Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Личность Тредиаковского и его языковые взгляды. Полемика Тредиаковского и Ломоносова.
Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык иноземными словами, которыми без разбору начиняли речь представители господствующих сословий, а также и наиболее просвещенные люди того времени. Белинский весь указанный период времени называл " ломоносовским", видя в М.В. Ломоносове наиболее полного выразителя характерных настроений и потребностей эпохи. В отличие от своих главных оппонентов среди филологов - Сумарокова и Тредиаковского, обращение Ломоносова к словесности носило более непосредственный, восторженный и менее затемненный книжной ученостью характер. Ломоносов лучше своих знатных противников чувствовал необходимость отстаивать чисто русские традиции в языке и искать наиболее адекватные способы развития языка сообразуясь с потребностями той эпохи. Только Ломоносов смог с наибольшей полнотой провести реформу русского стихосложения, обосновать значение различных литературных стилей на основании выдвинутых им эстетических принципов. В 1750-х годах началась полемика между тремя главными создателями теоретической системы русского классицизма о том, какой стиль предпочтительно развивать в литературе. Тредиаковский вместе с Ломоносовым был за " высокий" стиль, но (справедливо) критиковал Ломоносова за утверждение ямба в качестве наиболее естественного размера для этого стиля. Сумароков, придирчиво разбирая оды Ломоносова и едко высмеивая критические замечания Тредиаковского, указывал (в работе " Некоторые строфы двух авторов" ), что " словогромкая ода к чести автора служить не может". Выделив в словарном составе русского литературного языка несколько родов " речений", различных как по своему происхождению, так и по качественной характеристике (" вразумительность", распространение, грубость и т.д.), Ломоносов пытается установить пропорцию и соотношение этих основных элементов речи в различных родах литературы. На таком понимании основано учение Ломоносова о " трех штилях", изложенное им в статье " О пользе книг церковных в русском языке", которую он приложил к собранию своих сочинений в 1757 году. В зависимости от того, в какой степени указанные элементы присутствуют в литературной речи, Ломоносов устанавливает наличие трех главных стилей - " высокого", " посредственного" и " низкого". Он указывает на практическую необходимость или пригодность каждого из этих стилей в том или ином жанре (роде поэзии или вообще письменной и ораторской речи). Высокий стиль образуется преимущественно " из речений славенороссийских; то есть употребительных в обеих наречиях и из славенских россиянам вразумительных и не весьма обветшалых" - героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях. Средний стиль складывается из " речений больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские, в высоком стиле употребительные, однако с великою осторожностию - соблюдать в нем " всевозможную ровность" - все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия, стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегии". Низкий стиль принимает речения " третьего рода" (т.е. тех, которых нет в церковнославянском языке) в смеси со средними - комедии, эпиграммы, песни, а в прозе дружеские письма, описания обыкновенных дел и т.п. Положительный момент, способствующий стабилизации лексического состава языка на огромной территории России, Ломоносов твердо указывал дальнейший путь развития русского языка на основании его " природных свойств". Еще в первой редакции своей " Риторики" (1744 год), Ломоносов советовал " убегать старых и неупотребительных речений, которых народ не разумеет, но при том не оставлять оных, которые хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знаменование их народу известно." Ломоносов-поэт известен прежде всего как автор од, приверженец высокого стиля. В статье " О стопосложении" Сумароков сетует на то, что Ломоносов не был силен в " среднем" стиле, поскольку не знал " чистоту московского произношения. Местоимения включил он в частицы речений, а некоторые наречия во предлоги. В статье " Критика на оду" Сумароков чрезвычайно придирчиво и субъективно разбирает оды Ломоносова. Стал хрестоматийным его укор: " Градов ограда сказать не можно". Василий Кириллович Тредиаковский - выдающийся русский ученый и поэт XVIII века. В 1733 году его принимает на службу Академия наук с обязательством " вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся". В то же время Тредиаковский сочинял торжественные речи и стихи. Это были оды на восшествие на престол, на бракосочетания, на победы, на назначение нового президента Академии и т. д. Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Поэзия XVI - начала XVII строилась на силлабической основе, Т.е. ударения в стихе не были упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришел в Россию из Польши. В 1735 Тредиаковский издал «Новый И краткий способ к сложению стихов Российских». В этой работе он ввел понятие стихотворной стопы, а на её основе - понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея. В своем труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, элегии, оды и пр. Реформа стихосложения, которую разрабатывал Тредиаковский, во многом определила дальнейшее развитие русской поэзии. Однако Тредиаковский был непоследователен, и его реформа была завершена Ломоносовым. В 1748 году был опубликован " Разговор об ортографии" - первый в русской науке опыт изучения фонетического строя русской речи. Правописание Тредиаковского, изложенное им в данной работе, отличалось от общепринятого в то время главным образом исключением некоторых букв и некоторыми особенностями правописания. Например, сокращение прилагательных: Тамо находятся все птицы злопророчны, Там плавают лебеди весьма диким точны, И чрез свои печальны песни инегласны Плачут о любовниках, которы бесчастны. Тогда же Тредиаковский высказал мысль о необходимости фонетического письма: " Писать так надлежит, как звон требует", - мысль, которая занимает филологов и педагогов до сих пор. Лингвистические взгляды Тредиаковского нашли своё отражение в его творчестве. Для его стиля характерны сокращения слов ( «что либ» вместо «что либо»; «зерцая» вместо «созерцая»). Поэтическое творчество Тредиаковского оценивалось негативно, как современниками, так и потомками; в XIX веке его имя стало нарицательным для обозначения бездарных стихотворцев. Тредиаковский полемизирует с Ломоносовым по другому поводу. Его более заботят технические проблемы высокого стиля. Он указывают на неправомерность закрепления за тем или иным стихотворным размером громкой или нежной тональности. Сумароков весьма едко отзывается о Тредиаковском как поэте и критике, критикуя его в свою очередь вместе с Ломоносовым то за излишнюю книжность и тяжеловесность, то за неграмотное стопосложение. С одной стороны Ломоносов как выходец из простого народа, казалось бы, более тяготеет к демократическим проявлениям в языке, отстаивает самобытность русского языка, и вместе с тем, пишет оды в высоком стиле, загрязняет по мнению Сумарокова народный язык неправильным употреблением слов. С другой стороны выходец из дворян Сумароков, защищая демократичный " средний" стиль предвосхищает потребности уже XIX века. Именно Ломоносов дал теоретическое понятие о среднем стиле. Оды Ломоносова неизбежно должны были соответствовать атмосфере придворных празднеств, для которых они и предназначались. В этих одах художественными средствами создавался апофеоз русской монархии. Пушкин назвал оды Ломоносова " должностными", поскольку поднесение и опубликование этих од носило официальный характер, а за политическое их содержание отвечала Академия наук. Пушкин и Белинский осуждали его одический стиль, как далекий народу и чуждый жизненной правде, иногда смыкаясь в этой критике с Сумароковым. Тредиаковский считал ямб непригодным для рус.яз. Предлагал поменять систему ударения (латин.система не подходила для рус.яз., где ударение силовое) 3 этапа стихотворства: 1)языческий (народное поэтическое творчество) 2) 17- н.18 в. (силлабическая система) 3)лабтоническая система Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы