Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монизм и плюрализм в этике Нового времени.



В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с теоцентризмана антро­поцентризм .

Наибольшее теоре­тическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между:

1) монизмом и плюрализмом,

2) рационализмом и эмпиризмом,

3) натурализмом и антинатурализмом и т.д.

 

Размежевание этических систем начинается с онтологии — учения о бытии. Самым последовательным защитником монистической линии оказался Б. Спиноза (1632-1677). В дальнейшем ее продолжили Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Э. фон Гартман, Г. Лотце и др. В России фундамент монистической этики был заложен «философией всеединства» B.C. Соловьева. Нравственные отношения между людьми толкуются в мо­нистической этике как безусловное подчинение отдельных лиц «субстанции», «абсолютной идее», «мировой воле» или «Всеединому».

Самым совершенным чувством, с его точки зрения, является «интеллектуальная любовь к Богу», которая «со­ставляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя». По сути своей это даже не чувство, а разум­ное стремление к единению со всем сущим. Высший принцип спинозовской этики рекомендует: «Не смеяться, не плакать, а понимать», т.е. подчинять все страсти разуму.

Понятия о хорошем и дурном возникают только в человеческом уме вслед­ствие его ограниченности и неспособности охватить все в целом. Спиноза считает дурными и вредны­ми не только от­рицательные чувства ненависти и презрения, но и собственно нравственные чувства: угрызения совести, раскаяние, честь и стыд, ибо они характеризуются не ак­тивным отношением к жизни, а пассивным.

Корифей русской нравственной философии B.C. Соло­вьев говорил, что добро — это направление, в котором Абсолют (Бог) развивается в мире: в природе и истории. В челове­ке добро проявляется трояко, в зависимости от того, куда направлено отношение. В отношении к тому, что ниже че­ловека, оно принимает облик стыда, к тому, что равно ему, — жалости ; к тому, что выше его, — благоговения . Общим чувством, выражающим все эти виды отношений, является любовь как отрицание себя ради другого или ут­верждение себя в другом.

Как целое монистическая этика характеризуется тем, что ставит ценность единства или «соборности» (говоря языком православия) на порядок выше ценностей са­мостоятельности и свободы.

Онтологическим фундаментом плюралистической этики (от лат. pluralis — «множественный») стало учение Г.В. Лейб­ница о монадах — духовных единицах, которые в совокуп­ности образуют мироздание. В полной мере его мо­надологию использовали И. Кант в учении о нравственной автономии личности и самоценности человека, а также И.Ф. Гербарт, который, основываясь на идее множества «ре­алий» — простых нематериальных сущностей, стремящих­ся к сохранению собственного своеобразия, — понимал нравственность как взаимодействие уникальных человече­ских индивидуальностей. Идея множества свободных субъ­ектов ставит во главу угла этики понятие человеческого достоинства. Дальнейшее развитие плюралистическая ли­ния получила, во-первых, в индивидуализме М. Штирнера и Ф. Ницше; во-вторых, в этике диалога, основание которой заложил Л. Фейербах своим учением о «Я» и «Ты».

Наиболее резко плюралистический подход выражен в экзис­тенциалистской этике. Существование человека радикаль­но отличается от бытия любой вещи осознанием собст­венной конечности, смертности. Сокровенное человече­ское «Я» стремится не просто быть, но быть самим собой, освободиться от тех неподлинных форм, которые ему на­вязывает животная природа и общество, стригущее всех под одну гребенку. В своей глубинной основе нравствен­ность совпадает со свободой как отрицанием всякого внеш­него и внутреннего диктата, бунтом против всего, что свя­зывает и ограничивает человеческую индивидуальность.

Рубеж прошлого и нынешнего столетий характеризуется нарастанием плюралистических ориентации в этике, ко­торые особенно заметны в постмодернизме.

Этический рационализм и эмпиризм.

В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с теоцентризмана антро­поцентризм .

Наибольшее теоре­тическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между:

1) монизмом и плюрализмом,

2) рационализмом и эмпиризмом,

3) натурализмом и антинатурализмом и т.д.

В теории познания нового времени движение мысли определяла борьба меж­ду рационализмом (от лат. ratio — «разум») и эмпириз­мом (от греч. слова— «опыт»). Ра­ционалистическая линия в этике, представленная Р. Декартом, Б. Спинозой, Н. Мальбраншем, А. Гейлинксом и др., сделала акцент на общезначимости нравственных требований и внеопытном их происхождении. Подлинно моральные поступки люди совершают только тогда, когда они руководствуются разумными правилами, так называ­емыми «принципами» и «максимами». Ключевые мораль­ные понятия и суждения заложены в Божественном и че­ловеческом разуме как врожденные идеи или предраспо­ложенность к образованию подобных идей. Рационалисты считали разум источником доб­родетелей, а возникновение страстей и пороков связыва­ли с деятельностью воображения.

Эмпиризм Ф. Бекона, Т. Гиббса, Д. Юма и др. взял курс на вы­ведение морали (правил и принципов поведения, основ­ных добродетелей и пороков, понятий о смысле жизни и идеале) из природы человека, раскрывающейся в опы­те повседневной жизни . Шотландский философ Д. Юм. в книге «Трактат о человеческой природе» высказал тезис о том, что из того, что «есть», никаки­ми логическими средствами нельзя вывести то, что «должно быть». Задача этики — не выведение разум­ных, общезначимых правил поведения, а анализ челове­ческих эмоций и чувств. Коренное положительное чувство в отношении к себе — гордость, в отношении к другому — любовь. Соответственно, ос­новными отрицательными чувствами будут униженность и ненависть . Из этой « тетрады » чувств происходит весь остальной спектр положительных и отрицательных нрав­ственных переживаний. Положительные чувства в мора­ли играют более важную роль, чем отрицательные. Мораль в целом вырастает из симпатии — естественной склонно­сти человека делать переживания других людей своими собственными переживаниями.

В XIX в. методология этического эмпиризма развивалась в утилитаризме и эволюционной этике Г. Спенсера. Идеи эволюционной этики были популярны и в XX в. (Дж. Хак­сли и др.). Логический и лингвистический анализ основ­ных моральных чувств и соответствующих им терминов стал предметом эмотивизма — этической разновиднос­ти неопозитивизма (А. Айер, Ч. Стивенсон и др.). Мораль как результат взаимодействия сознательных и бессоз­нательных структур личности стала предметом рассмо­трения в психоанализе 3. Фрейда и его последователей: К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни и др.

Натурализм и антинатурализм.

В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с теоцентризмана антро­поцентризм .

Наибольшее теоре­тическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между:

1) монизмом и плюрализмом,

2) рационализмом и эмпиризмом,

3) натурализмом и антинатурализмом и т.д.

В плоскости антрополо­гии — учения о человеке — наибольшее значение для этики приобрел вопрос о взаимосвязи морали и врожден­ных качеств человека.

В христианстве она стави­лась как проблема соотношения Божественной благода­ти и свободного произволения человека.

Натурализм

Натуралисты трактовали мораль как продукт человеческой природы, выражение ее фундаментальных свойств. Наиболее по­следовательным защитником этой позиции оказался фран­цузский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По его ос­новной посылке, человек рождается свободным и предрас­положенным к добру. Основанием добра в человеческой природе выступает любовь к самому себе и другим лю­дям. Из любви к другим людям вырастают сострадание, жа­лость, милосердие, альтруизм как готовность к самопо­жертвованию. Врожденным является голос совести, бе­зошибочно указывающий человеку на то зло, которое он причинил другим. Рабство и порочность в общественной жизни возникают из-за непрерывно продолжающегося грехопадения — введения общественного неравенст­ва и государственно-правовых средств его защит ы. Не­равенство побуждает людей соперничать друг с другом и превращает их во врагов.

Восстанавливая в правах киническую этику, Руссо попытал­ся показать разрушительное воздействие на нравы и госу­дарства, и науки, и искусства, т.е., всего того, что имену­ется цивилизацией и культурой. Культура распространя­ет среди людей лицемерие, побуждая их надевать маски. Лю­ди, развив свой ум и чувственность, окунулисьизвращенность, рабское служение страстям и многочис­ленные пороки. Парадоксальный вывод Руссо утверждает, что степень просвещенности и культуры обратно про­порциональна нравственному совершенству. В России близкую позицию занимали Л.Н. Толстой и его последователи-«толстовцы», взявшие курс на «нравственное опро­щение». Но такая позиция не только утопична и реакци­онна.

Антинатурализм

На противоположном полюсе находилась точка зрения, за­щищаемая в эпоху Возрождения Н. Макиавелли, а после него Гоббсом (1588-1679). Естественное состояние че­ловека, с этой точки зрения, находится на максимальном удалении от нравственности. Лучшей, самой емкой харак­теристикой природных отношений между людьми являет­ся афоризм римского комедиографа Плавта: «Человек че­ловеку — волк». Ребенок, если не дать ему то, чего он захотел, плачет, сердится. В принципе таким же, по Гоббсу, является и поведение дикарей, не знающих государственного устройства и за­конов. По своей природе человек стремится к выгоде и почету, а любовь и другие нравственные чув­ства возникают только благодаря образованию различных сообществ и воспитанию . Нравственность во всех своих проявлениях выступает искусственным продуктом. Условие ее возможности составляет договор между людьми . Для заключения подобного договора необходим язык как элементарная знаковая система. Договор создает в отно­шениях между людьми заведомое неравенство, так как он основан на отказе участников от существенной части сво­их прав. Вместо естественной свободы действий устанавливаются обязательные ограничения, из которых постепенно и вырастает мораль.

Основой, на которой покоятся эти ограничения, является разумное представление о том, что исходное благо для людей — мир, а коренное зло — война . Для реализации стремления к миру необходимо придерживаться согла­шений. Это есть, собственно говоря, первая нравственная норма. Мораль начинается с верности данному обе­щанию, с отказа от обмана. Ее первым понятием явля­ется справедливость, а общим принципом, охватываю­щим все ее содержание, — «золотое правило нравст­венности» («не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»).

Особый смысл антинатуралистическому пониманию нрав­ственности придал в конце XIX в. Ф. Ницше. Искусствен­ность морали он истолковал как причину ее пагубности для жизни. Идея общественного договора превратилась у него в идею « заговора ». В духе греческих софистов Ниц­ше усмотрел в моральных ограничениях средство обузда­ния здоровой человеческой природы, которым хитро вос­пользовались люди выродившиеся, больные и слабые. «Во­ля к власти » — неотъемлемое свойство всякой жизни — в них подавлена и замещена— бессильной завистью, тайной ненавистью неудачников к людям сильным и счастливым. Не будучи в состоянии одержать победу в открытой жизненной борь­бе, люди с рабскими душами тайным соглашением приня­ли и навязали всем правила игры, которые выгодны толь­ко для них и вредны для «расы господ». Таким образом возникла сначала рационалистическая этика Сократа, а по­том и христианское учение о нравственности. Подлинная нравственность, как заявлял Ницше, должна быть не чело­веческой, а «сверхчеловеческой» и пониматься «по ту сторону добра и зла». В XX в. договорно-искусственное про­исхождение нравственности отстаивала фрейдистская эти­ка, прежде всего, сам основатель психоанализа.

Супранатуралитическая этика

Особняком по отношению к дилемме натурализма и анти­натурализма стоит супранатуралитическая этика, которая выводит мораль из сверхъестественного источника. В раз­личных вариантах теономной этики (неотомизм, неопро­тестантизм и т.д.) акцентируется либо благодатный харак­тер нравственных качеств, либо личные заслуги человека в исполнении Божественных заповедей.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь