Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные особенности стиля



линия – декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни;

орнаментальность, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов;

идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне, смешение элементов разных стилей;

функциональность, т. е. ориентированность на использование в быту.

 

Моде́ рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siè cle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 годуиллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стильСецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Общая характеристика

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, аАртур Макмердо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того в Италии и России сильное влияние оказали национальные традиции, где образцы модерна имели в себе традиционные формы. Например неорусский стиль в архитектуре России, не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики. Хотя такое искусственное разделение на периоды и стили очень условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию различных национальных культур и традиций, что, даже специалистам, очень сложно определить где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается Ар-Деко.

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

«Национально-романтическое» направление, как его обычно не совсем точно называют, полнее всего выразившее себя в архитектуре и декоративно-прикладном творчестве и в меньшей мере в живописи, скульптуре и графике, имело свои довольно близкие аналогии в других национальных художественных школах Европы, обративших тогда внимание на старые, главным образом средневековые художественные традиции и пытавшихся с их помощью вновь обрести общезначимые эстетические ценности.

Помимо флореального течения в искусстве модерна можно выделить еще четыре основные направления, развивающиеся почти параллельно. Это национально-романтическое течение, рациональное или геометрическое, т.н. органическая архитектура, и неоклассицизм. Все эти течения и направления модерна шли в русле общего мировоззрения, можно сказать, своеобразной культуры «конца века» («fin de siecle»), которое характеризовалось, с одной стороны, поисками нового большого стиля, стиранием границ между массовым и элитарным искусством, а с другой – кризисом идеалов, духовной растерянностью и скептицизмом. Все это удивительным образом соединялось в модерне и проявлялось в изысканных изобразительных формах, мистике, утончённом символизме, стремлении ко всему странному, фантастическому, необычному, иногда отталкивающему, болезненному и даже откровенно пошлому.

Национально-романтическое направление модерна наиболее полно проявилось в русском модерне. Идеи модерна захватили умы многих русских архитекторов и художников, в т.ч. и живописцев. Например, знаменитый особняк З. Морозовой в Москве, созданный Ф. Шехтелем и М. Врубелем, в котором его экстерьер и интерьер являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему (готики, ампира, рококо). Это пример типичного романтического ретроспективного художественного мышления, когда прошлые эпохи и стили ощущаются художником не как прошлое, а как живое настоящее. Стремление мастеров русского модерна к созданию своеобразной национально-романтической среды проявилось в последнем периоде становления и развития т.н. неорусского стиля, в деятельности абрамцевского кружка и мастерских в Талашкино. Причем неорусский стиль в рамках модерна подчас соединялся с интернациональными приемами стилизации ар нуво. Для стиля модерн главной стала тенденция подчинения всех элементов композиции какому-либо одному формообразующему началу. Таким началом могли быть растительные, природные формы (флореальное течение); исторические и национальные стили, элементы народного искусства (романтическое течение); геометрические мотивы и новые материалы, конструкции и технологии обработки материалов (геометрическое, конструктивное течение); строгие неоклассические формы (неоклассицизм) и др. В каждом конкретном случае архитекторы и художники модерна искали целостность, гармонию своих ансамблевых решений, в т.ч. орнамента и конструкций, отсюда происходила своеобразная «орнаментализация» конструктивных элементов: разнообразных бетонных и стальных каркасов, ограждающих решеток, перил, опорных колонн, мачт и т.д.

Такой декор символически преображает самые заурядные конструкции из бетона, металла и дерева, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную орнаментированную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность и пластицизм. Подобные решения характерны, например, для Орта в его интерьерах особняка Тассель или Э. Гимара в его решениях входных зон станций Парижского метро.

Особое место в стиле модерн занимает символизм, который в качестве самостоятельного художественного течения получил развитие в начале XX в. Символизм в архитектуре в рамках модерна в форме т.н. «органической» архитектуры и неопластицизма с наибольшей силой проявил себя в творчестве испанского архитектора А. Гауди. Созданный им своеобразный причудливый стиль получил название каталонского модернизма. В последние годы искусство модерна перешло от ар нуво и пластичности к простоте, рациональности, конструктивной ясности и наиболее радикальным течениям неоклассицизма и конструктивизма.

Противоречие модерна, который называли последним большим стилем, состояло в том, что искусство этого времени находилось между стремлением достичь идеального художественного синтеза и утонченного символизма форм и прагматизмом и рационализмом технического века. Кроме того, подчеркнутая неповторимость найденных решений модерна, а иногда и их надуманность, не позволяли эти решения распространить достаточно широко, сделать их доступными и понятными для всех слоев общества. Поэтому, несмотря на бесспорную ценность созданных произведений искусства модерна, множество оригинальных находок в области композиционного формообразования и декоративной орнаментации, индивидуальность решений, как высший критерий качества, ограничивала достижения модерна, делая его лишь элитарным искусством.

 

Билет

 

 

Билет

Классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

 

Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитектора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собственный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчеркивающий утонченность и яркую индивидуальность владельца. Линии в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструкции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн, ориентировались на природные формы.

 

В России в стиле модерн работали известные художники М. Врубель, С. Малютин и др. Достаточно посмотреть на особняки начала XX в., где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.

Моде́ рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — началеXX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ МОДЕРН:

· отсутствие строгой симметрии;

· использование в интерьере натуральных материалов;

· преобладание приглушенных цветов и сдержанных оттенков – серого, молочного, синего, зеленого, белого, лилового, кофейного и орехового;

· природный мотив в мебели и аксессуарах;

· для дизайна интерьера в стиле модерн характерно обилие декоративных элементов – от гипсовой лепнины до художественного стекла;

· наличие мозаики.

Интерьер в стиле модерн обставляется простой и функциональной мебелью с изящным остеклением, изысканными деталями и фурнитурой. В качестве декора в дизайне интерьера в стиле модерн используются текстиль, обои и статуэтки растительной тематики.

Наиболее удачный выбор для отделки полов в стиле модерн – художественный паркет или использование паркетной доски с узором квадрата или елочки. Потолок, который дополняет интерьер в стиле модерн, как правило, декорируется витражами самых разных форм, фактуры, размеров и оттенков. Для освещения применяются подвесы удлиненной формы, компактные люстры, а также дополнительные источники света: торшеры, ночники и бра.

· пренебрежение подходами классики;

· переменчивость – от романтических образов до строгих и деловых;

· динамичное равновесие и создание единых ансамблей;

· присутствие гибких и обтекаемых форм.

Закат стиля модерн пришелся на эпоху Первой мировой войны. Он был обусловлен дороговизной производства предметов меблировки, поскольку они изготавливались с применением ручного труда. Однако через многие годы данное направление вновь возродилось, и сегодня оно пользуется большим спросом у дизайнеров.

Стиль интерьера Модерн это стиль конца XIX - начало XX веков. Ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы интерьера, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти. Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров.

 

Появившийся на рубеже веков завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX века. Он, как сейчас " хай-тек", предполагал использование самых современных для своего времени материалов и отличался значительной свободой при дизайнерском решении интерьера. Его создатели вносили в дизайн интерьера все лучшие достижения прошлых стилей и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. Главным девизом архитекторов конца XIX - начала XX века, было: " Ни один дом не должен быть похож ни на какой другой! ".

 

Стиль интерьера квартир Модерн с его культом красоты и изящества всегда современен и актуален. Сказочная витиеватость классического модерна органично вписывается и в дизайн квартир современных многоэтажных домов, и в загородных особняков. Причем, одинаково успешно можно как воспроизвести обстановку типичную для этого стиля интерьера начала прошлого века, так и адаптировать этот стиль к реалиям времени. В этом случае в дизайне интерьера квартир допустимо использование современной мебели: например, кухня из нержавеющих металлов в сочетании с натуральным деревом. Главное, чтобы культивируемое модерном сочетание дерева и металла не противоречило стилю, создавая его новый современный вариант исполнения.

 

В интерьерах в стиле интерьера Модерн изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по, полу, декору, стенам, мебели, лестницам, потолку и даже окнам. Узоры концентрируются в местах их сопряжения, объединяют интерьерные плоскости, активизируют пространство квартиры или дома. Линии декора интерьера несут духовно эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным, живое с неживым. У мастеров венского модерна Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы Четверо во главе с Макинтошем, строго геометрический орнамент в стиле модерн варьирует мотивы квадрата и круга. Для стиля модерн характерно взаимопроникновение станковых и декоративно прикладных форм. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера в стиле модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, а в скульптуре рельефы. Конечной целью дизайнера, архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения. Данная тенденция проявляется и в рождении нового типа художника универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности.

 

Заключение (выводы)

Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения, кажется наиболее вероятным, что ошеломляющая новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов приедались. Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной. Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить " бесстилье", по сути, не ушел от эклектики. Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности. Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами? Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, " интернационального" стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики. Модерн угас, завещав важнейшие свои художественные открытия идущим вслед направлениям, в частности, столь ему по внешности противоположному конструктивизму. Но его декоративная система и, особенно, всепроникающий манерно-подвижный орнамент на целые десятилетия получили устойчивое клеймо «дурного вкуса». Как мне кажется, немалую роль в этом сказало широчайшее распространение дешевых фабричных изделий. Но, как это всегда получается, столь жесткий приговор впоследствии был решительно пересмотрен, и модерн стал на некоторое время истоком новой, уже ретроспективной моды. Сегодня его наследие - интереснейший предмет изучения, первоисток и наглядная модель стилевых исканий нашего века.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь