Тема урока: 22.2. Возникновение оперы — 1 урок.
Культура Нового времени
Культура западноевропейского барокко
Тема урока: 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны) — 1 урок.
- Барокко (итал. barocco — причудливый) — художественный стиль, зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся по странам Западной Европы.
- Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность — черты, свойственные всем произведениям искусства стиля барокко.
Основные особенности архитектурного барокко: - тяготение к большим синтетическим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура, живопись (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф);
- создание нарочито искривленного, почти иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов;
- пышная эффектность, представительность и театральная зрелищность архитектуры барокко;
- яркое противопоставление конструкции и тектоники здания. Иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон;
- прихотливо изогнутая вертикаль — основа архитектурной тектоники стиля барокко;
- проявление особой, легко узнаваемой Ћлинии бароккоЛ во внешнем виде и интерьерах зданий, в убранстве улиц и площадей;
- свободная текучесть воды как естественная аналогия свободно текучей барочной линии и особое пристрастие к фонтанам в эпоху барокко (фонтан “Четыре реки” в Риме).
- Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко.
- Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь. Превращение архитектурного сооружения Возрождения (собора св. Петра) в барочный ансамбль.
Задания:
- Как вы помните, уже в пещерах древнеиндийского комплекса Аджанта успешно осуществлялся принцип синтеза искусств. Можно ли, в связи с этим, говорить, что Аджанта — барочный комплекс?
- Какие элементы барокко можно увидеть в повседневной жизни и искусстве императорского Рима и Византии? А какие черты этих культур резко противоречат принципам барокко?
- Какого восприятия интерьерного пространства добивался архитектор барокко, иллюзорно “убирая” стену?
- Что, по-вашему, может символизировать фонтан, струя которого искусственно направлена в небо? Какие принципы искусства барокко здесь проявляются?
- Что сближает барочные здания и искусство скульптуры?
- Как вы думаете, почему барочному зданию “так хочется” организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
Культура Нового времени
Культура западноевропейского барокко
Тема урока: 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны) — 1 урок.
- Барокко (итал. barocco — причудливый) — художественный стиль, зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся по странам Западной Европы.
- Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность — черты, свойственные всем произведениям искусства стиля барокко.
Основные особенности архитектурного барокко: - тяготение к большим синтетическим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура, живопись (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф);
- создание нарочито искривленного, почти иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов;
- пышная эффектность, представительность и театральная зрелищность архитектуры барокко;
- яркое противопоставление конструкции и тектоники здания. Иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон;
- прихотливо изогнутая вертикаль — основа архитектурной тектоники стиля барокко;
- проявление особой, легко узнаваемой Ћлинии бароккоЛ во внешнем виде и интерьерах зданий, в убранстве улиц и площадей;
- свободная текучесть воды как естественная аналогия свободно текучей барочной линии и особое пристрастие к фонтанам в эпоху барокко (фонтан “Четыре реки” в Риме).
- Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко.
- Творчество Л. Бернини — вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь. Превращение архитектурного сооружения Возрождения (собора св. Петра) в барочный ансамбль.
Задания:
- Как вы помните, уже в пещерах древнеиндийского комплекса Аджанта успешно осуществлялся принцип синтеза искусств. Можно ли, в связи с этим, говорить, что Аджанта — барочный комплекс?
- Какие элементы барокко можно увидеть в повседневной жизни и искусстве императорского Рима и Византии? А какие черты этих культур резко противоречат принципам барокко?
- Какого восприятия интерьерного пространства добивался архитектор барокко, иллюзорно “убирая” стену?
- Что, по-вашему, может символизировать фонтан, струя которого искусственно направлена в небо? Какие принципы искусства барокко здесь проявляются?
- Что сближает барочные здания и искусство скульптуры?
- Как вы думаете, почему барочному зданию “так хочется” организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
Тема урока: 22.2. Возникновение оперы — 1 урок.
- Действие как основной элемент музыкального и театрального искусств и как естественная основа их синтеза.
- Эмоциональная насыщенность, приподнятость действия в музыкальном театре.
- Историческая слитность музыкального и театрального действ (магические обряды древности, театральные действа Древнего мира и Средневековья).
- Непосредственные предшественники европейской оперы — итальянская мадригальная комедия и английская маска.
- Возникновение европейской оперы на рубеже XVI-XVII веков во Флоренции в кружке музыкантов и поэтов (Camerata) как реакция на сложность хоровой полифонии и как стремление возродить синтетичность античной драмы.
- Попытки передать драматические коллизии именно средствами музыкального языка — dramma per musica (“Дафна” Пери, “Эвридика” Пери, “Эвридика” Каччини). Пышность обстановки спектаклей и скромность музыкального языка.
- Простейшие оперные формы:
- ария как представление действующего лица. Ария, обращенная к себе и ария, обращенная к другому действующему лицу, их смысловое различие;
- ариозо, каватина, как небольшие разновидности виды арии;
- оперные ансамбли — дуэт, трио, квартет. Согласие или несогласие их участников, выраженное музыкальными средствами.
- Изысканность, утонченность и чрезмерная “ученость” первых оперных опытов.
- Ориентация музыкантов барокко на искусство риторики (правильно построенной возвышенной речи).
- Страстная музыкальная декламация как основа оперных произведений К. Монтеверди (“Орфей”, “Коронация Поппеи”). Появление речитатива как проявления “страстной речи”.
- Основные певческие голоса в оперном искусстве (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное) и их выразительные возможности.
Задания:
- Подумайте, в каких музыкальных формах Средневековья и Возрождения легко выделить действие, а в каких тяжело? Что, например, “действует” в григорианском хорале?
- Попробуйте представить себе средневековую литургическую драму лишенной музыки. На какую современную форму искусства будет походить такое действо?
- Какая особенность музыкальной ткани оперы уже была заложена в мадригальной комедии Возрождения?
- С какими жанрами живописи можно сравнить оперную арию, обращенную к себе, и арию, обращенную к другому действующему лицу?
- В чем, по-вашему, отличие одного певческого голоса от другого? С какими характеристиками краски можно сравнить отличительные особенности голосов?
Тема урока: 22.3. Оратория, кантата, ЋстрастиЛ (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель) — 1 урок.
- Одновременное зарождение оперы, оратории и кантаты в начале XVII века.
- Основное различие оперы и оратории — опера показывает событие, оратория рассказывает о нем.
- Предшественники оратории: литургические драмы, аллегорические Ћсвященные представленияЛ.
- “Простонародная” (volgare) и “латинская” (latino) оратории в Италии.
- Основные источники сюжетов ораторий XVII века: библейские тексты, житийная литература.
- Типичные музыкальные формы в оратории (ария da capo, речитатив, ансамбли, хоры).
- Оратории Г.Ф. Генделя как яркий образец жанра (“Мессия”, “Самсон”).
- “Страсти” как храмовое действо на сюжет страданий и смерти Христа.
- Постепенное развитие жанра “страстей” (пассионов) от небольших вставок в мессу на страстной неделе до огромных сочинений ораториального типа.
- “Страсти” И.С. Баха как вершина развития немецких ораториальных страстей:
- развитие сюжета в речитативах secco и речитативных диалогах;
- арии как эмоциональная реакция свидетелей событий;
- религиозно-философское обобщение в форме традиционного протестантского хорала;
- целостная сцена как структурная единица музыкальной композиции (например, “Сцена отречения Петра” или хор “Шествие на Голгофу”).
- Возникновение в XVII веке термина “кантата” в противоположность “сонате” для отличия вокальной музыки от инструментальной.
- Кантата как “небольшая оратория”, повторяющая практически все формы последней (ария, речитатив, ансамбль, хор).
- Большая свобода в тематике кантаты (как духовные, так и светские кантаты).
- “Stabat mater” Дж.Б. Перголези как ярчайший образец гармонично построенной духовной кантаты.
Задания: - Сможете ли вы найти среди архитектурных форм аналоги оратории? Какие?
- К какому типу оратории можно отнести русскую (православную) литургию (“простонародной” или “латинской”)? О каком свойстве православной литургии это говорит?
- Представьте, что вам предложили найти текст для оратории, посвященной встрече нового XXI века. Что бы вы предложили?
- Чем, по-вашему, отличаются процессы восприятия зрителем оперы и оратории? Какое восприятие ближе к восприятию иконы, а какое — картины? Почему?
Тема урока: 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин). Фуга — 2 урока.
- Звучание органа и клавесина — две стороны звукового мира барокко (монументально-величественная и изысканно-прихотливая).
- Этапы развития западноевропейского органа:
- античный гидравлос — водяной орган, в котором необходимое давление воздуха в трубах поддерживалось столбом воды (III век до н.э.);
- пневматический орган, применявшийся в театрах, цирках и во дворцах в Древнем Риме и Византии, где воздух поступает от мехов непосредственно в трубы (с IV века н.э.);
- появление регистров (XII век). Регистр — это группа труб одной конструкции и тембра;
- появление особой педальной (ножной) клавиатуры у органа (XIV век). “Органная педаль” (органный пункт) как особый вид музыкальной выразительности;
- приобретение органом современного вида в XVI веке.
- Расцвет органного искусства в XVI - XVII веках. Национальные органные школы.
- Основные органные жанры: органная прелюдия, токатта, фуга, фантазия.
- Естественность звучания на органе полифонических произведений.
- Фуга — наиболее совершенная полифоническая форма как выражение единства мира.
- Основные композиционные элементы фуги:
- “тема” — выражение основной единой идеи произведения;
- “ответ” — отражение, отклик темы в других голосах;
- “противосложение” — противопоставление теме, звучащее одновременно с “ответом”;
- “интермедия” — часть композиции, свободной от звучания “темы”, как временный “отдых”;
- “стретта” — сжатое (динамизированное) звучание “темы”.
- Отрывистое звучание клавесина как противоположность и дополнение к “бесконечно продолжающемуся” звучанию органа.
- Механизм звукообразования клавесина, подражание в механизме струнным щипковым инструментам. Клавесин и клавикорд, различие в их механизмах и звучании.
- Национальные школы клавесинной игры (английская, итальянская, французская).
Задания:
- Подумайте, какие архитектурные формы или их элементы соответствуют звучанию клавесина, а какие — органа?
- Что общее у фуги и орнамента? Что их различает?
- Какому структурному элементу орнамента соответствует “тема” фуги? Подумайте, какие элементы фуги обязательны при перенесении их в орнамент, а какие могут появляться случайно? Может быть, вы нарисуете фугу, как это сделал литовский художник и композитор М.К. Чюрлёнис?
- Попробуйте свою жизнь увидеть как фугу. Какие события будут “темой”, “ответом”, “противосложением”, а какие — “интермедией”? С какими явлениями в жизни человека можно сравнить “стретту”?
- Представьте себе, что вы — инопланетянин, который обладает только слухом, но не зрением. Какое бы представление о законах нашего мира вы составили бы, опираясь лишь на звучание органа? А клавесина?
- Если представить себе, что живописный прием лессировки соответствует принципу органного звучания, то как бы могла выглядеть живопись, соответствующая звучанию клавесина?
Тема урока: 22.5. Садово-парковое искусство (парки, итальянские, французские, английские) — 1 урок.
- Садово-парковое творчество как стремление человека окружить себя искусственной (безопасной) природой.
- Священные рощи в Древнем мире (Египте, Древней Греции).
- Тесная связь основных типов садово-парковых ансамблей с ландшафтом.
- Возникновение “итальянского парка” на гористом западном побережье Аппенинского полуострова. Характерные черты такого парка — многоярусные террасы и объединяющий их поток воды, стекающий каскадами.
- Монастырские и замковые сады в средневековой Европе: небольшие размеры, плодовые, огородные и лекарственные растения, колодец в центре на пересечении дорожек.
- “Райские” сады цветов (гюлистан) на Ближнем Востоке. Регулярные геометрические сады “чор-бак“ (четыре сада). Центральное положение воды в таких садах: каналы, бассейны, небольшие ручейки (арыки).
- Канонизация природных ландшафтов на Дальнем Востоке. Искусно обработанный естественный парк. Идеи миниатюризации и символизма в парках и садах Японии. “Сад камней”.
- Барочное садово-парковое искусство во Франции. “Французский” регулярный парк, расположенный на большой ровной площадке перед окнами короля. Ансамбль Версаля (А. Ленотр).
- “Английский” пейзажный парк. Средства выразительности в садово-парковом искусстве: аллеи, перспективы, беседки, сюрпризы, “античные гроты и развалины”, “средневековые руины” и “китайские пагоды”.
- Объединение различных типов парков в русской классической усадьбе (регулярный сад перед парадным входом и пейзажный парк, часто переходящий в лес, за домом).
Задания:
- Какие еще усилия, кроме устройства парков, предпринимает человек, чтобы “окружить себя искусственной безопасной природой”?
- Зачем, по-вашему, могли устраиваться священные рощи в древних культурах?
- Что, по-вашему, связывает в единое целое самые разнообразные “парковые затеи”, иногда отстоящие друг от друга весьма далеко?
- Скульптура в выставочном зале, в дворянском особняке, в парке. Как влияет на восприятие скульптуры ее местоположение? А как скульптура влияет на восприятие образа выставочного зала, гостиной в особняке или парка?
- Подумайте, какой тип парка лучше соответствует вашему родному городу? Почему именно такой парк вы считаете наиболее характерным для вашей родной природы?
Тема урока: 22.6. “Золотой век” испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес) — 2 урока.
- Политическое и экономическое могущество Испании в середине XVI века.
- “Золотой век” испанской культуры — 80-е годы XVI века - 80-е годы XVII века.
- Возвышение католической церкви в ходе испанской Реконкисты. Влияние церкви на идеалы общества в XVII веке. Церковь и аристократия — главные заказчики в мире искусства.
- Эль Греко (Доменико Теотокопули) — мастер, сумевший точно почувствовать и наиболее полно проявить идеалы испанского общества.
Молодость художника: - рождение в Кандии — столице Крита;
- работа иконописцем;
- путешествие по Италии, изучение творчества Тициана, Тинторетто, Микеланджело;
- переезд в Испанию.
- Своеобразие живописи Эль Греко как преломление иконописных принципов сквозь технику мастеров позднего итальянского Возрождения и видение барокко:
- вертикальная композиция картины как отражение положения двух миров — земного и небесного (“Погребение графа Оргаса”);
- стирание граней между небесным и земным (“Благовещение”);
- подчинение “земного мира” законам “небесного”, эффект “лишения персонажей твердой опоры”;
- причудливая деформация фигур и планов, словно в зеркале с кривой поверхностью, создающем зыбкое переливающееся пространство;
- изображение разновременных событий и подчеркнутая вневременность одежды;
- “иконописная” обработка лиц как ликов.
- Световые поиски в творчестве Эль Греко от эффекта передачи искусственного освещения в духе маньеризма (“Мальчик, раздувающий свечу”) до утверждения иррационального света, не имеющего реального источника и преображающего реальность (цикл картин “Вид Толедо”).
- Олицетворение мысли и силы духа в портретах философов, пророков, проповедников, святых (“Св. Иероним”, “Св. Варфоломей”, Фра Ортенсио Парависино, “Портрет неизвестного”). Точная психологическая характеристика в “Портрете главного инквизитора”.
- Фантастически-психологический пейзаж в “Видах Толедо”.
- Творчество Диего Веласкеса — остановленные мгновения жизни Испании XVII века:
- ранние произведения Веласкеса — сцены из народной жизни, близкие по стилю караваджизму (бодегонес) — “Завтрак”, “Водонос”;
- развитие дарования Веласкеса под влиянием творчества Тициана, встреч с Рубенсом и посещения Италии;
- противопоставление человеческой драмы спокойствию и лучезарности природы (“ЋСдача Бреды”Л, ритмы природы и ритмы человека);
- психологическая достоверность передачи характеров в портретах королевской семьи, придворных шутов и карликов короля. Активное использование цвета для уточнения психологической характеристики;
- “принцип зеркала“ в композиции и открытие неочевидного в полотнах Веласкеса (“Менины”, “Венера перед зеркалом”, “Кузница Вулкана”, “Пряхи”);
- особенности цветовой символики в традиционной испанской культуре. Цветовая композиция Веласкеса (“Портрет Иннокентия X”, “Венера перед зеркалом”, “Кузница Вулкана”, “Пряхи”).
Задания:
- Вспомните, были ли в русской истории периоды, когда основные исторические события проходили “под знаменами церкви”? Попробуйте оценить роль православных идеалов в современном российском обществе.
- Представьте себе, что А. Рублев копирует “Сикстинскую мадонну” Рафаэля, изменяя ее в соответствии с нормами современной ему иконописи. А теперь представьте себе “Троицу” Рублева в “пересказе” Микеланджело. Похожи ли получившиеся у вас образы на полотна Эль Греко? Почему? Что еще должно обязательно присутствовать в ваших “полотнах”, чтобы они стали походить на картины Эль Греко?
- Попробуйте обнаружить аналоги иррациональному свету на полотнах Эль Греко среди персонажей древнегреческой мифологии.
- Попробуйте описать одежду своего любимого литературного героя так, чтобы она как можно точнее передавала его характер.
Тема урока: 22.7. Жанр натюрморта в живописи — 1 урок.
- Nature morte — мертвая природа (итальянский).
- Начало натюрморта в обычаях средневековых рыцарей избирать себе для турнира девизы.
- Короткие девизы как выражение личностных принципов в эпоху Возрождения, которые наносились на оружие, одежду и предметы быта.
- Появление простых рисунков, сопровождающих девиз. Сборники рисованных девизов.
- Рождение эмблемы. Трехчастная структура эмблемы:
- короткая латинская фраза — надпись;
- символический рисунок;
- развернутая подпись, поясняющая связь рисунка с надписью.
- Составление и разгадывание эмблем как традиционное времяпровождение светского общества “галантного века”. Активное использование эмблем писателями и поэтами XVIII века (Ронсар, Тассо, Державин).
- Сборники эмблем как словари, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.
- Центры натюрморта в Нидерландах XVII века:
- буржуазный Харлем — “завтраки”;
- аристократический Утрехт, славившийся цветоводством — “цветочные букеты”;
- портовый город Гаага — “рыбные композиции”;
- университетский городок Лейден — “ученые натюрморты” (Vanitas — от лат. “пустота, тщетность”).
- Извлечение предметов из привычного человеческого быта и составление из них нового, глубоко символичного, мира в натюрмортах.
- Натюрморт как своеобразная “игра со зрителем”, которому предлагается разгадать символический смысл композиции.
- Наиболее часто появляющиеся в натюрмортах символы:
- розы, полевые цветы, насекомые — краткость человеческого существования;
- бабочки и стрекозы — спасение души;
- песочные часы, дымящиеся лампы, трубки, мыльные пузыри, карточные домики — быстротечность человеческой жизни;
- старые книги — ушедшее время;
- музыкальные инструменты — “звук их так прекрасен и мимолетен”;
- цветы, колосья, фрукты, лимоны — времена года.
- Композиция цветочных натюрмортов:
- радиальная композиция, при которой главным становится цветок на скрещении стеблей;
- ковровая композиция, при которой иерархия цветов выстраивается снизу вверх;
- треугольная композиция, при которой центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него.
- Смысловые зоны цветочного натюрморта:
- низ у самой вазы — знаки бренности (сломанные или увядшие цветы, лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);
- середина — символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);
- верх — венец добродетели (крупный одиночный цветок).
- Распространение в середине XVII столетия натюрмортов с пресмыкающимися, земноводными и другими животными.
- Традиционная символика животных в натюрмортах: змеи, мыши, лягушки, ежи — дьявольские животные; гусеница, куколка и бабочка — земное существование, смерть и посмертное бытие души; белка — труд; попугай — красноречие и благодарность; обезьяна — человеческие пороки; кошка и мышь — темные силы, дьявол и человеческая душа; собака — охрана разума от темных сил.
Задания:
- Как вы думаете, могли ли быть свои, пусть невысказанные, девизы у древнеримских гладиаторов? Чем они могли отличаться от девизов средневековых рыцарей?
- Попробуйте придумать краткий и яркий девиз для: ученика первого класса, выпускника школы, студента, любимого героя литературного произведения, президента какой-либо страны, для себя в школе и для себя в компании друзей.
- Есть ли разница в придумывании девизов “для личности” и “для должности” и какая?
- Отдельные города Нидерландов стали центром разных видов натюрморта (“завтраки”, “цветочные букеты”, “рыбные композиции” и т.д.). Подумайте, центром каких натюрмортов могла бы стать Москва XVII века? А современная Москва?
- Какие, по-вашему, новые символы обязательно должны появиться в натюрморте XXI века?
Тема урока: 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс) — 1 урок.
- Школа “итало-фламандских” мастеров, складывающаяся во Фландрии в XVII веке — сочетание итальянской техники живописи с местными природными и социальными условиями.
- Творчество П.П. Рубенса — вершина фламандской живописи XVII века.
- Развитие дарования Рубенса под влиянием его учителей:
- Адам ван Норт — талантливый самоучка, продолжатель традиций П. Брейгеля Старшего, любивший сильные световые акценты, яркие кричащие тона, широкие мазки;
- Отто Вениус — ученик Караваджо, получивший прекрасное живописное образование, передавший Рубенсу итальянскую технику живописи.
- Характерные особенности творчества Караваджо, проявившиеся в полотнах Рубенса:
- интимно-психологическая интерпретация религиозных тем;
- мощные контрасты света и тени;
- энергичная лепка объемов и выразительная простота жестов;
- насыщенность колорита;
- подчеркнутая “простонародность персонажей картин”.
- Театральное выстраивание композиции полотен у Рубенса (“Бракосочетание Марии Медичи”, “Воздвижение креста”). Несколько “постановочных” вариантов одной картины (антверпенское “Поклонение волхвов”).
- Яркость реальных персонажей и бледность “придуманных” на полотнах Рубенса.
- Выражение системы смыслов через композицию (“Воздвижение креста”).
- Основная особенность цветовой палитры Рубенса — точное выстраивание соотношения цветовых тонов при незначительном их разнообразии, приводящее к богатству оттенков.
- Пристрастие к определенному типу человеческого лица в портретах Рубенса. Проявление во всех женских портретах черт Марии Медичи, инфанты Изабеллы, Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен.
- Мастерская и ученики Рубенса — предмет зависти других художественных школ:
- Антонис ван Дейк:
- доведение до совершенства парадного портрета, в котором основную роль играют осанка, поза и жест;
- создание английской школы парадного портрета и серии парадных портретов генуэзской знати;
- психологически точные портреты творческой аристократии;
- Якоб Иорданс — продолжатель традиции фламандского караваджизма:
- жанрово-бытовая трактовка мифологических и религиозных тем;
- пристрастие к “полнокровным крестьянским и бюргерским типам”;
- большое значение яркой детали в картинах Иорданса.
Задания:
- Можно ли “чужой” техникой передать национальный дух своей родины? Не привнесет ли эта “чужая” техника и элементы “чуждого” духа?
- Представьте себе живопись Караваджо в России XVII века. Какова бы была реакция на такие полотна царя, бояр, патриарха? Что вызвало бы яростное сопротивление, а что, наоборот, одобрение?
- Подумайте, есть ли у мастеров Возрождения специально “театральное” выстраивание картины? Попробуйте с этой точки зрения сравнить живописные полотна Возрождения и картины Рубенса.
Тема урока: 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и “малые голландцы”) — 2 урока.
- Возникновение голландской школы живописи в первые годы XVII века вместе с новым государством.
- Влияние идей Реформации на художественный быт Голландии:
- церковь перестает быть заказчиком для художников;
- отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты);
- необходимость для художника найти нового заказчика (бюргер) и новые сюжеты для него;
- появление интереса к реальному миру, окружающему художника и заказчика.
- Освобождение жанровой голландской картины от обязательного исторического (античного) сюжета в конце XVI века. Возникновение особого жанра “гражданской картины”, описывающей современные события.
- Основные стилистические черты голландской школы живописи (“малые голландцы”):
- совершенный рисунок как основа живописной композиции;
- предельная реалистичность (“правдивость и искренность”) полотен;
- небольшие размеры, концентрирующие внимание зрителя;
- блестящая живописная техника, передающая приметы быта, атмосферу, но не идеи.
- Ведущие художники голландской школы живописи (“малые голландцы”):
- разработка крестьянского бытового жанра в работах Адриана ван Остаде;
- лирика бюргерского быта, интерьеры и дворики в картинах П. де Хоха;
- суровое величие и изменчивость голландской природы в творчестве Я. ван Рейсдаля. Мастерская передача им световоздушной среды;
- галерея типов голландского общества от богатых бюргеров до представителей социальных низов в одиночных и групповых портретах Ф. Халса. Четкая моделировка им форм с помощью плотных мазков;
- пристальное внимание голландских художников к проблеме передачи света и тени в живописи. Разработка ими техники валёров. Валёр — оттенок тона, выражающий количество света или тени. Тонкое понимание пропорциональности валёров в картинах Г. Терборха;
- единство человека и окружающей его среды в полотнах Я. Вермеера Делфтского.
- Рембрандт Харменс ван Рейн — “художник идей” в голландской живописи XVII века:
- проявление противоречия между мыслителем и художником в творчестве Рембрандта;
- стремление художника совместить идеал с жизненным правдоподобием (“Даная”);
- придание факту возвышенного характера видения с помощью света (“Ночной дозор”);
- “люминаризм” Рембрандта — независимое от предметов и колорита существование света и тени на полотнах художника. Световая композиция от “Анатомии доктора Тульпа” до “Возвращения блудного сына”;
- глубочайший психологизм, переданный через крайнюю степень реалистичности в портретах Рембрандта.
Задания:
- Что, по-вашему, хотят видеть в портрете, заказывая его художнику, священник, член царской фамилии, чиновник, вельможа? Чем отличаются произведения, заказанные представителями власти от произведений, заказанных частными лицами?
- В какой степени заказной портрет может выразить дух нации?
- Попробуйте выразить (лучше письменно, от 1-го лица) чувства, заставляющие человека заказывать художнику свой портрет. Какая, из перечисленных вами, причин заказа, по-вашему, главная?
- Настоящий художник всегда пишет полотна, необходимые не только ему самому, но и нужные обществу. Подумайте, каким общественным силам были нужны крестьянские бытовые картины А. Ван Остаде?
- Попробуйте найти в музыкальном искусстве аналоги валёров.
- Как основная идея движения реформации о непосредственном общении человека с Богом отражена в творчестве Рембрандта? Какими средствами художник выражает эту идею?
23. Культура русского барокко
Популярное:
|