Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Течение модернизма и авангардизма



Архитектурный модернизм ( фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern » — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины « modern architecture », « modern movement » или же « modern », употребляемые в том же контексте. Выражение " модернизм" употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе - « modern »).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

— использование самых современных строительных материалов и конструкций,

— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),

— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

— их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина 19 века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.

В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstä tten fü r Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и др).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Направления в живописи 20 века

Искусство модернизма интернационально, по этой причине его направления не разделяют по странам. Существует несколько направлений в живописи 20 века: абстракционизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, авангардизм и т.д.

Source(s): Модернизм

Абстракционизм

Абстракциони́ зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.


В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912 гг. «лучизм», и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Source(s): Модернизм

 

Фовизм

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.

Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.

Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Любопытно, что название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

 

 

Кубизм

Куби́ зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.

 

Футуризм

Футури́ зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

 

Экспрессионизм

Экспрессиони́ зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Модернизм в архитектуре

Модернизм - одно из современных направлений архитектуры, которое охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х годов по 70-80 годы XX века (в Европе). Это слово в переводе с итальянского (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение. При этом создание новых, необычных поворотов в архитектуре XX века в первой половине столетия вызывало ярый ажиотаж, а к концу века - непримиримую критику. Само понятие модернизма в архитектуре заложено в термине - это создание чего-то принципиально нового, строений, которые контрастно отличаются от предшествующих. Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», потому что модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций, и при этом полное отсутствие оформительского декора. Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция.

Философией модернизма в архитектуре можно считать принципиальный отказ от исторических деталей в облике сооружений и «интернациональный» характер зданий. Однако при этом настоящие шедевры модернистского искусства не выглядят однотипными - каждое здание красиво и уникально по-своему.

Классическим примером модернизма в архитектуре может служить здание Баухауза в Дессау, построеное Вальтером Гропиусом в 1925-​ 1926 годах. Фактически это несколько зданий различной высоты, объединенных между собой проходами и галереями. При этом общая композиция рассматривалась не как стандартная форма, а как свободное сочетание объемов. Настоящей «призмой из стекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958 году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф.Джонсоном. «Тело» этого небоскреба - правильный параллелепипед, оно абсолютно замкнуто и ни одной своей деталью не выступает из заданной формы.

Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда де Корбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма в архитектуре. Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, где геометрически четкая планировка, железобетон, стекло и мебель строгой формы соответствуют всем канонам модернистского искусства. В последнее время модернизм возвращается - и чем больше достижения технического прогресса, тем интереснее современные здания. Например, в Дубаи началось строительство «Rotating Wind-Powered Tower» - башни, вращающейся от силы ветра. Каждый из 59 этажей башни может вращаться независимо от других, а между ними находятся ветровые турбины, генерирующие всю необходимую для управления зданием силу. Этажи сделаны из 12 фабричных индивидуальных готовых частей с собственными электричеством, воздушным кондиционированием, водопроводной системой и другими коммуникациями. Согласно задумке архитектора Дэвида Фишера, все этажи крепятся к определенному месту ядра башни.

Покоряя воздух, архитекторы не забывают и о дне морском. Первая в мире подводная гостиница построена также в Дубаи. Этот отель состоит из наземной станции, куда прибывают гости, подводного туннеля и самой гостиницы, расположенной под водой. При этом в здании гидрополиса находится 220 номеров, кинотеатр, рестораны, парк развлечений и огромное количество морских аттракционов. Еще один семиэтажный подводный отель планируется построить в Стамбуле, дата открытия запланирована на 2010 год.

 

Авангардизм

Аванга́ рд (фр. Avant-garde — «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

(франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим жизнестроительным идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма, явившиеся отражением кризиса буржуазной культуры XX в., проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот лишь в замкнутом ряду формально-стилевой эволюции, и выход наиболее радикально мыслящих авангардистов в общественно-художественную деятельность означал их разрыв с основными эстетическими доктринами авангардизма. В то время как некоторые художники, первоначально причастные к авангардизму, под мощным воздействием идей социализма преодолели модернистские блуждания и вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству, другие его представители, неспособные преодолеть рамки индивидуалистического буржуазного самосознания, соскальзывали в хаос субъективистских переживаний и все более удалялись в область чистого формотворчества. К началу 30-х гг. абстракционизм теряет демонстративно-бунтарский характер. После 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латинской Америки наряду с укреплением позиций реалистического " ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма и находящийся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами социализма, с традициями демократической культуры.

(от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма.



Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила, идеалы. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и всё художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки! Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Кручёных, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощёчина общественному вкусу», 1912). Художники сознательно дразнили публику. Шокирующим было всё: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов; названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет»); способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Однако за дерзкими выходками скрывалась серьёзная работа над созданием принципиально новой художественной системы. Каждая из группировок – в полемике со всеми остальными – отстаивала свой творческий метод, своё видение дальнейшего развития искусства.


У. Боччони. «Восставший город». 1910 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк


В 1960—70-х гг. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Никогда прежде европейская культура не знала такого многообразия течений, направлений, художественных систем, индивидуальных стилей. Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малеви ч, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всём многообразии индивидуальных стилей, совместными усилиями они разработали новую художественную систему, в основе которой не подражание природе, а творческое самовыражение художника. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности.

Дадаизм

Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

Дадаизм – авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.


«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня – вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система – не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.


Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж – технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).


Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.

Третье направление – наделение коллажа свойствами поэтического произведения – реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп

Сюрреализм в искусстве

Сюрреализм (фр. Surrealisme - сверхреализм) - авангардистское направление в культуре ХХ в., первоначально возникшее во Франции. Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США.Теоретически и организационно сложился к середине 1920-х гг.: «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона (1924), журнал «Сюрреалистическая революция» («La Revolution surrealiste», 1924-29), первая выставка сюрреализма состоялась в Париже в 1925 г. Литературная трибуна группы - журнал «Литтератюр» («Литература»), основанный в 1919 г. Луи Арагоном / Андре Бретоном / Филиппом Супо (которых называли «тремя мушкетерами» сюрреализма). Философская база - фрейдизм, интуитивизм Анри Бергсона, идеи Ницше. Антирационализм и субъективизм - философская доминанта сюрреализма. Также сюрреалисты проявляли большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Главный метод - автоматическое письмо. Каноническое определение сюрреализма дано лидером и вдохновителем движения, французским поэтом Андре Бретоном в первом «Манифесте сюрреализма»: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений… Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении гл. проблем жизни». Примечательно, что сам Бретон был против того, чтобы сюрреализм считали очередным направлением в искусстве в ряду многих других. Для сюрреалистов сюрреализм был не просто новым эстетическим подходом к искусству, он был новым способом видения мира, новым мировоззрением.

К сюрреалистам в литературе относятся: Андре Бретон Андре Бретон (1896-1966). Бретонец по матери, и его связь с Бретанью никогда не прерывалась. Он написал предисловие к книге Жана Маркаля Великие валлийские Барды, воспевающей поэтическую мечтательность древней бретонской поэзии и устной традиции. Изучал медицину и психологию в Париже, встречался с Фрейдом, но так и не смог получить достаточную квалификацию для профессиональной работы. Член Французской компартии с 1927 по 1935 гг., в 1938 г. вместе со Львом Троцким основал Независимую Федерацию Революционного Искусства. В 1919 г. выпускает свой первый поэтический сборник Mont de Piete и основывает с Луи Арагоном журнал «Литература». Поэтические сб.: «Ломбард» (1919), «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932), «Генеральные штаты» (1943). Романы «Надя» (1928), «Безумная любовь» (1937). Книги, статьи, манифесты: «Манифест сюрреализма» (1924), «Дозволенная самооборона» (1926), «Сюрреализм и живопись» (1928), «Сообщающиеся сосуды» (1932). На его могиле надпись - его фраза «Я ищу золото времени». См. об Андре Бретоне ИЛ, 1996 № 8., Луи Арагон Луи Арагон (1897-1983). Для творчества характерны: любовная экзальтация, поиски земного абсолюта, лирическая передача городского «чудесного». Книги «Парижский крестьянин» (1920), «Свободомыслие» (1924), «Трактат о стиле» (1928) и др. Арагону принадлежат сюрреалистический манифест в честь Чаплина «Руки прочь от любви» (1927) и значительная часть манифеста, посвященная фильму Бунюэля «Золотой век». Арагон уничтожает рукопись своего крупного романа «Защита бесконечности», от которого уцелело всего несколько фрагментов. Это была уступка требованиям сюрреалистов. Пристрастие Арагона к романам - один из поводов для разногласий с Бретоном. В 1928 г. Арагон встречается с Эльзой Триоле, сестрой Лили Брик. Эльза Триоле сыграла свою роль в обращении Арагона к коммунизму в 30-е гг. Арагон выучил русский язык за два месяца из «ревности» - чтобы понимать, что говорят его жене ее друзья. В 1932 г. Арагон, обвиненный за поэму «Красный фронт», отказывается от поддержки Бретона и сюрреалистов и открыто принимает коммунизм. Разрыв с сюрреализмом как «гиперсюрреалистический жест»: желание превзойти всех, особенно Бретона + вера + политические мотивы. Арагон всю жизнь страдал из-за разрыва с Бретоном. Об Арагоне говорили, что он перешел к коммунистам потому, что те не имели ничего против романов. Сюрреалисты об Арагоне: «Арагон становится коммунистом потому, что нашел для себя лучший способ вытворять свои сюрреалистические штучки, чтобы это не бросалось в глаза». После отхода от сюрреализм, Арагон отказывается от усложнённости образов, присущих сюрреалистической эстетике, и постепенно обращается к неоклассическим формам поэзии и прозы, соответствующим симпатиям к коммунистической идеологии., Поль Элюар, Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара, Жак Ваше, Бенжамен Пере, Франсис Пикабиа, Антонен Арто Антонен Арто (1896-1948) был поэтом, художником, актером, теоретиком театра, почти 10 лет провел в психиатрической лечебнице. Участвовал в сюрреалистическом движении всего два года (1924-1926). Сюрреалистическая драма - «театр жестокости». Сборник манифестов Антонена Арто «Театр и его двойник» (1938). Открыл заново смысл театра. Жестокость - место встречи человека с законами вселенной. Личность познает эти законы через страдание., Робер Деснос, Рене Шар, Жак Превер, Мишель Лейрис, Реймон Кено, Рене Домаль, Анри Мишо Анри Мишо (1899-1984). Родился в Бельгии. Никогда не принадлежал ни к одной из групп. Сюрреалисты игнорировали его. Мишо прибегал к автоматическому письму, к «чудесному» и черному юмору, увлекался сновидениями, но не интересовался современным миром и не стремился «переделать мир»., Роже Витрак Роже Витрак - один из первых членов группы сюрреалистов и первый из нее исключенный. Сюрреализм в драматургии., чешский поэт Витезслав Незвал, Октавио Пас Октавил Пас - раннее творчество имеет отношение к сюрреализму. Нобелевская премия 1990 г., Пабло Неруда Пабло Неруда (наст. Имя Нефталт Риккардо Рейерс Баусальто, 1904-1973) - чилийский поэт. Нобелевская премия 1971 г. Известен прежде всего своей политической ангажированностью, сначала выступал против франкизма в Испании, потом - в поддержку режима Сальвадора Альенде. Поэтическое наследие - 43 сборника. Его творчество имеет сюрреалистический характер, хотя иногда Неруда резко отрицательно отзывался о группе Бретона. Вопрос принадлежности Пабло Неруда к сюрреализму остается открытым. и многие другие.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Теоретические источники модернизма.
  2. В XX в. сложился авангардный народный театр, в котором идеи модернизма претерпели сложные превращения.
  3. В течение десяти дней со дня получения приказа должник имеет право представить свои возражения относительно его исполнения.
  4. ГЛАВА 46. РОМАНТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ
  5. Движение вязкой жидкости. Силы вязкого трения. Коэффициэнт вязкости. Течение вязкой жидкости по трубе. Формула Пуазейля.
  6. Живопись и скульптура постмодернизма. Неоэкспрессионизм,
  7. И не наблюдавшихся в течение последнего года жизни
  8. Инфекционно-аллергическое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов, волнообразным течением, периодами обострения (атаки) и ремиссии (затихания).
  9. Истечение газов через суживающиеся сопла.
  10. Капиллярное давление. Течение жидкости в капиллярах
  11. Кровотечение в последовом и раннем послеродовом периоде
  12. Освобождение лица от наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора суда


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь