Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Скульптурный стиль в дизайне Италии 60х и его представители



В 1950-е годы казалось, что в дизайне главенствует США, но в конце 50-х главенство американской культуры пошатнулось - внезапно дизайн стал приходить из Италии. Феномен итальянского дизайна объясняли тем, что у него было " меньше традиций позади" после второй мировой войны.
В Италии последней трети века существовало два направления - " реальный" дизайн, связанный с массовым производством, и " концептуальный дизайн" - чистые эксперименты.

Как серьезное явление индустриальный дизайн формировался в 50-е годы. Одним из важных этапов развития итальянского дизайна стал стиль " Оливетти".

  • Фирма Оливетти, организованная в 1908, обрела полноценный стиль в 1950-е при сотрудничестве с Марчелло Ниццоли. Два шедевра мирового дизайна авторства Ниццоли - машинки Лексикон-80 и Леттера-22, ставшие манифестом органического стиля. Для них характерна скульптурность пластики, соединившая в себе художественную органическую концепцию и новую технологию литья под давлением.
  • Второй этап развития стиля Оливетти был связан с Этторе Соттсассом, пришедшим в 1957 году. Характерные черты линии Соттсаса - аскетизм формы отдельной вещи при особом интересе к созданию комплексов, формирующих ландшафт офиса. Пример - электронно-вычислительная машина " Элеа-9003", представляющая собой модульную систему. Концепция Соттсасса - система элементов, целостность которой обеспечивается подчеркиванием линий соединения, находилась в противовесе скульптурно-литому корпусу Ниццоли.
  • Самостоятельный отдел на Оливетти возглавлял Беллини, взгляды которого были близки взглядам Соттсасса. Он использовал новую технологию - пластификат, легко гнущийся материал, позволяющий за счет мягко загнутых краев создавать конструкции без единого винта. (машинка для кодирования " СМС-7-7004" )

Сам Беллини связывал скульптурную форму с новыми технологиями: " Скульптурная форма - не проблема стиля, но проблема новых материалов. Скульптурная форма - это не магическая формула, но совершенно ясная задача получения любых криволинейных профилей путем вырубки и штамповки." Новый материал становится активным фактором формообразования, происходит органичное слияние формы и функции.

Понятие стиль Оливетти принципиально отличается от понятия Браун стиля: Браун стиль формирует образ продукции конкретными формальными приемами (лексикон, словарь), стиль Оливетти - не лексикон, а скорее подход, принципы не только проектирования, но и функционирования самой компании, реализуемая на разных областях и разных уровнях: " любая машина может быть красиво оформлена, фабрика - красиво построена, письмо красиво напечатано".

В " реальном" секторе итальянского дизайна царит неомодернизм. Была организована ADI - ассоциация по промышленному дизайну (на общественных началах, государственный аппарат дизайн не замечал). " Реальные" дизайнеры:

Джованни Понти:
Проектировал корабельные комплексы, и в то же время - эксклюзивные вещи. Его настрой - художественный и антитехницистский, он убежден, что у его времени нет стиля, но есть свобода экспрессии. Ратовал за индивидуализацию дизайна.

Марко Дзанузо:
Пришел из мебели. Использует новые материалы - губчатую резину и эластичную ленту. Создает портативные модели телевизоров, радиоприемников. Революционная модель телефона " Грилло" (Кузнечик) (1967)- складная конструкция (" раскладушка" )

Братья Кастильони :
сочетали серьезный технологический поиск с острой невыразительностью языка, граничившей с дадаизмом.

 

Концептуальный дизайн: в 60-е годы восставал против стилистики модернизма (радикальные группы)
Братья Кастильони:
еще раз: в 1957 год демонстрировали интерьер-коллаж, в котором традиционные изделия ремесленников соседствовали с изделиями промышленного производства. Там были: подвесной телевизор, стол со сменяемыми столешницами, кресло из губчатой резины, принимавшее форму сидящего; табуреты " Селла" из седла велосипеда для " сидения стоя" и " Меццандро" - тракторное кресло на рессоре.
Соттсасс:
еще раз сближает концептуальный и реальный сектор пишущей машинкой Валентино (1969), легкой, дешевой, из ярко-красного пластика с желтыми бобинами, с дробной пластикой - " антимашинка".

 

 


 

Марко Дзанузо

Джованни Понти Ла Павони (кофемашина)

Ницолли


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2093; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь