Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вторая неделя Адвента – суббота



 

Испытание совести

 

 

  1. Плоды ежедневного испытания совести.
  2. Испытание совести предваряет встречу с Господом.
  3. Как совершать испытание совести. Сокрушение и намерение исправиться.

 

14.1 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его[232].

Ветхозаветный Закон предписывал обязанность десятины: на содержание Храма и служителей культа следовало отдавать десятую часть сбора урожая пшеницы, вина и елея. Фарисеи давали десятину даже с мяты, аниса и тмина, т.е. ароматических трав, которые выращивали в качестве приправы.

Евангелист Матфей приводит весьма суровые слова Господа, которыми Он обличает лицемерие фарисеев и их вопиющую непоследовательность: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! [233]

В жизни фарисеев бросается в глаза, с одной стороны, небывалая мелочность, а с другой – безмерная небрежность в том, что представляет собой важнейшее в законе: суд, милость и веру. Они не могли уразуметь, чего же в действительности требует от них Господь.

Также и нам в эти дни Адвента следует тщательно испытывать совесть, чтобы не задерживаться на том, что второстепенно и не пропустить то, что важно. Если мы выработаем у себя навык ежедневного – краткого, но глубокого – испытания совести, мы сумеем избежать фарисейского лицемерия и коварства.

Испытание совести подобно оку, которое обозревает самые потаенные уголки нашего сердца, где могут гнездиться пороки и вредные привязанности. Благодаря ему, я становлюсь зрячим, просвещенным, избегаю опасностей и готовлю путь Господу. Благодаря ему, я как бы освещаю факелом и ясно вижу внутренний мир своей души. Благодаря ему, я не могу коснеть во зле, но чувствую себя обязанным становиться все более праведным, или, иначе говоря, более благочестивым[234].

Если мы будем пренебрегать испытанием совести, наши пороки и дурные влечения глубоко укоренятся в нашей душе. Тогда мы не сможем открыть нашего великого призвания, напротив, мы так и останемся с мятой и тмином – с теми мелочами, которые для Господа практически ничего не значат.

Совершая испытание совести, нужно обращать внимание на тайные грехи, ибо они ”иногда более опасны, чем те, что были совершены явно”[235]. Мы обнаружим скрытую причину наших проступков, нашей печали, плохого настроения и слабости нашей молитвенной жизни. И все это мы сможем исправить. Испытывай свою совесть, – трезво, не торопясь. – Ты увидишь, что плохое настроение, уныние и раздражение (как бы беспричинные), происходят от того, что ты не решаешься порвать эту хитрую паутину, которой опутала тебя похоть плоти[236].

Ежедневное испытание совести – это необходимое условие для того, чтобы следовать за Господом искренне и самоотверженно.

 

14.2 Все наши дела – семейные, профессиональные, общественные, – представляют собой всего лишь поводы для встречи с Богом. Но с Господом мы особым образом каждый день встречаемся в святом Причастии, в духовном размышлении, в испытании совести.

Ежедневное испытание совести – это внимательное чтение того, что мы написали на каждой страничке очередного неповторимого дня – дня нашей жизни. Очень многое можно исправить путем раскаяния. Листок, исписанный ужасными каракулями, может преобразиться в нечто весьма прекрасное, благодаря решению начать писать вновь, на чистом листке, который от имени Бога доставит нам наш Ангел Хранитель. Этот листок – единственный и неповторимый следующий день нашей жизни.

И этот белый листок, на котором мы с началом нового дня начинаем писать заново, я хотел бы озаглавить одним словом: ”Serviam! ” я буду служить Тебе – потому что я так хочу...

Положив такое основание – желание и надежду – я буду писать слова и предложения, составлять параграфы и заполнять страницу за страницей ровным и четким почерком. И это – мой труд, моя молитва, мое апостольское служение, вся моя деятельность в течение дня.

Я очень стараюсь обращать внимание на знаки препинания, чтобы упражняться в присутствии Божием. Эти знаки – запятая, тире, двоеточие, – представляют собой молитвенные воззвания, посредством которых я пытаюсь придать духовное значение тому, что я пишу.

Мне очень нравятся точки, а еще более – начала абзацев. Благодаря им, мне кажется, что я постоянно начинаю писать заново. Они – как бы символы жестов, посредством которых я исправляю свои намерения и говорю Господу, что начинаю заново – nunc coepi! – с искренним желанием служить Ему и посвятить Ему свою жизнь, каждую ее минуту, каждое ее мгновение.

Большое внимание я обращаю и на ударения, эти черточки над буквами. Они – маленькие жертвы, посредством которых моя жизнь и труд обретают истинно христианское значение.

Слово, над которым нет ударения – это упущенная мной возможность отвергнуть себя, которую Господь приготовил для меня в Своей любви и послал мне для упражнения в самоотречении, желая, чтобы я воспользовался ей с радостью.

Я стараюсь, чтобы в моем тексте не было вычеркиваний, грамматических ошибок и клякс, а также пустых мест. И, однако же... сколько их! Все это – мои проступки, грехи и упущения.

С глубоким сожалением я должен признать, что нет практически ни одной страницы, на которой я не оставил бы следов своей ограниченности и неумелости.

Однако меня успокаивает то, что я – как бы маленький ребенок, который еще не научился писать и который нуждается в прописях, чтобы не писать вкривь и вкось, и в учителе, который бы водил его рукой, чтобы не писать глупостей. – И каким же прекрасным учителем является Бог, наш Господь! Какое великое терпение имеет Он по отношению ко мне! [237]

 

14.3 Цель испытания совести – лучше познать самих себя, чтобы мы стали более послушными внушениям Святого Духа и с каждым днем более уподоблялись Христу.

Может быть главный вопрос, могущий пролить свет на истинное состояние нашей души, таков: где находится сейчас мое сердце? Кто или что занимает в нем главное место? Христос ли это? Когда я задаю себе этот вопрос, я тотчас нахожу в себе ответ. Поставленный вопрос помогает мне бросить проницательный взгляд в самые сокровенные глубины моей собственной души. И тогда я вижу самое главное. Я слушаю эхо, исходящее из глубин моей души, и подхватываю его тон. Это – мгновенный взгляд, ”in ictu oculi”. Иногда я замечаю, что чувство, которое владеет мной – это жажда аплодисментов или желание похвал, страх перед нелицеприятной оценкой. Иногда – это отвращение ко всему, возникшее по причине неприятностей, тяжелого разговора, пренебрежительного отношения или обиды из-за сурового и оскорбительного замечания. Иногда горькое чувство может быть вызвано подозрительностью. Искушения плоти вызывают подавленность, а трудности и неудачи – разочарование. Иногда это может быть рутина и, как следствие, равнодушие, рассеянность и духовная лень. Но может быть и обратное. Я могу чувствовать любовь к Богу, меня может охватить стремление к самопожертвованию. Моя ревность может быть распалена действием благодати. Та же благодать может побуждать меня к полному послушанию Богу, смиренному и радостному принятию Его воли и т.п. Очень важно определить, какое чувство доминирует во мне в данный момент, доброе или злое. Мы должны уметь видеть как добро, так и зло, ведь речь идет о познании нашего сердца: нужно объективно оценить состояние главной пружины, которая приводит в действие весь часовой механизм [238].

Совершая наше испытание совести, мы можем спросить себя: исполнили ли мы сегодня волю Божию – то, чего Бог ожидал от нас, – или же мы руководствовались исключительно собственными капризами? А затем следует поразмыслить о конкретных подробностях наших взаимоотношений с Богом, о том, насколько добросовестно мы исполнили наши обязанности по отношению к Нему (наш жизненный план), наши обязанности на работе, дома, в общественной жизни. Задумаемся, насколько решительно мы боремся со своекорыстием или с искусственными потребностями, без которых вполне можно обойтись? Например, прикладываем ли мы усилия, чтобы проявить умеренность и самообладание в том, что касается еды, питья, использования мирских благ. Нам следует определить, наполнили ли мы прожитый день любовью к Богу. Не был ли этот день потерян нами для вечности (а этого бы не произошло, если бы мы отозвались на благодать Божию), не совершили ли мы греха. Испытание совести – это как бы Страшный Суд в миниатюре. Его мы совершаем над собой сами и заранее.

Так мы открываем в себе много такого, на что мы должны обратить внимание на ближайшей исповеди. Наше испытание совести должно завершиться актом раскаяния, ибо без сокрушения сердца оно останется бесплодным. Примем конкретное решение (пусть и ”незначительное”! ) в чем-то исправиться, и возобновим его в начале следующего дня, когда мы в личной молитве препоручаем Ему все наши дела и поступки. А в конце нашего ежедневного испытания совести мы поблагодарим Господа за все то доброе, что принес нам этот день.


Третье Воскресенье Адвента

 

Радость Адвента

 

 

  1. Адвент – время радости и надежды.
  2. Причина радости христианина.
  3. Нести радость ближним. Без радости не может быть и апостольского служения.

 

15.1 На сегодняшней Литургии звучали слова апостола Павла, с которыми он обратился к христианам города Филиппы: Радуйтесь всегда в Господе; и еще раз говорю: радуйтесь! Затем он приводит причину этой глубокой радости: Господь близко! [239]

Господь близко – вот причина радости Адвента, причина радости каждого дня. Господь с каждым днем все более рядом с нами. Апостол Павел дает нам ключ к уразумению источника всякой нашей печали. Это – отдаление от Господа вследствие наших грехов или духовной лености.

Господь приносит нам не печаль, а радость. Все Его тайны – тайны радости. Скорбные тайны производим мы сами.[240]

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою[241], – говорит Ангел Марии. Близость Бога – вот причина Ее радости.

Так и еще не родившийся Иоанн Креститель проявит свою радость, когда, будучи в лоне Елизаветы, ощутит приближение Мессии[242]. Ангел скажет пастухам: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам… Спаситель[243]. Радость – это обладание Иисусом. Горе – это Его утрата.

Люди шли за Иисусом, к Нему подходили дети (а дети не подходят к печальным людям! ), и весь народ радовался о славных делах Его[244].

После мрачных дней, которые последовали за Его Страстями, воскресший Иисус являлся ученикам в разных ситуациях. Евангелист вновь и вновь отмечает, что апостолы обрадовались, увидев Господа[245]. Они никогда не забудут этих встреч, во время которых их души исполнялись неописуемой радостью.

Радуйтесь! – призывает нас апостол Павел. У нас для этого есть достаточно причин. Более того, есть одна причина, которая неизмеримо превосходит все иные: Господь близко. Мы можем приблизиться к Нему, если только захотим. Вскоре наступит Рождество Христово, великий праздник для всех христиан, а также для всего человечества, которое ищет Христа, часто неосознанно. Наступает Рождество Христово, и Бог хочет, чтобы мы были радостными, как пастухи, как волхвы, как Иосиф и Мария.

Мы будем радостными, если Господь подлинно присутствует в нашей жизни, если мы не теряем Его, не лишаемся духовного зрения вследствие лени и недостатка истинного великодушия. Тот, кто ищет счастья на путях, уводящих от Господа, найдет лишь печаль и нужду. Все, кто отходит от Господа, в конце концов убеждаются, что вне Бога нет и не может быть истинной радости.

Обретение Христа и возвращение к Нему после греховного падения сопряжено с чувством всегда нового и глубокого счастья.

 

15.2 Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости: ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих[246].

Христианин должен быть радостным человеком по самой своей сути. Несомненно, наша радость не является простой житейской радостью, но радостью о Христе, Который приносит истину и мир. Только Он может даровать и сохранить их, ибо мир не владеет их секретом.

Радость мира сего приводит к отчуждению. Она возникает всякий раз, когда человек пытается бежать от самого себя, когда смотрит ”в сторону”, чтобы оторвать свой взор от пустого ”внутреннего я”. Христианин несет радость в себе, ибо встречает Бога в собственной, пребывающей в состоянии благодати, душе. Здесь заключен источник его радости.

Во дни Адвента не трудно представить себе Пресвятую Деву Марию, сияющую радостью от того, что Она носит в Своем лоне Сына Божия.

Радость мира сего бедна содержанием и мимолетна. Радость христианина глубока и не зависит от того, как складываются внешние обстоятельства. Она совместима с болью, болезнью, неудачами, поражениями и трудностями. Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас, – обещал Господь[247]. Ничто не лишит нас радости и мира, если мы не отдалимся от их источника.

Уверенность в том, что Бог является нашим Отцом и желает нам всего самого лучшего, создает в нас настроение спокойного и твердого упования даже перед лицом неожиданных трудностей. В ситуациях, в которых неверующий видит одни безжалостные удары слепой судьбы, христианин открывает Господа, а, вместе с Ним, – блага неизмеримо большие, нежели те, которые он, как кажется, потерял. Многие трудности исчезнут, когда мы ощутим себя друзьями нашего Бога, Который нас никогда не оставит. Любовь Иисуса изливается на ближних каждый раз по-новому, проявляются новые оттенки отношения к немощным, страждущим... Он спрашивает: ”Что с тобой” – ”Со мной... ” И тотчас в твою душу проникает свет, изгоняющий горести и тревоги, дарующий мир и благоволение.[248]

Как все люди мы переживаем трудности. Но эти трудности, большие или малые, не лишают нас радости. Трудности – это обычные вещи, с которыми мы должны считаться. Нет смысла ожидать жизни без искушений и страданий. Без трудностей мы не сможем возрастать в добродетелях.

Основание нашей надежды должно быть прочным. Нельзя находить опору лишь в тленных вещах: хороших известиях, здоровье, покое, улучшении своей финансовой ситуации, что позволит содержать семью... Все это – нечто законное и хорошее, если оно связано с Богом, но само по себе его недостаточно, чтобы обеспечить нам подлинную радость.

Господь требует, чтобы мы всегда были радостными. Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос[249]. Только Он может стать опорой нашей жизни. Нет такой печали, которую Он не мог бы развеять: Не бойся; только веруй…[250], – говорит Он нам. Он имеет в виду все ситуации, которые могут встретиться на нашем жизненном пути, включая те, причиной которых является наша собственная глупость и недостаток святости. На все есть свое лекарство.

Достаточно обращаться к Иисусу со словами искренней и доверительной молитвы, как мы это делаем сейчас, в нашем размышлении. Достаточно открывать свое сердце на исповеди и в духовном руководстве. В них мы обретаем радость. Наша благодарность выразится в большей вере и в еще более твердом уповании, которое развеет любую печаль.

Ибо еще немного, очень немного, и грядущий придет и не умедлит[251], а вместе с Ним явятся мир и радость. Вместе с Иисусом мы заново обретем смысл нашей жизни.

 

15.3 Душа, охваченная печалью, подвергается множеству опасностей. Сколько же грехов совершается под сенью печали! Когда же душа преисполнена радости, она обращается вовне и побуждает других к действию. Печаль заражает окружающих и приносит им вред. Она рождается из себялюбия, из сосредоточения на одном себе и забвения других, из равнодушия к работе и недостатка самоотречения, из поисков похвал и благодарности, из пренебрежения общением с Богом.

Умение забыть о себе, не сосредотачиваться чрезмерно на собственных занятиях – это необходимое условие для того, чтобы познать источник нашей радости – Христа, и служить Ему. Тот, кто занят собой, едва ли обретет радость, ибо он не может всей душой обращаться к Богу и к людям.

Чтобы приближаться к Богу и возрастать в добродетели, мы должны быть радостными.

С другой стороны, если мы радостно исполним наши обязанности, мы поможем окружающим духовно, ибо радость приводит людей к Богу. Апостол Павел наставлял первых христиан: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов[252]. Мы сделаем более приятной жизнь других, если доставляем им маленькие радости, которые сами по себе не имеют большого значения, но свидетельствуют о нашем уважении и любви к ним. Можно вовремя улыбнуться нашему ближнему, сказать ему сердечное слово, похвалить его за что-нибудь, загладить случившееся недоразумение и т.д. Таким образом мы будем способствовать тому, чтобы жизнь окружающих нас людей стала легче. Нести радость нашему миру, который погружен в печаль, ибо удаляется от Бога – вот важнейшее задание христианина.

Часто ручеек ведет к источнику. Маленькие радости, которые мы доставляем нашим ближним, приведут их к источнику истинной радости – ко Христу, Господу нашему.

Будем готовиться к празднику Рождества Христова вместе с Пресвятой Девой Марией. Постараемся приготовить к нему и окружающих нас людей, созидая дух христианского мира и обеспечивая им максимум радости и тепла. Людям нужны доказательства того, что Христос действительно родился в Вифлееме. И едва ли какие-то доводы будут убедительнее, чем неизменная радость христианина, которой не становится меньше в страданиях и испытаниях. Богородица претерпела много таких испытаний, когда, устав от долгого пути, приехала в Вифлеем и не нашла места, где могла бы родить Своего Сына. Но все возникшие трудности не помешали Ей радоваться тому, что Слово стало плотью и обитало с нами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь