Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Культура Хараппы. Относится к 23-18 вв. до н.э. Первыми центрами были Мохенджо-Даро и Хараппы. Культура была изолирована. Города были двухчастны: 1 часть строилась на искусственной возвышенности, отделялась стеной, там хранилось зерно; 2 часть- городское поселение. Была система канализации, распространено ткачество, оружейное искусство, изделия из золота, серебра. Не характерна была монументальная архитектура. Были статуэтки. Существовали культы животных, растений. К концу 18 в до н.э. хараппская культура прекратила своё существование. (из-за угасания культуры или из-за катастрофы.) Культура древних арьев эпохи вед. 13-6вв. до н.э. Источник изучения этой культуры - Веды. Веды включают 4 сборника: 1.ригведа(мифы, гимны); 2.яджурведа; 3.самоведа; 4.атхарведа. Памятники культуры: 1) Брахманы- комментарии к Ведам. Это тексты, составленные жрецами, посвящённые истолкованию символики ритуалов. 2) Араньяки- религиозной философские рассуждения на тему мифов Др. Индии. Интуиция космоса. 3)Дхарма- все в мире взаимосвязано. Человек тоже включён в дхарму. Человек должен исполнить свою дхарму (долг). 4 касты: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Миф о Пуруши. Эта иерархия поддерживала соц. устройство. У каждого свой долг-что обеспечивало стабильность. 4)Брахман- представление об общем абсолюте, из кот. рождается мир. Материальный мир- не идеален, это мир страданий. Существует 2 потока сознания: 1. Восторг от жизни; 2. Отказ от жизни, потому что матер.мир не совершенен. Человек должен получать удовольствие от жизни, но не становиться рабом желаний. Представление о карме- создаётся самим чел. и зависит от него. Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма. Упанишады (" сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - " тайное, сокровенное знание" ) - философские тексты, появившиеся ок.1 тыс. л. до н. э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около 100 Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, спомощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Памятники культуры Ступа в Санчи- сооружение полусферической формы, хранилище реликвий Будды. Возведена императором Ашоки. Окружают 4стены, ориентированных по сторонам света, в форме арок. Чайтья - молельня, вырубленная в скале или стоящее отдельно каменное или деревянное здание. Чайтья в Карли - пещерный буддийский монастырь, богато украшенный. Все убранство освещали солнечное окно. Стамбха- каменнаяотдельно стоящая колонна, увенчанная капителью, с изображением священного животного (буддийский вариант алтаря). Индийский эпос. Махабхарата и Рамаяна - эпические поэмы. Махабхарата изначально создана как поэма, посвящённая героическим событиям. События относятся к концу 2-1 тыс. до н.э. Поэма повествует о борьбе двух царских родов - пандавов и кауравов. Борьба вызвана завистью. События завершаются 18дневной битвой, кот.показано как глобальное событие. Победили пандавы. Это предание о братоубийственной войне. Махабхарата как литературный памятник сформировалось в 5-4 в. до н.э. В рассказе начинают принимать участие боги, демоны. Поэма содержит большое количество отступлений. Тематика поэмы: осуждение войны, семейной. отношения, чел. грехи, этич. и нравст. проблемы Махабхарата включает в себя Пхагаватгиту, кот. содержит текст о смысле жизни. Махабхарата состоит из 18 книг. Книги рассматриваются парами. Рамаяна- героико- лирическая песня о любви. Герои - Рама и Сита.Рама-юный принц, идеализированный во всем. Сюжет: отец принимает решение передать власть старшему сыну Раме. Раму обманом выгоняют из страны, вместе с ним уходит Сита. События относятся к 13-12 в. до н.э. Поэма отличается особым образным языком. Обе поэмы опираются на исторические события. Они сходны описанием древности. В обеих есть упоминание об устройстве мироздания, о богах, племенах.
Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма. Сам термин ввёл К. Ясперс. Человек осознает бытие, самого себя и свои границы. Любое осевое время начинается с того, что жизнь несовершенна. Человек не замкнут в себе, он открыт для новых возможностей. Осевое время в Индии характеризуется тем, что появляются упанишады, тогда жил Будда, благодаря кот.появилось учение буддизм. Джайнизм возник в одно время с буддизмом. (5 в. до н.э.). Основатель-Махавира. Был из рода кшатриев, имел семью, образование. По преданию, он в 30 лет ушел из дома и вступил на путь аскезы, 12 лет вел жизнь, полную лишений. Смысл аскезы - очищение души. В 42 года он достиг просветления под деревом, с тех пор стал известен как Джина- победитель. По преданию у него было 11 учеников. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнисты были замкнуты. Основой философии и морали Махавиру провозгласил ахимасу( заповедь " не убей" ). " Таттвартха-сутра" - наставления в письменной форме. Главное: не причинение вреда, отказ от категорически суждений, отказ от собственности, Всей своей жизнью джайнисты доказывают стремление к освобождению. Считали: 1. все сущее имеет душу; 2. вселенной управляет не бог, а карма; 3. Земная жизнь человека предопределена, но чел. может достичь перерождения. Джайнисты - вегетарианцы. Есть 2 аспекта монашеского служения: 1. Монашеский нудизм 2. Уход из жизни с помощью добровольной голодовки. Лучшая жизнь - смерть в результате поста. Посвящение в монахи проходило после 4 месяцев испытаний. 4 истины Джина: 1. Истина факта: жизнь, которая несовершенна 2. Истина причины: у человека есть карма, которая ограничена 3. Истины цели: освобождение от кармы 4. Истина пути: представление о поведении. Хотя джайнизм и был, как религия открыта для всех, популярности это учение не приобрело. Но, не смотря на свою немногочисленность, джайнисты сыграли важную роль в культуре Индии. Джайнистские храмы привлекают своей красотой. Сидхарта Гаутама и как осевой учитель Индии. Культурное значение буддизма Будда Сидхарта Гаутама жил с 566 по 485 года до н.э. Родился в царской семье племени Шакьев. Желая, чтобы Сидхарта стал великим царём, его отец ограждал его от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика специально было построено 3 дворца. После ухода Будды из дворца у него происходит 4 встречи ( старик, больной, мертвец, ушедший). И тогда Будда тоже покинул дом, остриг бороду, поменялся одеждой с нищим и ушёл в лесную чащу. Он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен. Во время медитации од деревом Бодхи он принял решения найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. Остальные 45 лет жизни он путешествовал по стране, обучая своих последователей и учеников. Важнейшими социальными функциями буддизма стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, голодающих и больных. Четыре Благородные Истины: Первая Истина — это истина о страдании ( Всё есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание.), Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания.( Эта причина — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни), Третья Благородная Истина — истина о прекращении страдания, то есть о нирване (Будда утверждает, что, несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо.Это и есть нирвана.), Четвертая Благородная Истина — истина о пути, ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути. ( Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости, этап нравственности, или соблюдения обетов, и этап сосредоточения, то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные — по три, всего восемь ступеней.) Конфуций и конфуцианство. Известный философ Конфуций (551-479 гг до н.э.) - основатель конфуцианства. Он родился (скорее всего) в аристократической семье. Это было время, которое получило название «период весны и осени , во времена легистов». Мальчик с детства много работал, жил в бедности и нужде. К нему очень рано пришло осознание того, как важно быть культурным и образованным человеком. Конфуций много времени тратил на самообразование и размышления.
Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Кофуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который, прежде всего, должен обладать « Жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция « сяо» - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение « Юе» - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил « Ли» - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием. Живопись Древнего Китая. Живопись Китая — важная часть традиционной китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств. Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высокоразвитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.
Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами. Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств — поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии. Для китайцев «Живопись в поэзии и поэзия в живописи» была одним из критериев прекрасных произведений искусства. Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая. В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи — «примерное поведение и благородство характера», то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства — поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать — дополняют и обогащают друг друга.
Литература и театр Древней Греции. Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы.Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец греческой аристократии. Те изменения, которые произошли в обществе IV в., нашли отражение в его культуре. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни. Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана - " Женщины в народном собрании" и " Плутос", но зенит творчества драматурга относится к предшествующему периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место " древней" комедии заняла " средняя", развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов (Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул) и названия пьес. ТЕАТР. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров, когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в.Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес." Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность, злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует истинный облик героя. Наконец, сюжет комедии носит нередко фантастический характер. Бурная политическая жизнь Афин давала обильный материал для развития комедии. Наиболее выдающиеся ее представители - Кратин, Евполид и Аристофан. Право Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим; наиболее известным примером может служить Цицерон.В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.О древнейшем римском праве практически нам ничего не известно. От «царских законов» до нас дошли лишь скудные отрывки, трактующие сакральное право. Основой всего дальнейшего развития права признавались Законы XII таблиц, составленных в 451 – 450 гг. до н.э. Уважение римлян к этим законам отчасти обусловливалось их общим консерватизмом, культом «нравов предков», отчасти тем обстоятельством, что некие основы римской гражданской общины, на базе которых они сложились, при всех модификациях продолжали жить до полного разложения античного мира и его культуры. Законы XII таблиц содержали и ряд элементов обычного права, присущих другим стадиально-близким народам.Вместе с тем Законы XII таблиц уже отличались рядом специфических для римской гражданской общины черт, сохранявших свое значение на всех стадиях эволюции римского права. Прежде всего, это положения, касающиеся аграрных отношений, согласно которым гражданская община продолжала оставаться верховным собственником земли и контролировала распоряжение ею. Показательно также право приобретения земли в результате двухлетнего пользования ею; оно продолжало действовать на всем протяжении римской истории. Владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула «мое по квиритскому праву», и неразрывная связь гражданства и землевладения.Забота общины о хорошей обработке земли сказывалась и на особом строе римской фамилии, по словам самих римлян, не имевшей аналогии ни у каких других народов. Ее особенность, как известно, состояла в исключительном праве отца на все принадлежавшие фамилии ресурсы: недвижимое и движимое имущество и находящихся под его властью людей – жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Он произвольно мог распоряжаться их рабочей силой, мог их сдать в наем, продать, покарать вплоть до предания смерти, хотя обычай требовал в таких случаях семейного суда. Обычно полагают, что такая власть отца над всеми ресурсами фамилии обеспечивала наиболее эффективную обработку земли в трудных для земледелия условиях Древнего Рима.Ряд положений Законов XII таблиц касается прав римских граждан. В первую очередь это статья, согласно которой последнее постановление народа является обязательным законом; затем закон, запрещавший казнить римского гражданина без санкций высшей законодательной и судебной инстанции. Сюда же относится запрещение наделять какими-либо привилегиями отдельных лиц.Таким образом, утверждалось равенство граждан перед законом, и исключалась столь распространенная в других ранних обществах возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Возможно, с этим связан и закон, каравший смертной казнью за сочинение и опубликование позорившей кого-либо песни.По Законам XII таблиц карались смертной казнью и другие преступления: ночная кража чужого урожая, за что виновный распинался на дереве и обрекался Церере, поджог здания или сжатого и лежащего возле дома зерна, за что виновный заковывался, избивался и сжигался. Сюда же относится дозволение безнаказанно убить вора, пойманного ночью на месте преступления, а днем – вора, защищавшегося оружием. С Тарпейской скалы сбрасывали лжесвидетелей; казни предавался судья или арбитр, уличенный в подкупе, человек, поднявший против Рима врагов или предавший врагам гражданина. По свидетельству Августина, Законы XII таблиц предусматривали, кроме казни и штрафов, также оковы, порку, бесчестие, изгнание и рабство.По мере углубления классовых противоречий все более суровыми становились наказания для римских граждан, причем их равенство перед законом исчезало в связи с социальной дифференциацией, о чем свидетельствуют жестокие наказания по изданным Августом и его преемниками законам. Суд перестал быть публичным зрелищем, процессы при единовластии утратили политическую значимость, соответственно уменьшилась роль эмоций и возросло в цене тонкое и всестороннее знание права, умение его истолковать и приложить к конкретному случаю. Между тем право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая.Следует отметить и известную двойственность юристов времени Империи в отношении к древнему праву: с одной стороны, оно признавалось незыблемой основой, с другой – пролагали себе пути новые течения. В этот же период окончательно складывается и знаменитый принцип «презумпции невиновности», по которому, если по той или иной причине вопрос о статусе человека или о праве раба на свободу доходил до суда и дело оказывалось сомнительным, его следовало решать в пользу свободы. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, что позволило ему быть адекватным изменяющейся социальной действительности. Культура Хараппы. Относится к 23-18 вв. до н.э. Первыми центрами были Мохенджо-Даро и Хараппы. Культура была изолирована. Города были двухчастны: 1 часть строилась на искусственной возвышенности, отделялась стеной, там хранилось зерно; 2 часть- городское поселение. Была система канализации, распространено ткачество, оружейное искусство, изделия из золота, серебра. Не характерна была монументальная архитектура. Были статуэтки. Существовали культы животных, растений. К концу 18 в до н.э. хараппская культура прекратила своё существование. (из-за угасания культуры или из-за катастрофы.) Культура древних арьев эпохи вед. 13-6вв. до н.э. Источник изучения этой культуры - Веды. Веды включают 4 сборника: 1.ригведа(мифы, гимны); 2.яджурведа; 3.самоведа; 4.атхарведа. Памятники культуры: 1) Брахманы- комментарии к Ведам. Это тексты, составленные жрецами, посвящённые истолкованию символики ритуалов. 2) Араньяки- религиозной философские рассуждения на тему мифов Др. Индии. Интуиция космоса. 3)Дхарма- все в мире взаимосвязано. Человек тоже включён в дхарму. Человек должен исполнить свою дхарму (долг). 4 касты: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Миф о Пуруши. Эта иерархия поддерживала соц. устройство. У каждого свой долг-что обеспечивало стабильность. 4)Брахман- представление об общем абсолюте, из кот. рождается мир. Материальный мир- не идеален, это мир страданий. Существует 2 потока сознания: 1. Восторг от жизни; 2. Отказ от жизни, потому что матер.мир не совершенен. Человек должен получать удовольствие от жизни, но не становиться рабом желаний. Представление о карме- создаётся самим чел. и зависит от него. Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма. Упанишады (" сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - " тайное, сокровенное знание" ) - философские тексты, появившиеся ок.1 тыс. л. до н. э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около 100 Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, спомощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Памятники культуры Ступа в Санчи- сооружение полусферической формы, хранилище реликвий Будды. Возведена императором Ашоки. Окружают 4стены, ориентированных по сторонам света, в форме арок. Чайтья - молельня, вырубленная в скале или стоящее отдельно каменное или деревянное здание. Чайтья в Карли - пещерный буддийский монастырь, богато украшенный. Все убранство освещали солнечное окно. Стамбха- каменнаяотдельно стоящая колонна, увенчанная капителью, с изображением священного животного (буддийский вариант алтаря). Индийский эпос. Махабхарата и Рамаяна - эпические поэмы. Махабхарата изначально создана как поэма, посвящённая героическим событиям. События относятся к концу 2-1 тыс. до н.э. Поэма повествует о борьбе двух царских родов - пандавов и кауравов. Борьба вызвана завистью. События завершаются 18дневной битвой, кот.показано как глобальное событие. Победили пандавы. Это предание о братоубийственной войне. Махабхарата как литературный памятник сформировалось в 5-4 в. до н.э. В рассказе начинают принимать участие боги, демоны. Поэма содержит большое количество отступлений. Тематика поэмы: осуждение войны, семейной. отношения, чел. грехи, этич. и нравст. проблемы Махабхарата включает в себя Пхагаватгиту, кот. содержит текст о смысле жизни. Махабхарата состоит из 18 книг. Книги рассматриваются парами. Рамаяна- героико- лирическая песня о любви. Герои - Рама и Сита.Рама-юный принц, идеализированный во всем. Сюжет: отец принимает решение передать власть старшему сыну Раме. Раму обманом выгоняют из страны, вместе с ним уходит Сита. События относятся к 13-12 в. до н.э. Поэма отличается особым образным языком. Обе поэмы опираются на исторические события. Они сходны описанием древности. В обеих есть упоминание об устройстве мироздания, о богах, племенах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы