Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура русских земель в XII – начале XIII вв.



С

начала XII по XV вв. на Руси была феодальная раздробленность. Единое государство распалось на самостоятельные земли и княжества. Период с XII до начала XIII вв. для Руси – это период феодальной раздробленности до монголо-татарского нашествия. Рассмотрим культуру русских земель указанного периода.

В XII–начале XIII в. на Руси появляются и развиваются новые культурные центры. Господство культуры Новгорода и Киева сменяется «полицентризмом», то есть наличием множества самобытных местных культур. Эту тенденцию можно отнести к положительным сторонам эпохи феодальной раздробленности на Руси.

С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях феодальной раздробленности оно приобретает областной характер. Увеличивается количество центров летописания. Появляются родовые княжеские летописи.

· В 1177 г. оформляется Владимирский летописный свод. В целом во Владимирских летописях говорится о необходимости единой и сильной власти владимирского князя, который является преемником власти киевских великих князей. Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо принимали личное участие при составлении летописей.

· Летописание Галицко-Волынской земли более сдержанно и скупо, в нем мало религиозных мотивов. Зато особой яркостью отличается описание личности Даниила Романовича Галицкого – идеального героя, своеобразного символа этой земли. В летописи отразились и факты междоусобной борьбы за власть.

· В Новгородских летописях много места уделено хозяйственным вопросам. Прослеживается интерес к европейской политике. Стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью.

В целом летописцы не ограничивались описанием местных событий, а старались придать летописанию общерусский характер.

Самым знаменитым произведением русской литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве» – поэма о неудачном походе Новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Четко прослеживается политическая идея автора – раздробленность Руси, распри князей ослабляют русские земли и отдают их на легкую добычу иноземным завоевателям.

В русских землях продолжает развиваться письменность и грамотность. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, владельческие записи, учебные упражнения и т. п. Письмо использовалось не только для создания книг, но и в быту, и для создания государственных и юридических актов. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи – граффити – на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. В аристократической среде широко было распространено знание иностранных языков. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени обнаружено много высказываний о пользе книг.

Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Но монастырские писцы не могли удовлетворить возросшую потребность в книгах среди городского населения. Появляются переписчики книг. Многие князья содержали при себе переписчиков книг. Но основными очагами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви.

В архитектуре русских земель XII-начала XIII в. сохранялись общие черты, но также вырабатывались и местные ее особенности. Во внешнем оформлении построек заметно влияние романского стиля.

· Зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер. Во Владимиро-Суздальской земле основным материалом для сооружения храмов служил местный белый известняк. Известняк позволял активно использовать стены для каменной резьбы. Известна знаменитая резьба Дмитриевского собора во Владимире. Отдельные изображения посвящены религиозным сюжетам, но более всего встречаются изображения сцен охоты, борьбы, пиров, бытовых ситуаций, зверей и птиц. Шедевром мировой архитектуры является Покровский собор на реке Нерль, построенный по указанию А. Боголюбского.

· Новгородское строительство велось в основном из кирпича и отличалось простотой форм и минимумом внешних украшений. Церкви естественно вписывались в окружающую природу.

Продолжает развиваться мозаика, фреска и станковая живопись (иконопись). Но и в живописи проявились местные особенности.

 

 

5. Культура формирующейся

великорусской народности (XIII-XV вв.)

 

В

условиях феодальной раздробленности и влияния соседних народов появились особенности в языке, обычаях, культуре у народов разных частей Руси. Древнерусская народность распалась на три: русскую, украинскую и белорусскую.

В историко-культурном процессе XIII-XV вв. выделяют два периода:

1-й период: 1240 – середина XIV в. Это время заметного упадка во всех областях культуры в связи с монголо-татарским игом и экспансией со стороны немецких, шведских, датских захватчиков, литовских и польских феодалов.

2-й период: середина XIV-конец XV вв. В этот период был подъем национального самосознания, возрождение русской культуры. Центр общественно-политической и культурной жизни в это время сместился на северо-восток, где с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Этот период связан с развитием русской народности, борьбой против ордынского ига.

Духовная культура. Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV-XV вв. на Руси развивалось книжное дело. В XIV в. пергамент заменяется бумагой, и книги становятся более доступными. Широко было распространено чтение вслух. Продолжается летописание. Первым общерусским сводом стала Троицкая летопись (Москва, начало XV в.), возник Московский свод (1479 г.). В XIV-XV в. расширяется кругозор русских людей. Составляются рукописные сборники, в которых содержатся подлинные описания Царьграда (Константинополя), Палестины, Западной Европы. Афанасий Никитин написал «Хождение за три моря». В 1466-1472 гг. он совершил небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию, и все интересно и подробно описал. Его данные – прекрасный источник для географов, этнографов и др., они превосходят записки португальского мореплавателя Васко да Гамы, который совершил три плавания в Индию!

Главной темой фольклора была борьба против монголо-татар. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Усиливается идея общерусского единства.

В середине XV в. после падения Византии (ее захватили турки в 1453 г.) Россия становится центром православия. Культура страны испытывает значительное влияние церкви.

В XIII веке появляются новгородская и ростовская школы живописи, а в XIV в. – тверская, псковская, московская, вологодская школы живописи. XIV век – это время расцвета живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал византиец Феофан Грек. Он расписывал церкви и соборы. В конце XIV в. Ф. Грек переезжает в Москву. К этому времени в Москве уже сложилась самобытная художественная традиция. Под руководством Ф. Грека проходили основные художественные работы: росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Величайшими художниками были Андрей Рублев и Даниил Черный. А. Рублев написал икону «Троица».

Материальная культура. В XIII веке архитектура переживает пору упадка и застоя. Кадры строителей по существу были уничтожены или уведены в плен, подорвана техническая преемственность. Первые 50 лет монголо-татарского ига на Руси не было построено ни одного города. С начала XIV в. строительство сосредоточилось в двух районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древнейшей Владимирской земле (Москва и Тверь). В Пскове развивалось оборонное зодчество. На рубеже XIII-XIV вв. появились первые каменные постройки Московского Кремля. Но они до наших дней не сохранились. Строятся Троице-Сергиев монастырь, собор Спасо-Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. наблюдается расцвет зодчества в Москве. Это связано с государственным могуществом России. Из Италии был приглашен знаменитый архитектор, инженер Аристотель Фиораванти. Он строил Успенский собор в Москве и ряд других соборов, отливал колокола, строил крепости.

В конце XV века под руководством итальянского архитектора (из Венеции) Марка Фрязина была построена Грановитая палата, предназначенная для торжественных приемов. Ее авторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

При Иване III началось строительство стен и башен нового Кремля, поскольку белокаменные укрепления эпохи Дм. Донского обветшали и уже не были достаточно надежной защитой. В 1485 г. была заложена первая башня – Тайницкая. В ней находился тайник с родником воды на случай осады.

Вывод: В XIV-XV вв. в условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение северо-восточной Руси. Москва стала центром формирующейся великорусской народности. Идея единства страны прослеживается в литературе, искусстве. Наблюдается интерес к Руси домонгольского периода. Происходит своеобразное возрождение культуры.

 

 

Глава III


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь