Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие культуры. Культурные ценности.



В современном языке слово «культура» имеет довольно много значений. Так, говорят о культуре поведения, культуре труда и быта, материальной и духовной культуре, художественной культуре, археологических культурах и т.д. Впервые понятие культуры (по латыни «cultura») возникло в Древнем Риме, где оно имело значения «возделывание», «воздействие», «обработка». Знаменитый римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до нашей эры) впервые использовал слово «культура» для описания духовного мира человека, начал говорить не только о материальной, но и духовной культуре. Ему принадлежит высказывание: «Культура ума есть философия». Разделение культуры на духовную и материальную подразумевается в определении, которую сформулировал Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: культура - «обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное».

Согласно современным представлениям к культуре следует относить созданные обществом предметы, накопленные людьми знания, формы человеческой деятельности. У животных не возникает культуры, она создается с помощью специфически человеческих, общественных способностей — труда и мышления. Несколько упрощенно можно сказать, что культура — это все, что отличает человека от природы, выделяет его из природы. Известный русский религиозный мыслитель Павел Флоренский (1882-1937) назвал культуру языком, объединяющим человечество, средой, растящей и питающей личность.

Многообразие процессов, протекающих в мировой культуре, столь велико, что в настоящее время ей дается множество различных определений. Каждое из них подчеркивает те или иные особенности культурно-исторического процесса. Обобщая их можно, таким образом, дать развернутое современное определение культуры.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, выраженный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, во всей совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Представления о направленности развития культуры, сформировавшиеся в истории общественной мысли, можно свести к четырем основным:

1. Неизменность, застой или круговорот.
2. Регресс.
3. Прогрессивное развитие (общественный прогресс).
4. Разделенность человечества на отдельные изолированные культуры и отсутствие единого направления в развитии последней.

1. Представление о неизменности культуры , повторении одних и тех же событий было характерно для периодов медленного развития общества. Его можно обнаружить в обыденном сознании жителей средневековой Европы. Связанное с этим миропониманием стремление сохранять в неизменности все старые традиции, обряды, образ жизни, приемы хозяйственной деятельности людей было разрушено в эпоху перехода к капитализму. Более ранней разновидностью этого взгляда являлась трактовка пути общественного развития как круговорота, широко распространенная в Древней Индии, Китае, Тибете.

 

2. Идея регресса, деградации общества и культуры впервые подробно изложена в сочинении древнегреческого поэта Гесиода (IX-VIII в. до н.э.) «Труды и дни». В нем выделяется пять исторических эпох (в терминологии Гесиода - «веков»): золотой век, серебряный, медный (или бронзовый), героический век и железный век. Если золотой век был периодом всеобщего благоденствия, то далее между людьми начинаются конфликты, войны, и жизнь постепенно становится все хуже и хуже. Идею деградации общества в сфере экономики, нравственности, культуры в целом развивала идеология христианства. Согласно христианской религии первоначально Адам и Ева жили в раю (аналогия с золотым веком), затем совершили грехопадение, были изгнаны из рая на землю, и вся последующая жизнь человечества становится его деградацией, движением к Страшному Суду. Такое видение истории нашло отражение в древнейшей книге Нового Завета

3. Идея общественного прогресса и прогрессивного развития культуры была сформулирована и детально обоснована в XVIII веке идеологами одного из наиболее оптимистических периодов истории европейской цивилизации — эпохи Просвещения. Расцвет капитализма, победа над феодальными пережитками давали все основания для уверенного взгляда в будущее. Теория общественного прогресса была разработана великими французскими просветителями Вольтером (1694-1778), М.Ж.Кондорсе (1743-1794) и другими. Согласно их точке зрения человечество проходит три ступени развития: дикость, варварство и цивилизацию. При этом переход с одной ступени на другую сопровождается прогрессивными изменениями различных сфер общественной жизни. Так, Кондорсе в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» объяснял поступательное движение истории безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга (творца) истории. Он связывал исторические эпохи с этапами развития разума, указывая в то же время на значение хозяйственной деятельности и политики в общественном развитии. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая ступень истории человечества. Будущий прогресс человечества представлялся возможным только в рамках классического капитализма и никак иначе.

Противником этого подхода выступил Жан-Жак Руссо (1712-1778), доказывающий, что развитие культуры в современном ему обществе фактически используется для подавления и порабощения человека, а вовсе не служит общественному прогрессу, улучшению нравов или каким–либо образом стремится изменить человеческую жизнь к лучшему.

____________________________________________________________________________

Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. — 349 с.

В XIX и XX веках теория общественного прогресса, прогрессивного развития культуры получила глубокое подтверждение. К.Маркс и Ф.Энгельс разработали ее экономический аспект, обосновав учение об общественно-экономических формациях — основных ступенях развития общества. На материале исследований первобытной эпохи теория общественного прогресса разрабатывалась американским историком Льюисом Морганом (1818-1881) в работе «Древнее общество» и английскими этнографами — автором классического исследования «Первобытная культура» Эдуардом Тайлором (1832-1917) (в другой транскрипции - Э.Тейлор) и его учеником Джорджем Фрезером (1854-1941). Большинство современных политиков, историков, экономистов и даже писателей-фантастов придерживаются именно такого понимания направленности развития культуры.

4. Согласно четвертой концепции человечество разделено на отдельные, изолированные культуры, каждая из которых развивается самостоятельно. Впервые эту идею высказал русский историк Н.Я.Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа»(1869 г.). Он делит мировую цивилизацию на 12 локальных «культурно-исторических типов». В XIX веке находится в стадии формирования еще один тип — славянский, наиболее полно выраженный в русском народе. Подобно биологическим видам, культурно-исторические типы находятся в постоянной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Идея превосходства русской культуры и русской государственности над другими народами и государствами, содержащаяся в трудах Данилевского, оправдывала агрессивную национальную политику и осуждалась многими современниками. Похожие идеи развивал немецкий историк Освальд Шпенглер (1880-1936), предложивший в двухтомном труде «Закат Европы» (1918 и 1922 гг.) рассматривать отдельные культуры как обособленные друг от друга, замкнутые организмы. Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер насчитывает 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры.

Каждый культурный организм существует около тысячи лет, а затем вырождается в «цивилизацию» — творчески бесплодный, окостенелый, не способный к развитию социальный организм (отсюда и «закат» европейской культуры).

Следующий шаг вперед сделал английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975). Согласно Тойнби всемирная история есть совокупность историй отдельных «локальных цивилизаций», которые могут взаимодействовать между собой. Количество локальных цивилизаций называется разное — до 21. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет и уступает место другой. Движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», который увлекает за собой «инертное большинство». Оказавшись однажды неспособным решить очередную историческую проблему, «творческая элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не духовным авторитетом. Подавляемая масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с варварской периферией, или внешним пролетариатом, в конце концов разрушает данную цивилизацию (если она не погибнет раньше от военного поражения или естественных катастроф).


Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. “Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща”, - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон.

Однако само понятие ценности употребляется в современной философской литературе в различных значениях. Естественно, что эти оценки и расхождения создают спектр неожиданных, зачастую противоречивых представлений о культуре. Наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.

Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности: ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем.

Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное и принципиальное различие.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Столь важные культурные императивы как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода лежали в основе человеческих действий на протяжении всей истории.

Однако, с другой стороны, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу..

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное” или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей–ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе “Культурные противоречия капитализма” показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителей понятие культуры раскрывается в терминах классической философской традиции, а именно Истины, Добра и Красоты. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблемы человечества, -отмечает Николай Рерих. - Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра– во всей его действительности. В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время-Истина. Наш русский писатель Федор Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: “Красота спасет мир”. Красота в иерархии ценностей нашего времени господствует и у Н. К. Рериха.

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь