Тема урока: 28.2. Эклектизм как стиль архитектуры — 2 урока.
- Эклектика (от греческого eklektikos — выбирающий) — объединение, часто формальное, различных стилей в одном произведении.
- Естественное появление эклектики в искусстве в переломные моменты развития культуры. Несовпадение изменений в развитии искусства с переломными моментами в общеисторическом развитии.
- XIX век как “век железа и стали”:
- удачное применение чугуна и ковкого железа для возведения инженерных сооружений (мостов, фабрик) в первой половине XIX века и широкое использование стали во второй половине века;
- появление и широкое распространение металлических конструкций: решетчатых для возведения башен и сетчатых — для устройства перекрытий;
- появление с 50-х годов XIX века конструкций из алюминия;
- изобретение железобетона.
- Пропаганда новейших конструктивных достижений на всемирных выставках. Парижская выставка 1889 года. Создание для выставки “Эйфелевой башни” и “Галереи машин” (инж. М. Контансэн, архит. М. Дютер).
- Основные части железобетонной конструкции и проявление в них наиболее простого варианта стоечно-балочной конструкции:
- опора — как часть конструкции, воспринимающая нагрузку от одних элементов и передающая ее сосредоточенно на другие элементы. Теперь это простой столб, в котором нет никакой необходимости устраивать базу и капитель;
- балка (нем. Balken — брус) — несущий конструктивный элемент в виде бруса;
- плита — плоский конструктивный элемент, который укладывается в конструкции на балки, создавая, таким образом, перекрытие.
- Возможность перекрывать большие пространства с помощью железобетонной конструкции, из-за большей упругости железобетонных балок и плит (по сравнению с каменными).
- Конструирование как совершенно новый прием архитектурного творчества. Инженер как активный соавтор архитектора.
- Появление функционального подхода к архитектуре: ЋФорма должна соответствовать функцииЛ, Л. Салливен.
- Стремление архитекторов очистить язык архитектуры от любых украшений, не связанных с функцией конструкции (пуризм). Тектоника, совпадающая с конструкцией как лозунг архитектуры конца XIX века.
- Первые проявления дизайна в оформлении интерьеров (англ. design — проектировать, конструировать) — искусства художественного конструирования предметов быта, форма которых прямо зависит от их предназначения (функции).
Задания:
- Попробуйте найти проявления эклектизма на более ранних стадиях развития архитектуры. С чем, по-вашему, связаны эти проявления?
- Сформулируйте, в чем сходство и различие “Эйфелевой башни” и готического собора?
- Подумайте, какому архитектурному стилю противоположен пуризм? А в чем их сходство?
- Как вы думаете, имеет ли смысл лозунг пуризма для других видов искусства?
- Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) здание, в котором бы совмещались барокко и пуризм.
Тема урока: 28.3. Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье) — 2 урока.
- Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — учение середины XIX века об исключительном получении знаний лишь из наблюдения и классификации фактов жизни. Роль позитивизма в становлении современных ему стилей в искусстве (реализм, импрессионизм).
- Обращение искусства второй половины XIX века к повседневной реальности своей страны, в отличие от романтиков, искавших в современности лишь экстраординарные события и сильных личностей (К. Коро, художники “барбизонской школы”).
- Работа группы художников в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Создание ими пейзажных этюдов на открытом воздухе (лишь доработка пейзажей в мастерских) и рождение французской пленэрной живописи (plien air — открытый воздух). Попытки передать на полотне богатство изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
- Разработка барбизонцами методики “тональной живописи”, богатой валёрами, световыми и цветовыми нюансами (пейзажи Т. Руссо, Ж. Дюпре, Д. де ла Пеньи, Ш.Ф. Добиньи).
- Сближение с барбизонцами Ф. Милле. Путь Милле от тонких по настроению портретов, мифологических композиций и галантных сцен в духе Ф. Буше к изображению повседневной крестьянской жизни. Монументальность композиций Милле, богатый валёрами землистый колорит его картин (“Крестьянки с хворостом”).
- Создание К. Коро “пейзажа настроения”. Необычайная важность для художника первого впечатления и искренность в передаче природы.
- Прогулка — центральный образ пейзажей К. Коро, воспринятый им от работы Ж.-Ж. Руссо “Мечты одиноко гуляющего”. К. Коро как “певец предрассветной мглы и гаснущих закатов сумеречной поры”.
- Творчество Г. Курбе — первая манифестация принципов реализма в живописи.
- Обращение художника к темам труда и нищеты после революции 1848 года. Создание простых сцен орнанского быта (“После обеда в Орнане”, “Похороны в Орнане”). Умение Курбе передавать типическое через индивидуальное. Официальный разрыв художника с академическими кругами и открытие своей экспозиции — “Павильон реализма”.
- Тон и его градации — главное средство живописного языка Курбе. Лепка объема колоритом и светом. Достижение прозрачности света при помощи новой техники (не лессировочной) — наложения плотного слоя красок одна рядом с другой в определенной последовательности с тем, чтобы смешение красок возникало лишь в восприятии зрителя.
- Реалистическое отражение социальной и политической истории Франции между революцией 1830 года и Парижской коммуной 1871 года в творчестве О. Домье.
- Создание карикатур на Луи Филиппа и правящую верхушку, на современные художнику быт и нравы в технике литографии (“Гаргантюа”, “Законодательное чрево”, “Опустите занавес, фарс сыгран”, серия “Робер Макер”, “Синие чулки”, “Представители правосудия”). Образы простых людей в живописи Домье (“Восстание”, “Семья на баррикаде”, “Вагон III класса”, “Прачка”).
- Принципиальная фрагментарность композиции у Домье, позволяющая воспринимать картину как часть большого развернутого действия. Динамичность линии у Домье и силуэтность образов.
- Психологические контрасты в цикле картин о Дон Кихоте и картинах, посвященных театру, цирку, бродячим комедиантам.
- Монументальное звучание небольших полотен Домье. Основные выразительные средства художника:
- переплетение героического с гротеском, драмы с сатирой;
- обобщенность форм и их смысловая заостренность;
- выразительность световых контрастов;
- стремительная динамичная композиция;
- умение единичное событие представить как всеобщее, монументальное.
Задания:
- Подумайте, что мешало художникам до XIX века пристально изучать и воплощать в произведениях повседневную реальность своего народа?
- Попробуйте сформулировать, в чем различие в отношении к пейзажу у барбизонцев и у К. Коро?
- Можно ли сказать, что живопись Г. Курбе более реалистична, чем полотна “малых голландцев”? Какой же основной признак отделяет живопись реалистов от живописи не-реалистов?
- Можно ли О. Домье назвать Хогартом XIX века? Почему?
- Есть ли в живописи О. Домье романтизм? Если есть, то в чем он проявляется?
Тема урока: 28.4. Рождение оперетты (И. Кальман, И. Штраус, Ж. Оффенбах) — 2 урока.
- Оперетта (итал. operetta — маленькая опера) как один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, лементы балетного и эстрадного искусства.
- Отличительный признак оперетты — чередование разговорных диалогов с музыкальными номерами (ариями, дуэтами, танцами). При этом драматическое развитие происходит не только в диалогах, но и в музыке (отличие от водевиля, где сюжет развивается лишь в разговорах).
- Определенный национальный танец (вальс, чардаш), определяющий кульминацию отдельных сцен и атмосферу всего спектакля.
- Возникновение оперетты как социальной утопии счастья между людьми разных классов, сословий, общественных положений, имущественных состояний.
- Происхождение оперетты из комической оперы, зингшпиля и цирковых представлений.
- Окончательное формирование оперетты в 50-е годы XIX века во Франции.
- Пародийная парижская оперетта (Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха):
- создание Ж. Оффенбахом бульварного театра ЋБуфф-ПаризьенЛ, где ставились небольшие одноактные оперетты;
- едкая сатира на современное ему буржуазное общество в опереттах Ж. Оффенбаха (“Орфей в Аду”, “Прекрасная Елена”, “Перикола”);
- изящная музыка, игривая и пикантная мелодика, острая танцевальная ритмика как выразительные средства парижских оперетт;
- сложные драматургические коллизии парижских оперетт.
- И. Штраус (сын) — крупнейший мастер венской оперетты:
- высокий профессиональный уровень концертной танцевальной музыки И. Штрауса (свыше 500 вальсов, полек, мазурок, маршей и др.);
- работа над опереттой в 70-е годы под влиянием Оффенбаха;
- принципиальное отличие от парижской оперетты – сравнительно несложные сюжеты, насыщенные массой танцевальной музыки (“Летучая мышь”, “Цыганский барон”);
- мелодическое богатство и легкость мелодий Штрауса.
- Новая австрийская оперетта начала XX века (Ф. Легар, И. Кальман):
- активное введение венгерской народной музыки в оперетту (вербункош, чардаш);
- усложненность сюжета и острота конфликта в новой оперетте;
- единое драматургическое развитие, принизывающее разговорные диалоги, музыкальные и даже танцевальные номера;
- “Сильва” И. Кальмана как вершина новой венской оперетты.
Задания:
- К какому жанру фольклора ближе всего стоит оперетта?
- Если именно танец задает основную атмосферу оперетты, то без сюжетной линии какого типа оперетта не может обойтись?
- Подумайте, какие из известных вам фильмов по развитию сюжета ближе всего к оперетте?
- Какой закон опереточного жанра нарушается, когда из оперетты делают художественный фильм-оперетту?
- Известно, что народная культура и профессиональное искусство в XIX веке все больше сближаются. Почему же тогда оперетта, берущая начало в народном театре так и не достигает профессиональной оперы?
- Сегодня все большую популярность в мире получают карнавалы (венецианский, римский). Что общего у карнавала с опереттой?
Тема урока: 28.5. Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно) — 4 урока.
- Различные стороны музыкального реализма второй половины XIX века.
- Стремление Дж. Верди к воплощению в опере драмы Ћсильной, простой, значительнойЛ.
- Борьба Италии за национальное освобождение как основа ранних романтических опер Дж. Верди:
- героическая мелодика, обладающая фанфарными интонациями, упругой ритмикой, стремительным развитием;
- ораториальный склад всей оперы как форма для возвышенных национальных чувств;
- героический характер действующих лиц, проявляемый в острых, конфликтных ситуациях.
- Обращение Верди к реалистическому методу в произведениях 50-х – 60-х годов:
- интерес к судьбам простых людей в обыденных обстоятельствах;
- углубленное внимание к психологии персонажа;
- предельно тщательная передача в музыке малейших смен внутреннего состояния героя;
- срастание отдельных музыкальных номеров (арий, ансамблей, хоров) в единую оперную сцену на основе психологически непрерывного сквозного действия;
- выработка особой “смешанной манеры” пения, средней между bel canto и parlante (речитатив) — stilo misto.
- Реализм французской “лирической оперы” в произведениях Ш. Гуно:
- обращение к серьезной классической драматургии (Шекспир, Гете);
- демократизация музыкального языка — предельное упрощение мелодии до песенно-романсовой;
- изящество, совмещенное с глубиной мысли и простотой выражения – важнейшие черты оперной музыки Ш. Гуно;
- лирическое вдохновение как источник “глубины и изящества”;
- провозглашение оперного композитора мастером звукового портрета (образы Маргариты, Фауста, Мефистофеля, данные в характерных для них музыкальных формах — баллада и ария, каватина, куплеты).
- Творчество Ж. Бизе — вершина оперного реализма (“Кармен”):
- тщательное изучение национальных музыкальных черт того или иного народа (провансальская, испанская культуры) и воссоздание национального колорита на оперной сцене, не прибегая к прямому цитированию народной музыки;
- активность танцевальной стихии в операх Бизе как проявление народной энергии;
- точное соотношение народных и камерных сцен в операх Бизе;
- характер действующих лиц как выражение общенародных характеров;
- воплощение больших идей в драмах простых людей. Возвеличивание обыденного образа (Кармен) до уровня символа;
- характерность и символизм музыки как основа музыкальной драмы (система символических тем, тембров, ритмов, танцев).
Задания:
Популярное:
|