Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Традиционное и современное общества
Цель: сравнить ценностные установки и организационные принципы традиционного й современного обществ; выделить важнейшие черты «современного человека»; проанализировать основные положения теорий модернизации, постиндустриального и постэкономического обществ. План: 1. Основные характеристики традиционного и современного обществ. 2. Современность и постсовременность. 3. Проблемы модернизации. Основные положения: 1. В основе дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) — традиционное сообщество и общество (Gesellschaft) — современное сложноструктурированное сообщество. В результате была разработа- 27 на своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем. 2. Для традиционного общества (Gemeinschaft) характерны: 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено»; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении, магического мышления. В то же время сила архаической мысли — в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое видение мира. 3. Для современного общества (Gesellschaft) характерны: 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов; 5) сложная система социального управления; 6) секуляризация религии, т. е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. 4. В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность — это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность — это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития. В этом смысле современность — не столько цель, сколько грозная необходимость, с которой нужно каким-то образом справиться. При таком подходе только те институты и процедуры могут считаться «современными», которые позволяли «справиться» с этой проблемой. 5. В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм (т. е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); 2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления — разнообразие возможностей выбора желаемого продукта, выбора стиля жизни); 3) рациональность (т. е. уменьшение значимости магических и религиозных веровании, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); 4) экономизм (т. е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); 5) экспансия (т. е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т. д.). 6. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили: 1) теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства — сфера производства знания (информации). Соответственно, в социальной структуре интеллекту- 29алы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой; 2) концепция постэкономического общества, согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальньгх ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. Таким образом, новое общество прокладывает себе дорогу отрицанием элементов прежнего социального устройства. По мнению сторонников рассматриваемой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания; 3) концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди особенностей (или черт) «высокой современности» он выделил четыре: веру (не в религиозном смысле, а вера в действие многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь, например транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.); риск; «непрозрачность» (утрата ясности, понятности, предсказуемости происходящего); глобализацию. 7. Концепции модернизации и неомодернизации связаны с поиском ответов на вопрос о приспособлении отсталых обществ к изменяющимся условиям, о достижении ими современного уровня общественного развития. Теория модернизации была принята в западной социологии после второй мировой войны, когда в результате освобождения колоний встала проблема взаимодействия Запада с освободившимися странами (так называемыми странами третьего мира). При этом предполагалось, что ориентиром развития последних станет экономическая модель западных стран. Для обозначения процессов модернизации в странах «второго эшелона», т. е. идущих вслед за более развитыми, был введен термин «запаздывающая модерниза- ция». Однако многие утверждения теории модернизации противоречили очевидным историческим фактам и были теоретически неубедительны. Попытки модернизировать общество часто не приводили к обещанным результатам. Нищету в отсталых странах преодолеть не удалось, более того, ее масштабы даже увеличились, обычным явлением стали войны, возникли новые формы религиозного фундаментализма, национализма, регионализма. Концепция неомодернизации стала ответом на критику прежней теории, в ней был пересмотрен ряд положений методологического характера. Так, вместо единой универсальной модели современности, которую в качестве образца должны брать на вооружение отсталые общества, была введена идея «движущих эпицентров современности»; утверждалось, что модернизация — это разнообразный многоликий процесс, ее темпы, ритмы, последствия в различных областях социальной жизни различны; было признано, что местные традиции могут таить в себе важные модернизационные потенции; в качестве главных агентов модернизации рассматривалась не политическая элита, действующая «сверху», а деятельность «снизу», массовое стремление граждан изменить условия своего существования. Для анализа особенностей модернизации в России было введено понятие рецидивирующей модернизации, т. е. периодически возвращающейся модернизации «вдогонку» с ее тяжелыми социальными последствиями и высокой человеческой ценой. Основные понятия: Gemeinschaft (община), Geseilschaft (общество), традиционное общество, современное общество, организационные принципы современности, современный человек, аномия, постиндустриальное общество; постэкономическое общество, «высокая (или поздняя) современность», модернизация, запаздывающая модернизация, рецидивирующая модернизация. Список рекомендуемой литературы: 1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. — М., 1998. - Гл. 3. 2. Ильин, В. В. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизации процесса/В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. С. Ахиезер. — М., 1996. 3. Трансформирующиеся общества: цели и пути. — М., 1996. 4. Иноземцев, В. Л. Концепция постэкономического общества / В. Л. Иноземцев // Социологический журнал. — 1997. — № 4. 31 2. В современном индустриальном обществе господствующим типом стратификации является классовый. Чаще всего в социологических работах выделяются три основных класса: высший, средний и низший. Самым многочисленным классом считается средний. Внутри этого класса выделяются различные слои: «старый» и «новый», «высший» и «низший» средний класс. Сформировавшаяся в западном обществе модель неравенства носит дисперсный характер. Это означает, что индивид может занимать неодинаковые позиции по различным критериям. 3. Изменение положения индивида в социальном пространстве получило название социальной мобильности. Мобильность, связанная с изменением социального статуса (понижением или повышением), называется вертикальной. В свою очередь, вертикальная мобильность подразделяется на восходящую и нисходящую. Горизонтальная же мобильность не связана с изменением статуса. Выделяют также индивидуальную и групповую, межпоколенную и внут-рипоколенную виды мобильности. Каналами мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак. Изменение социальной позиции без последующего обретения новой и обусловленная этим утрата прежних социальных связей, норм, моделей поведения фиксируется в понятии «марги-нальность». Маргиналъностъ подразделяется на экономическую, политическую и религиозную. По характеру процессов маргинализации различают ее экономическую, политическую и религиозную разновидности. 4. Стратификационную систему дореволюционной России можно охарактеризовать как сословную. В советский период существовала этакратическая система стратификации. В современном российском обществе происходит реструктуризация и формирование нового облика и типа стратификации. Современная социальная структура состоит как из «традиционных» элементов, так и из новых, возникающих в процессе формирования классового типа стратификации. Основные понятия: неравенство, стратификация, класс, средний класс, дисперсный характер неравенства, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, маргинальность, естественная маргинализация, предписанная маргинализация, экстремальная маргинализация, патернализм, корпоративизм. 5. Капустин, Б. Г. Современность — как принуждение и как свобода / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. — 1998. — № 4. 6. Крозье, М. Основные тенденции современных сложных обществ / М. Крозье // Социально-политический журнал. — 1992. - № 6/7. 7. Наумова, Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. — 1996. — № 3/4. 8. Пантин, В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну / В. И. Пантин // Вопросы философии. — 1998. — № 7. 9. Филиппов, А. Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности / А. Ф. Филиппов // Вопросы философии. — 1998. — № 8. Тесты, задания и упражнения: 1. В таблице приведены соотносительные принципы организации традиционного и современного обществ. Укажите в ячейках, где стоит знак вопроса, соответствующий принцип.
2. Объясните социологический смысл понятия «современность». 3. Как вы представляете себе «современного человека»? Сравните ваше представление с предлагаемой социологами моделью. 4. В чем сила и слабость концепции модернизации? 5. Сравните определения понятий «постиндустриального» и «постэкономического» обществ. В чем состоит принципиальное различие между ними? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы