Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этика Нового Завета и христианская этика как этика любви
Неизмеримое богатство христианских нравственных идей содержится в 27 книгах Нового завета. Наиболее значительны из них два круга источников: во-первых, так называемые синоптические Евангелия от Матфея, Марка и Луки; во-вторых, послания апостола Павла. Христианство возникло внутри иудаизма — из идеи о страдании и унижении как пути к спасению. Еврейские пророки, предвещавшие, что нарастание горя и бедствий завершится приходом машшиаха — божественного помазанника — с последующим избавлением, подготовили почву для явления Христа («Христос» — это перевод на греческий еврейского слова «машшиах» ). По своему нравственному пафосу христианство радикально отличалось от иудаизма и всех прочих религий универсальностью общечеловеческого содержания. Христианство начало учить о равенстве всех людей перед Богом, стало быть, и по отношению друг к другу. Опираясь на новое видение человека, апостол Павел прямо призывает любить чужеродцев как братьев по вере: «Братолюбие между вами да пребудет, страннолюбия не забывайте». Универсальность христианства обусловила поворот от ритуальности, сильно различающейся у разных народов, к собственно нравственному поведению , которое покоится на единых для всех людей устоях. Новая религия обратилась к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимал в иерархии низшие места — к чужакам, рабам и изгоям. Это был коренной переворот в понимании нравственности. Радикальная переоценка ценностей предлагает ориентацию на «нового человека». Вместо традиционной мудрости появляется совершенно новая добродетель — смиренномудрие — склонность почитать другого высшим себя. Этот переворот не был «восстанием рабов», как пытался уверить в конце XIX в. Ницше. Учение Христа — это выстраивание нравственной системы снизу и из глубины — от людей, обделенных обычными жизненными благами, но зато свободных от чрезмерной привязанности к ним. Христос со всей полнотой прочувствовал и осознал, что они — тоже люди, и нравственность должна выставлять свои обетования с расчетом на них. Сын Божий воплощает в себе всю полноту и божественной, и человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, т.е. страдать. Он тоже является сыном и поэтому может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. В христианстве нравственность понимается как встречное движение Бога и человека. Бог совершает— нисходящее движение, выход из своей божественной сущности к человеку, чтобы своими страданиями и смертью принять на себя грехи людей и вызвать у них духовный подъем, движение к Богу. Апостол Павел установил параллель между первородным грехом Адама, посредством коего все люди сделались причастными греху, и подвигом Христа — его добровольной смертью, через которую у людей появилась возможность приобщиться праведности и благодати. Нравственный идеал задается через слово Христа и его деяния: земную жизнь, смерть на кресте и воскресение. (Рим. 13, 8- Не повиновение закону и его педантичное исполнение, а любовь — вот этический пафос христианства. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле и начинается с чувства любви. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце верующего. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Эта христианская любовь — братское чувство, равно распространяющееся на всех людей, независимо от их этнической принадлежности и социального статуса. Любви подчинены две другие высшие христианские ценности: вера и надежда . Точнее сказать, эти три добродетели вместе составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь не возможны без веры во Христа как победителя мира. На любви основаны положительные добродетели христианства, занимающие важное место в системе нравственности. « А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» — ибо перед богом все равны. Если ветхозаветная этика была этикой талиона, справедливости, понятой как равное воздаяние, то христианство становится этикой благодати или милости, даруемой каждому человеку просто потому, что он человек. Негативные добродетели вытекают из христианского понимания отношения человека к миру, к посюсторонней жизни. С точки зрения христиан, целью жизни должно быть не земное благополучие, а спасение души для жизни потусторонней и вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального — греха, и физического — страданий и смерти. Земная жизнь рассматривается только как подготовительная ступень к переходу в вечность. Нравственный идеал — это соединение несоединимого. Неоценимым достоинством христианской нравственной системы является ее антиномичность. С одной стороны, Евангелие призывает к аскетическому отвержению мира и естественных привязанностей:. С другой стороны, заповедь любви к ближнему и забота о грешниках, каковые ведь тоже составляют часть «мира сего». Подлинная нравственность вмещает в себя и ту, и другую стороны. Она зовет одновременно и ввысь и вглубь, потому что Царство Божие находится и за пределами мира, и в человеческой душе. Одной из важнейших идей, унаследованных из Нового завета составляет любовь к Богу и людям.
27. Этика античности (Этика Сократа и Платона). Античная этика Самостоятельной формой культуры этика стала только в Древней Греции„ В античном обществе этическая мысль приобрела качественное своеобразие и как часть философии активно включилась в процесс формирования человека. Политический демократизм эллинской культуры оказался плодотворной почвой для свободного самоопределения человеческого духа. Человеческий дух — подлинная основа нравственности — сместил фокус своего внимания с внешнего мира на себя. Этика ведь и является самоотражением деятельного духа, теоретической формой самосознания нравственности. Предметом античной этики является этос, понимаемый как определенное сочетание добродетелей и пороков, положительных и отрицательных качеств человека. Сократ (469-399). Сократовская философия по праву считается первой последовательной формой этического рационализма. Добродетель понимается как положительное состояние человека, как благо, воплощенное в нем. Важнейшим, а может быть, и единственным путем обучения добродетели является познание самого себя. Сократ отождествил понимание того, что такое добродетель, с обладанием этой добродетелью. Он представил дело так, будто человек, знающий сущность справедливости, мужества и воздержанности, уже благодаря одному этому является справедливым, мужественным и воздержанным. Сущность сократовской этики сводится к четырем ключевым положениям: · добродетель есть знание; · только справедливый человек может быть по-настоящему счастлив; · самопознание является высшей задачей человека; · самосовершенствование важнее всякой заботы о внешних благах. К этим положениям для полноты картины следует добавить также, что Добродетель человека представляет собой систему взаимосвязанных качеств: мудрости, мужества, справедливости, благочестия и рассудительности. Мудрость — это знание самого себя, вплоть до последних оснований блага и зла; мужество — способность противостоять страху; рассудительность — умение находить меру в отношении собственных страстей, господствовать над ними; справедливость — понимание как обходиться с людьми в полисе; благочестие — должное отношение к богам. Вот, собственно, круг основных отношений в античной нравственности. Прежде чем управлять государством и уговаривать других с помощью красноречия, надо выяснить, в чем состоит добро и зло. Сократ, связывая справедливость с деятельностью правителя, считал, что она выражается в готовности заботиться о благе подданных, а не о своем собственном благе. Справедливо в целом такое положение, при котором лучшее управляет худшим, более совершенное менее совершенным. Так понимаемую справедливость Сократ считает непременным условием счастья. Несправедливость же разрушительна не только для тех, против кого она направлена, но и для творящего ее — для последнего даже в большей степени. По заключению Сократа, лучше терпеть несправедливость, чем творить ее. Коренное преимущество справедливости Сократ усматривает в том, что она вносит во всякое целое единодушие и дружбу, тогда как несправедливость непременно ведет к развалу. Платон и неоплатонизм. В этике самого великого из сократовских учеников Платона (427-347) центральное место занимает учение о благе. Благо — это то, к чему стремится всякая вещь и что делает ее хорошей. Человек добродетелен ровно настолько, насколько он устремлен от единичного, изменяющегося и преходящего к общему, неизменному и вечному. Если отличие богов от людей в том, что они бессмертны, то добродетель ведет от человека к богу. Платон дал учению о добродетели человека прочную онтологическую и психологическую основу. Онтологической (т.е. бытийной) основой является причастность души истинно сущему бытню: миру идей, в том числе идеям Блага, Истины, Красоты. Согласно платоновской психологии, тремя важнейшими способностями души являются вожделение, страсть и словесное мышление. Наиболее примитивно вожделение — ощущение пустоты в себе и стремление ее наполнить. Таковы голод и жажда , а также низменное половое влечение , которое направлено на то, чтобы «покрыть и оплодотворить». Что касается страсти, то предметом античной этики является этос, понимаемый как определенное сочетание добродетелей и пороков, положительных и отрицательных качеств человека. Платон связывает страсть с гневом и яростью, подразумевая здесь способность остро воспринимать, проворно преследовать и упорно сражаться. Речь, стало быть, идет не о желании вообще, а о желании нападать, сражаться, побеждать и господствовать. Иными словами, в человеке присутствуют некоторые свойства хищного животного. Третья душевная способность, именуемая многозначным словом «логос», тоже не лишена стремления, но она — особое, свойственное только людям и богам стремление к истине. В зависимости от преобладания того или иного вида души существуют три породы людей: золотая, серебряная и медная или железная. Душевное золото отождествляется с мудростью . Серебро души порождает мужество . Его обладателям подобает быть воинами. Душа медного или железного состава жаждет телесных удовольствий и богатства. Что-нибудь стоящее из нее получится, если ее вожделения будут укрощены добродетелью рассудительности . Человеческую порочность он объясняет разнузданностью какого-либо из двух низших видов души. Неподвластная логосу страсть проявляет пороки хищнического типа: несправедливость, жестокость, властолюбие. Души таких людей после смерти перейдут в породу волков, ястребов и коршунов. Неукрощенное вожделение выражается в чревоугодии, беспутстве и пьянстве, обеспечивая своему носителю новое рождение в облике осла или иного нехищного животного. Душа «чистого золота», увлекаемая любовным порывом к благу, может вернуться на свою занебесную родину через ряд перерождений. В таком распределении ролей и судеб Платон усматривал высшую космическую справедливость. Земная справедливость состоит в том, чтобы каждый занимал в государстве то место, к которому его предназначила порода. Подобная справедливость возможна только в идеальном аристократическом государстве. В тимократии , где правителями становятся на основе военных заслуг, господствуют властолюбие и честолюбие. В олигархии , где властвуют богатые, самыми распространенными качествами становятся стяжательство и корыстолюбие. В демократии снимаются всякие сословные различия, и граждане устраивают жизнь по собственному вкусу, лишая ее порядка и гармонии. В самой худшей государственной системе — тирании — устанавливается поголовное рабство, подданные превращаются в жалких трусов, а у правителей высвобождаются звероподобные влечения. У своих истоков античная этика носила эвдемонистический характер, тесно связывая добродетель и земное счастье (эвдемонию). Платон вводит мотив бегства от мира, в котором зло окружает человека со всех сторон. Таким бегством является «теосис» — уподобление богу. У неоплатоников Плотина, Порфирия, Прокла и др. (III—VI вв.) центр внимания переносится с полиса на внутренний мир человека, на восхождение души к Единому как высшему благу. Это восхождение есть именно бегство от мирского зла, мистический уход в себя. Сообразно ступеням восхождения или самоуглубления выстраивается иерархия добродетелей. В основании иерархии находятся практические или политические добродетели, наличие которых необходимо для жизни в государстве. Одной ступенью выше располагаются катартические добродетели, которые направлены на переход от телесной жизни к душевной. Третью ступень образуют теоретические (созерцательные) добродетели, которые позволяют подняться от души к уму через созерцание идей. На последней, четвертой ступени находятся мистические добродетели, благодаря которым совершается переход от ума к Единому, экстатическое слияние с ним. Человек становится не только подобным богу, но самим богом, открывает тайну божественного света в самом себе. Высший принцип плотиновской этики звучит так: «Очищай и формируй себя, пока не станешь достойным вместилищем божественного блеска». В экстазе человек созерцает бога и себя, ставшего богом. Стремление человеческой души к единению проявляется как эрос. Человек, созерцающий божественную красоту, забывает о чарах искусства и земной любви. Он впадает в священное безумие, в котором устранены преграды между его умом и Единым, испытывая блаженство, выше коего быть ничего не может. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы