы религиозного культа и характера, драгоценности, имеющие символическое значение (фамильные драгоценности), предметы обихода и утвари. Обычно та или иная часть «особо оберегаемого имущества» имеет свое посвящение. Так, символические драгоценности почти всегда связываются с памятью о супруге, а фотографии - неизменно с детьми... ... Так, в одном из центров опеки стало традицией для каждого вновь приходящего приносить из дома какую-нибудь одну из особо дорогих для него вещей. Так, поступившая в этот центр 90-летняя еврейская вдова, которая жила с сыном и его семейством в большом столичном городе, принесла ритуальную молитвенную ткань своего мужа-раввина. Держа ткань у сердца, она предавалась успокаивавшим ее воспоминаниям о самых хороших периодах своей жизни. Воспоминания помогли ей сохранять и временную преемственность: «Я - жена раввина! И я, так же, как и он, помогаю другим людям». Данная вещь у вдовы сохранялась в память о муже и из ее потребности в самоидентификации....
Таким образом, не имея никаких готовых рецептов, специалисты по рекреационной терапии каждый раз находят новые творческие способы выведения пожилых пациентов из тяжелых состояний, их адаптации к жизненным условиям, ориентирования в окружающей среде и вовлечения в активные формы общей досуговой деятельности. Отдельные «особо оберегаемые» предметы используются во время терапевтического процесса планирования совместной деятельности пожилых людей, их активного отдыха, а также для оценки этого опыта. Апелляция к предметам помогает и во время общего юмористического расслабления, «терапевтического общения», терапии животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур. ОГЛАВЛЕНИЕ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1312; Нарушение авторского права страницы