ГЛАВА ВТОРАЯ 1975.ВОЗВРАЩЕНИЕ.
"...Ничего не оставалось делать, как вернуться и начать всё сначала. Трудненько это было, но тем не менее я вернулся и, хоть с тяжёлым сердцем, начал всё с начала и старательно и методично стал продвигаться черепашьим шагом по той скучной дороге, какую я уже прошёл, кропотливо исследуя каждую пылинку и изо всех сил стараясь понять эти коварные знаки всюду, где бы они не попадались. Я добросовестно исполнял свои обязанности в конторе так же, как и у доктора, и, в общем, работал как ломовая лошадь..." Чарльз Диккенс. " Дэвид Копперфилд"
|
Альбом " Return to Fantasy" (" Возвращение к фантазии" ) 1975 года представлял собой несколько изменённый " Юрайя Хип". На сей раз публика щедро платила пенни, обеспечив альбому крупную распродажу, хотя в списках популярности " Return to Fantasy" был лишь седьмым.
Снова напряжённое турне, на этот раз по Скандинавии, где группа побила рекорд всех времён по концертам в закрытом помещении. Затем последовало мировое турне длиной в год, начавшееся в Европе и продолжившееся в США и Канаде. Продюсер группы Джерри Брон предсказал, что к концу года Хип сыграют для миллионов зрителей и покроют тридцать тысяч миль по воздуху. Во время концерта в Луисвилле (США, штат Кентукки) со сцены падает Бокс, сломав лучевую кость на правой ноге. По счастливой случайности, отважный Бокс заметил неподалеку бутылку " Remy Marfin" и вовремя облегчил боль. Все оставшееся турне он, вопреки настоянию врачей, выступает в гипсе, нуждаясь в дневных перевязках и трёхразовых инъекциях ночью, чтобы снять опухоль.
Травма Бокса, однако, не помешала хипам после трехнедельной гонки по США оказаться в составе участников Кливлендского фестиваля в одной компании с " Aerosmith" и " The Faces". Личные лимузины доставляли Байрона и Хенсли к месту выступления, хотя расстояние от отеля до арены было немногим более нескольких сот ярдов...
Фестивали, переломы и шикарные лимузины стали, пожалуй, самыми яркими событиями этого года, так как на фоне действительно новаторского " Wonderworld" альбом " Return to Fantasy" явился возвращением на изъезженные колеи шоу-бизнеса. Но Хенсли не был бы Хенсли, Байрон Байроном, Бокс не был бы Боксом, а Керслэйк Керслэйком, если бы каждый из них не внёс в стандартные схемы " Return to Fantasy" такое разнообразие, что поклонники восприняли альбом как откровение, как нечто новое в технике игры и мелодической основе. В " Return to Fantasy" хипы остались верны традиции " коллективного" авторства, окончательно рассеяв миф о том, что основной материал пишет Хенсли. Между тем Кен написал две выдающиеся песни, тонко прочувствовав и развив раз найденное и заложенное в основание Хип самыми старыми участниками Боксом и Байроном, определившими стиль и динамику развития группы. Впоследствии и Хенсли, и Байрон в своих " сольниках" пытались отойти от стандартной стилистики хипов, но создать что-то лучшее в одиночку никому из них так и не удалось. Сольные проекты могли удовлетворить собственное " эго", но волшебный саунд " Юрайя Хип" удавался только тогда, когда они были вместе. Наверное, нашу мысль прекрасно проиллюстрируют слова Андрея Макаревича, сказанные, правда, о другой группе: " Мне всегда было жутко интересно, какую конкретную лепту вносил каждый из " Битлз" в каждую песню. Помню, мы спорили об этом до изнеможения. Всё стало слышно, как только квартет распался. Зазвучала музыка каждого из четырёх, и стало ясно, насколько они разные и как непохожи друг на друга в музыке. Как будто в то же время осталось у каждого по кусочку битловского. Как будто разбили волшебный кристалл и всем дали по осколку. А магия ушла." " Возвращение к фантазии" стал пробой сил Джона Веттона, нового бас-гитариста, сменившего Тэйна. Веттон сразу включился в работу, и его участие принесло немедленный результат. Пробыв в " Юрайя Хип" всего год с небольшим, Джон сумел каким-то одному ему ведомым способом сцементировать ансамбль, дисциплинировать Байрона, дать новый импульс творчеству Хенсли, а его колоссальный опыт в технике и композиции придал мелодике группы свежесть и разнообразие. В отличие от других новичков " Юрайя Хип" к моменту прихода в группу в послужном списке Джона Веттона значились " King Crimson", " Family, " Roxy Musik"; от Брайена Ферри он и ушёл к хипам. Несмотря на то, что стилистика " King Crimson" и " Uriah Heep" в чем-то определенно совпадала, и содружество с выдающимся " шизоидом" и экспериментатором Робертом Фриппом приобщило Джона Веттона к гитарным партиям и опытам с синтезатором, для нас всё же остается загадкой, почему хипы, имея богатый выбор басистов, остановились на Веттоне.
С легкой руки Джона с синтезатором " Mellotron" постоянно стал работать и Хенсли, хотя ещё в альбоме " Look at Yourself" для сложных синтез-партий легендарной композиции " Июльское утро" он был вынужден пригласить Манфреда Мэнна. Заслугой Веттона стало и то, что его работа в группе почти на год задержала дальнейшую деградацию Байрона, поскольку лидер-вокал Веттона был не менее выдающимся, чем его басовые и синтез-партии. Коварный Хенсли, если это действительно так, занёс над строптивым Байроном Дамоклов меч, " провисевший" над Дэвидом весь год: в любой момент его мог заменить Веттон. Единственная причина, по которой этого не произошло сразу, заключалась в том, что голос Джона в 75-ом ещё не имел диапазона голоса Байрона, вокал которого в " Юрайя Хип" являлся мощным музыкальным инструментом, раскручивающим мгновенные и многократные смены регистра, необычайно сложную полифонию музыки хипов. Но уже тогда Веттон вполне бы мог заполнить определенную нишу в партии вокала и был способен на большее с таким Мастером, как Хенсли! Остается только жалеть о том, что Веттон не смог остаться хипом надолго, чтобы дать своё оригинальное направление вокальной партии. Единственным альбомом, где мы можем услышать Веттона-хипа, остался " High and Mighty", вышедший в следующем году, когда стало ясно, что дни Байрона в группе сочтены.
Имея реальный шанс остаться в приютившей его группе и стать со временем лидером, в 1976 году Джон все же покинет " Юрайя Хип" для создания собственной группы. Видимо, иначе Веттон не мог: присутствие в группе Кена Хенсли изначально исключало возможность второго лидера. Коммерческие продажи пластинок - прекрасная тому иллюстрация: диски с песнями Кена всегда продавались исключительно хорошо и становились хитами. На запись " Return to Fantasy", несмотря на приход в группу мультиинструменталиста Веттона, Хип приглашают сессионных музыкантов со стороны для несвойственных им аранжировок. Среди приглашенных оказался и Мел Коллинз, старый приятель Джона по " King Crimson", именно ему хипы обязаны появлением в песне " Primadonna" духовой секции.
" Return to Fantasy" записывалась на старой, уважаемой студии " Lansdowne" и новой " Morgan Studio" в начале 1975 года, как указано в аннотации. Видимо, после " Wonderworld" Хип стали несколько суеверны и впервые не обозначили точного времени записи, лишив критиков самого ядовитого жала. Оформление обложки диска, полностью соответствуя названию, тоже было непривычным.
Альбом построен стандартно, выдержан в единой стилистике. " Return to Fantasy" - стопроцентный хит. В него вошли лучшие достижения синтеза Кена и вокала Дэвида. Ничего, кроме оценки " великолепно", эта вещь не заслуживает. Очевидно, здесь прямо сказались участившиеся гастрольные поездки в Соединённые Штаты, что придало альбому 1975 года американизированное коммерческое звучание.
В первую очередь это касается " Shady Lady" и " Devil's Daughter". Именно эти вещи крутила для СССР сразу после выхода альбома радиостанция " Голос Америки". Это говорит о том, что ваш покорный слуга услышал эти песни восемнадцать лет назад, ещё не держа в руках пластинки, и свидетельствует о правильно выбранной коммерческой стратегии альбома. " Beautiful Dream" и " Your Turn to Remember". Сумасшедшие по своему мелодическому и исполнительскому мастерству вещи. Дальнейшее развитие старых идей плюс новизна, которую после использовали очень многие группы, даже " Queen".
Всё только что сказанное можно отнести и к двум последним вещам альбома: " Who Did You Go" и " A Year or a Day". Исключительно необычное для хипов начало с плавным переходом на мягкие гитарные пассажи. Апофеозом альбома, как всегда, становится последняя песня: " A Year or a Day". Сначала она кажется обычной, но позже словно взрывается бомба. Умудрившись многократно перейти с регистра на регистр, с тембровки на тембровку, Байрон перепрыгнул через самое себя, наполнив внешне незамысловатую песню потрясающим содержанием. Вещь, достойная пышного титула " Мисс " Возвращение к фантазии". Альбом не обошёлся и без стандартного " хиповского" рок-н-ролла " Primadonna" - традиции, окончательно умершей после ухода Веттона. " Примадонна" удалась больше, чем все остальные близнецы в других альбомах, так как разительно напоминает " доисторический" рок-н-ролл.
" Return to Fantasy" стал ещё одним альбомом, в успех которого вложен колоссальный труд инженера Питера Геллена. Смена инженера нередко полностью меняет имидж группы: вспомним " Pink Floyd", " Deep Purple" после ухода звукоинженеров. В следующем году место Геллена занял его ассистент Эшли Хоу, только тогда фаны смогли убедиться, что объединяло все пластинки хипов до 1976 года. В альбоме " High and Mighty" Эшли дал уже совершенно другое звучание, синкопированное под гипертрофированные частоты байроновского голоса. Безусловно, это было оригинально (недаром Хоу в 1982 году занял место продюсера " Юрайя Хип" ), но вместе с тем музыка лишилась мягкого ровного саунда Геллена, передававшего свое настроение душе каждого слушателя.
1975 год оказался для Хип примечательным активными творческими поисками каждого из хипов в отдельности, а особенно Хенсли и Байрона. Сольный альбом Кена Хенсли " Proud Words on a Dusty Shelf" (" Гордые слова на пыльной полке" ), промаркированный 1973 годом, на самом деле был задуман еще в 71-м во время первого кризиса группы, мучительно искавшей " фирменное" звучание и " золотой состав". Рецидив " вечных исканий" в 1974-м дал ещё один толчок Кену, но появившийся в продаже следующий сольник " Eager to Please" (1975), признанный многими фанами довольно слабым, не оправдывал притязаний Хенсли на лидерство.
В то же время в свет выходит альбом Байрона, отсчитывавшего последние денёчки в группе. Диск, не выдержав проверку временем, выглядит сегодня ещё более архаично, чем работа Хенсли. Но в год выхода альбом Дэвида наделал гораздо больше шума, нежели сольники патрона, хотя Байрон не стал мудрить и пошёл проторенной и порядком уже вытоптанной дорожкой " Юрайя Хип". Относительная удача собственного альбома придала Дэвиду храбрости и окончательно повернула его к сольной карьере. Он уйдет из группы в 76-ом и исчезнет. А понесший великую потерю Хип всё же будет жить...
Популярное: