Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Книга Иова. Книга Екклесиаста. Книга Песни Песней.



 

Соломон считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги притчей Соломона», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде.

История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.

Иерусалимский храм («Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Пасху, Пятидесятницу и Праздник Кущей.

В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения.

В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств.

Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Слава Божия пребывает на земле, среди народа. Служить как бы дворцом Небесного Царя, куда бы народ стекался для выражения своих верноподданнических чувств и покорности. Храм также являлся и своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву.

Другая функция Храма – дарохранилище, т.е. хранилище высшей национальной святыни, Ковчег Завета, и свитков Торы, хранилище храмовой казны, «сокровищница посвящённых даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и военачальников, хранилось царское оружие и пр. Храм был разрушен вавилонским царём Навуходоносором.

Второй Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, был реконструирован Иродом Великим и разрушен после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

По традиционному представлению христианства, Третий Храм будет отстроен Мессией, ожидаемым иудеями. В христианских источниках он обычно ассоциируется с Антихристом Апокалипсиса, который по предсказаниям отстроит Третий Храм и возобновит там службы, что будет служить одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа.

37. Осевое время в древнееврейской истории. Пророки в культуре древних евреев. Книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля.

Пророки — буквально прорицатели, которые в экстатическом состоянии предсказывали будущее от имени бога, они также были религиозно-политическими ораторами и проповедниками. Наиболее видные пророки — Илия и его ученик Елисей, своими обличениями вступившие в конфликт с царской властью. Пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных. Речи, проповеди и оракулы (предсказания) пророков вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись в отдельные книги.

До нас дошли сборники трёх «больших» пророков: Исайи, Иеремии и Иезекииля и 12 «малых» пророков. Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы.

 

38. Иерусалимский храм. Вавилонское пленении и судьбы культуры евреев. Культура евреев эпохи второго храма. Культура евреев начала н.э. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной идентичности.

 

Вавилонский плен — период в истории древних евреев с 586 по 539 до н. э. (от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским царем Киром II).

Вавилонское пленение - собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи. Период пленения вавилонского наложил отпечаток на культурную, духовную и религиозную жизнь еврейских изгнанников. Так, библейская литература восприняла арамейский язык; арамейский шрифт сменил древний еврейский шрифт; вавилонские названия месяцев вытеснили традиционные еврейские обозначения месяцев по их порядковым номерам; вошли в употребление вавилонские имена. Однако эти и подобные изменения носили лишь характер приспособления к жизни в условиях вавилонской цивилизации и не затрагивали устоев национальной традиции. Так, иврит употреблялся наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне.

Вернувшись из вавилонского плена, израильтяне вновь построили храм, впоследствии разрушенный, и под предводительством пророка Малахии покаялись в своем грехе почитания чужих богов. Они стали старательно изучать закон, вдохновляя реформацию веры, и таким образом приготовились к пришествию Мессии. Через четыреста лет явился Иисус. Этот период называется периодом приготовления к пришествию Мессии.

Культура эпохи Второго Храма.

У всех евреев было единое мировоззрение, единая вера в единого Бога. Идолопоклонства в эпоху Второго Храма не существовало. Монотеизм охватил всех. Литературные произведения тех времен носили религиозный характер. Мудрецы пользовались всеобщим признанием. Они были негласными руководителями нации, и их влияние было больше, чем гласных вождей. Из всех институтов, которые были у евреев в эпоху Второго Храма, самым влиятельным стала синагога. Синагога как центр служения Богу освободила верующих от жертвоприношений и огромных финансовых расходов Храма. Деятельность синагоги была многогранной: она была домом изучения Торы и проведения молитв, центром общественно-культурной жизни общины. Синагога стала на много поколений важнейшим учреждением еврейства. Она служила также образцом для христианских церквей и исламских мечетей.

Верно, что греко-римская цивилизация оказывала определенное влияние на отдельных людей, но эллинизировать народ не удалось. Вера в единого Творца мира была незыблемой. Эллинизация Востока началась вскоре после похода Александра Македонского. Иерусалим не был здесь исключением, более того, этот процесс вызвал к жизни важнейшие перемены в историческом развитии еврейского народа. Туда прибыли греки из различных районов метрополии, расселились по стране и основали свои собственные города. Одновременно с этим возросло пользование греческим языком и увеличилось влияние греческой религии и эллинистической культуры. Из представителей высших слоев местного общества сформировалась эллинизированная элита. Процесс эллинизации в Иудее на первых порах протекал медленно. Причиной этого было незначительное количество переселенцев и эллинизированных местных жителей. Однако со временем различные факторы значительно ускорили его.

Такие наклонности противоречили духу иудаизма. Против них активно выступала партия хасидеев (благочестивых). Хасидеи были пламенными ревнителями еврейской веры и строгими исполнителями ее законов. Они не позволяли себе никакого общения с язычниками и даже запрещали светское образование. Часто хасидеи впадали в крайность, отвергая в греческой культуре даже лучшие ее стороны. Во главе хасидеев стоял первосвященник Хоний III.

В древнееврейском государстве существовали три религиозно-философские школы: саддукеи, фарисеи и ессеи, которые возникли в эпоху расцвета династии Маккавеев и просуществовавшие вплоть до покорения иудейского государства римлянами. Все они возникли на почве учения Моисея и различались только по способу применения его в жизни.

Школа саддукеев названа была по имени своего основателя, некоего Садока, ученика известного мудреца Антигона Сохоского. Саддукеи, как школа, никаких письменных памятников после себя не оставили. Главный принцип их философии: никакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что, следовательно, человеку следует заботиться лишь о своём земном благополучии, как это и делали саддукеи, которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни. В качестве их военачальников и советников, саддукеи сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть в стране, лишь редко уступая ее фарисеям.

Существуют разные предположения о происхождении названия «фарисеи». По всей видимости, это слово имеет значение «отделяться», «обособляться». Фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Они учили, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы. Фарисеи славились как искуснейшие толкователи законов, они разработали множество положений, которые не входили в состав Моисеева законодательства. Они следовали лишь тому, что признавали за благо, почитали старших и не позволяли себе противоречить их постановлениям, они пользовались огромным влиянием на народ и все богослужения свершались по их «начертаниям». В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа против посягательств господствующего класса; их лозунгом было: «закон для народа, а не народ для закона».

Ессеи образовали из себя строго замкнутый орден. Вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь в любить истину и т.д. Ессеи занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем. Они признавали лишь общую собственность. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толковавшем Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме. Жили они безбрачно, т.к. считали это выше брака, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей.

Утрата храма и проблема сохранения религиозно-культурной целостности.

Новый Завет — часть Библии. В отличие от Ветхого Завета, который предположительно написан в XV - IV веках до н. э., Новый был предположительно написан в I веке н. э., изначально на греческом языке (кроме, возможно, первого Евангелия от Матфея, которое могло быть написано на арамейском, а потом уже переведено на греческий). Он состоит из 27 книг, которые можно поделить на следующие разделы: Евангелия, Историческая книга, Учительные книг, Пророческая книга.

Название «Новый завет» связывают с цитатой, в которой говорится о том, что наступят дни, когда Господь заключит с домом Израиля и с домом Иехуды Новый завет. В христианстве понятие «Новый завет» указывает на стремление основоположников христианства видеть в этом учении преемника и наследника иудаизма. Они считают, что религиозная истина, начала которой открыты в иудаизме, достигает в христианстве своей абсолютной полноты.

Евангелие («благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых описана земная жизнь Иисуса Христа.

Евангелия разделены на четыре книги и называются по именам авторов-составителей — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий вообще упоминается в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Евангелие от Марка – самое краткое, акцент делается на деяния Христа, отличается яркими зрительными образами, описанием чудес, мало рассуждений.

Евангелие от Матфея – образ Христа как образ проповедника, акцент делается на страдания Христа и его воскрешение, оно наполнено словами Иисуса Христа-Учителя.

Евангелие от Луки – автор этого текса – грек из Антиохи, врач, историк, разносторонне образованная личность. Это евангелие еще называют «Евангелие для интеллигенции». Большое значение уделяется хронологии, описанию событий, то, как они вписываются в мировую историю.

Евангелие от Иоанна – стоит особняком. Именно ему Христос поручает заботу о матери, он раньше всех узнает о Воскресении. Другое название – «Темное евангелие или ночные беседы».

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь