Тема урока: 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков, К. Росси) — 2 урока.
- Активная урбанизация России во второй половине XVIII века и появление новых типов общественных зданий (присутственные места, суды, казначейства, дворянские и купеческие собрания).
- Рост российского образования и культуры и необходимость в возведении театров, музеев, университетов.
- Основные заказчики архитектора: государство, Синод, царская фамилия, богатые вельможи.
- Рост числа помещиков среднего достатка и появления множества крепостных архитекторов.
- Новые идеалы архитекторов классицизма, сформулированные В. Баженовым в надписи на закладной доске Кремлевского дворца: “К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа”.
- Архитектурная среда Петербурга как модель для подражания всей России. Военизированный и придворно-официальный характер жизни Петербурга, жизнь в Москве как постоянный отдых и развлечение и полусельский характер большинства провинциальных русских городов.
- Попытки классицистической реконструкции Москвы:
- устройство Бульварного кольца на месте старых стен Белого города по примеру парижских бульваров;
- проект и начало строительства большого классицистического Кремлевского дворца на месте двух стен Кремля (В. Баженов);
- строительство здания сената в Московском Кремле (М. Казаков). Применение классицистических принципов к реальной планировке территории (треугольный план);
- освобождение территории от старой застройки в результате пожара 1812 года и организация московских площадей О. Бове (Красная площадь, Театральная площадь, проект Манежной площади);
- строительство зданий, доминирующих в московской городской застройке и служащих классицистическим образцом (дом Пашкова, арх. В. Баженов; дом Благородного собрания, арх. М. Казаков);
- создание классицистического “архитектурного ожерелья” вокруг Москвы: Петровский (Путевой) дворец, арх. М. Казаков; Царицино, арх. В. Баженов и М. Казаков.
- Формирование крупных городских ансамблей в Петербурге:
- официальный центр города — Дворцовая площадь (К. Росси): Зимний дворец, здание Главного штаба с триумфальной аркой, Александрийский столп;
- торговый центр города — ансамбль стрелки Васильевского острова (Т. де Томон): здание Биржи, ростральные колонны, спуск к Неве;
- мемориальный центр города — площадь Казанского собора (А. Воронихин);
- городской центр искусств — ансамбль улицы Зодчего Росси (К. Росси).
Задания:
- Подумайте, в чем могли различаться интерьеры “петербургского” и “московского” домов одного и того же человека? А какие варианты “московского интерьера” и “петербургского интерьера” могли бы предложить вы?
- Как связана идея Бульварного кольца в Москве с основными идеями классицизма?
- Попробуйте представить Москву человеком. Что она потеряла бы с осуществлением баженовского проекта строительства Кремлевского дворца? Какое качество, свойственное классицистической архитектуре, придал бы этот Дворец всему городу?
- Как вы думаете, треугольный план здания Сената в Московском Кремле увеличивает степень гармонии сооружения или нет? Почему все-таки большинство классицистических зданий прямоугольны в плане?
- Подумайте, в чем выражается отличие русского понимания классицистической красоты от французского? Как это связано с национальными особенностями характеров?
Тема урока: 25.4. Дворянский бал — 2 урока.
- Противопоставление двух форм жизни (служба государю и частная жизнь) в дворянском быту. Ослабление этого противопоставления в “дворянском собрании”. Дворянский бал — одна из немногих дозволенных форм коллективного времяпровождения.
- Дворянский бал как целостное театрализованное представление с четким сценарием и репертуаром танцев. Программы и эмблемы балов.
- Танец как основной элемент бала.
- Обязательное обучение танцам в дворянском быту XVIII - XIX века. ЋДетские балыЛ, устраивавшиеся для светского общения детей и обучения их поведению на балу.
- Основные особенности светского общения на балу:
- правильная постановка корпуса и головы у кавалеров и дам;
- этикет приглашения на танец и окончания танца;
- обращение с аксессуарами (перчатки, веер, цветы и т.д.).
- Основные танцы бального репертуара конца XVIII – начала XIX века (полонез, вальс, мазурка, котильон). Организация бального насторения при помощи смены танцев. “Приличные” темы разговоров во время того или иного танца.
- Полонез (польский танец) как торжественное шествие, открывающее бал:
- полонез как “постоянная выставка блеска, славы значения дворянства”;
- основа полонеза — ритмически четкий, плавный и мягкий, неизменяющийся шаг;
- особое приседание-поклон на третьей музыкальной доле полонеза;
- отсутствие сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз;
- обязательная строгость осанки и горделивость поз во время полонезного шествия;
- исполнение полонеза строго по рангам;
- повторение танцующими всех тонкостей движений первой пары.
- Проникновение вальса (weller — кружиться, скользить) в бальный быт в середине XVIII века. Долгое существование вальса на “границе допустимых приличий”.
- Особенности вальсового этикета:
- основа вальса — вращательные движения, кружения;
- интимность вальса, удобство объяснений во время танца;
- противопоставление вальса как романтического другим танцам.
- Мазурка и “мазурочная болтовня”. Происхождение мазурки из польского “мазура”. Бравурная шляхетская мазурка при польском дворе.
- Строгая упорядоченность фигур мазурки и свобода (особенно у кавалера) в их варьировании. Мазурочный распорядитель, устанавливающий порядок фигур.
- Выбор пары как этикетная основа мазурки.
- “Изысканный” столичный и “бравурный” провинциальный стили исполнения мазурки.
- Легкая “французская” манера исполнения мазурки, изобилующая прыжками (антраша) и томная, меланхоличная “английская” манера.
- Котильон — массовая танцевальная сюита, состоящая из нескольких самостоятельных танцев и танцевальных игр (фр. сotillons — конфети, серпантин, маски; courir le сotillons — бегать за женщинами).
- Отдельные танцевальные фигуры котильона — вальс, мазурка, полька и т.д.
- Отдельные танцевальные игры котильона: “платок”, “убегающая шляпа”, “беседка” и др.
Задания:
- Некоторое соотношение “службы” и “развлечения” сохранялось в русском быту и во время бала. Подумайте, одинаково ли воспринималось такое соотношение дамами и кавалерами?
- Бал — “праздное времяпровождение, выстроенное по жесткому сценарию”. Что хорошего и что плохого в таком проведении времени?
- Почему “правильная постановка корпуса и головы” возводится в ранг этикетного закона? Разве это не личное дело каждого человека?
- С какими типами классицистических зданий или сооружений вы могли бы сравнить полонез? А с какими — вальс?
- Существовала “французская” и “английская” манеры исполнения мазурки. А какой должна была бы быть “русская” манера, если бы она все-таки сформировалась?
Тема урока: 25.5. Русская классическая дворянская усадьба — 1 урок.
- Создание личного “идеального” уголка в строго регламентированном мире дворянского государства — основная цель усадебного строительства.
- Продуманность и аллегоричность усадебного мира:
- цветовые аллегории: желтое — богатство хозяина, белое — свет, серое — удаленность от общественной жизни, красное — внутренняя деятельность;
- парковые аллегории: белые березы — образ Родины, цветущие липы — райский эфир, акация и плющ — символы бессмертия, камыши у воды — уединение.
- Парадная (крайне “театральная”) и повседневная жизнь усадьбы. Четкое разделение усадебных построек на “парадные апартаменты” и “комнаты для фамилии”.
- Мужской кабинет как интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы:
- мода на “голанскый” и “английскый” кабинеты;
- мода на чтение и библиотеки дворянских усадеб (календари, архитектурные труды, русские и французские стихи, романы А. Лафонтена, г-жи Жанлис и Коцебу);
- оборудование для “естественных опытов” (пневматических, электрических, биологических) и астрономических наблюдений;
- курение в кабинете среди натюрмортов “Vanitas” как символический ритуал, напоминающий о бренности жизни.
- Гостиная или зал — холодно-парадный, официальный, центр усадьбы:
- функционирование зала лишь в дни приемов;
- ориентированность больших окон зала на парадный двор — курдонер и на центральную аллею парка (“парадный просек”);
- украшение потолка зала пышным плафоном, пола — наборным паркетом, многочисленными светильниками и торжественной мебелью в холодных тонах;
- обязательный парадный портрет царствующей особы в зале.
- Общее “потепление” гостиных в начале XIX века:
- преобладание мягких розоватых или теплых охристых тонов;
- семья теперь проводит здесь каждый вечер;
- парадные портреты заменяются интимными портретами членов семьи.
- Появление в усадьбах особого “женского кабинета” в конце XVIII века:
- “деловое утро” хозяйки кабинета и “салонный вечер”;
- развлечения дворянки в усадьбе (заполнение альбомов, чтение, рисование, рукоделие). Расцвет русского бисера на рубеже XVIII-XIX веков;
- изящная обстановка кабинета, обилие мягких тканей.
- “Театральная зала” как особое и отдельное помещение в дворянской усадьбе.
- Усадебная столовая как помещение, где семья ощущала себя единством. Обязательная церемония общей трапезы:
- обед как театрализованный ритуал (начиная с обедов Людовика XIV);
- различные способы парадной сервировки стола (французский, английский, русский).
- “Парадные” и приватные спальные комнаты в усадьбах. Драпировки и иконы в приватных спальнях.
Задания:
- Подумайте, сильно ли различались личные “идеальные уголки” разных дворян? В каких элементах усадебного быта это различие обязательно проявлялось, а каких — нет?
- В каких элементах вашей квартиры вы или ваши родители выражают свои идеалы?
- Что общего, по принципу организации, у дворянского бала и дворянской усадьбы? Знаете ли вы в современной жизни подобные ситуации?
- Присмотритесь к вашей квартире. Что в ней является центром? Что можно сказать о стиле жизни вашей семьи по этому “центру квартирного мира”?
- Что в современной квартире может служить аналогом натюрморта Vanitas? Обязательно ли присутствие такого объекта в доме? Почему?
- Представьте себе, что вы — управляющий русской усадьбой XVIII века. Вам поручили расставить по помещениям усадьбы большие скульптуры и небольшие статуэтки античных богов. Кого из богов, куда бы вы поставили?
26. Культура эпохи Просвещения
Популярное:
|