Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Советская культура в 1945 – нач.90х
Война сформировала поколение людей, закаленных войной. У людей возникло чувство собственного достоинства, люди стали задумываться. Центральное место в работе партии заняли идеологические вопросы. Началось переиздание произведений Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса, документов партии. Была создана Академия общественных наука при ЦК партии, местные партийные школы. Важной формой стала лекционная работа в массах. В 1947 г. было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество " Знание" ). Идеологическая и воспитательная работа была подчинена сохранению и развитию социалистических идей и дальнейшему построению социализма. В стране получили распространение резкая критика, догматизм, пренебрежительное отношение к мировой культуре. Началось вмешательство в судьбу ряда ученых, писателей, деятелей искусства, преподавателей, отрыв теории от жизни. Сталин вмешивался в философию, языкознание, литературу, экономическую науку и формулировал нужные ему " законы" или организовывал тех людей, которые это могли сделать. Классическая биология (и генетика) были полностью вырублены и заменены доморощенной. По приказу министра Кафтанова и " ученых" Лысенко и Рядно в академию сельскохозяйственных наук вводили новых членов. А. А. Жданов в 1946 г. своим уничтожающим докладом о журналах " Звезда" и " Ленинград" ликвидировал М. М. Зощенко и А. А. Ахматову. Зощенко был обвинен в злостном хулиганстве. Ахматова была объявлена представительницей безыдейной буржуазно-аристократической поэзии. В кино и театре произошло резкое сокращение числа новых фильмов и спектаклей. Продолжилась борьба с " формализмом" в литературе, музыке, искусстве. Были обвинены выдающиеся композиторы - Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В. Шебалин, А. Хачатурян. Только после ХХ съезда КПСС (1956 год) начался период либерализации внутренней политики, что сказалось на отношениях власти и культуры. Вновь стали собираться съезды художественной интеллигенции. Многие функции управления культурой перешли от центральных министерств к республиканским. Однако главные идеологические постулаты остались незыблемыми. Это проявилось уже в 1958 г. в связи с исключением из Союза писателей Б.Л. Пастернака, вина которого заключалась в том, что он без разрешения партийных органов опубликовал за границей свой роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии. Под угрозой выдворения из страны Пастернак был вынужден отказаться от премии. Большое значение для изменения общественного настроения имела реабилитация репрессированных деятелей науки и культуры. Посмертно были сняты обвинения с Н.И. Вавилова, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, Г.И. Серебряковой и многих других. Увидели свет не публиковавшиеся ранее произведения, стали экспонироваться живописные работы 20—30-х годов, оживилась литературная публицистика. Расширились культурные контакты с зарубежными странами. Эти процессы получили название «оттепели». В 1970-х – 80-х происходит «замораживание» развития культуры и её сильный контроль партией. Неугодные писатели критикуются и вынуждены даже эмигрировать, партийные – прославляются. С перестройкой в культуре отмечается сильнейшее проникновение во все сферы всего западного.
51. Развитие отечественной культуры в Советскую эпоху (1917-1945гг) Октябрь 1917г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры, хотя последствия политического переворота не сразу проявились в культурной жизни общества.
Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Коммунистическая партия направляет развитие народного образования, культурно-просветительной работы, литературы и искусства, ведет работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся в Духе марксистско-ленинской идеологии.
Партийно-государственное руководство культурным строительством приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х - начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры, отразились на нравственном состоянии общества.
КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ (1928-1941)
В этот период возросла руководящая роль партийных и государственных органов в области культуры. С 1928 г. культурное строительство велось в соответствии с общегосударственными пятилетними планами. Были созданы государственные комитеты по различным отраслям культуры: Всесоюзный комитет по делам высшей школы, по делам искусств, по радиовещанию.
Борьба за утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей и в науке была ведущим направлением идеологической жизни общества. В конце 20-х - начале 30-х годов прошел ряд дискуссий по основным теоретическим вопросам общественных наук. В философии споры велись вокруг механистического течения, сторонники которого утверждали, что законы естественных наук распространяются на все области бытия и мышления. В 30-е годы приоритетное развитие получили направления, связанные с нуждами практики. Научно-исследовательская работа стала планироваться в соответствии с народнохозяйственными задачами.
Некомпетентным руководством были признаны неперспективными или даже ложными некоторые направления науки. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности Сталина в идеологической работе.
В условиях культа личности Сталина, когда из истории вычеркивались имена и творческое наследие многих активных участников Великой Октябрьской социалистической революции, когда свободное обсуждение теоретических вопросов социалистического строительства представляло серьезную опасность для жизни
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и наиболее целесообразный для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству.
Ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции. Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М. Горького " Жизнь Клима Самгина". Проблема человека в революции, его судьба - об этом эпопея М. Шолохова " Тихий Дон.
Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры.. Росту популярности кино способствовало появление советских звуковых фильмов.
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др.
Жесткий контроль распространялся и на культуру прошлого. Нельзя сказать, что отношение к дореволюционному прошлому России было абсолютно негативным. С 1934 г. в средних школах вводилось преподавание отечественной истории, восстанавливались исторические факультеты в университетах. В 1937 году широко отмечалось столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Однако с историей общества и культуры обращались произвольно в угоду политическим и идеологическим целям сталинского руководства. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Особенно пострадали памятники архитектуры
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы