Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 9. Социологическое понимание культуры
Цель: рассмотреть социальные и культурные аспекты познания общества; охарактеризовать основные элементы культуры; обсудить проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодействия; определить понятие массовой культуры. План: 1. Социальные и культурные аспекты познания общества. 2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры. 3. Взаимодействие культур. 4. Массовая культура. Основные положения: 1. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие выражение в пред- метной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником регулирования социального взаимодействия и поведения. Культуру можно рассматривать как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать и оценивать происходящее в определенном смысле, поступать так, а не иначе. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом. 2. Хотя в реальном мире культура и общество представляют собой единое целое, не могут быть отделены друг от друга, в социологическом анализе принято аналитически выделять в качестве относительно самостоятельных, несводимых друг к другу социальную и культурную стороны жизни общества. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном сообществе. Термин «общество» предполагает прежде всего рассмотрение сети социальных взаимосвязей, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие культурные ценности. Между социальными отношениями и культурой могут возникать противоречия, которые проявляются как конфликт между провозглашаемыми ценностями и реально существующей структурой социальных отношений, между исторически сложившимися культурными программами и инновациями, которые их изменяют. Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменение культуры и изменение социальных отношений подчиняются разным закономерностям. 3. Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними. Так, различают материальную и нематериальную культуру. К материальной культуре относят все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл — книги, одежда, школы, церкви, оружие, сады, парки и т. д. Важнейшим источником материальной культуры является технология как отрасль знания, имеющая дело с прикладной наукой и инженерией. Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т. е. всего того, что относится к области духовного, неопредмече иного. Все части культуры переплетаются в сложное целое. Обычаи, верования, ценности и технология взаимосвязаны. Глубина и сте- 43 пень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция». Для понимания процессов, протекающих в культуре, вводятся понятия: а) доминантной культуры, обозначающее те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения; б) субкультуры, указывающее на отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, социоэкономических, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей; в) контркультуры, обозначающее разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой. 4. Мировоззренческие установки в отношении собственной и чужих культур могут различаться. Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры как странные или примитивные и даже аморальные получила название «этноцентризм». Представление о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями, его породившими, получило название «культурного релятивизма». Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия — сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и выказывая приверженность основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование. 5. Производство культуры — от появления новой идеи, вещи, модели через ее воплощение, исполнение, апробирование и до ее обнародования и принятия членами сообщества — представляет собой сложный и длительный социальный процесс, в котором участвует множество людей. Среди них: собственно деятели культуры (или «культурные инноваторы») — дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели, одним словом, представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых — создание новых элементов культуры; первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец: «культурные стражники» — книжные издатели, редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, т. е. те, кто как бы «стоит у ворот», регулируя проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание; наконец, массовая публика, общественные вкусы которой во многом определяют популярность тех или иных продуктов культуры (фильмов, книг, музыки). 6. Массовая культура выступает как новый тип функционирования культуры в условиях демократизации, массовизации общества, коммерциализации искусства и появления новых технологий массовой коммуникации. Она отличается как от так называемой «высокой культуры», т. е. светской культуры, утвердившейся на переломе средних веков и нового времени, по своей направленности просветительской, по социальному составу — культуры для образованных, так и от «народной культуры» — спонтанного, автохтонного выражения народа. Массовая культура внедрена сверху, технически сфабрикована бизнесменами, рассчитана на пассивных потребителей, их участие ограничивается выбором: покупать ее продукцию или не покупать. Она является мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей. Вместе с тем массовая культура отвечает важным потребностям людей, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию, а также функцию социальной адаптации. Ее универсальность, вне-элитарность, ориентация на получение прибыли превращает ее в необходимую основу гражданского общества. Основные понятия: культура, социокультурная реальность, ценности, нормы, обычаи, нравы, законы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, контркультура, этноцентризм, межкультурное взаимодействие, культурный релятивизм, «стражники культуры», массовая культура, «высокая культура», народная культура. 45 Список рекомендуемой литературы: Основной: 1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. - М., 1998. - Гл. 7. 2. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — М., 1994. — Гл. 2. 3. Фролов, С. С. Основы социологии: учебное пособие / С. С. Фролов. - М., 1997. - Гл. 3. 4. Гуревич, П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. — М., 1994. 5. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов / Б. С. Ерасов. — М., 1996. 6. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учебное пособие / Л. Г. Ионин.-М., 1996. 7. Морфология культуры. Структуры и динамика: учебное пособие для вузов. — М., 1994. 8. Дубин, Б. В. Культурная динамика и массовая культура сегодня / Б. В. Дубин // Куда идет Россия. — М., 1994. Дополнительной: 1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб., 1997. 2. Массовая культура: иллюзия и действительность. — М., 1975. 3. Моль, А, Социодинамика культуры: пер. с франц. / А. Моль. — М., 1973. 4. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. — М., 1997. 5. Козлова, Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов / Н. Козлова // Общественные науки и современность. — 1994. - № 3. 6. Козлова, Н. Соцреализм: производители и потребители / Н. Козлова // Общественные науки и современность. — 1995. -№ 4. 7. Иконникова, Н. К. Механизмы межкулътурного восприятия / Н. К. Иконникова // Социологические исследования. — 1995. — № 11. 8. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре / К. Э. Разлогов // Вопросы философии. — 1997. — № 7. Тесты, задания и упражнения: 1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: а) контркультура; б) «стражники культуры»; в) моральные принципы; г) культура; д) доминантная культура; е) этно- центризм; ж) массовая культура; з) тривиализация; и) тиражирование; к) обычай; л) культурный релятивизм; м) культурная интеграция; н) культурные инноваторы; о) субкультура; п) ценности; р) народная культура; с) высокая культура; т) публика. Определения: 1) множество людей, занимающихся сходным действием или деятельностью, направленной на один и тот же объект, но не всегда находящихся в непосредственной пространственной близости; 2) новый тип функционирования культуры, вызванный процессами массовизации общества, коммерциализации искусства, развитием технологий массовой коммуникации; 3) культура, утвердившаяся на переломе средних веков и нового времени как культура светская, пришедшая на смену религиозной культуре, по своей направленности просветительская, по социальному составу — для образованных. 4) сведение всего разнообразия художественного опыта к элементарному, банальному, общедоступному; 5) характерный признак массовой культуры, предполагающий использование новых технологий — печать, экран, компьютерные коммуникации; 6) спонтанное самобытное выражение народом присущих ему ценностей; 7) стремление рассматривать свою собственную культуру как хорошую и правильную и судить других исходя из этих стандартов; 8) группы людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминантной культуры и члены которых идентифицируют себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы; 9) общие идеи, разделяемые людьми, относительно того, что хорошо и плохо, желательно и нежелательно; 10) все созданные и усвоенные людьми обычаи, верования, ценности, знания, символы, постоянно используемые среди людей, ведущих общий образ жизни; 11) ценности, нормы, традиции, взгляды, которые навязываются одной частью общества обществу в целом; 12) представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых создание новых элементов культуры; 13) группа, чьи нормы, взгляды, ценности и жизненный стиль вступают в прямой конфликт или противостоят доминантной культуре; 4714) степень, в которой различные элементы культуры образуют устойчивое и взаимосвязанное целое; 15) взгляды, согласно которым любой элемент культуры должен оцениваться в соответствии с конкретным временем, местом и обстоятельствами, которые вызвали его появление; 16) нормы, которые люди считают жизненно важными для их благополучия и в которых находят воплощение их базовые ценности", 17) люди, которые регулируют прохождение новых элементов культуры в общество; 18) повседневные привычки и условности. 2. Укажите причины, вызывающие формирование субкультур. Какие признаки указывают на принадлежность человека к той или иной субкультуре? Приведите примеры социальных групп российского общества, демонстрирующих контркультурные установки. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы