Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие науки и инж-технн мысли в 19 –начале 20 века
Этот период для развития культуры России в целом означал очень многое. Происходит подъём в литературе, архитектуре, живописи, музыке. Так же происходит значительный расцвет науки. В этот раз этот подъём отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределы. В этот период были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире. Образование в России. Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области). Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появлялись в Петербурге, Новочеркасске, Томске, Харькове и др. Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России (1911-1915) инженерами В.Д.Менделеевым, А.А.Пороховщиковым.
Развитие в области физики и химии В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того времени) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкой и Сикорский. У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Открытия в географии
49. «Серебряный век» русской культуры (конец 19 –нач 20 веков) Долгие годы русская культура нач 20 в. была в нашей стране не просто запечатана и закрыта для изучения, но и подвергалась тщательному извращению и искажению. Изучали ее подпольно. Но обычный читатель о ней даже не догадывался. В угоду многочисленным политическим, идеологическим, историко-культурным мифам урезались факты, преуменьшалось или преувеличивалось значение той или иной фигуры. И вдруг на голову читателей обрушивается поток новых имен, фактов, свидетельств, рассуждений: Н.Гумилев, Даниил Андреев, Вл.Ходасевич, Г.Иванов, В.Набоков, Е.Замятин, «Окаянные дни» И.Бунина, «Четвертая проза» О.Мандельштама, «Несвоевременные мысли» М.Горького, мемуары Н.Я.Мандельштама, записки Лидии Чуковской об Ахматовой, М.Волошинов 20-х годов, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, М.Кузмин, Д.Хармс и мн. др. Серебряный век - период русской культуры конца 19 – нач. 20 века. Историк Лев Николаевич Гумилев считал, что именно он конкретизировал это понятие в его нынешнем значении, когда в 1945 году в разговоре со своей матерью А.А.Ахматовой повел речь о «серебряном веке» русской культуры. Это понятие обозначает не только феномен литературный. Серебряный век явил себя в Характеризуя позднее атмосферу культурного ренессанса начала 20 века, Н.Бердяев писал в книге «Самопознание»: Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом круге….» В этот период на первый план выходит поэзия. Именно она стала выразителем трагических кризисных лет. В чем заключалась кризисность? Единивший людей духовный смысл, который традиционно предлагало христианство, казался уже не адекватным начавшемуся периоду великих преобразований и масштабных социальных сдвигов. Утрата веры в Бога побудила человека искать сущностную опору в себе самом. Серебрянный век - реакция на угадываемую тенденцию нового времени – приближение глобальных катаклизмов и неизбежного в годы мировых войн и революций тотального обезличивания жизни. Отсюда установка художников на себя, культ личности. Искусство Сер.века, в отличие от периода второй половины 19 в., уклонялось от задач социального реформаторства общественной жизни и морального совершенствования. При этом заметно снижается интерес к реализму (Чехов, Бунин, Короленко, Мамин-Сибиряк, Куприн, Вересаев, Гарин-Михайловский), для которых был характерен общедемократический тип мышления) Образуются школы и группы. Сначала творческим спором с реализмом и натурализмом (Боборыкин, Потапенко, отчасти Эртель) заявил о себе символизм (поэзия раннего Брюсова, Гиппиус, Ф.Сологуба, К.Бальмонта). Одной из стилевых форм выражения худ. сознания большинства символистов стал символизм.
10-е гг. – в полемике с символистами на авансцену выходят акмеисты (Гумилев, Ахматова) и футуристы (В.Маяковский). Значительное место заняли поэты крестьянского направления (Есенин).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1881; Нарушение авторского права страницы