Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архит московского модерна. Шехтель.иванов.валькот
М одерн — стиль в архитектуре конца XIX - начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Шехтеля Ф.О. Среди характерных московских построек в стиле модерн: старое здание МХАТа (Камергерский пер., д.3), бывший дом Рябушинского (Малая Никитская ул., д.6/2), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899-1903, архит. Валькот В.Ф.), издательство Сытина И.Д. (1904-1906, архитектор Эрихсон А.Э.; Тверская ул., д.18, левое здание), дома Миндовского (Поварская ул., д.44) и Исакова (Пречистенка ул., д.28) — оба начала 1900-х гг., архит. Кекушев Л.Н. В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архит. Щусев А.В.; здание Казанского вокзала и др.). Модерн в переводе с французского означает " современный". В разных странах этот стиль называли по-своему. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем. Он возник на рубеже 19-го и 20-х веков, и существовал очень недолго – около двадцати лет. Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название " модерн" говорит о том, что это нечто новое и оригинальное. Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Модерн стал стилем, который совмещал в себе стремление совместить практичность и искусство, сделать прекрасным привычное и повседневное. Недолговечность этого архитектурного стиля объясняется стремительным развитием исторических событий, характерным для начала 20-го века. В условиях растущей потребности жилья архитектурные излишества модерна были не нужны и только мешали. Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила по показателям все другие крупные города Европы. Всего за два десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку. Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать ценителей архитектурного искусства. Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание. Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами " века машин". Московский модерн в исполнении Л.Н. Кекушева – это настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее. Еще одно здание – особняк Кекушевой на Остоженке – это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре. Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.
ИВАНОВ Илларион Александрович Иванов-Шиц (28 марта1865 г, с.Михайловка в Воронежской области – 7 декабря 1937 г., Москва) – российский архитектор, строил в стиле модерн на основе образцов греческого искусства и Венского Сецессиона. Основные здания построены в Москве, в том числе при советской власти перестроил Большой Кремлевский дворец в зал заседаний Верховного Совета СССР. Родился в селе Михайловка Воронежской области. Среднее образование получил в воронежском реальном училище, продолжил в Институте горных инженеров в Санкт-Петербурге в 1883-1888 гг., где был награжден золотой медалью за свои архитектурные проекты. После окончания учебы провел несколько месяцев в путешествии по Германии, Австрии, Швейцарии, где изучал современную архитектуру. В 1889 г. приехал в Москву и в течение 2 лет был помощником архитектора М.К. Геппенера. С 1890 г. стал городским архитектором, благодаря знакомствам с московскими чиновниками. В этот период городским главой был Н.А. Алексеев, предприниматель и благотворитель, активно поддерживающий строительство общественных зданий. Первый самостоятельный общественный заказ Илларион Иванов-Шиц исполнил в 1892-1894 гг. – Детский сиротский приют им. Мазурина на Девичьем поле, сейчас посольство Вьетнама. В 1893-м он построил Ремесленное техническое училище. В том же году Иванов-Шиц предпринял новое путешествие за границу, что позволило создать ему собственную интерпретацию стиля Венского Сецессиона, в том числе работ прославленного австрийского архитектора Отто Вагнера. Некоторое время стажировался в фирме Л.Н. Кекушева на постройке богадельни им. Н.Н. Геер. В 1895-1896 гг. в соавторстве с Кекушевым Иванов-Шиц строит инфраструктуру Вологодско-Архангельской железной дороги: станции, депо, мастерские, жилые дома. Общественное признание Илларион Александрович получил после постройки доходного дома А.С. Хомякова на Кузнецком мосту, 6/3, совместно с М.К. Геппенером в 1898-1900 гг. Там были изящно использованы простые отделочные материалы: камень, штукатурка, керамическая облицовочная плитка, подчеркнувшие вертикальную геометрию здания. Позднее наследник сломал правую часть дома и выстроил конторское здание, а в 1931 году дом надстроили двумя этажами. Сдержанный венско-греческий эклектичный стиль привлекал солидных заказчиков, не готовых платить за излишне прогрессивный модерн того времени. Банкиры сторонились раннего модерна из-за консервативности, а благотворители имели ограниченные средства на украшения, завитушки витражи. Архитектор Илларион Иванов-Шиц начал активно строить в своем собственном стиле декоративно-элегантного модерна и создал целую серию общественных зданий: Главная Московская сберегательная касса в Рахмановском переулке в 1902 -1907 гг., родильный приют Абрикосовой на Миусской площади в 1903-1906 гг., Введенский народный дом на Введенской площади 1903-1906 гг. Параллельно с 1907 по 1917 гг. он преподавал архитектуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1908 он построил Клуб Московского купеческого собрания для промышленников и деловых людей на Малой Дмитровке (с 1930-х в здании размещается Ленком). Советская власть не блокировала деятельность Иллариона Иванова-Шица. Он продолжал работать в качестве главного архитектора расширявшейся Солдатенковской (Боткинской) больницы, в 1929 г. реконструировал глазную больницу на Садово-Черногрязской улице. С 1933 по 1937 годы строил санатории и больничные комплексы в Москве, подмосковной Барвихе, в Крыму и на Кавказе. В 1933 – 1934 гг. архитектору была оказана высшая степень доверия, он стал руководителем архитектурных работ по перестройке Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца в зал заседаний Верховного Совета СССР, рассчитанном на 2500 мест. И был награжден орденом Ленина. И. А. Иванов-Шиц скончался в 1937 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
ВАЛЬКОТ В 1890-е гг. Валькот обучался в Париже в мастерской Одилона Редона, чья приверженность символизму и черно-белой литографии оказала влияние на манеру московского зодчего. По возвращении домой Вильям Францевич учился керамике у М.А.Врубеля, навсегда оставшись приверженцем теории синтеза всех искусств (Gesamtkunstwerk), выработанной европейскими романтиками. В 1899 г. Валькот оформлял фасады гостиницы «Метрополь», для которых использовал уже готовые майоликовые панно М.А.Врубеля («Принцесса Греза»), А.Я.Головина, Н.А.Андреева. Набив руку, мастер принялся за свой самый знаменитый проект – особняк М.Ф.Якунчиковой (Пречистенский переулок, 10), выполненный в 1899–1900 гг. Дело в том, что Валькот ориентировался на довольно редкие образцы модерна – английские виллы. Однако тут есть черты, ставшие впоследствии типичными для московского модерна, в частности, ступенчатая композиция вокруг центрального объема с плоской крышей и гигантским окном.
В особняке, состоящем из четких прямоугольных объемов, практически отсутствуют криволинейные формы, однако они воплотились в ажурном оформлении балконных решеток и уличной ограды. И конечно нельзя не восхититься керамической плиткой и майоликовыми изразцовыми вставками, выполненными по эскизам Валькота в Абрамцевской мастерской.Обратим внимание на скульптурные завершения устоев ворот и входа в виде женских головок. Они были уничтожены в советское время и восстановлены недавно. Архитектурное решение находящегося по соседству особняка К.А.Гутхейля (Пречистенский переулок, 8), возведенного Валькотом в 1902–1903 гг., гораздо более скромное. Здесь налицо влияние французского модерна, да и первоисточник очевиден – особняк А.И.Дерожинской, выполненный Ф.О.Шехтелем годом ранее (см. темы о Шехтеле). Его оригинальность состоит в облицовке светло-сиреневой керамической плиткой и в лепных панно над окнами и входом.
Интерьер оформлен в любимом Валькотом «прямолинейном» стиле. Весь дом хорошо сохранился, поскольку в нем разместилось посольство Австрии. В 1908 г. Валькот с семьей переселился в Лондон, и его замечательные проекты, которые мы можем здесь лицезреть, остались нереализованными. За границей Вильям Францевич не нашел воплощения своим талантам, работая всего лишь гравером, архитектором-рисовальщиком и чертежником. В 1943 г. он покончил с собой.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы