Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стилистические ресурсы синтаксиса
§ 105. Синтаксис (как и морфология) в отличие от лексики и фразеологии не обладает ни столь четкой стилевой окраской своих единиц, ни строгой функциональной их прикрепленное- тью к определенным речевым сферам. Действительно, тот или иной тип предложения, конструкция, оборот обычно используются в самых различных речевых сферах, являясь общеязыковыми средствами. Здесь можно говорить лишь о некоторых ограничениях в употреблении отдельных конструкций, оборотов в той или иной речевой разновидности, но не о связанности их с определенным функциональным стилем. (Более существенные различия обнаруживаются лишь в устно-разговорной речи по сравнению с книжно-письменной в целом. См.: Сиро- тинина О.Б. Русская разговорная речь. М., 1973; Она же. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи? М., 1996). Поэтому о грамматике, в том числе в известной сгепени о синтаксисе, распространено мнение как о языковом уровне, единицы которого не обладают постоянными стилевыми окрасками. И вместе с тем справедливо считается, что именно синтаксис таит в себе огромные стилистические возможности, которые заключаются преимущественно в его способности передавать тончайшие оттенки мысли. Однако проблема границ семантики и стилистики почти совершенно не изучена. Если ограничить стилистику областью собственно стилистических значений и окрасок и отличать ее от ортологии, то нестилистической придется признать сферу смысловых оттенков синтаксических единиц (идеографические синонимы), тем более, что действительная взаимозаменяемость здесь весьма ограничена. Этот вопрос остается дискуссионным. Конечно, не относятся к стилистическим такие синтаксические явления, как варианты согласования сказуемого с подлежащим (при собирательном существительном, количественно-именном сочетании и др.), управление при синонимических словах, управление при однородных членах предложения, нормы употребления причастных и деепричастных оборотов и мн. др., обычно фигурирующие в пособиях по практической стилистике. Точность и ясность выражения на синтаксическом уровне в силу своей всеобщности, общеобязательности для всякого высказывания являются не стилевыми, а общенормативными речевыми чертами. (Иное дело функционально-стилевые «варианты» точности, о которых говорилось выше, в соответствующей главе.) Между тем многие средства синтаксиса отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью и, следовательно, стилистической значимостью, например: предложения, различные по цели высказывания (побудительные, восклицательные, нередко вопросительные); многие случаи неполных и односоставных предложений; ряд явлений порядка слов; случаи использования однородных членов предложения, обособленных оборотов, видов бессоюзных предложений; приемы использования прямой речи; период; парцелляция; наконец, явления так называемого поэтического синтаксиса (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и т.д.) и др. Также безусловными стилистическими средствами в синтаксисе являются функционально ограниченные и тем самым окрашенные синтаксические единицы. Например, причастные и деепричастные обороты, некоторые виды связок сказуемого, ряд от- именных предлогов и союзов характерны для книжной речи, и употребление их привносит в высказывание книжный колорит, а многие эллиптические конструкции, инфинитивные и безличные предложения, сказуемые, выраженные междометиями, инфинитивом, присоединительные связи, многие союзы употребительны преимущественно в разговорно-бытовой речи. Явления же так называемого поэтического синтаксиса и ряд других синтаксических средств (приемы использования порядка слов, однородных членов предложения, построение периода и др.) употребительны почти исключительно в художественной речи, типичны для нее и несут на себе «стилистическую печать» этой речевой разновидности. Некоторые из указанных средств характерны и для публицистической, и церковно-религиозной речи. Можно указать и такие синтаксические явления, которые хотя и не несут на себе определенной «стилистической печати», однако широко используются лишь в одном-двух функциональных стилях и не типичны для других. Например, сложноподчиненные и усложненные предложения или простые нераспространенные обладают повышенной частотностью в одних стилях и пониженной — в других. Однако во всех этих случаях следует учитывать конкретный вид и организацию предложения, его лексическое и морфологическое наполнение. Поэтому такая функциональная характерность оказывается в достаточной степени условной. По этой же причине нельзя сказать, например, что сложноподчиненные предложения в отличие от сложносочиненных или простых обладают окраской книжной, или научной, или официально-деловой речи, так как в конечном счете этот тип предложений используется во всех видах речи, хотя и не с одинаковой частотой. Говоря о синтаксических средствах различных функциональных стилей, или, иначе, об отношении синтаксических средств к функциональным стилям, следует иметь в виду частоту употребления тех или иных синтаксических единиц в разных стилях (а также, конечно, и конструкции, стилистически окрашенные) и их достаточно устойчивую здесь специализацию. Строй простого предложения § 106. В простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены средства выражения членов предложения, особые случаи использования однородных членов предложения, средства связи членов предложения, стилистически значимые разновидности простых предложений, порядок слов и некоторые другие. Этим явлениям свойственна богатая синонимия, в том числе стилистическая. Так, сказуемые осложненной формы, выраженные фразеологизированными глагольно-именными сочетаниями, типичны для книжной (научной и деловой, отчасти публицистической) речи; параллельными им оказываются глагольные простые сказуемые, характерные для разговорной и художественной речи: принимать участие — участвовать, вести борьбу — бороться, оказывать помощь — помогать, проявлять интерес — интересоваться, питать надежду — надеяться, производить осмотр — осматривать (первые варианты книжные). Книжной речи свойственны случаи расщепления сказуемого, которые отяжеляют выражение и усугубляют именной характер высказывания. Они несут на себе печать канцелярского стиля: дальше следует перечисление (вместо дальше перечисляется)', имеет место отсутствие, неявка (вместо отсутствовали, не явились); использовать применение (вместо применять) и т.п. Это явление известно и научной речи, в которую оно, по-видимому, проникает из официально-деловой в результате взаимодействия стилей. Яркий разговорный характер имеют формы простого глагольного сказуемого, выраженные инфинитивом (ср.: нейтральное Она опять стала кричать и разговорное Она опять кричать), междометием (А он бац на землю), повторением сказуемого (Ехали мы, ехали, а все еще далеко', И делать не делает, а время тянет). Все эти виды выражения сказуемого, как и предложения в целом, весьма экспрессивны. Среди стилистико-семантических явлений, связанных с формами выражения сказуемого, можно отметить также синонимию связок (быть, являться, стать, становиться, оказываться, делаться, оставаться) и синонимию падежных форм в именной части составного сказуемого (был свой человек — был своим человеком). При этом следует иметь в виду, что глаголы, выступающие в роли связки, обычно вносят в предложение различные семантические оттенки: проявление, обнаружение признака (быть), возникновение признака (стать), сохранение прежнего признака, состояния (оставаться) и т.д. Однородные члены предложения могут соединяться союзами и без союзов; могут быть расположены парами и т.д., что создает возможности их стилистического использования. Писатели и публицисты употребляют их в различных стилистических функциях: от изобразительно-динамической или торжествен- но-приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве однородных членов несоединимых, разнородных понятий). Использование однородных членов — явление книжнописьменной речи, разговорной оно не свойственно. Помимо художественной речи, однородные члены широко употребляются в научной, особенно в описаниях свойств явлений и предметов, а также в официально-деловой. В последней они имеют и специальное оформление в виде перечисления с использованием нумерации. Усилению экспрессивности при однородных членах способствуют: повторяющийся союз и в усилительной роли, а также союз ни — ни, союз да (в основном в художественной речи: Здравствуй, солнце да утро веселое! — Никитин). В научной речи широко используется соединительный союз как... так и, в научной и отчасти в публицистической речи — противительные союзы не только... но и, не столько... сколько. Из двух противительных союзов но и а первому свойствен оттенок книжной, второму — разговорной речи; разговорный характер имеет в функции соединительного или противительного союз да. § 107. Далеко не все вариантные случаи согласования и управления оказываются стилистически значимыми, многие из них лишь ортологические (нормативно-языковые), хотя они приводятся в пособиях по стилистике. Стилистическими в области управления являются, например, уже отмеченные в разделе морфологии синонимические параллели предложного и беспредложного управления, вместе с тем отличающиеся и оттенками смысла: принес брату — для брата; гулять вечерами — по вечерам; ехать поездом — на поезде', нужный многим — для многих. Сюда относится и так называемое нанизывание (или цепь) падежей, в частности родительного. Это явление, нередко затрудняющее общение (почему его и рекомендуется избегать), оказывается, однако, весьма характерным и, в общем, нормативным для научной и официально-деловой речи (за исключением, конечно, некоторых случаев злоупотребления). Оно здесь даже неизбежно и закономерно по следующим причинам. Названные сферы общения оперируют сложными понятиями, нередко выражаемыми сложными же терминами — словосочетаниями из двух-трех слов. В случаях необходимости использования таких терминов в родительном падеже и тем более объединения двух понятий неизбежно получается цепь родительных падежей. Замена же терминов местоимениями и существительны- ми-синонимами в научной и официально-деловой речи нежелательна в связи с тем, что здесь необходима точность выражения. Отметим, что в этих разновидностях речи такая цепь обычно не затрудняет общение даже тогда, когда она состоит из четырех-пяти элементов. Поэтому к оценке данного явления следует подходить строго функционально-стилистически, т.е. с позиций данного стиля. Примеры цепей родительного падежа в научной речи: метод познания явлений жизни (Андреев); установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома от положения его в периодической системе (Капица); в официально-деловой: порядок составления и выполнения планов железнодорожных перевозок («Устав железных дорог»); определение порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов («Уголовно-процессуальный кодекс»). К стилистическим явлениям в сфере управления относится также и синонимия предлогов: средство от простуды — против простуды, с помощью — при помощи; о поездке — про* поездку; насчет* чего-либо — касательно, относительно чего-либо, где слова, помеченные звездочкой, носят разговорный характер в отличие от параллельных им книжных или нейтральных. Книжный характер имеет предлог в сочетании по окончании (ср. после окончания). В параллели говорить о том — за товторой вариант разговорный, хотя он иногда используется в публицистической речи. Богата синонимия причинных предлогов: ввиду*, вследствие*, благодаря, в связи*, из-за, по причине* (звездочкой отмечены слова книжного характера). Яркую стилистическую окраску книжной речи (официально-деловой и отчасти научной) имеют отыменные предлоги позднего образования: в деле, в области, в силу, по линии, по части и др. Нередко они ведут к нежелательному отяжелению стиля высказывания. Профессиональный характер имеют сочетания балкон типа лоджия, платье типа кимоно. Семантическими оттенками отличаются вариантные сочетания падежных форм при глаголах с отрицанием: не читал этой книги — не читал эту книгу. §108. Стилистически значимо обычно обособление тех или иных членов предложения и оборотов, наиболее свойственное книжной речи. В художественной речи обособление используется в экспрессивных целях, но в научной в основном в смысловых. Особенно экспрессивны используемые в художественной речи так называемые факультативные обособления (когда возможно употребление как обособленного, так и необособленного члена). Способствует экспрессии употребление обособленных приложений, определений, отдаленных от определяемых существительных; постпозиция обособлений и др. Приведем некоторые примеры: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (Пушкин); Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Тютчев); Кто это сделал тебе скрипку, такую звонкую и чуткую? (Горький); Он услышал, как слезы защипали ему веки. Слезы унижения, они были едки (Федин). Общеизвестны стилистическая роль и окраска причастных и деепричастных оборотов, носящих книжный характер, и соотносительных с ними придаточных предложений. § 109. Стилистическую значимость имеют и различные конструкции с отглагольными существительными: за неимением уважительных причин (без уважительных причин); идти на снижете (снижаться); Началось выдвижение кандидатов. Они имеют книжный характер и употребительны в официально-деловой или профессиональной речи. В области науки и техники, а также законодательства весьма употребительны термины, представляющие собою отглагольные существительные: умножение знаменателей, согласование членов предложения, восприятие предметов, удаление осадка, выбор средств, взыскание пени, привлечение к ответственности. В профессиональной речи весьма распространены названия действий-процессов, также ведущие к образованию конструкций с отглагольными существительными: прокладка путей, разбивка на квадраты, ввоз товаров, прокат стали, выпечка хлеба. Иногда образование подобного рода конструкций оказывается ненужным, искусственным, ведущим лишь к отяжелению и «сухости» речи. К использованию таких оборотов нередко прибегают фельетонисты, юмористы и сатирики с целью стилизации и осмеяния канцелярской речи. § 110. Велико стилистическое значение порядка слов в простом предложении. Еще А.М. Пешковский указывал, что перестановка слов одного и того же предложения, состоящего из пяти знаменательных слов, дает более сотни вариантов се- мантико-сгилистических оттенков (см.: Вопросы методики... Избр. труды. С. 157). Эти возможности широко используются в художественной речи, а также в публицистической, отчасти и в других стилях письменной речи. Обычно считается, что русскому языку свойствен свободный порядок слов, однако эта свобода не абсолютна. Порядок слов определяется и грамматически: системой языка, в частности структурой словосочегания, и смысловой стороной текста. Важное значение имеет отправной пункт высказывания — тема («известное») и то, что о нем говорится — рема («новое»). Движение от темы к реме образует прямой, или объективный, порядок слов, а от ремы к теме — обратный, инверсированный, или субъективный. Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и потому оказывается стилистически значимым. Если прямой порядок слов связан с нейтральным интонационным фоном речи, то инверсия сопровождается изменением обычной интонации. Большую роль при этом играет логическое ударение, выделяющее «логический предикат», рему. Особенной экспрессией и, следовательно, стилистической значимостью обладает в русском языке инверсия именного сказуемого, например: Поразительным иногда бывает человеческое постоянство! (Казаков); Сухостойное было лето (Шолохов). Экспрессивность создается и в тех случаях, когда акцентируемый член выносится с конца предложения в начало или середину или, во всяком случае, стоит на необычном для себя месте. Инверсия, в результате которой на первое место выдвигается акцентируемое подлежащее, специфична для художественной речи. Иногда перестановка слов не сопровождается изменением интонации и потому не обладает особенной экспрессивностью; стилистическое значение порядка слов в этом случае — в необычности словорасположения. Последнее особенно свойственно стихотворной речи. Инверсированный порядок слов в речи может использоваться и с риторической установкой — в художественной прозе и в публицистике (ср. в газетном заголовке: Размаха шаги саженьи). Официально-деловой и научной речи более свойствен прямой порядок слов, но и здесь возможны инверсии. В устной разговорной речи наблюдается иная система сло- ворасположения, чем в книжно-письменной. Особенно выделяется в этом отношении диалогическая речь. С одной стороны, порядок слов в разговорной речи отличается большей свободой, с другой — ей свойственны особые типизированные схемы сло- ворасположения. Основной принцип расположения слов и словесных групп в устной речи — это принцип ассоциативного присоединения. Коммуникативное членение в письменной речи выражается порядком слов, а в устной — интонационно. Место нового (ремы) в устной речи более свободно, в письменной же господствует его постпозиция. По наблюдению О.Б. Сиротининой, стилистическая функция порядка слов проявляется в художественном и публицистическом стилях как средство стилизации речи, эмоциональности повествования и как индивидуальная авторская особенность. (См.: Сироти- нина О.Б. Порядок слов в русском языке. Саратов, 1965). § 111. Стилистическими возможностями обладает и сам строй простого предложения, например синонимия разных типов предложения. Так, можно говорить о синонимике утвердительных и отрицательных предложений (Кто же этого не знает! — Все это знают/); определенно-личных и безличных (Я думаю. — Мне думается); неопределенно-личных и безличных (Рекомендуют соблюдать режим — Рекомендуется соблюдать режим)', эллиптических и полных и т.д. Как правило, в книжно-письменной речи неполные предложения не используются (кроме, конечно, тех частей художественных текстов, которые отражаю! живую разговорную речь — сказ, речь персонажей того или иного произведения). Зато в сфере живого общения, осуществляющегося в устной форме, неполные предложения составляют один из распространенных типов предложений. По этой причине, как верно отмечает А.Н. Гвоздев, при обучении школьников родному русскому языку необходимо специально учить употреблению полных предложений, что является признаком интеллектуальной речи. Этого не требуется в отношении неполных предложений. Различные виды односоставных предложений также имеют определенное тяготение к той или иной сфере общения. Например, безличные предложения, обозначающие явления природы (Темнеет; Вечереет и т.д.), состояние человека (Меня тошнит; Что-то гнетет-, Ему не спится и т.п.), используются почти исключительно в разговорной речи, а также в художественной. Из двух вариантов типа: У меня нет времени. — Я не имею времени — первый является разговорным, второй носит искусственный и книжный характер. Обобщенно-личные предложения, содержащие образное выражение суждений общего характера, свойственны народной речи: Что посеешь, то и пожнешь; С кем поведешься, от того и наберешься и т.п. Одним из ярких эмоциональных типов односоставных предложений являются инфинитивные. Недаром они составляют фонд разговорного синтаксиса, тогда как синонимичные им безличные предложения с модальными словами необходимо, можно, следует и т.п. характерны для книжной речи (научной и официально-деловой). Ср. обладающие окраской разговорности инфинитивные предложения со значением неизбежности действия (Быть беде! ), его невозможности (Не быть тебе в Москве! )', вопросительно-инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения (К кому обратиться? ', У кого ему учиться? ', Что купить Вам? )', восклицательные инфинитивные предложения с оттенком протеста или утверждения чего-либо, риторические вопросы (Да мне ль его бояться? ', Зачем меня просить? ). Побудительные инфинитивные предложения, напротив, несут на себе печать официальности или профессиональной речи, хотя используются и в устной форме речи; они характерны для разного рода команд: Поднять флаг! Свистать всех наверх! Убрать паруса! Этого типа предложения известны и призывной публицистической речи: Собрать урожай без потерь! Сфера употребления номинативных предложений — это в основном художественная речь и некоторые жанры публицистики. Номинативные предложения выполняют здесь особую функцию — создания образной, видимой картины (пейзаж, изображение состояния). Чаще всего они используются в начале произведения или главы: Баррикада. Булыжник. Жара. Порох. Пыль. По началу такому сразу вся узнается игра (Антокольский); Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит (Чехов). Сложное предложение § 112. Сложные предложения употребительнее в книжной речи. Однако это не означает, во-первых, того, что сложные предложения вообще не свойственны разговорной речи, во- вторых, того, что этот тип предложений несет устойчивую стилевую окраску книжности. Речь здесь должна идти лишь о предпочтительности и большей частоте сложных предложений в данной сфере общения и о том, что этот тип предложений более всего согласуется с такой чертой книжной речи, как ее логичность и интеллектуальность. Простое предложение (особенно не слишком распространенное) более удобно для экспрессивной, эмоциональной и динамичной речи, поэтому оно и оказывается излюбленным синтаксическим средством ряда писателей (А.С. Пушкин, М. Шолохов, А.Н. Толстой, Ю. Олеша и др.). В какой-то степени сложность конструкции предложения связана с его размером. Обычно сложные предложения длиннее простых, хотя тут нет прямой и непременной зависимости. И простые предложения могут быть весьма большими по размеру, даже превосходящими сложные, что особенно свойственно официально-деловой речи. Сложноподчиненные предложения отличаются более книжным характером, чем сложносочиненные, и высокой частотой употребления в сфере книжно-письменной речи, хотя такое заключение также не носит абсолютного характера. Широкое употребление сложноподчиненных предложений в научной речи обусловлено необходимостью выражения в ней сложных взаимосвязей явлений и строгой последовательностью, логичностью изложения. Однако неверно бытующее представление о том, что сложные предложения в научной речи значительно преобладают над простыми. В процессе эволюции научной речи доля сложных предложений даже уменьшается. Для разговорной же речи более свойственно сочинение, а также присоединительные связи, что находится в полном соответствии с неподготовленностью этой речи, необязательностью установления в ней строгих логических связей. В разговорно-обиходной речи сложные и, в частности, сложноподчиненные предложения есть, но они обычно отличаются простотой конструкции (как правило, не более одного придаточного), неразвер- нутостью членов предложения и, следовательно, небольшими размерами: средняя величина не более 9 слов. Научная же речь характеризуется усложненным синтаксисом, что выражается в использовании усложненных конструкций с сочинением и подчинением и в сложности простых предложений, отягощенных различными обособленными оборотами. Распространены здесь и случаи использования наречных слов в подчинительном значении, т.е. в функции, синонимичной подчинительным союзам (поэтому, потому, тогда, сначала, затем). Официально-деловая речь реже, чем научная, прибегает к сложноподчиненным предложениям, так как ей менее свойственно рассуждение. Из средств связи частей сложносочиненного предложения, кроме нейтральных общеупотребительных, одни характеризуются окраской разговорности, другие — книжности. Так, присоединительные связи в разговорной речи могут оформляться союзом да и, не свойственным речи книжной, в которой для выражения этих связей употребительны союзы а также, к тому же, при этом. Разговорную окраску имеют противи тельные союзы да, зато. В книжной же речи (особенно научной) употребителен союз однако. Противительные отношения, оформленные как прием антитезы, соединения контрастных по значению предложений, более свойственны художественной, а также публицистической сферам общения. § 113. Разные виды связи и, следовательно, виды придаточных предложений используются по стилям неодинаково. Так, художественной речи в целом более свойственны придаточные временные, обстоятельственные (места), тогда как в научной речи сравнительно большой процент приходится на придаточные причины и условия. Определительные же и изъяснительные придаточные предложения широко употребительны в разных видах речи, составляя в них довольно большой процент. Поэтому их можно считать стилистически нейтральными. Представленная здесь характеристика соотношения видов придаточных предложений ориентируется на данные Г.М. Грехне- вой (О стилевой дифференциации сложного предложения в современном русском литературном языке. Горький, 1971), которые совпадают с авторскими. Правда, по некоторым показателям они расходятся с данными Б.А. Зильберта (Сложноподчиненные структуры в русской разговорной речи // Русская разговорная речь. Саратов, 1970), поэтому здесь и не приводятся точные количественные характеристики. Вообще же следует учесть, что хотя статистическое обследование стилей достигло известных результатов, однако полученных материалов еще явно недостает для объективных выводов по всем стилям. Далеко не всегда можно распространить полученные статистические выводы на тот или иной стиль в целом; большей частью они достоверны лишь для исследуемых текстов. Глобальным обобщениям здесь мешают и разные единицы измерения у разных авторов. Для эффективности этих исследований желательна была бы их координация или централизация. Для научной речи характерны сложноподчиненные предложения с ослабленным значением главного, когда все содержание предложения выражено в придаточном; главное же по значению и функции близко вводным словам модального значения: я думаю, думается, нужно, считаю, полагаем, надеюсь. Отметим стилистическую синонимику подчинительных союзов. Например, среди временных союзов пока, покудова, покамест первый нейтральный, а второй и третий несут просторечную окраску. Союзы между тем как, в то время как, тогда как более свойственны книжно-письменной речи. Условные союзы ежели, коль обладают отгенками архаичности и разговорности. Из уступительных разговорный оттенок имеют союзы пускай, даром что. Причинные союзы включают, естественно, немало книжных: благодаря тому что, вследствие того что, по причине того что, так как, ибо. Последний используется преимущественно в научной и публицистической речи. Из причинных наиболее употребителен и стилистически нейтрален союз потому что. Заметим, что подчинительные связи в разговорной и художественной речи довольно часто оформляются как бессоюзные. Среди причинных союзов книжный и отчасти архаичный характер имеют затем что, дабы. Из сравнительных союз словно чаще употребляется в художественной и разговорной речи. Синтаксические связи частей сложного предложения оформляются, как известно, не только союзами, но и бессоюзным способом. В целом бессоюзие более свойственно разговорной и афористической художественной речи. Союзная же связь характеризует книжно-письменную, особенно научную и официально-деловую речь, поскольку присущая им точность выражения вызывает необходимость более отчетливого оформления синтаксических связей между частями предложения. Союзы более определенно и ясно выражают эти связи. Особенно характерны для разговорной и художественной речи (в то же время не характерны для научной и деловой) бессоюзные сложные предложения времени (Выучусь — пойду работать), причины (Плохо мне: нет рядом близких), выражающие изъяснительные отношения (Иногда думаю: уйду я отсюда), и некоторые другие. Другие синтаксические явления § 114. Оформление высказывания как повествовательного, вопросительного или побудительного, в соответствии с задачами общения в конкретной ситуации, имеет определенное сти- листико-экспрессивное значение. Синонимику и стилевые оттенки побудительных предложений мы отчасти затронули, говоря о наклонениях. Более всего эти предложения характерны для разговорной и художественной речи, некоторые их виды — для публицистической. Вопросительные предложения, составляя одну из основных форм общения в разговорно-бытовой сфере, в то же время весьма употребительны и в других сферах: художественной, публицистической, церковно-религиозной, научной. Несвойственны они, за редким исключением, официально-деловой речи. В художественной, публицистической, церковно-религиозной и отчасти в научной речи в целях экспрессии используются предложения, не характерные для разговорно-бытового общения. Это так называемые риторические вопросы, а также специальные вопросительные предложения, задача которых — сосредоточить внимание читателя (или слушателя) на каком-либо положении. Использование этих видов предложений в научной сфере является одной из непременных черт популяризации изложения. В устно-разговорной речи для подчеркивания вопроса используются частицы что, как (Что, написал? ', Как, ты еще не уехал?! ), а также другие средства усиления эмоциональной реакции на реплики собеседника и на внеречевую ситуацию. Лишь повествовательные предложения свойственны одинаково всем речевым разновидностям, составляя подавляющее большинство в официально-деловой и научной речи. Основной фонд синтаксических конструкций они представляют и в сферах художественной (авторская речь) и публицистической, но менее употребительны в устной обиходной речи. Чрезвычайно экспрессивны восклицательные предложения, которые характерны для разговорной и художественной, а также публицистической речи. Научной речи и особенно деловой они несвойственны. Выразительными средствами синтаксиса и, следовательно, его стилистическими ресурсами являются, кроме того, обращения, используемые с разными функциями и с разной частотой употребления во всех стилях (меньше всего в деловом). Разные формы передачи чужой речи — прямая и несобственно-прямая речь — представляют собой одно из богатейших стилистикосинтаксических средств художественной литературы; цитация как проявление диалогичности характерна для научных текстов. Стилистическими ресурсами обладают и вводные слова, словосочетания и предложения. Разные семантические группы вводных слов неодинаково употребительны в известных функциональных стилях. В разговорной, а также художественной и публицистической речи широко используются вводные слова, выражающие эмоциональную оценку высказывания или его экспрессивный характер; научной и деловой сферам общения они несвойственны. Вводные слова, подчеркивающие ход рассуждений, характерны для научной речи, а содержащие оценку степени достоверности сообщения — для художественной. И в каждой из указанных сфер это обусловлено связью задач общения со значением соответствующих групп вводных слов. Например, тем, что научное изложение требует четкого указания на отношения между частями высказывания (отсюда большая частотность употребления здесь слов итак, следовательно, наконец, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и т.п.). § 115. К числу стилистико-синтаксических ресурсов традиционно относятся средства так называемого поэтического синтаксиса. Это особые синтаксические приемы и поэтические фигуры, которые широко используются в художественной литературе и публицистике; чрезвычайно редки они в речи научной и почти отсутствуют (во всяком случае, в их обычной функции) в речи официально-деловой. К этим средствам обычно относят и парцелляцию как явление не просто грамматическое, но и стилистическое (экспрессивное), получающее все более широкое распространение в разных сферах общения. Особенно охотно к этому приему прибегают писатели и публицисты. Примеры: Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. (Астафьев); Зачем писать завещание? Хочешь порадовать — дари. И сейчас, а не после смерти. (Грекова); Михаил Алексеевич высказывает что-то. После этого они молчат. Оба. Минут двадцать. (Из газет); Авария: причины выясняются. (Из газет); Дефицит. Версии и комментарии; В Россию приехали «денежныемешки». С советами. (Из газет). Подробнее о сферах употребления и выразительных функциях парцелляции, а также о других средствах экспрессивного синтаксиса — эллипсисе, антиэллипсисе, усечении (опозиопезисе), позиционно-лексическом повторе — сказано в книге А.П. Сково- родникова «Экспрессивные синтаксические конструкции...» (Томск, 1981), откуда заимствованы некоторые примеры. Среди средств поэтического синтаксиса следует назвать анафору— прием единоначатия у ряда следующих друг за другом предложений; эпифору — одинаковую концовку; повторение слов и их полный параллелизм; кольцо строфы (содинаковым началом ее и концовкой); антитезу — соединение слов с противоположным значением в стилистических целях; градацию, связанную с нарастанием выразительности; период как особое смысловое и ритмомелодическое построение предложения и некоторые другие. (Богатый материал в этом отношении представлен в «Стилистике текста» В.В. Одинцова; см. также уже упоминавшиеся работы Д.Э. Розен таля, Ю.М. Скребне- ва, А.П. Сковородникова, В.П. Москвина.) Здесь приведен далеко не полный перечень стилистических средств синтаксиса — одного из богатейших источников речевой выразительности. § 116. Таковы в основных чертах стилистические средства и возможности русского языка на различных его уровнях, как они обычно представляются в работах традиционного направления «стилистики ресурсов». Тем самым выше была дана своеобразная иллюстрация этого направления с той, однако, разницей, что при изложении материала был по возможности усилен собственно функциональный аспект, столь необходимый, как нам представляется, для практической стилистики. В этом аспекте удачно представлена «стилистика ресурсов» в упоминавшейся книге Г.Я. Солганика «Практическая стилистика русского языка» (М., 2006). Богатый материал по этому разделу стилистики читатель найдет также в книге О.А. Крыловой «Лингвистическая стилистика» (М., 2006). Знакомство со стилистическими ресурсами языка, выразительными возможностями языковых единиц поможет учителю- словеснику глубже анализировать художественные и иные тексты; вот почему эти знания необходимо привлекать на уроках русского языка и литературы.
Публицистический стиль
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы